Научно-исследовательская работа на тему: «Система работы по здоровью сбережению в условиях ФГОС.
Человек – высший продукт земной природы.
Человек – сложнейшая и тончайшая система.
Но для того, чтобы наслаждаться
сокровищами природы, человек должен
быть здоровым, сильным и умным.
И.П. Павлов
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны, а главное-педагогов.
Ухудшение состояния здоровья детей, подростков и молодежи России обусловлено социально-экономическим кризисом, снижением уровня жизни, недостатками в здравоохранении и внутренними причинами системы образования.
В соответствии с этим одним из ключевых направлений современного образования являются сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий.роблема сохранения здоровья и воспитания культуры здорового образа жизни у детей представляет особый интерес для исследователей и является чрезвычайно актуальной.
Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.Здоровьесберегающие технологии направлены на формирование зож.По современным представлениям в ЗОЖ входят следующие составляющие: -отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголизм, наркотики); -рациональное питание; -оптимальный двигательный режим; -закаливание организма; -личная гигиена; -положительные эмоции.
Школа должна способствовать воспитанию привычек, а затем и потребности в здоровом образе жизни.Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:
-воспитание культуры поведения;
-физическая культура;
-учебно-воспитательная работа;
-работа с родителями;
-лечебно-профилактические мероприятия;
-оздоровительные мероприятия.
Неправильно организованный труд школьников может принести вред здоровью. Поэтому большое значение имеет налаживание рационального образа жизни.Человек, умеющий со школьной поры правильно организовать режим своего труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением
Для практической деятельности сохранения здоровья наиболее важным является принцип «индивидуального режима дня», который предполагает следующие составляющие:
- Адекватную двигательную активность индивида (соответствие в суточном или недельном микроцикле объема и интенсивности движения биологическим требованиям, профессиональной деятельности, возрасту, полу).
- Адекватное питание (соответствующее энергопотерям, сбалансированное по белкам, жирам, углеводам).
- Психогигиену и психопрофилактику (аутотренинг или групповой сеанс для снятия психоэмоционального напряжения и невротизации).
- Закаливание (тренировка механизмов терморегуляции и повышение иммунной активности и неспецифической усталости (резистентности)).
- Использование массажа и самомассажа.
-
Дыхательную гимнастику
-
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, - включает:
-
соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;
-
использование здоровьесберегающих технологий обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся;
-
введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
-
строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудио-визуальных средств;
-
индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования.
-
актуализация на ученых занятиях вопросов, обеспечивающих формирование знаний о здоровом образе жизни и сохранении здоровья
-
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, -обеспечивает рациональную организацию двигательного режима учащихся,
-
- нормальное физическое развитие и двигательную подготовленность детей,
-
-повышение адаптивных возможностей организма,
-
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся
-
формирование культуры здоровья, - включает:
-
-полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.);
-
- рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
-
-организацию часа активных движений (динамической паузы) между
3 и 4 уроками;
-
-организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
-
-организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
-
-регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад и т.п.).
-
Реализация образовательной программы, экскурсионной и исследовательской деятельности предусматривает:
-
- координация рабочих программ по предметам учебного плана образовательного учреждения по темам, направленным на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;
-
- организация работы научного общества учащихся, разработка проектов и исследований по проблемам сохранения здоровья;по проблемам экологического характера
- -проведение «Дней здоровья», конкурсов, праздников «Покормите птиц зимой», «Бал цветов», Конкурс на лучшего знатока тайн природы, Конкурс рисунков "Природоохранительные знаки" и т.п.;
- В качестве образовательной программы использован учебно-методический комплект «Все цвета, кроме черного», который включает рабочие тетради для учащихся 2 классов (Учусь понимать себя»), пособие для педагогов «Организация педагогической профилактики вредных привычек среди младших школьников» и книгу для родителей.
-
Программа «Все цвета, кроме черного» является модульной и реализуется в следующих формах организации занятий:
-
интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
-
проведение часов «здоровья»;
-
проведение классных часов;
-
занятия в кружках;
-
проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т.п.;
-
организацию дней здоровья.
-
Просветительская работа с родителями (законными представителями) - включает:
-
лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов положительно и отрицательно влияющих на здоровье детей и т.п.;
-
приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
-
организация совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.
- Установлен контакт с родителями по вопросам здоровья детей:
- информация врачей о здоровье учащихся на классных и общешкольных собраниях, их рекомендации по укреплению здоровья школьников;
- индивидуальные и групповые консультации «Здоровье» для родителей, совместные занятия оздоровительной физкультурой для детей родителей, спортивно-развлекательные праздники «Папа, мама, я — спортивная семья», «Вместе с сыном, вместе с дочкой».
- Лекторий для родителей (лекции врачей, учителей, работников ГАИ, пожарной охраны, психолога, социолога):
- Роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни.
- Физическое воспитание детей в семье.
- Режим дня и его значение для здоровья младших школьников.
- Основы здорового питания.
- Ранняя профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
- Предупреждение несчастных случаев (бытовых травм, дорожно-транспортных происшествий).
- Профилактика вредных привычек.
Формирование у детей навыков личной гигиены.
Лето — «кузница здоровья».
Дополнительный ресурс успешности этой работы в использовании профессиональных возможностей родителей — врачей, психологов, спортсменов и т. д.
наиболее эффективным путем формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребенка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать свое состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены; что формирование ценности здоровья и здорового образа – необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы школы, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая ее инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.