Ученическая краеведческая конференция
«Страницы истории родного края»
70летию Иркутской области посвящается …

Исследовательская работа
Выполнил: Жадовец Николай,
ученик 7а класса
Руководитель: Чистова Т С
организатор ВПО
«Исайкина заимка»
сентябрь 2007
Содержание:
Проблемы первых переселенцев в Сибирь и их решение.
Возникновение местного деревообделочного производства.
Что такое «обичайный промысел»?
Занятие моих предков.
Древний промысел продолжает жить.
С конца 17века начинается переселение русских людей в Восточную Сибирь.
Приток русского населения в Сибирь вызвал необходимость обеспечения этого населения не только продуктами питания, но и промышленными изделиями. Несомненно, что какое-то количество из них, необходимое на первое время, везли сами переселенцы. Затем потребность в них удовлетворять путём выработки их на месте.
Если государство проявляло активность в снабжении населения хлебом, то производство орудий труда и предметов быта выполнялось исключительно самим населением.
Поставку промышленных изделий взяли в свои руки торговые люди. Уже к середине 17 века в Енисейской губернии, куда относились и наши левобережные земли Бирюсы, потребность в ряде изделий удовлетворялись самим населением.
К концу 17 века немного южнее (1,2 км) современного расположения Московского тракта возникла деревня- однодворка Старина, недалеко от Исайкиной заимки.
Вырвать в таёжной полосе у суровой природы массивы пригодной земли для сельхозугодий было трудно. Поэтому и рассыпались по малым еланям однодворые и двудворые деревни. То же обстоятельство вызвало к жизни и так называемые «наезжие пашни», таковой, по сути и являлась заимка туманшетского жителя Исайки (фамилия утрачена).
Сам крестьянский двор этого человека находился в деревне Туманшет, а в наших местах была «пашня» для летнего времени и охотничьи угодия для зимнего промысла.
После окончательного закрепления конного тракта люди стали подтягивать свои населённые пункты к тракту. Постройка жилищ производилась самими поселенцами. Возникают специалисты- плотники. Но в первый период плотницкое дело совмещалось с другими занятиями. Постепенно для плотников ремесло становится основой существования. Существуют уже «записные плотники».
С возникновением сел по московскому тракту большое развитие получает деревообделочное местное производство. Быстро растет специализация. Исследователи сибирских ремёсел О.Н. Волков, А.Н. Копылова, Е.И.Заозёрская называют следующих специалистов в области деревообделочного производства : бочкари, кадочники, чановщики, ведерники, окончиники, столяры, рогожники.
Мои предки по папиной линии, род Жадовцев, были тоже специалистами деревообделочного промысла. Моя прабабушка Жадовец Феодосия Павловна рассказывала о ремесле обичайников. «За обычай»- такое выражение употреблялось по отношению к тем ремесленникам, для которых мастерство плотницкое было обычным делом, т.е. они были специалистами в своём деле. Их звали «заобычайниками». Постепенно это слово трансформировалось в «обычайников», а на смоленском и Быховском наречии звучало как «обичайники». Но занимались в наших краях узкой специальностью - щипали берёзовую и сосновую древесину на тонкие листы, которые потом шли на изготовление сит, коробов, корзин. Эти листы назывались «обичайкой». У нас сохранился небольшой запас «обичайки», и я принёс его в музей.

Не каждое дерево «стружится» по волокнам, на изготовление «обичайки» в основном в ход шла сосна. В округе нашего села много участков леса пригодного для «обичайки». В начале выбиралось дерево, с него стёсывалась кора, примерно 10 на 10см. и обухом топора наносились удары по этому месту. Если волокна дерева расщипывались строго вертикально, то это дерево валили и распиливали на чурки по нужному размеру. Если волокна шли под небольшим уклоном, то дерево признавали негодным. Далее чурки раскалывали специальным топором-ножом на своеобразные дощечки. Затем при помощи станка и специальных ножей- «стругов» изготавливали листы толщиной от 3 до 6 мм.. Затем их сворачивали в рулоны и сушили. Вот как выглядели изделия из обичайки:

Готовую продукцию отправляли в Грузию и на Украину. Обичайку грузили на конные сани, как сено, до того она была объёмная и лёгкая, везли на станцию и отправляли заказчику.
Станок для изготовления обичайки, представлял следующее: деревянная скамейка, к которой приделан «Г»образный зажим, им прижимается исходный материал при помощи педали. Этот станок выполнен из дерева, а называется «столюга». «Струг»- это нож толщиной 3мм., с двух сторон ручки. Его точили очень остро, как бритву.
Рабочий садился «верхом» на станок, ногой при помощи педали зажимал заготовку и ножом снимал стружку с заготовки. Мы с папой нашли на дедовском подворье этот старинный станок и сфотографировали. Выглядит он так:
Особым спросом пользовалась у сибиряков берёза. Древесина берёзы очень крепкая, поэтому изделия из неё долговечные, крепкие. Кроме того, она вязкая, в сыром виде - пластичная, легко гнется. Из неё легко формировать такие предметы быта, как например, валик для отколачивания белья (стирки) на речке. Зная эти свойства дерева и обнаружив «берёзовый запас» в Сибири, переселенцы из разных регионов России быстро наладили производство бытовых предметов из берёзы. Это были прялки, самопрялки, веретена, «рубели» и «праники» для глажки белья и рубах, скалки, толкушки, валики, трепала для льна, «детятские» игрушки и многое другое. Особым уважением пользовались мастера по изготовлению конных саней. (Демонстрация детали саней).
Станки для ткачества делали станошники, упряжь лошадей- хомутники, гребни для чесания льна- гребенщики. Для развития этого производства необходимы были орудия труда и приспособления, которые как раз изготовлялись из берёзы и сосны.
Некоторые ремёсла сохранились до сих пор. Мы были удивлены, когда узнали, что житель нашего села Руй Василий Иванович с успехом пользуется «столюгой» для изготовления необходимых в хозяйстве вещей: бочек, кадушек и прочего. «Столюга» у него усовершенствованная и выглядит вот так:
