Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №1»
Исследовательская работа по экологическому воспитанию
Выполнила: Берсанова Софья, ученица 2 «б» класса руководитель: Дулгарова Инна Владимировна учитель начальных классов
2014 год
Введение
Обоснование проблемы
Проблема экологии является в настоящее время актуальной. Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологии послужило равнодушное отношение людей к окружающему миру. Человек стоит на грани экологического кризиса.
Люди во время экскурсий на природу ломают ветки деревьев, уничтожают насекомых, оставляют после себя мусор. Из леса некоторые из них стараются вернуться с охапками полевых и лесных растений. Весной люди часто поджигают сухую траву.
Сегодня проблема повышения экологической культуры общества актуальна. Все общество озабочено сохранением природных ресурсов. Если у людей не будут сформированы основы экологической культуры, то в будущем они не смогут уберечь нашу планету от необратимых экологических последствий. Нужно помнить, что мы природные ресурсы не получаем в наследство от предков, а берем их в долг у потомков. Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни.
Гипотеза
Мною была выдвинута гипотеза: если работать с младшими школьниками в рамках системы экологического воспитания, с организацией познавательной, практической и исследовательской деятельности, то можно добиться значительного повышения экологической культуры школьников.
Были определены следующие задачи исследования:
Анализ научной и методической литературы по проблеме.
Проведение педагогического эксперимента.
Разработка системы работы по экологическому воспитанию
Разработка пакета методического обеспечения для реализации системы
работы по экологическому воспитанию.
В ходе работы использованы следующие методы:
анализ научной, методической и популярной литературы;
обобщение и анализ опыта работы учителей;
статистическая обработка данных.
Цель предлагаемой мною системы работы - формирование основ экологической культуры младших школьников. В итоге реализации своей деятельности я планирую достичь конкретных целей, а именно: расширение экологических знаний у детей, усвоение учащимися правил поведения в природе, вовлечение детей в полезную деятельность по изучению природы родного края и охране ее.
Задачи:
1. Расширить и углубить знания детей об отдельных явлениях и объектах
окружающей среды.
Формировать эмоциональное восприятие природы.
Изучить правила поведения в природе.
Формировать основы понимания необходимости бережного
отношения к объектам природы.
Работать с родителями на поддержание в семье интереса к проблемам
экологии родного края.
2.2. Факторы, формирующие экологическую культуру в трудах
современных педагогов
В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Ряд исследователей, отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей. Ученные считают, что экологическая культура — проявляется в ответственном отношении к природе.
Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:
культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При
этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при представление об исторической неизбежности возникновения проблем охраны природы
В четвертый блок модели автором включены педагогические средства, с помощью которых осуществляется природоохранительное образование личности. Это учебное содержание, методы, наглядные средства, формы организации воспитательного процесса
2.4. Педагогические основы формирования экологической культуры
В своей статье "Экология личности" академик Б.Т. Лихачев предполагает развитие ряда смежных научных направлений. Среди них он выделяет такие, как экологическая психология и педагогика, экологическая психофизиогигиена. На их базе могут быть разработаны рекомендации по организации образа жизни ребенка, преодолению кризисных явлений, связанных с нарушением экологического равновесия (кислородное голодание, задержки в развитии, вспышки агрессивности и жестокости в отношении к животным и друг другу и т.д.). Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, обществу, людям. Вся нравственная направленность ребенка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести. Естественной основой процесса такого воспитания являются объективно складывающиеся в различные возрастные периоды отношения ребенка с окружающей средой. У детей дошкольного и младшего школьного возраста они реализуются на бессознательной основе. Малыши, не отдавая себе отчета, не отделяются от внешней среды, ощущают себя естественной частью природы. Между детьми, животными и растениями устанавливаются интуитивное взаимоощущение и даже взаимопонимание. Ребенок открыт, чтобы воспринимать и усваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки. Таким образом, экологическая культура в современных условиях является одним из ведущих компонентов личности. Выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;
— культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать
эстетические эмоции.
2.3 Модель формирования ответственного отношения к природной среде
по А.Н. Захлебному
Модель состоит из четырех блоков. В первом — названы важнейшие факторы, которые определяют формирование свойств личности, ее мировоззренческие взгляды, убеждения, поступки.
Для решения задач экологического образования особое значение приобретают ценности: экологическое качество окружающей человека среды (естественной, преобразовательной, искусственной), природные ресурсы и изделия из них; эталоны и уникальные объекты естественной природы; памятники культуры.
Вторым фактором, определяющим готовность человека к деятельности, является его идеал отношения (и поведения) к природной среде. Развитие у школьников оценочных суждений выступает важным фактором в воспитании готовности и способности действовать по защите природной среды. Нравственные убеждения, которые психологи рассматривают как моральные принципы, становятся мотивами поведения человека. Во втором блоке рассматриваемой модели показано проявление свойств личности ученика в конкретных видах деятельности и поведения. Об ответственном отношении свидетельствует:
—- культура индивидуального поведения в природном окружении;
— активное участие в общественно- полезном труде по защите, уходу и
улучшению окружающей среды, в пропаганде идей охраны природы
В третьем блоке модели А.Н. Захлебный показывает «каналы», через которые педагог воздействует на личность ученика, его чувства и интеллект. Постепенно развивая интеллектуальные способности личности, формирует его мировоззрение. В результате интеллектуального развития формируется
3.1 Формирование экологической культуры младших школьников
Формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы.
Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах занятий: индивидуальных, групповых, массовых. Индивидуальные занятия предполагают выполнение учащимися наблюдений как отдельных видов растений, животных, грибов и т.д., так и природных сообществ, расположенных в окрестностях школы, о взаимном влиянии человека и живой природы. В индивидуальных занятиях наиболее ценны те наблюдения, которые приводят школьника к выводам о значении живых организмов в жизни человека, оценке их состояния на обследуемой территории и порождают желание своим трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, подкормить птиц зимой.
Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы.
В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые занятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы.
Я выстраиваю свою работу экологического воспитания по следующей системе:
работаю с одноклассниками
работаю с родителями
взаимодействую с учителями начальной школы
4. осуществляю посещение учащимися внешкольных мероприятий по
экологическому воспитанию.
Работа с детьми
Для выявления уровня экологической культуры был проведен констатирующий эксперимент: детям предлагались вопросы анкеты (см. Приложение 1). Анкетирование проходило методом интервью. Данные полученные в ходе анкетирования, представлены в графиках и диаграммах.(см. Приложение 2)
Диаграмма 1
Ответы учащихся на вопрос: Что такое природа?

Ответы учащихся на вопрос: Что такое природа? Как видно из графика, большинство учащихся дали достаточно точные и полные ответы на данный вопрос. Среди компонентов природы школьники наиболее часто называли воздух, растения, воду, животных, человека.
Ответы учащихся на вопрос: Что природа дает человеку?
Приведенные данные свидетельствуют, что большинство учащихся дали правильные ответы на этот вопрос.
Ответы учащихся на вопрос: Что такое «фотоохота»? (См Приложение 2) Приведенные данные говорят о том, что многие учащиеся познакомились на занятиях с безопасным видом охоты в природе -фотоохотой.
Ответы учащихся на вопрос: Назовите лекарственные растения. (См Приложение 2). Как видно из графика, большинство учащихся узнали достаточное число видов лекарственных растений об этом свидетельствуют графики и диаграммы.
Ответы учащихся на вопрос: Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности? (См Приложение 2). Как видно из графика, у большинства школьников расширились знания об экологической обстановке в своей местности.
Ответы учащихся на вопрос: Как человек разрушает природу? (См Приложение 2). Приведенные данные свидетельствуют, что школьники узнали о многочисленной деятельности человека на природу.
Ответы учащихся на вопрос: Что могут сделать дети для охраны природы? (См Приложение 2). Как видно из графика, большинство учащихся осознают свою роль в охране и восстановлении природной среды.
Приведенные данные свидетельствуют об эффективности практической работы с учащимися в формировании экологической культуры. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что работа по системе экологического воспитания достигает цели при правильной ее реализации. Изменение отношения школьников к природе выразилось в повышении интереса к проблемам ее охраны.
Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического образования, я предлагаю проект системы экологического воспитания (См Приложение 3). Свою работу я построила по следующим направлениям:
познавательная деятельность;
творческая деятельность;
практическая природоохранная деятельность;
исследовательская работа с детьми.
Познавательное деятельность развивает интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирует представление о научной картине мира, может быть представлена материалами, раскрывающими свойства предметов и явлений, их многообразие. Для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому — природно-социальному окружению.
Используя методы познавательной деятельности, такие как, чтение научной и художественной литературы, беседы, викторины, экскурсии, анкетирование (детей и родителей), ролевые игры, я повышаю экологическую культуру учащихся моего класса. Например, одним из важнейших средств является игра. В игре в наибольшей степени школьник психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей, выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками.
Дети с удовольствием исполняют «роли» охраняемых видов животных, растений или грибов, при этом каждый вид устами школьника рассказывает о значении его в природе и жизни человека и обосновывает необходимость его сохранения, (см. Приложение 4)
Творческая деятельность заключается в восприятии эстетических свойств природных объектов и произведений искусства (изобразительного, музыкального, литературного, декоративно-прикладного, зодчества, устного народного творчества), а также в создании художественных образов, связанных с природными объектами и отношением людей к природе. Система работы по экологическому воспитанию включает знакомство детей с местными экологическими и краеведческими особенностями, т. к. без элементарных понятий и представлений об экологических проблемах своего края, его климате, реках, лесах, невозможно усвоение полноценных экологических знаний. Разнообразны формы художественного творчества учащихся: выполнение рисунков, плакатов, посвященных природе родного края и отдельным ее объектам; сочинение и оформление экологических сказок; участие в подготовке спектаклей экологического содержания; изготовление поделок из природного материала и др.
Среди методов и приемов творческой деятельности, с помощью которых я стараюсь убедить учащихся в необходимости охраны окружающей среды, показать последствия нерационального отношения к природе, можно выделить такой методический прием как изложение материала в форме сказки. Сказки экологического содержания я использую как средство эмоционального воздействия на психологию ребенка. Сказки способствуют усвоению знаний о природе в доступной, увлекательной форме. Наибольший интерес вызывают инсценированный вариант сказки (театрализованный мини-спектакль). Я учу детей сочинять сказки о растениях и животных во время экскурсий в природу, (см. Приложение 5)
Практическая природоохранная деятельность связана с сохранением и улучшением окружающей среды. Реально возможности такой деятельности, несмотря на кажущееся разнообразие конкретных проявлений, ограничены преимущественно благоустройством своего класса и школы, ее территории. Сюда входят: озеленение класса и разведение комнатных растений, уход за ними, уборка территории школы, (см. Приложение 6)
Следует учитывать, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать. Например, как экологически грамотно подкармливать зимующих птиц, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения, соблюдать правила личной гигиены при уходе за кошками и собаками.
Особый интерес у младших школьников вызывает материал об отношениях живых организмов со средой обитания. Содержание этого раздела близко и понятно детям: оно дает представление о многообразии обитателей природы, о том, как они приспосабливаются к условиям жизни (к сезонным изменениям, к условиям обитания, к взаимоотношениям собой и человеком), где живут, какое влияние оказывает на них человек и его деятельность и как уменьшить вредное воздействие этой деятельности на сохранение многообразия видов растений и животных.
Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды — значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности.
Исследовательская работа с детьми. Помимо вышеперечисленных видов деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу - проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают фокусы, они необычны, а главное - ребята все проделывают сами. (см. Приложение 3)
Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать. Поэтому в начале проведения наблюдений и опытов полезно предложить ребятам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах. А в конце работы обязательно обсудить их.
Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста, в том числе и младших, играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные детьми на занятиях, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Хотя бы частному решению проблемы, может помочь исследовательская работа детей в рамках экологических проектов. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне.
Проект «Мое дерево» подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведения наблюдений, обобщение результатов исследований в самой разнообразной форме. В качестве объекта исследований выбрано дерево. Деревья играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас постоянно, однако большинство детей и взрослых не обращают на них внимание. Опыт показывает, что дети младшего возраста часто не воспринимают деревья как живые объекты. В то же время дерево — прекрасный объект для фенологических наблюдений. На примере дерева могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой. Состояние деревьев, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Важно и то, что деревья — довольно крупные объекты, поэтому ребенку легче, чем небольшие растения, представить дерево своим другом.
Проект включает три этапа работы. Первый этап — подготовительный. На этом этапе объясняется цель , задачи проекта , проводятся беседы, экскурсии; определяется объект исследований. Каждый ученик выбирает дерево, которое ему нравится. Дерево находиться в школьном парке. Ребенок может приходить к нему сам во время прогулки. У большинства детей сформировано представления о том, что главное дерево нашей страны — береза. Однако для сравнения результатов важно проводить наблюдения за разными деревьями. В результате среди объектов наблюдений оказались рябина, береза, тополь, ель.
Важной задачей работы в рамках проекта — воспитание эмоционального отношения к деревьям, общение с ними на равных. Поскольку дерево — друг, ребенок сам выбирает для него имя. Анализ детских работ показал, что все придуманные имена деревьев можно разделить на несколько групп. Первая — обычные, «человеческие» имена — Саша, Аннушка, Аленушка и т.п. Возможно, в этом случае детям хотелось, чтобы у их деревьев были такие же имена, как у них самих или у их друзей. Тем самым они подчеркивают свое отношение к дереву, как к другу. Вторая группа имен отражает их особенности, но при этом дети использовали уже существующие слова: Красавица, Белянка (береза) Ежик (ель). Анализ детских рассказов о своем дереве показал, что детям нравится называть деревья придуманными именами, а не ботаническим названием. Таким образом, они подчеркивают свое личное отношение к дереву, выделяют его среди остальных.
Экологический проект «Мое дерево» стал семейным проектом. Для этого я познакомила родителей с целями и задачами работы по проекту. Многие родители помогли ребенку выбрать дерево, ухаживают вместе за ним, рассказывают историю его появления.
Подготовительный этап включил наблюдение в виде рисунков. Например, дети нарисовали портрет своего дерева осенью. В дальнейшем нарисуют свое дерево в разное время года.
Исследовательский этап состоит из ряда заданий: «Знакомство с деревом», «Изучение кроны, листьев», «Изучение коры, ствола», «Изучение плодов, семян», «Изучение животных, связанных с деревом» и др. Каждое задание, в свою очередь, состоит из комплекса вопросов. Например, дети получили задание — «Изучение ствола, коры»:
1. Найди место, где ствол дерева шире (уже) всего.
2. Погладь кору дерева. Какая она: твердая, мокрая, сухая? Есть ли на ней трещины? В каком месте их больше всего? Может ли кто-нибудь жить в этих трещинах? Примечание. При ответе на эти вопросы дети говорили, что кора их дерева « шершавая или гладкая».Ответы ребят показали, что исследования дети проводили с большим интересом.
3. Понюхай кору. Что напоминает тебе это запах? Всегда ли одинаково пахнет кора дерева?
Примечание. Школьники отмечали запах коры в разное время года, при разных погодных условиях. Ответы были следующими: «лимоном», «подсолнечным маслом и грибами», «апельсином», «травой», «лесом», «листвой», «яблоками», «свежими огурцами».
Есть ли дупла на деревьях? Может кто-нибудь в них жить?
Есть ли на коре дерева мхи, лишайники? Много их или мало?
Есть ли на стволе грибы?
Есть ли на коре дерева следы, оставленные человеком: ободранная кора,
царапина от ножа и т.п. Как вы считаете, смогло дерево залечить эти раны?
Помимо чисто исследовательских заданий, ребята выполняли ряд дополнительных работ, направленных на развитие образного мышления, эмоционального отношения к природе. Например, им предлагалось определить «настроение» дерева, нарисовать портреты дерева, с разным настроением. Во время выполнения задания дети отмечали, что «настроение» их дерева бывает: грустное, веселое, счастливое, печальное, молчаливое. Дети участвовали в практической деятельности по уходу за своим деревом, украшали свое дерево, чтобы «дереву не было скучно и одиноко», делали
кормушки для птиц.
Третий этап — обобщение материалов — включает выполнение детьми ряда рисунков, составление рассказа о дереве чтение литературы по теме.
Таким образом, используя методы исследовательской деятельности, такие как, чтение научной литературы, опыты и эксперименты, экскурсии и исследовательская работа в природных условиях, я повышаю экологическую культуру учащихся.(см. Приложение 3)
3.2 Работа с родителями
Для поддержания интереса детей к экологии родного края проводятся беседы с родителями. Родители участвуют в проекте «Мое дерево», делают вместе с детьми кормушки для птиц, изготавливают методический материал для занятий. Родители принимают участие при организации экскурсии в лес и на озеро.
Для родителей была составлена анкета «Экологическое воспитание детей». (см. Приложение 7)
Родителям были предложены вопросы анкеты. Из ответов родителей следует, что дети рассказывают дома о занятиях по экологической программе, обращают внимание на окружающую природу, подкармливают птиц. Родители оценивают работу по данному вопросу положительно. Некоторые родители предлагают свою помощь.
3.3 Межпредметные взаимодействия с учителями
Системой работы по экологическому воспитанию учащихся предусмотрены межпредметные взаимодействия с учителями начальной школы и учителями, работающими в старших классах. Дети знакомятся с наглядными пособиями в кабинетах биологии, географии.
Участвовали в общешкольном конкурсе рисунка «Дети в защиту природы», «Экология села и леса». С инсценировками экологических сказок учащиеся выходили на внеклассные мероприятия в школе.
3.4 Внешкольные мероприятия по экологическому воспитанию
Для повышения уровня экологической культуры учащихся я уделяю большое внимание посещению учащимися внешкольных мероприятий по экологическому воспитанию. Дети посещают музей имени Сампилова, где знакомятся с природой родного края, через картины художников-земляков. В Центральной детской библиотеке для учащихся проводятся тематические обзоры литературы по экологическому воспитанию, показываются инсценированные экологические сказки. Посещение кружков в ЦДЮ помогает восприятию эстетических свойств природных объектов и произведений искусства (изобразительного, музыкального, декоративно-прикладного, устного народного творчества). Дети с удовольствием изготавливают поделки из природного материала.
5. Выводы
Проделанная работа по системе экологического воспитания привела к следующим выводам:
Теоретические основы экологического образования младших школьников
достаточно разработаны, уровень экологического воспитания в школах средний.
Необходима система экологического воспитания с организацией
познавательной, практической и исследовательской деятельностью учащихся.
Система работы по экологическому воспитанию с учащимися
значительно расширила и углубила их знания о природе, у детей появился стойкий
интерес к природе, приобретены знания о природе родного края.
Система работы сформировала практические умения по оказанию помощи
природе. У детей появилось чувство удовлетворения своей природоохранной
деятельностью.
Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию
в значительно повысило экологическую культуру школьников.
Составлена и создана учащимися книжка-малышка для детей начальной школы.
Список литературы
Арманд - Ткаченко Г.В. Календарь по охране природы // Пособие
для учащихся - М.: Просвещение, 1964.-130с.
Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы - М.:
Педагогика, 1981. - 184с.
Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и
экологическое образование // Советская педагогика. - 1985. - №12.
-С.10-12.
Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. - 1993. - №2. - С.19-
21.
«Муравейник» ж-л №1-12 1996 г.
Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к
природе // Советская педагогика. - 1987. - №3. - С.29-32.
Сладков Н.И. «Сорочьи тараторки» - 1976г., М.
Суравегина И.Т., Енкевич В.М. Экология и мир: Метод, пособ. для
учит. - М.: Новая школа, 1994. - 126с.
Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое
образование в школе // Советская педагогика. - 1990. - №12. - С. 12-
14.
Фефилова Е.П., Поторогина Е.А. Азбука природы в подвижных
играх // Пособие для учителя: «Вако», М., 2006 г.
Черемисина Л.Д. Основы экологии младшим школьникам //
Практическое пособие - М.: Аркти 2006 г. - 88 с.
«Экологический вестник» ж-л - №4-8, 1995 г.
«Юный натуралист». - 1991. - №10. -С.35-37.
Приложение 1
Анкета
Что такое природа?
Что природа дает человеку?
Что такое «фотоохота»?
Назовите лекарственные растения.
Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?
Как человек разрушает природу?
Что могут сделать дети для охраны природы?



Приложение 7 Анкета «Экологическое воспитание детей» Ф.И.О.
Знаете ли вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?
Интересует ли Вас лично проблема экологического воспитания детей?
Ощущаете ли вы по ребенку, что в уделяется внимание
экологическому воспитанию? В чем это проявляется? (ребенок много
рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на
окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о
природе и т.д.).
Как вы сами относитесь к природе, любите животных, птиц?
Поддерживаете ли Вы проводимую работу по экологическому
воспитанию младших школьников? В чем это проявляется? (беседа с ребенком о
природе, приобрели животных, подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на
природу, проводите наблюдения с детьми за природными объектами, сажаете
деревья, охраняете природу).
Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? Нужно ли это
делать?
Как оцениваете работу по данному вопросу?
Ваши предложения, пожелания.