15
Районная научно-практическая конференция школьников
«Первые шаги в науку»
Направление: Физика
Название работы: «Влияние мобильных телефонов на
организм человека»
Автор работы: Харгатаева Александра, ученица 11 класса
Место выполнения работы: Лаганский р-он, МКОУ «ДСОШ
им. Бембеева Т.О.»
Руководитель: Убушаева Т.А., учитель физики 1 категории
Оглавление
Введение………………………………………………………………2
Основная часть………………………………………………………..4
2.1 Электромагнитное поле………………………………………….4
2.2 История создания телефона …….……………………….............5
2.3Удельный показатель поглощенияSAR……………………….....6
2.4Влияние сотового телефона на здоровье школьников……….....6
2.5Результаты анкетирования учащихся школы…………………....7
3. Заключение……………………………………………………………..9
4. Список литературы……………………………………………………11
5. Приложения……………………………………………………………12
Введение
Мобильные телефоны крепко вошли в жизнь человека, сейчас мало кто представляет себе жизнь без мобильного телефона. Для многих это не только средство общения, но, и средство развлечения, и получения разнообразной информации. Сейчас уже трудно представить жизнь без мобильной связи. Каждый абонент прекрасно понимает, какие неблагоприятные последствия для здоровья может иметь использование сотовой связи вследствие электромагнитного излучения, но дороги назад уже нет.
Прежде всего, необходимо сказать о том, что огромное количество взрослых и детей при использовании мобильного телефона добровольно подвергают электромагнитному облучению свой головной мозг и находящиеся во внутреннем ухе сложные нервные образования, обеспечивающие нормальную деятельность слухового и вестибулярного анализаторов, а также сетчатку глаза. Электромагнитные поля (ЭМП) базовых станций (БС) принудительно, ежедневно и круглосуточно, уже в течение нескольких лет подвергают облучению все население (детей и взрослых, беременных и больных, гиперчувствительных лиц). Иными словами, электромагнитные поля базовых станций сотовой связи осуществляют тотальное облучение всего тела человека.
Нельзя не брать во внимание возможное отрицательное влияние электромагнитных полей сотовых телефонов на здоровье ребенка. В настоящее время сложилась весьма сложная ситуация в оценке риска воздействия ЭМП на детей.
В процессе исследовательской работы мы хотели проверить, какое же всё-таки влияние оказывает мобильный телефон на здоровье школьников, и в чём оно проявляется.
Цель:
О влиянии сотового телефона на организм подростка. Изучить положительные и отрицательные стороны использования сотового телефона для снижения его вредного воздействия на здоровье.
Задачи:
телефонов.
Провести анкетирование учащихся 5-11классов МКОУ «Джлыковской средней общеобразовательной школы имени Бембеева Т.О.» на предмет их информированности о влиянии сотовых телефонов на здоровье человека.
Методы исследования: наблюдение, исследования публицистических и научных источников, работа с литературой, анкетирование, анализ, обобщение.
Проблема:
Медики предупреждают, что сотовые телефоны не только могут спровоцировать развитие онкологических заболеваний, но и разрушительно влияют на психику, особенно если речь идёт о подростках. Учителей волнует тот факт, что дети почти не владеют письменной литературной речью.
Гипотеза:
Ослабить психологическую зависимость подростков от сотовых телефонов возможно посредством большей информированностью.
Основная часть
2.1 Электромагнитное поле
. Электромагнитное поле (ЭМП) – это особая форма физической материи, посредством которой осуществляется воздействие между электрически заряженными частицами. ЭМП также можно охарактеризовать как поле, создаваемое электромагнитными волнами, испускаемыми ускоренно движущимися электрическими зарядами, возбужденными атомами и молекулами, а также другими излучающими системами.
На заре цивилизации для быстрой передачи информации на большие расстояния использовались примитивные способы - сигнальные костры, барабаны, каменные молотки, луки и многое другое. Первым шагом к появлению мобильных средств связи была гипотеза английского физика Джеймса Клерка Максвелла о том, что в природе существуют электрическое и магнитное поля, которые являются составляющими единого электромагнитного поля. Изменение электрического поля вызывает появление магнитного, и наоборот. В пространстве начинает распространяться электромагнитная волна. Учёные математически доказали, что скорость этого процесса равна скорости света в вакууме.
Для получения электромагнитных волн Г.Герц использовал простое устройство, которое в его честь было названо вибратором Герца. Это устройство представляет собой открытый колебательный контур. Герц получал электромагнитные волны, возбуждая в вибраторе с помощью источника высокого напряжения серию импульсов быстропеременного тока. Колебания электрических зарядов в вибраторе создают электромагнитную волну. В электромагнитной волне векторы Е и В перпендикулярны. Для излучения электромагнитных волн нужно создать электромагнитные колебания высокой частоты в открытом колебательном контуре. Опыты Герца, описание которых появилось в 1888г., заинтересовали физиков всего мира. Ученые стали искать пути усовершенствования излучателя и приёмника электромагнитных волн. В России одним из первых изучением электромагнитных волн занялся преподаватель офицерских курсов в Кронштадте А.С.Попов.
2.2 История создания телефона
Развитие коммерческих сетей мобильной связи в России было стимулировано приказом Министерства связи РФ №18 от 24 февраля 1996г. Тогда начала свою работу сотовая компания «Дельта-Телеком», сети появились в Москве и Челябинске.
Современные сотовые телефоны компактные, усовершенствованные. Мобильный телефон — это небольшое устройство, по которому можно разговаривать и которое вы можете взять с собой, передвигаясь по городу, стране и миру. С каждым годом моделей мобильных телефонов становится все больше, а их функции постоянно усложняются. Современный мобильный аппарат — это маленький компьютер, который, помимо установления качественной связи, может подключаться к сети Интернет, снимать цифровые фотографии. Первоначально мобильные телефоны служили лишь для передачи речи, но затем были введены и другие сервисы — теперь Вы можете с помощью телефона отснять фото или даже видеоролик и отправить своим знакомым.
Некоторые мобильные телефоны оснащены MP3-плеером, так что проблемы поиска свежих мелодий для них не существует. Как правило, на мобильный телефон можно записать встроенным диктофоном звук и поставить его на звонок. Мелодию на телефон проще всего скачать с WAP-сайта. Если такой возможности нет, то простую монофоническую мелодию можно получить с помощью EMS-сообщения. Предоставление компаниями широкополосной связи расширяет возможности для получения самой разнообразной информации.
Если б в мобильных телефонах не было игр, то у скольких людей не было бы мобильных телефонов! Технология Java — стандарт для программ и игр для мобильных телефонов. Разработчику игры требуется минимум усилий для переделки игры или программы под другую модель телефона. Программа или игра на Java может обращаться ко всем возможностям телефона — загружать данные через Интернет, управлять подключаемыми аксессуарами и так далее. На Java написаны почтовые клиенты, что забирать и отправлять электронную почту, фоторедакторы, чтобы редактировать отснятые камерой снимки, и многое другое. Некоторые телефоны имеют собственные игровые платформы — как правило, более быстрые, чем Java, позволяющие зачастую использовать даже полноценную трехмерную графику! Разрабатывают даже специальные телефоны, предназначенные для игр. Со временем мобильные телефоны стали не только средством связи, но и предметом роскоши, модным аксессуаром
Удельный показатель поглощения SAR
Каждый мобильный телефон испускает электромагнитное излучение, которое влияет на здоровье человека. Данную характеристику назвали SAR (или Specific Absorbtion Rate) – это единица измерения, показывающая максимальную удельную мощность, поглощаемую человеческим телом при обычном разговоре по сотовому телефону. Этот параметр численно соответствует мощности электромагнитного поля сотового телефона, воздействующей на каждый килограмм головного мозга человека. Максимальный безопасный уровень – 2,0. Подавляющее большинство современных телефонов имеют SAR от 0,5 до 1,0.
Для нашего здоровья, чем меньше SAR, тем лучше. Принятые нормы подразумевают полную безопасность использования для людей, у которых всё в порядке со здоровьем, но таких уже не много.
2.4 Влияние мобильного телефона на здоровье школьников
В наше время многие бытовые вещи являются источниками электромагнитного излучения (телевизор, компьютер, микроволновая печь). Но если, смотря телевизор, мы все-таки находимся на определенной дистанции от него, то при использовании мобильного телефона наша голова целиком облучается. Среди технических средств нет таких, которые могли бы сравниться с мобильным телефоном по уровню воздействующего на человека излучения.
Излучение мобильных телефонов повреждает области мозга связанные с обучением, памятью и передвижением. Ученые исследовали воздействие излучения мобильного телефона на крыс в возрасте от 12 до 26 недель, чей мозг находится в той же стадии развития, что и мозг подростков. Спустя 50 дней исследователи обнаружили множество мертвых мозговых клеток у крыс, подвергшихся излучению. Сходство между мозгом крысы и человека дает ученым повод предположить, что схожие эффекты сотовый телефон оказывает и на людей. Учёный Шильников Е.Н. считает, что при разговоре по телефону «энергия той же природы, что вращает, электромоторы и варит курицу в микроволновой печи, проникает в голову, воздействуя на мозг и другие органы человека».
Венгерские исследователи представили данные о возможности развития опухоли головного мозга у пользователей сотовых телефонов. Ими установлена связь между развитием опухоли головного мозга у людей от 20 до 29 лет, которые использовали сотовые с детского возраста.
Радиочастотные сигналы, воздействуя на химические процессы, протекающие в нашем организме, способствуют выделению стрессовых белков. Обычно стрессовые белки выделяются организмом при высокой температуре, во время тяжелой болезни, а тут они образуются при использовании обыкновенного телефона.
Доказано, что если человек разговаривает по сотовому ежедневно более 45-60 минут, то никуда не скрыться от головной боли.
По итогам исследований ученых Норвегии и Дании был сделан вывод, что пользователи сотовой связи больше всех подвержены сонливости, раздражительности, эти люди чаще всех жалуются на головные боли.
Отрицательные свойства мобильного телефона
Исследователи пришли к выводу, что человеку, пользующемуся сотовым, доставляет удовольствие не содержание разговора, а сам факт общению по аппарату. Между тем еще с момента появления мобильной связи идут споры о вреде телефонов для здоровья. Неоспоримых данных, доказывающих, что это действительно так, нет. Но ряд фактов говорит сам за себя.
Зафиксированы случаи изменения в организме, возможно, возникшие под воздействием электромагнитного излучения сотовых телефонов.
Люди, увлекающиеся SMS-сообщениями, испытывают боль в руке из-за постоянной работы одним пальцем.
Человек, постоянно находящийся на связи, не может отключиться от тревожности, проявляющейся в боязни пропустить важный звонок.
Так владельцы сотовых телефонов попадают в зависимость от своих мобильников, в своеобразное психологическое рабство.
2.5 Результаты анкетирования учащихся школы
Цель нашей работы включает в себя физические (история создания), биологические (влияние телефонов на живой организм) знания учащихся по теме «Электромагнитные волны».
В сегодняшней России мобильная связь заняла прочное место в жизни. Сегодня практически у каждого, от дошкольника до пожилого человека, есть хотя бы один мобильный телефон. Мы решили выяснить, какую роль в жизни учеников нашей школы играет мобильный телефон. Для этого мы провели анкетирование среди учащихся нашей школы, в котором участвовали 63 из 106 учащихся. (см. приложение 1 «Анкетирование учащихся 5-11 классов»)
В опросе участвовали 5-11 классы. Было выявлено количественно и в процентах:
- имеют личные мобильные телефоны; (см. приложение 2 «Диаграмма 1»)
- зависимость учащихся от телефона; (см. приложение 3 «Диаграмма 2»)
- где в основном находятся телефоны; (см. приложение 4 «Диаграмма 3»)
При опросе учащихся, имеющие сотовые телефоны, почти каждый второй жалуется на сонливость, головную боль, зрение, слабость. А с годами те учащиеся, которые часто пользуются наушниками, будут жаловаться на органы слуха. С точки зрения науки, доказано, что частые колебания мембраны в ухе приводят к снижению слуха. Длительное пользование телефоном приводит к высокой утомляемости, раздражительности, нарушению сна.
И всё-таки для большинства ребят телефон, в первую очередь, это средство связи, передачи информации и прослушивания музыки.
Заключение
Мы рассмотрели вопросы посвященные использованию сотового телефона, собрали и проанализировали информацию о влиянии электромагнитных волн. В частности, наша задача - биологическое действие электромагнитного излучение, исходящих от современных мобильных телефонов различных марок. . Электромагнитное поле (ЭМП) – это особая форма физической материи, посредством которой осуществляется воздействие между электрически заряженными частицами. ЭМП также можно охарактеризовать как поле, создаваемое электромагнитными волнами, испускаемыми ускоренно движущимися электрическими зарядами, возбужденными атомами и молекулами, а также другими излучающими системами.
Рассмотрели такие вопросы как историю создания телефона и удельный показатель поглощения этими телефонами. В частности выявили, что так как в основу работы сотовых телефонов входит электромагнитное излучение, то уровень его безопасности оценивается в SAR (максимальной удельной мощности, поглощаемой человеческим телом при обычном разговоре по сотовому телефону, - она выражается в Вт/кг). Чем SAR меньше, тем безопаснее устройство. Максимальный безопасный уровень SAR составляет 2,0.Но чем старше, учащиеся мечтают приобрести модели телефонов другого уровня: WAP-браузером, MP3-плеер, веб-камеру и т.д.
В результате исследования мы узнали, что все источники излучения в трехмерном пространстве образуют совокупное объемное излучение, которое распространяется во все стороны. Поэтому вред от мобильного телефона получают и рядом сидящие люди, а в особо неблагоприятном случае и люди в соседнем помещении и каждый присутствующий задумался о важности сохранения собственного здоровья. Все вместе мы пришли к выводу, что сотовый телефон как средство связи с родными и близкими людьми, наполненный различными опциями (фото- и видео камера, игровая приставка, калькулятор, медиа-плеер) не должен мешать главной задаче каждого подростка – учебе. Выяснилось, что при пользовании мобильным телефоном организм ребенка гораздо быстрее и чаще взрослых утомляется, быстрее формируется психическая неустойчивость, стрессы, агрессивность и подавленное настроение, разрушается иммунная система.
При проведении своей работы мы опирались на сведения отраженные в газете, использовала источники из учебников, журналов и научных трудов.
Итогом моей исследовательской работы по изучению влияния электромагнитного поля на здоровье школьника стал заключительный этап - анкетирование. Проанализировав анкеты, можно сделать вывод, что большинство школьников не представляют, себя жизни без телефонов, и при этом практически не информированы о последствиях злоупотребления сотовым телефоном. (см. приложение 5 «фотографии»)
Для улучшения существующей ситуации необходимо проводить регулярную просветительскую работу среди учащихся и их родителей с целью доведения до их сведения негативных последствий использования сотовых телефонов.
Рекомендовать:
Используйте сотовую связь лишь в случае крайней необходимости.
Сократите продолжительность разговоров.
Делайте перерывы не менее 15 минут между разговорами.
С близкими и друзьями общайтесь не по телефону, а непосредственно.
Провести в средних и начальных классах ряд классных часов,
Из собеседования с одноклассниками также выяснилось, что большую часть времени пользования сотовым телефоном, подростки не разговаривают по телефону, а пользуются широким спектром приложений от ICQ и SMS до прослушивания музыки. Использование ICQ - централизованной службы мгновенного обмена сообщениями сети Интернет, достигает 7 часов в сутки. Такое длительное пользование телефоном приводит к высокой утомляемости, раздражительности, нарушению сна. После проведения тематического классного часа одноклассники обратили внимание на возрастающую психологическую зависимость - беспокойство по поводу:
отсутствия телефона (забыл дома, в кармане)
долгого отсутствия звонков (что-то случилось)
хочется купить новый телефон!
показалось, что телефон звонил и т.д.
Основными направлениями в защите своего здоровья от электромагнитного излучения телефона подростки видят в снижении частоты разговоров, нахождении места устойчивого приема сигнала, использование гарнитуры.
Список литературы:
1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика 11 кл М., Просвещение 2008г,17-ое изд.
2.Научно- методическая газета «Первое сентября», Физика №4,2010г.
3. Васимехина Т.В. Библиотечка «Первое сентября» серия «Физика» М., «Чистые пруды» 2000г, Выпуск 27
4. Шишилова А., Зайцев В. «Все свое ношу с собой». Наука и жизнь. 2000г, №9
5. Физика -10 Учебник для школ с углубл. изучением физики. М., Просвещение, 1999г
6.Интернет сайт URL http//www.ixbt.com./comm./mobile-safe.html
Приложение 1
АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ
Имя | Модель телефона | Сколько человек в классе (чел.) | У скольких есть телефон (чел.) | Сколько часов в интернете (час) | Сколько часов носят с собой | Сколько разговаривают по телефону (час, мин) |
11 класс |
Айса | Nokia C 2600 | 11 | 10 | 3 | Всегда носят с собой | 1ч.40мин. |
Цюрюм | Nokia 5530 | 10 | 8 |
Санал | Nokia Люмия | 2 | 5 |
Саша | Nokia 6303 | 4 | 8 |
Алиса | Samsung C 5230 | 8 | 40мин. |
Домма | Nokia E 63 | 6 | 2 |
Аида | Nokia | 3 | 2 |
Амеля | Nokia 603 | 2 | 1 |
Андрей | Fly xlife | 10 | 2 |
Эрдня | -------------------- | ------------ | 15мин. |
Рената | Nokia | 7 | 3 |
10 класс |
Маша С. | Nokia | 8 | 8 | 1 | Всегда носят с собой | 2 |
Маша К. | Samsung C 5230 | 3 | 1,5 |
Маша Ш. | Samsung | 1 | 1 |
Гиляна | Nokia | 1,5 | 30мин. |
Бая | Nokia 6300 | 2 | 1,5 |
Вика | Nokia 6303 | 2 | 3 |
Санал | Nokia 6303 | 3 | 1 |
Элина | Nokia | | 4 |
9 класс |
Заяна | 200 | 10 | 9 | 40мин. | Почти всегда носят с собой | 30мин. |
Оля | Nokia 5228 | 1 | 2 |
Гиляна | Nokia 5330d | 1 | 1 |
Дима | Nokia С 5 | 3 | 4 |
Тима | Nokia С 6 | 1 | 1 |
Чингис | Nokia | 4 | 30мин. |
Аян | ----------------- | ------------ | ------------------ |
Лева | Nokia 5228 | 2,50 | 2 |
Мега | Samsung C 5230 | 30мин. | 30мин. |
Дорджик | Nokia | 3,20 | 1 |
8 класс |
Аня | Nokia 6303 c | 12 | 11 | 7 | Всегда носят с собой | 2 |
Саша | Nokia 3050 | 3 | 1 |
Соня | Nokia X 202 | 2 | 1 |
Баатр | Samsung | 1 | 30мин. |
Тамерлан | Nokia C 5 | 2 | 15мин. |
Слава | Nokia C 201 | 30мин. | 10мин. |
Регина | Nokia 5228 | 6 | 1 |
Сима | Nokia | 2 | 10мин. |
Маца | Nokia 6700 | 20мин. | Иногда когда |
Байр | Nokia | 1 | позволят |
Алтан | ------------------- | ------------ | ------------------ |
Алдар | LG | 40мин. | Иногда когда позволят |
|
7 класс |
Сяяхля | Nokia C 200 | 12 | 8 | 2 | Девочки всегда, а мальчики, когда надо | 1 |
Юля Мих. | Samsung | 3 | 1 |
Эвелина | МТС | ------------ | 10мин. |
Гиляна | Nokia C 300 | 2 | 2 |
Тюрбя | Fly | 4 | 1 |
Юля Мандж. | Nokia 800 | 6 | 2 |
Юра | AiSon | 2 | ------------ |
Вова | -------------------- | 5 | ------------ |
Очир | -------------------- | ------------ | ------------ |
Коля | -------------------- | 2 | ------------ |
Эрдня | -------------------- | ------------ | ------------ |
Алтан | Nokia C 301 | 1 | 10мин. |
6 класс |
Бадма | Samsung | 7 | 6 | ---------- | Когда звонят родители | Не разгова- ривают, а слушают музыку, разговари- вают, если позволят. |
Эрдня | Samsung 3200 | ---------- |
Деля | Nokia X 2 | 1 |
Церен | Nokia 6700 | ----------- |
Боря | Nokia | ----------- |
Кишта | Nokia | ----------- |
Дания | ------------------- | 30мин. |
5 класс |
Бая | Nokia C 3 | 2 | 1 | Когда звонят | Не всегда | |
Айслу | ---------------- |
| | | | | | |
| | | | | | |
Приложение 2
Диаграмма 1
ИМЕЮТ ЛИЧНЫЕ МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ 5-11 КЛАССЫ
5-11 КЛ – 63 УЧАЩИХСЯ
![]()
Приложение 3
Диаграмма 2
ЗАВИСИМОСТЬ УЧАЩИХСЯ ОТ ТЕЛЕФОНА (В ЧАСАХ)
![]()
Приложение 4
Диаграмма 3
ГДЕ В ОСНОВНОМ НАХОДЯТСЯ ТЕЛЕФОНЫ У УЧАЩИХСЯ
51 УЧЕНИКОВ – В СУМКЕ
19 УЧЕНИКА – В КАРМАНЕ
![]()
.