СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по истории "История МКОУ Новогольеланской СОШ"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательскую работу "История МКОУ Новогольеланской СОШ" под моим руководством  выполнила ученица 10 класса Попова Юлия. Вработе она перед собой ставит вопросы (Когда возникло село Новогольелань? Когда была открыта первая школа?...)

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по истории "История МКОУ Новогольеланской СОШ"»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Новогольеланская СОШ Исследовательская работа «История МКОУ Новогольеланской СОШ» Выполнила: ученица 10 класса Попова Юлия Руководитель: Анохина Людмила Викторовна учитель истории Новогольелань- 2013



Содержание:

  1. Введение _________________________________________3

  2. Глава 1. История возникновения села Новогольелань-3-4

  3. Глава 2. Первая школа____________________________4-6

  4. Глава 4. Военное время____________________________6-8

  5. Глава 5. Послевоенное время______________________8-10

  6. Глава 6. Школа 21 века___________________________10-14

  7. Заключение ______________________________________15

  8. Библиографический список________________________16

  9. Приложение______________________________________17








Введение

Школа.… Какое огромное значение имеет это слово для людей. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, он формируется как личность. Много школ в нашей огромной стране, но у каждого есть своя, родная школа. Для небольшого села, такого, как Новогольелань, значение школы особенно велико. Она является не только образовательным учреждением, она – культурный центр.

К сожалению, в последнее время роль школы снижается, и мы все видим негативные последствия этого. Поэтому цель моего исследования – не только выяснить историю Новогольеланской школы в конце XIX –начале XXI веков, но и показать ее значимость, заслуженный авторитет, который поддерживается педагогами села до сих пор.

Объектом данного исследования является история Новогольеланской школы в XIX – XXI веках. Настоящее исследование носит междисциплинарный характер, так как изучаемая проблема находится на пересечении истории, философии, религиоведения, культурологии и психологии.

Задачи исследования:

  • Выделить основные периоды истории Новогольеланской школы;

  • Выявить их отражение и связь с современной историко-культурной обстановкой;

  • Выяснить, какова роль образования и степень его влияния в обществе на протяжении XIX – XXI вв.;

  • Определить роль и социальные функции школы на протяжении XIX – XXI веков.

Глава 1. История возникновения села Новогольелань

Для каждого из нас малая родина – это, прежде всего родительский дом, где тебя ждут всегда, это святой уголок беззаботного детства, первой юношеской любви. Бережное отношение к своей малой родине – это источник любви к Родине, народу. Чтобы человек стал истинным патриотом и гражданином своей страны, он должен знать свои корни и историю с

Ул.Советская.

воей малой Родины. Истинный патриот не тот, кто на каждом углу кричит о том, как он любит свое Отечество, а тот, кто пытается сделать хоть что-то для того, чтобы сохранить истоки своего прошлого для будущего поколения, душой и сердцем может воспринимать и понимать родную землю, дорожить ею. Село Новогольелань расположено в отдалённой провинциальной глубинке. Оно имеет древнюю историю. Таких сёл в современной России становится всё меньше.

Село Новогольелань возникло приблизительно в 1837 году, когда ещё на территории всего государства, всей России царствовал крепостнический строй. Расположено село на небольшой реке Елань. [3] Э.М. Мурзаев в словаре народных географических терминов даёт подробную справку о происхождении слова елань: «Елань – поляна, пастбище, луг. [4]
В данный момент наше село находится в 65 км от районного центра в одном из красивейших мест Воронежской области Грибановского района.

Глава 2. Первая школа

П

Здание трёхклассной школы

о воспоминаниям старожилов известно, что первая школа в Новогольелани была открыта в 1871 году и называлась она Церковноприходская школа. В ней была одна классная комната. Обучение велось до 3-х классов. Одновременно обучалось 3 класса. Учительницей этой школы являлась Чекалина Евдокия Васильевна. Насчитывалось до 30 учащихся, девочек почти не было.

В центре села была построена церковь из дерева, около которой стояла церковная сторожка. В 1904-1910 годы в этом здании находилась церковно-приходская начальная школа. Она состояла на бюджете общества. Учителем был священник, который преподавал Закон Божий. Поддерживалась строгая дисциплина, за каждую провинность наказывали. Распространённым стало такое наказание, как ставить в угол на горох. В первое время немногие дети имели возможность посещать школу, так как родители не могли обеспечить детей материально. Но постепенно численность детей, обучающихся в школе, всё более возрастала.
В 1911 году было закончено строительство первого здания земской школы. За год до начала стройки состоялся сход граждан, на котором решалась проблема: где брать средства на строительство школы. Решено было собрать деньги с населения, «кто сколько может». Остальные денежные средства выделило земство. С помощью народа и подрядчиков здание было построено.
Здание школы стало светлее и просторнее. Резные двери были сделаны из дуба. В каждом классе стояли вешалки, отделанные позолотой. Отопление было печное, дымоходы шли прямо от фундамента до крыши. Печь была сложена кругом из мелких декоративных кирпичей. Обучение в школе было разносторонним. Первым

учителем являлся Долмогаров. Детей учили основам грамоты. Потом земская школа была преобразована в среднюю. В ней не хватало мест, и потому на Старогольской улице села было построено здание начальной школы. Окончив её,  учащиеся переходили в основную школу. Экзамены в то время не проводились, так как учителя не имели высшего образования.   
 В 1930 году в нашем селе открывается школа крестьянской молодёжи, где обучение велось до 7класса. Буквально через несколько лет в 1934 году было построено второе здание земской школы.  Оно строилось по о

Здание интерната

бразцу первого корпуса. В это время шёл процесс раскулачивания, хозяева освобождали дома. Из них и строили школу. Был возведён также ещё один корпус для уроков труда, здесь же находилась столовая и интернат.

В 1938 году в нашем селе открывается средняя школа. Так в селе полностью ликвидирована неграмотность и малограмотность. Школой осуществлялся закон об обязательном 8 летнем обучении. Педагогический коллектив состоял из 13 учителей, из них 9 имели высшее образование. [3]

Глава 3. Военное время

Великая Отечественная война изменила привычный образ жизни, распорядилась судьбой, как отдельного человека, так и целого селения, будь то деревня или город. Как жила наша школа в те многострадальные 40-е годы?
  Юноши уходили на войну, а их сверстницы продолжали обучение в учебном учреждении. Школа продолжала жить своей жизнью, ежегодно принимая в свои стены новых учеников, которым тоже было трудно. Писали чернилами, которые застывали, их приходилось отогревать во время уроков. Тетрадей не хватало, поэтому писали между строк на газетах и мелом на дощечках. Но дети есть дети, было место и шутке. Они мокрой тряпочкой стирали с доски, которая тут же покрывалась льдом от холода, и учитель уже не мог писать на доске.
В наше село прибыли эвакуированные учителя, которые были чуть старше своих учеников. В это время директором школы был А.Ф. Марин. Вместе с ним работали такие учителя, как М.И. Леонтьева, М.И. Волкова, М.Н. Пермцкая, З.М. Уваркина, О.М. Уваркина. А по окончании войны в 1944 году приезжие учителя начали уезжать к себе на родину. На их место пришли молодые учителя, которые во время Великой Отечественной войны учились в Борисоглебском учительском институте: А.В. Ширяева, М.Т. Божок, Ю.С. Маломаленьких, М.В. Дураков. [3]

Из воспоминаний жительницы нашего села Шеиной Анны Ивановны: [1]

«Вместе с другими на фронт уходили и учителя. Солдатские письма шли почти в каждую семью впервые месяцы войны. В этих письмах выражалась великая любовь к своей Родине, сожаление по ушедшей в прошлое мирной жизни. Вера в победу и, конечно, надежда на возвращение домой. Но с каждым днём писем приходило всё меньше и меньше».  

Из воспоминаний жителя села Агибалова Ивана Васильевича: [1]

«В войну мне было 12 лет. В 1943 году наступило освобождение.

Началось трудное время восстановительного периода. Жители села разыскивали и передавали школе старые учебники, помогали их ремонтировать, сшивали тетради из бумажной макулатуры. Вместе со своими учениками учителя трудились над изготовлением учебных пособий. Кроме того, мы часто отправлялись в школу голодными, были плохо одеты и обуты. Однако все эти трудности не снизили интереса к учебе, наоборот, мы научились ценить труд своих родителей и учителей, учились со всей отдачей, готовили и отправляли подарки солдатам на фронт». Многие жители села Новогльелань не вернулись с поля боя. Ценой жизни, ценой неимоверных усилий каждый житель села приближал светлый День Победы.
Глава 4. Послевоенное время
Послевоенное время тоже было тяжёлое. Для отопления школы использовали дрова, которые возили с другого берега реки сами ученики. Они разбирали окопы и блиндажи.
В 1949 году начальная школа была преобразована в семилетнюю. В школьный коллектив пришли молодые учителя А.И. Дураков и И.Е. Ельчанинов. Школьные кабинеты не блистали, так как не было самого необходимого оборудования. Учебный материал объяснялся «на пальцах». Деньги отпускались на нужды школы, но оборудование можно было купить только в Воронеже. Эту ответственность взял на себя А.И. Дураков, который неоднократно ездил и закупал для школы самое необходимое: приборы для физического кабинета, географические карты, химические реактивы и различный инвентарь. Совместно с И.Е. Ельчаниновым они очень много сделали своими руками: шкафы для пособий, демонстрационные столы, классные доски.
Учителя стали задумываться над вопросом, как вернуть учреждению статус средней школы. И первым начал действовать А.И.

Дураков. Им было написано письмо Н.С. Хрущёву, а также в Министерство Российской Федерации (РФ), в Областной отдел народного образования (Балашовская область) и Районный отдел народного образования. Буквально через неделю на адрес Областного отдела народного образования из Министерства образования РФ пришло письмо с предписанием обстоятельно разобраться в данном вопросе. И проблема решилась за летние каникулы.
  В это же время в сентябре для сельских детей свои двери открыла средняя школа. В близлежащих сёлах школы были семилетние, поэтому желающих пойти именно в Новогольеланскую школу было очень много. Набрали сразу три восьмых класса по сорок человек. Но после первой четверти половина учащихся была «отсеяна», такое количество учащихся  учить было просто невозможно.
Отопление в школе оставалось всё так же печным. В классах стояли «буржуйки». С каждым годом пополнялись ряды учителей, многие из которых имели высшее образование, а некоторые учились заочно. Это М.И. Немцова, М.С. Дуракова, А.В. Анохина, И.Я. Перегудов, М.Г. Арнаутова С.Я. Гриднева.
В 1964 году после капитального ремонта в Новогольеланской школе сделали паровое отопление. В это время коллектив вновь пополнился новыми учителями: В.С. Ширинкина, З.В. Дуракова, А.И. Лушникова, А.А. Манюхина и Н.В. Еремеев. В школе активно проводилась спортивная работа.

С приходом нового учителя физкультуры было оборудовано помещение под тир и спортивная площадка. Дети вместе с учителем с большим интересом занимались стрельбой. Стали работать спортивные секции и кружки. Учащиеся школы всегда принимали активное участие в районных спортивных соревнованиях и не раз занимали призовые места. 

   С 1980 года в течение двадцати лет у руля школы стоял заслуженный учитель А.И. Дураков, а завучем школы была В.С. Ширинкина. Именно ими был создан дружный коллектив Новогольеланской средней школы. Но время бежит неумолимо вперёд. И здание школы стало непригодным для занятий. Возникла необходимость в строительстве новой школы, здание которой было возведено в 1990 году.

Из воспоминаний бывшего директора школы (1980-2000) Дуракова Александра Ивановича: [1]

«Директором данной школы меня назначили в 1980 году. Когда я впервые, пришёл работать в школу, простым учителем отопление было печным, в классе стояла печка, от которой было много сажи. В школе было очень холодно. На уроках дети сидели в пальто и варежках. В 1964 году сделали паровое отопление, отдельную кочегарку. Да, время было не простое так, как не было самого элементарного для преподавания уроков. Учителям приходилось самим делать демонстрационные пособия и шкафы.

В 1990 году встал вопрос о строительстве новой перспективной, большой и светлой школы.

И вдруг такая новость! В этом же году в нашем селе началось строительство новой двух этажной школы.

Глава 5. Школа 21 века

И вот 1991 году в селе Новогольелань знаменательное событие. Двух этажная красавица приветливо распахнула свои двери для ребятишек.

Наши любимые учителя!

Родная Новогольеланская СОШ

И вдруг такое чудо!..
Это здание двухэтажное, достаточно просторное и светлое. Работает кабинетная система. В школе имеется большой спортивный зал, столовая, библиотека, актовый зал. Много пришло на работу и новых учителей: М.С. Сясикова, Т.А. Тарасова, Н.П. Ковалёва, Е.В. Полетаева, В.В. Шеин, Е.М. Батищева, В.А. Немцов, В.А. Шитов, М.В. Попова, Э.Э. Волгина, Л.А. Машкова, Л.В. Анохина, О.П. Титова и многие др.
В настоящее время МКОУ Новогольеланская средняя общеобразовательная школа насчитывает тринадцать преподавателей и 55 учащихся. Школьный коллектив возглавляет директор Тарасова Т.А. Педагогический коллектив многое делает для того, чтобы учебно-воспитательный процесс проходил успешно и эффективно. Занятия проводятся методически грамотно, используются различные технологии в обучении детей.

Педагоги нашей школы в своей деятельности используют

современные формы работы с детьми. Ежегодно учащиеся нашей школы в районных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, занимают призовые места.

Наши учителя дают нам не только знания, но и учат нас быть добрыми, отзывчивыми людьми, красивыми душой.
Одним из важнейших направлений МКОУ Новогольеланской СОШ является гражданско-патриотическое воспитание,  целью которого является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою малую родину и страну.
Учителя с учащимися творчески относятся ко всем  мероприятиям, поэтому они проходят весело и интересно. В школе действует организация «Беспокойные сердца». Самоуправление школьников работает по программе «Школьная страна». В школе действует организация «Беспокойные сердца». Самоуправление школьников работает по программе «Школьная страна». Школа принимает участие во многих районных мероприятиях различного направления. В настоящее время директором учебного заведения является энергичный учитель Т.А. Тарасова, завучем по УВР – Э.Э. Волгина, заместителем директора по воспитательной работе Е.В. Ширяева.
16 декабря 2009 года состоялось особенное событие в жизни школы: открытие школьного музея.   Несколько лет ребята собирали по домам односельчан, своих бабушек и дедушек старинные вещи – утварь, посуду, одежду… Всё это пригодилось для создания уголка в старинном русском быте в школьном музее. Школьный музей играет важную роль в воспитании  у детей любви к своей родине, истории родного края.
В течение последних трёх лет ребята нашей школы реализовали три социальных проекта. Уютно оформлен актовый зал школы. Оформлена клумба в центре села, которая в летний период сказочно пестрит яркими красками цветов. В 2010 году в селе благоустроен родник «Тайничок», который освятил протоиерей Андрей Черницын настоятель Знаменского Борисоглебского храма. Презентация открытия экологического проекта «Душевная песня греет, а живая вода лечит!» состоялась 23 ноября 2010 года.
Школа принимает участие во многих районных, областных мероприятиях и всероссийских акциях различного направления.

Из интервью с нынешним директором школы Тарасовой Тамарой Алексеевной я узнала, как прекрасна профессия педагога. Не смотря на все трудности современной жизни, Тамара Алексеевна любит и гордится своей профессией. Придя в школу совсем юной, она прошла путь от библиотекаря до директора. Педагогическому труду посвятила 35 лет. ( Интервью в приложении).



Много лет уже прошло с тех пор,

Как сюда вселился Пифагор,

Прописались суффиксы, системы,

Теоремы, формулы, поэмы.

В коридорах новой, светлой школы

В первый раз звонок веселый,

В новый класс вошли ученики,

Встал учитель строгий у доски.

И помчались годы чередой

Жизни яркой, шумной, непростой.

Над страной порой кипели страсти:

Перестройка жизни, смена власти.

И секрета нет, что здесь когда-то

Пионеры жили, октябрята.

Но всегда, в любые времена

Школа всем, как отчий дом, нужна.

Первый класс, одиннадцатый класс.

Слезы так и катятся из глаз,

Только вспомнишь школьные заботы,

Новый год, линейки и походы,

И все это дарят нам не боги,

А простые наши педагоги.

Им поклон за их нелегкий труд,

За порядок в школе и уют.

И сейчас, как много лет назад,

И нашей школе слышен смех ребят,

Потому что школы не стареют

И работать люди здесь умеют.

Эта школа славится делами

И людьми с открытыми сердцами.

И пускай года бегом бегут,

Первоклашки вновь сюда придут. (Тамара Смирнова)

Я живу в маленьком, как говорят, неперспективном селе. Может скоро оно совсем исчезнет с карты нашей области. А я хочу, что бы мое село продолжало жить, чтобы нашу школу не закрыли, чтобы можно было приезжать и любоваться вечно зелёными елями у школы, чтобы можно было пробежаться по зеленой мягкой траве, которой я любуюсь каждую весну. Этот уголок виден за окнами нашего класса. И именно весной он покрывается желтыми одуванчиками, которые, как маленькие цыплята, рассыпались на этом лугу. Я хочу, чтобы у всех моих школьных друзей была наша маленькая родина. И мы могли бы возвращаться сюда, в мое село, в нашу школу - наш дом.

























Заключение

Подготовка подрастающих поколений к жизни немыслима без образовательных учреждений. Поэтому по мере усложнения социально-экономических отношений в обществе происходит рост численности и возрастание ступенчатости образовательных учреждений. Вплоть до конца XIX века основной и самой распространенной была начальная школа. Потом над ней начали надстраиваться более высокие ступени, в частности средние и старшие классы общеобразовательной школы. С середины XX века основной и самой распространенной стала средняя школа. Одновременно с расширением сети образовательных учреждений происходит процесс совершенствования их структуры.

Развитие системы образования происходит под влиянием политики общества. До начала XX века образование в России носило двойственный характер: одни образовательные учреждения были предназначены для представителей высших слоев общества, другие обслуживали низшие классы.
Когда мы говорим о работе школы, имеем в виду в первую очередь деятельность педагогического коллектива. Об определяющей роли учителя говорят многочисленные примеры истории Новогольеланской школы. В разное время в ней работали и работают учителя, которые добились высокого качества обучения и воспитания и внесли значительный вклад в развитие образования. Таким образом, история и работа Новогольеланской школы оказала положительную роль в деле развития образования. И мы по праву гордимся тем, что являемся учениками школы с длинной и интересной историей, тем, что в определенной мере являемся продолжателями ее традиций. Процветай и живи еще много, много лет, моя родная школа!




Список литературы


  1. Личные архивы и воспоминания односельчан.

  2. Исследовательская работа « Листая прошлого страницы» Выполнила ученица 10 класса Дёмина Н.С., руководитель Ширяева Е.В. Новогольелань-2011.

  3. Материалы школьного музея.

  4. Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. – М.: Мысль, 1984. – С. 198.




























Приложение



Почему вы выбрали профессию учителя?

- Я не планировала учиться на учителя, но « стечениям обстоятельств» заставили меня это сделать.

Сколько лет вы работаете в школе?

- В школе я работаю уже 35 лет. Начинала библиотекарем, потом пионер – вожатой, а затем я закончила Борисоглебский педагогический институт и стала учителем.

Тамара Алексеевна, а в каком году вы стали директором?

- Директором школы я стала в 2001 учебном году.

А что изменилось в области образования, с тех пор как вы пришли работать в школу?

- Можно сказать, что в области образования изменилось всё! Даже структура преподавания в то время когда я пришла в школу была другая. Сейчас образование достигло высокого уровня.

Как вы относитесь к модернизации в области образования? И что для этого сделано в нашей школе?

- Конечно, модернизация в области образования это хорошо! И в современном обществе, это необходимо.

Какая же ваша главная цель?

- Юленька, конечно же, для меня главной целью является то, чтобы все дети нашей школы получили достойное образование. Я считаю, что наш дружный, квалифицированный коллектив с этой задачей справляется.


13