Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Новогольеланская СОШ
Исследовательская работа «История МКОУ Новогольеланской СОШ» Выполнила: ученица 10 класса Попова Юлия Руководитель: Анохина Людмила Викторовна учитель истории Новогольелань- 2013
Содержание:
Введение _________________________________________3
Глава 1. История возникновения села Новогольелань-3-4
Глава 2. Первая школа____________________________4-6
Глава 4. Военное время____________________________6-8
Глава 5. Послевоенное время______________________8-10
Глава 6. Школа 21 века___________________________10-14
Заключение ______________________________________15
Библиографический список________________________16
Приложение______________________________________17
Введение
Школа.… Какое огромное значение имеет это слово для людей. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, он формируется как личность. Много школ в нашей огромной стране, но у каждого есть своя, родная школа. Для небольшого села, такого, как Новогольелань, значение школы особенно велико. Она является не только образовательным учреждением, она – культурный центр.
К сожалению, в последнее время роль школы снижается, и мы все видим негативные последствия этого. Поэтому цель моего исследования – не только выяснить историю Новогольеланской школы в конце XIX –начале XXI веков, но и показать ее значимость, заслуженный авторитет, который поддерживается педагогами села до сих пор.
Объектом данного исследования является история Новогольеланской школы в XIX – XXI веках. Настоящее исследование носит междисциплинарный характер, так как изучаемая проблема находится на пересечении истории, философии, религиоведения, культурологии и психологии.
Задачи исследования:
Выделить основные периоды истории Новогольеланской школы;
Выявить их отражение и связь с современной историко-культурной обстановкой;
Выяснить, какова роль образования и степень его влияния в обществе на протяжении XIX – XXI вв.;
Глава 1. История возникновения села Новогольелань
Для каждого из нас малая родина – это, прежде всего родительский дом, где тебя ждут всегда, это святой уголок беззаботного детства, первой юношеской любви. Бережное отношение к своей малой родине – это и
сточник любви к Родине, народу. Чтобы человек стал истинным патриотом и гражданином своей страны, он должен знать свои корни и историю с
Ул.Советская.
воей малой Родины. Истинный патриот не тот, кто на каждом углу кричит о том, как он любит свое Отечество, а тот, кто пытается сделать хоть что-то для того, чтобы сохранить истоки своего прошлого для будущего поколения, душой и сердцем может воспринимать и понимать родную землю, дорожить ею. Село Новогольелань расположено в отдалённой провинциальной глубинке. Оно имеет древнюю историю. Таких сёл в современной России становится всё меньше.
Село Новогольелань возникло приблизительно в 1837 году, когда ещё на территории всего государства, всей России царствовал крепостнический строй. Расположено село на небольшой реке Елань. [3] Э.М. Мурзаев в словаре народных географических терминов даёт подробную справку о происхождении слова елань: «Елань – поляна, пастбище, луг. [4]
В данный момент наше село находится в 65 км от районного центра в одном из красивейших мест Воронежской области Грибановского района.
Глава 2. Первая школа
П
Здание трёхклассной школы
о воспоминаниям старожилов известно, что первая школа в Новогольелани была открыта в 1871 году и называлась она Церковноприходская школа. В ней была одна классная комната. Обучение велось до 3-х классов. Одновременно обучалось 3 класса. Учительницей этой школы являлась Чекалина Евдокия Васильевна. Насчитывалось до 30 учащихся, девочек почти не было.

В центре села была построена церковь из дерева, около которой стояла церковная сторожка. В 1904-1910 годы в этом здании находилась церковно-приходская начальная школа. Она состояла на бюджете общества. Учителем был священник, который преподавал Закон Божий. Поддерживалась строгая дисциплина, за каждую провинность наказывали. Распространённым стало такое наказание, как ставить в угол на горох. В первое время немногие дети имели возможность посещать школу, так как родители не могли обеспечить детей материально. Но постепенно численность детей, обучающихся в школе, всё более возрастала.
В 1911 году было закончено строительство первого здания земской школы. За год до начала стройки состоялся сход граждан, на котором решалась проблема: где брать средства на строительство школы. Решено было собрать деньги с населения, «кто сколько может». Остальные денежные средства выделило земство. С помощью народа и подрядчиков здание было построено.
Здание школы стало светлее и просторнее. Резные двери были сделаны из дуба. В каждом классе стояли вешалки, отделанные позолотой. Отопление было печное, дымоходы шли прямо от фундамента до крыши. Печь была сложена кругом из мелких декоративных кирпичей. Обучение в школе было разносторонним. Первым
учителем являлся Долмогаров. Детей учили основам грамоты. Потом земская школа была преобразована в среднюю. В ней не хватало мест, и потому на Старогольской улице села было построено здание начальной школы. Окончив её, учащиеся переходили в основную школу. Экзамены в то время не проводились, так как учителя не имели высшего образования.
В 1930 году в нашем селе открывается школа крестьянской молодёжи, г
де обучение велось до 7класса. Буквально через несколько лет в 1934 году было построено второе здание земской школы. Оно строилось по о
Здание интерната
бразцу первого корпуса. В это время шёл процесс раскулачивания, хозяева освобождали дома. Из них и строили школу. Был возведён также ещё один корпус для уроков труда, здесь же находилась столовая и интернат.
В
1938 году в нашем селе открывается средняя школа. Так в селе полностью ликвидирована неграмотность и малограмотность. Школой осуществлялся закон об обязательном 8 летнем обучении. Педагогический коллектив состоял из 13 учителей, из них 9 имели высшее образование. [3]
Глава 3. Военное время
Великая Отечественная война изменила привычный образ жизни, распорядилась судьбой, как отдельного человека, так и целого селения, будь то деревня или город. Как жила наша школа в те многострадальные 40-е годы?
Юноши уходили на войну, а их сверстницы продолжали обучение в учебном учреждении. Школа продолжала жить своей жизнью, ежегодно принимая в свои стены новых учеников, которым тоже было трудно. Писали чернилами, которые застывали, их приходилось отогревать во время уроков. Тетрадей не хватало, поэтому писали между строк на газетах и мелом на дощечках. Но дети есть дети, было место и шутке. Они мокрой тряпочкой стирали с доски, которая тут же покрывалась льдом от холода, и учитель уже не мог писать на доске.
В наше село прибыли эвакуированные учителя, которые были чуть старше своих учеников. В это время директором школы был А.Ф. Марин. Вместе с ним работали такие учителя, как М.И. Леонтьева, М.И. Волкова, М.Н. Пермцкая, З.М. Уваркина, О.М. Уваркина. А по окончании войны в 1944 году приезжие учителя начали уезжать к себе на родину. На их место пришли молодые учителя, которые во время Великой Отечественной войны учились в Борисоглебском учительском институте: А.В. Ширяева, М.Т. Божок, Ю.С. Маломаленьких, М.В. Дураков. [3]
Из воспоминаний жительницы нашего села Шеиной Анны Ивановны: [1]
«Вместе с другими на фронт уходили и учителя. Солдатские письма шли почти в каждую семью впервые месяцы войны. В этих письмах выражалась великая любовь к своей Родине, сожаление по ушедшей в прошлое мирной жизни. Вера в победу и, конечно, надежда на возвращение домой. Но с каждым днём писем приходило всё меньше и меньше».
Из воспоминаний жителя села Агибалова Ивана Васильевича: [1]
«В войну мне было 12 лет. В 1943 году наступило освобождение.
Началось трудное время восстановительного периода. Жители села разыскивали и передавали школе старые учебники, помогали их ремонтировать, сшивали тетради из бумажной макулатуры. Вместе со своими учениками учителя трудились над изготовлением учебных пособий. Кроме того, мы часто отправлялись в школу голодными, были плохо одеты и обуты. Однако все эти трудности не снизили интереса к учебе, наоборот, мы научились ценить труд своих родителей и учителей, учились со всей отдачей, готовили и отправляли подарки солдатам на фронт». Многие жители села Новогльелань не вернулись с поля боя. Ценой жизни, ценой неимоверных усилий каждый житель села приближал светлый День Победы.
Глава 4. Послевоенное время
Послевоенное время тоже было тяжёлое. Для отопления школы использовали дрова, которые возили с другого берега реки сами ученики. Они разбирали окопы и блиндажи.
В 1949 году начальная школа была преобразована в семилетнюю. В школьный коллектив пришли молодые учителя А.И. Дураков и И.Е. Ельчанинов. Школьные кабинеты не блистали, так как не было самого необходимого оборудования. Учебный материал объяснялся «на пальцах». Деньги отпускались на нужды школы, но оборудование можно было купить только в Воронеже. Эту ответственность взял на себя А.И. Дураков, который неоднократно ездил и закупал для школы самое необходимое: приборы для физического кабинета, географические карты, химические реактивы и р
азличный инвентарь. Совместно с И.Е. Ельчаниновым они очень много сделали своими руками: шкафы для пособий, демонстрационные столы, классные доски.
Учителя стали задумываться над вопросом, как вернуть учреждению статус средней школы. И первым начал действовать А.И.
Д
ураков. Им было написано письмо Н.С. Хрущёву, а также в Министерство Российской Федерации (РФ), в Областной отдел народного образования (Балашовская область) и Районный отдел народного образования. Буквально через неделю на адрес Областного отдела народного образования из Министерства образования РФ пришло письмо с предписанием обстоятельно разобраться в данном вопросе. И проблема решилась за летние каникулы.
В это же время в сентябре для сельских детей свои двери открыла средняя школа. В близлежащих сёлах школы были семилетние, поэтому желающих пойти именно в Новогольеланскую школу было очень много. Набрали сразу три восьмых класса по сорок человек. Но после первой четверти половина учащихся была «отсеяна», такое количество учащихся учить было просто невозможно.
Отопление в школе оставалось всё так же печным. В классах стояли «буржуйки». С каждым годом пополнялись ряды учителей, многие из которых имели высшее образование, а некоторые учились заочно. Это М.И. Н
емцова, М.С. Дуракова, А.В. Анохина, И.Я. Перегудов, М.Г. Арнаутова С.Я. Гриднева.
В 1964 году после капитального ремонта в Новогольеланской школе сделали паровое отопление. В это время коллектив вновь пополнился новыми учителями: В.С. Ширинкина, З.В. Дуракова, А.И. Лушникова, А.А. Манюхина и Н.В. Еремеев. В школе активно проводилась спортивная работа.
С приходом нового учителя физкультуры было оборудовано помещение под тир и спортивная площадка. Дети вместе с учителем с большим интересом занимались стрельбой. Стали работать спортивные секции и кружки. Учащиеся школы всегда принимали активное участие в районных спортивных соревнованиях и не раз занимали призовые места.
С 1980 года в течение двадцати лет у руля школы стоял заслуженный учитель А.И. Дураков, а завучем школы была В.С. Ширинкина. Именно ими был создан дружный коллектив Новогольеланской средней школы. Но время бежит неумолимо вперёд. И здание школы стало непригодным для занятий. Возникла необходимость в строительстве новой школы, здание которой было возведено в 1990 году.
Из воспоминаний бывшего директора школы (1980-2000) Дуракова Александра Ивановича: [1]
«Директором данной школы меня назначили в 1980 году. Когда я впервые, пришёл работать в школу, простым учителем отопление было печным, в классе стояла печка, от которой было много сажи. В школе было очень холодно. На уроках дети сидели в пальто и варежках. В 1964 году сделали паровое отопление, отдельную кочегарку. Да, время было не простое так, как не было самого элементарного для преподавания уроков. Учителям приходилось самим делать демонстрационные пособия и шкафы.
В 1990 году встал вопрос о строительстве новой перспективной, большой и светлой школы.
И вдруг такая новость! В этом же году в нашем селе началось строительство новой двух этажной школы.
Глава 5. Школа 21 века
И вот 1991 году в селе Новогольелань знаменательное событие. Двух этажная красавица приветливо распахнула свои двери для ребятишек.
Наши любимые учителя!
Родная Новогольеланская СОШ
И вдруг такое чудо!..
Это здание двухэтажное, достаточно просторное и светлое. Работает кабинетная система. В школе имеется большой спортивный зал, столовая, библиотека, актовый зал. Много пришло на работу и новых учителей: М.С. Сясикова, Т.А. Тарасова, Н.П. Ковалёва, Е.В. Полетаева, В.В. Шеин, Е.М. Батищева, В.А. Немцов, В.А. Шитов, М.В. Попова, Э.Э. Волгина, Л.А. Машкова, Л.В. Анохина, О.П. Титова и многие др.
В настоящее время МКОУ Новогольеланская средняя общеобразовательная школа насчитывает тринадцать преподавателей и 55 учащихся. Школьный коллектив возглавляет директор Тарасова Т.А. Педагогический коллектив многое делает для того, чтобы учебно-воспитательный процесс проходил успешно и эффективно. Занятия проводятся методически грамотно, используются различные технологии в обучении детей.
П
едагоги нашей школы в своей деятельности используют
с
овременные формы работы с детьми. Ежегодно учащиеся нашей школы в районных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, занимают призовые места.
Наши учителя дают нам не только знания, но и учат нас быть добрыми, отзывчивыми людьми, красивыми душой.
Одним из важнейших направлений МКОУ Новогольеланской СОШ является гражданско-патриотическое воспитание, целью которого является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою малую р
одину и страну.
Учителя с учащимися творчески относятся ко всем мероприятиям, поэтому они проходят весело и интересно. В школе действует организация «Беспокойные сердца». Самоуправление школьников работает по программе «Школьная страна». В школе действует организация «Беспокойные сердца». Самоуправление школьников работает по программе «Школьная страна». Школа принимает участие во многих районных мероприятиях различного направления. В настоящее время директором учебного заведения является энергичный учитель Т.А. Тарасова, завучем по УВР – Э.Э. Волгина, заместителем директора по воспитательной работе Е.В. Ширяева.
16 декабря 2009 года состоялось особенное событие в жизни школы: о
ткрытие школьного музея. Несколько лет ребята собирали по домам односельчан, своих бабушек и дедушек старинные вещи – утварь, посуду, одежду… Всё это пригодилось для создания уголка в старинном русском быте в школьном музее. Школьный музей играет важную роль в воспитании у детей любви к своей родине, истории родного края.
В течение последних трёх лет ребята нашей школы реализовали три социальных проекта. Уютно оформлен актовый зал школы. Оформлена клумба в центре села, которая в летний период сказочно пестрит яркими красками цветов. В 2010 году в селе благоустроен родник «Тайничок», который освятил протоиерей Андрей Черницын настоятель Знаменского Борисоглебского храма. Презентация открытия экологического проекта «Душевная песня греет, а живая вода лечит!» состоялась 23 ноября 2010 года.
Школа принимает участие во многих районных, областных м
ероприятиях и всероссийских акциях различного направления.
Из интервью с нынешним директором школы Тарасовой Тамарой Алексеевной я узнала, как прекрасна профессия педагога. Не смотря на все трудности современной жизни, Тамара Алексеевна любит и гордится своей профессией. Придя в школу совсем юной, она прошла путь от библиотекаря до директора. Педагогическому труду посвятила 35 лет. ( Интервью в приложении).

Много лет уже прошло с тех пор,
Как сюда вселился Пифагор,
Прописались суффиксы, системы,
Теоремы, формулы, поэмы.
В коридорах новой, светлой школы
В первый раз звонок веселый,
В новый класс вошли ученики,
Встал учитель строгий у доски.
И помчались годы чередой
Жизни яркой, шумной, непростой.
Над страной порой кипели страсти:
Перестройка жизни, смена власти.
И секрета нет, что здесь когда-то
Пионеры жили, октябрята.
Но всегда, в любые времена
Школа всем, как отчий дом, нужна.
Первый класс, одиннадцатый класс.
Слезы так и катятся из глаз,
Только вспомнишь школьные заботы,
Новый год, линейки и походы,
И все это дарят нам не боги,
А простые наши педагоги.
Им поклон за их нелегкий труд,
За порядок в школе и уют.
И сейчас, как много лет назад,
И нашей школе слышен смех ребят,
Потому что школы не стареют
И работать люди здесь умеют.
Эта школа славится делами
И людьми с открытыми сердцами.
И пускай года бегом бегут,
Первоклашки вновь сюда придут. (Тамара Смирнова)
Я живу в маленьком, как говорят, неперспективном селе. Может скоро оно совсем исчезнет с карты нашей области. А я хочу, что бы мое село продолжало жить, чтобы нашу школу не закрыли, чтобы можно было приезжать и любоваться вечно зелёными елями у школы, чтобы можно было пробежаться по зеленой мягкой траве, которой я любуюсь каждую весну. Этот уголок виден за окнами нашего класса. И именно весной он покрывается желтыми одуванчиками, которые, как маленькие цыплята, рассыпались на этом лугу. Я хочу, чтобы у всех моих школьных друзей была наша маленькая родина. И мы могли бы возвращаться сюда, в мое село, в нашу школу - наш дом.
Заключение
Подготовка подрастающих поколений к жизни немыслима без образовательных учреждений. Поэтому по мере усложнения социально-экономических отношений в обществе происходит рост численности и возрастание ступенчатости образовательных учреждений. Вплоть до конца XIX века основной и самой распространенной была начальная школа. Потом над ней начали надстраиваться более высокие ступени, в частности средние и старшие классы общеобразовательной школы. С середины XX века основной и самой распространенной стала средняя школа. Одновременно с расширением сети образовательных учреждений происходит процесс совершенствования их структуры.
Развитие системы образования происходит под влиянием политики общества. До начала XX века образование в России носило двойственный характер: одни образовательные учреждения были предназначены для представителей высших слоев общества, другие обслуживали низшие классы.
Когда мы говорим о работе школы, имеем в виду в первую очередь деятельность педагогического коллектива. Об определяющей роли учителя говорят многочисленные примеры истории Новогольеланской школы. В разное время в ней работали и работают учителя, которые добились высокого качества обучения и воспитания и внесли значительный вклад в развитие образования. Таким образом, история и работа Новогольеланской школы оказала положительную роль в деле развития образования. И мы по праву гордимся тем, что являемся учениками школы с длинной и интересной историей, тем, что в определенной мере являемся продолжателями ее традиций. Процветай и живи еще много, много лет, моя родная школа!
Список литературы
Личные архивы и воспоминания односельчан.
Исследовательская работа « Листая прошлого страницы» Выполнила ученица 10 класса Дёмина Н.С., руководитель Ширяева Е.В. Новогольелань-2011.
Материалы школьного музея.
Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. – М.: Мысль, 1984. – С. 198.
Приложение
Почему вы выбрали профессию учителя?
-
Я не планировала учиться на учителя, но « стечениям обстоятельств» заставили меня это сделать.
Сколько лет вы работаете в школе?
- В школе я работаю уже 35 лет. Начинала библиотекарем, потом пионер – вожатой, а затем я закончила Борисоглебский педагогический институт и стала учителем.
Тамара Алексеевна, а в каком году вы стали директором?
- Директором школы я стала в 2001 учебном году.
А что изменилось в области образования, с тех пор как вы пришли работать в школу?
- Можно сказать, что в области образования изменилось всё! Даже структура преподавания в то время когда я пришла в школу была другая. Сейчас образование достигло высокого уровня.
Как вы относитесь к модернизации в области образования? И что для этого сделано в нашей школе?
- Конечно, модернизация в области образования это хорошо! И в современном обществе, это необходимо.
Какая же ваша главная цель?
- Юленька, конечно же, для меня главной целью является то, чтобы все дети нашей школы получили достойное образование. Я считаю, что наш дружный, квалифицированный коллектив с этой задачей справляется.
13