ВВЕДЕНИЕ
На уроке литературного чтения мы читали произведение Николая Носова «Мишкина каша». Мне очень понравися рассказ и дома я решил прочитать роман-трилогию Николая Николаевича Носова «Приключение Незнайки». При прочтении главы 16 «Незнайка в Солнечном городе» я узнал, что высокий коротышка Калигула (осел) был ростом в 9,5 ногтей.
Ноготь – эта такая мера длины в стране коротышек. А ведь и в других сказках мне встречались такие понятия, как
«верста» ( В.М. Гаршин «Лягушка –путешественница»),
«аршин» ( А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»),
«дюйм» (Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»),
«вершок» ( П.П. Ершов «Конек-Горбунок»),
«сажень» (Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка»).
И мне стало интересно узнать о соотношении старинных и современных единиц измерения длины.
Актуальность исследования
Я считаю, что сказки помогают лучше понять различные математические меры длины. Данную работу можно использовать на уроках литературного чтения и на уроках математики.
Объект исследования – старинные и современные единицы измерения длины в сказках.
Предмет исследования - применение единиц измерения в современной жизни человека.
Цель:
Удобно ли применять и использовать старинные единицы меры длины, которые встречаются в сказках, в современном мире?
Гипотеза: Я предположил, что если бы существовала старинная система мер длин, то ею можно пользоваться и в настоящее время.
Чтобы проверить свою гипотезу и реализовать цель исследования необходимо решить ряд задач:
1. Познакомиться с системой мер длины, которая существовала ранее.
2. Установить взаимосвязь между старой измерительной системой и новой.
3. Проследить отражение старых мер длины в сказках.
4. Провести практическую и экспериментальную работу.
Методы исследования:
- сбор информации, изучение литературы, анализ сказок.
Обзор используемой литературы:
В Интернет-ресурсах я нашел информацию о старинных и современных единицах измерения длины.
В художественной литературе я узнал, какие старинные единицы измерения применялись в сказках.
2. Теоретическая часть
Современные единицы измерения длины
Я начал свое исследование с современных единиц измерения длины. На уроках математики узнал, что для измерения длины разных отрезков современный человек использует: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр.
1см = 10 мм
1 дм = 10 см = 100 мм
1 м = 10 дм = 100 см = 1000 мм
1 км = 1000 м
Для измерения небольших предметов мы используем миллиметры, сантиметры, дециметры. Для измерения длины классного кабинета, коридора школы мы будем использовать метр. А путешественник, преодолевая расстояние от одного населенного пункта до другого, - километр и метр.
Старинные единицы измерения
Перст - в старину палец руки называли перстом. Так же назвали и самую маленькую единицу длины. Русский перст был равен ширине указательного пальца, что составляет примерно 2 см. Он использовался для определения размеров мелких предметов.
Дюйм - (от голландского - большой палец). Он равен ширине большого пальца или длине трех сухих зерен ячменя, взятых из средней части колоса. 1 дюйм =2,54 см.
Аршин – (от персидского слова «арш» - локоть). Это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца. В аршине 71 см.
Вершок - старая русская мера длины, употреблявшаяся до введения метрической системы мер. Вершок определялся длиной двух фаланг указательного пальца, а это приблизительно 4,5 см.
Локоть - древнейшая мера длины, которой пользовались многие народы мира. Это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака до локтевого сгиба. Его длина колебалась от 38 см до 46 см.
Сажень - от слова "сягать" т.е. доставать до чего-либо. Отсюда слово "недосягаемый" - о месте, куда невозможно добраться. Различали два вида сажени: маховая и косая.
Маховая сажень-расстояние между концами пальцев распростертых рук, ее длина 176 см. Косая сажень - расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки ; длина такой сажени примерно 216 см.
Шаг - средняя длина человеческого шага, 71 см. Одна из древнейших мер длины. Сохранились сведения об использовании шага для определения расстояния между городами в Древней Греции, Древнем Риме, Египте, Персии. Шаг как мера длины используется и в настоящее время. Существует даже специальный прибор шагомер, похожий на карманные часы, который автоматически отсчитывает число пройденных человеком шагов.
Шагами отмерялось расстояние, на которое должны были сходиться противники во время дуэли. Так, с расстояния в 10 шагов на Черной речке под Петербургом 27 января 1837 г. на дуэли Дантес стрелял в А.С. Пушкина и ранил его смертельно.
3.Практическая и экспериментальная часть
Писатели в своих произведениях часто используют старинные меры длины. Мною, была проведена практическая работа по преобразованию старинных мер длины, встретившихся в литературных произведениях, в современную систему измерений. Вот некоторые из них, которые встретились на страницах прочитанных книг.
В произведении П.П. Ершова «Конек – Горбунок» мы читаем:
«Да игрушечку-конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами», сделав соответствующие преобразования, я узнал, что рост конька был 13 см 3мм, а уши – 71см.
Из сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка», мы узнаем, что «…в чашечке цветка сидела хорошенькая крошечная девочка ростом не больше дюйма», а это - 2см 54мм.
В «Сказке о Царе Салтане…» всеми нами любимого А.С. Пушкина есть такая строка «…Сына Бог им дал в аршин…», то есть малыш длиной 71 см.
А в произведении В.М. Гаршина лягушка – путешественница пролетела, не много не мало, «… три тысячи верст…», что составляет 3198 км.
А Серой Шейке из сказки Д. Мамин-Сибиряка «Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажень», равное 32м 55 см.
С одноклассниками я продолжил экспериментальную часть.
1.Задание: измерить длину атласной ленты, используя старинные меры единицы длины.
Длину мы измеряли аршином, локтем.
2. Задание: измерить длину классной комнаты, используя старинные меры единицы длины - шаг, маховая сажень.
Проведя измерения длины атласной ленты и классной комнаты, использую старинные меры единицы длины, и заполнив таблицу №1(Приложение 1) и таблицу №2 (Приложение 2), я пришел к следующим выводам:
-значения различаются между собой, потому что телосложение у каждого человека разное;
- такие единицы измерения являются неточными.
4.Заключение
Изучив литературу по теме исследования и проведя практическую и экспериментальную работу, хочется сказать, что старинные меры длины являются неточными, и в современной жизни удобно использовать единицы измерения, принятые во всем мире.
Когда я закончил исследование, то испытал огромное удовольствие от того, что под руководством учителя написал такую интересную работу. Думаю, что она у нас получилась, ведь в ходе её узнал немало интересного и познавательного. Я ближе познакомился со старинными русскими единицами измерения длины. И пусть сейчас данные меры не используют как раньше, зато в сказках они нашли своё отражение и употребляются до сих пор, отражая мудрость народа.
Эту работу можно использовать на уроках литературного чтения и на уроках математики.
5. Список использованной литературы
1. Андерсен Г.Х. Дюймовочка, - Башкирское книжное издательство, Уфа – 1980.
2. Ершов П.П. Конек-Горбунок, - Улан-Удэ-Бурятское книжное издательство – 1987
3.Интернет ресурсы
4. Краткий энциклопедический справочник по математике. – М., 2003
3. Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1(Н.А.Чуракова ).
4. Мамин-Сибиряк Д.Н. Серая Шейка, - издательство «Детская литература», Москва, 1967.
Приложение 1
«Измерение длины атласной ленты»
Имя ученика | локоть | аршин |
Алина | | |
Кристина | | |
Виталя | | |
Максим | | |
Приложение 2
«Измерение длины классной комнаты»
Имя ученика | Шаг | Маховая сажень |
Алина | | |
Кристина | | |
Виталя | | |
Максим | | |
| | |
7