СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по русскому языку "Фразеологизмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное исследование  может быть использовано на уроках русского языка и литературного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по русскому языку "Фразеологизмы"»



  1. Введение.

На уроке русского языка в одном упражнении мы встретились с выражением «У страха глаза велики». Нам надо было объяснить, когда мы так говорим. Мы объяснили значение этого выражения каждый по-разному. Выяснилось, что никто не дал правильный ответ. Лидия Николаевна нам сказала, что это устойчивые выражения и объяснила значение.

Меня это очень заинтересовало. Я решила изучить фразеологизмы, которые встречаются в учебнике русского языка в 3 классе. На мой взгляд, это очень интересная и увлекательная тема. Я захотела больше узнать о устойчивых выражениях. Своими мыслями я поделилась со своей бабушкой , и она меня поддержали. В школе я сказала об этом своему учителю. Вместе с классным руководителем мы решили провести исследовательскую работу на эту тему и составили план работы.

Актуальность.

Я считаю, что данная работа является актуальной, так как знание фразеологизмов и умение применять их делают нашу речь интересной, эмоциональной, образной. Каждый человек в своей жизни не раз слышал и употреблял устойчивые выражения. Однако не всегда мы задумываемся о том, понимает ли собеседник сказанные фразы, их значения. Я решила это выяснить.

Цель:

Изучить фразеологизмы, которые используются в учебниках русского языка и литературного чтения 3 класса, как учащиеся часто слышат их в окружающей речи; выяснить понимают ли их значения учащиеся 3, 4 и 5 класса.

В ходе исследования предстоит решить следующие задачи:

1. Изучить теоретические вопросы темы

2. Составить список фразеологизмов из учебника русского языка и литературного чтения 3 класса.

3. . Провести анкетирование среди учащихся 3, 4 и 5 классов.

4 Изучить значение выписанных фразеологизмов и составить словарь в картинках.

5. Обработать полученные результаты.

6. Сделать выводы.

Гипотеза:

Из числа фразеологизмов, которые используются в школьных учебниках, которые употребляют учителя, родители есть такие выражения, значения которых школьники не понимают. Несмотря на это, в речи фразеологизмы употребляются достаточно часто.

Метод исследования: чтение научной литературы, наблюдение, опрос, анкетирование.

Объект исследования: Устойчивые выражения в учебниках русского языка и литературного чтения 3 класса, в окружающей нас речи.

  1. Теоретическая часть

Что такое фразеологизмы?

Русский язык очень богат устойчивыми выражениями. В нашей повседневной речи они употребляются сплошь и рядом. Порой мы даже не замечаем, что произносим эти устойчивые выражения - насколько они привычны и удобны.

Фразеологизмы (от греч. Phrasis – выражение, logos – учение) – устойчивые выражения, которые в течение столетий кропотливо отбирались как самые запоминающиеся и наиболее яркие. Я узнала, что существуют фразеологические словари, в которых представлены источники происхождения фразеологизмов, их значение. Авторы словарей: В.П. Жуков и А.В. Жукова «Школьный фразеологический словарь», А.И. Молотков «Фразеологический словаь русского языка» который находится в школьной библиотеке.

Рассмотрела несколько источников: словари, учебники, Интернет порталы.

Вот какое определение дано в «Гуманитарном словаре» (2002 г.)

Фразеологизм (фразеологическая единица, фразеологический оборот) — устойчивое словосочетание, имеющее определенное лексическое значение.

А вот на портале разумники ( razumniki.ru) нашла следующее определение:

Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, обороты речи типа: «бить баклуши», «повесить нос», «задать головомойку»...

Материал из Википедии

Фразеологи́зм, фразеологический оборот, речевой оборот, крылатые слова — это свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности. Примеры таких выражений в русском языке будут:

«остаться с носом», «дать сдачи», валять дурака»

Происхождение фразеологизмов.

Появление фразеологизмов исконно русского характера тесно связано с жизнью народа, его историей, бытом, верованиями, общим развитием нации. Главным источником русской фразеологии являются свободные словосочетания, которые, употребляясь в переносном значении, становятся устойчивыми выражениями . Например: лодка плывет по течению – он ничего не хочет менять, плывет по течению.

Обычная сфера возникновения таких оборотов – разговорная речь.

Многие возникли из пословиц: собаку съел, стрелянный воробей;

Из художественных произведений: тришкин кафтан, на деревню дедушке.

Целый ряд русских фразеологизмов связан с бытом, обычаями, традициями и верованиями древних славян. Вывести на чистую воду (кого либо ) - «разоблачить, раскрыть преступление»;

как в воду опущенный - «унылый, грустный человек»;

прошёл сквозь огонь, воду и медные трубы - «об опытном, бывалом человеке».

Устное народное творчество также является одним из источников появления фразеологизмов. Сказочного происхождения такие, например, фразеологизмы: битый небитого везет, Кащей Бессмертный.

От пословиц образовались многиевыражения:

бабушка надвое сказала (Бабушка гадала да надвое сказала):

либо будет, либо нет ( либо дождик, либо снег);

локти кусать (Близок локоть, да не укусишь).

Произведения русских писателей также внесли немало в русскую фразеологию. Достаточно много фразеологизмов пришло к нам из басен И.А.Крылова. Вот некоторые из них:

«а воз и ныне там» из басни «Лебедь щука и рак»,

«а Васька слушает да ест» басня «Кот и повар»,

«слона-то я и не приметил» из басни «Любопытный»,

«мартышкин труд» - «напрасный, суетливый труд» басня «Обезьяна»;

Как и слово, фразеологизмы могут иметь синонимы и антонимы. Фразеологизмы-синонимы: два сапога пара, одного поля ягода (один другого не лучше);

Фразеологизмы-антонимы: засучив рукава – спустя рукава, заварить кашу – расхлебывать кашу, тяжел на подъем – легок на подъем.

Вывод:

Фразеологизмы

Это устойчивые значения слов

Могут иметь синонимы и антонимы

Оживляют речь, делают её более эмоциональной

Составляют национальное богатство языка

  1. Практическая часть

Изучив теоретическую литературу по проблемной теме, в ходе работы я составила анкету (см. Приложение 1) и провела анкетирование третьеклассников и четвероклассников и пятиклассников с целью выявления того, что они знают о фразеологизмах и как понимают их значение. Результаты проведённого опроса представлены ниже в Приложениях.

В ходе анкетирования на вопрос «Что такое фразеологизмы?» было выявлено, что 60% учеников 3-5 классов нашей школы знают, что такое фразеологизмы, 40% ответили, что не знают. (см. Приложение 2)

На вопрос «С какой целью употребляются фразеологизмы в речи?»

(см. Приложение 3) школьники дали такие ответы: чтобы речь была выразительной; не знаю; для того, чтобы украсить речь; речь становится яркой и точной, интересной.

Из полученных ответов можно сделать вывод, что учащиеся не все понимают с какой целью употребляются фразеологизмы в речи.

Результаты анкетирования показывают, что 56% учащихся не употребляют в своей речи устойчивые сочетания слов, а 44% используют в речи фразеологизмы. (см. Приложение 4)

В ходе анкетирования было выявлено, что учащиеся 3, 4 и 5 класса больше всего в речи используют фразеологические обороты : «кот наплакал», «заморить червечка», «собачий холод», «держать язык за зубами», «зарубить на носу», «сесть в лжу», «делать из мухи слона». (см. Приложение 5)

Вывод:

Таким образом, анализ результатов проведённого анкетирования показывает, что не все ученики понимают значения фразеологических оборотов и не умеют употреблять их в речи, хотя многие школьники часто употребляют устойчивые сочетания.

Соответственно отсюда возникает необходимость в составлении фразеологического словаря в картинках. Прежде, чем составить такой словарь, я обратилась к учебникам 3 класса: русский язык 1, 2, 3 часть (М.К. Каленчук,О. В. Малаховская, Н.А.Чуракова 2009г ), литературное чтение 1, 2 часть (Н.А.Чуракова ), к ответам детей о том, какие фразеологизмы они часто слышат в окружающей их речи. В ходе работы я выписала следующие фразеологизмы, представленные ниже (см. Приложения 6). Данные фразеологизмы были взяты за основу, при составлении фразеологического словаря в картинках.

4. Заключение

Понять, «почему мы так говорим», всегда интересно. Фразеологизмы помогают нам пополнить словарный запас, сделать свою речь богаче, образней, колоритней, дают возможность лучше постигнуть язык, а значит, прививают любовь к русскому языку.

Считаю, что моя работа получилась яркой , запоминающейся , познавательной.

Цели и задачи моей работы были достигнуты. Гипотеза, поставленная в ходе исследования, подтвердилась.

































5. Библиографический список:

Максимов С.В. «Крылатые слова». – Азбука, 2010 г.

С.И.Ожегов. «Толковый словарь русского языка».М.,1998

А.И. Молотков «Фразеологический словаь русского языка»

«Гуманитарный словарь» (2002) г.)http://fs00.infourok.ru/images/doc/268/273838/hello_html_6e791b49.jpghttps://ru.wiktionary.org/wiki/http://orfogrammka.ru/http://frazbook.ru/http://www.razumniki.ru/http://freeref.ru/wievjob.php?id=817968































Приложение 1

Анкета

  1. Знаешь ли ты что такое фразеологизмы?

  2. С какой целью употребляются фразеологизмы в речи?

  3. Употребляешь ли ты фразеологизмы в речи?

  4. Если употребляешь, то какие? Напиши.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«С какой целью употребляются фразеологизмы в речи?»





















Приложение 2

«Что такое фразеологизмы?»

Результаты:

























Приложение 3



«С какой целью употребляются фразеологизмы в речи?»

Ответы:

чтобы речь была выразительной;

не знаю;

для того, чтобы украсить речь;

речь становится яркой и точной, интересной.































Приложение 4

Результаты:





























Приложение 5

Какие фразеологические обороты используют в речи:

«кот наплакал»;

«заморить червечка»;

«собачий холод»;

«держать язык за зубами»;

«зарубить на носу»;

«сесть в лжу»;

«делать из мухи слона».



























Приложение 6

Русский язык 1часть (М.К. Каленчук,О. В. Малаховская, Н.А.Чуракова 2009г)

«Как воды в рот набрать» - стр 112

«Взять себы в руки» - стр 112

«Кот наплакал» - стр 113

«Попасть в просак» - стр 119

«Аршин проглотил» - стр 125

«Пиши пропало» - стр 140

«Диву даваться» - стр 148

«Делать из мухи слона» - стр 154

Русский язык 2 часть





Русский язык 3 часть

«Хоть пруд пруди» - стр 64

«Спустя рукова» - стр 73

«Быть не в своей тарелке» - стр 91

Литературное чтение 1 часть (Н.А.Чуракова )





литературное чтение 2 часть

11