СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме: Экологическая обстановка на территории Республики Татарстана

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Атмосферный воздух является важнейшей и неотъемлемой частью среды обитания. Степень его загрязнения относится к числу приоритетных факторов, определяющих экологическую безопасность и здоровье человека. В условиях урбанизированных территорий, крупных промышленных центров с развитой промышленностью загрязнение атмосферного воздуха создается, прежде всего, выбросами автотранспорта и промышленных предприятий.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме: Экологическая обстановка на территории Республики Татарстана»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ



Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт (ГАОУ ВПО НГТТИ)

















Исследовательская работа

По теме: Экологическая обстановка на территории Республики Татарстана









Выполнила работу:

студентка 2 курса

Давидян Лидия

Руководитель: Куликова М.А. преподаватель специальных дисциплин















г. Набережные Челны

2015



Содержание



  1. Введение………………………………………………………………………………............3

  2. Эколого-экономическая ситуация в Республике Татарстан

1.Проблемы охраны окружающей среды………………………………………………….6

2.Отходы производства и потребления………………………………………………….....9

3.Современная экологическая обстановка………………………………………………..11

4.Использование вторичных ресурсов……………………………………………………12

5.Основные направления рационализации природопользования и охраны окружающей среды………………………………………………………………………………………..14

6.Особенности финансирования природоохранных мероприятий в республике………………………………………………………………………………….18

7. Окружающая среда и здоровье населения……………………………………………..29

8.Приложение …………………………………………………………………...................23

  1. Список использованной литературы………………………………………………….......25



































Введение

Атмосферный воздух является важнейшей и неотъемлемой частью среды обитания. Степень его загрязнения относится к числу приоритетных факторов, определяющих экологическую безопасность и здоровье человека. В условиях урбанизированных территорий, крупных промышленных центров с развитой промышленностью загрязнение атмосферного воздуха создается, прежде всего, выбросами автотранспорта и промышленных предприятий.

Ведущими отраслями промышленности в Республике Татарстан являются топливная, нефтехимическая, металлообрабатывающая, химическая, нефтеперерабатывающая, теплоэнергетическая. Эти отрасли и вносят основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха (табл.1).

По данным Государственного доклада «О состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан в 2010 году», в атмосферный воздух ежегодно поступает более 600 тыс. т загрязняющих веществ

Общий валовой выброс загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспортных средств, находящихся в государственной и иных формах собственности, составляет около 55% от общего объема выбросов по Республике Татарстан. В некоторых городах выбросы загрязняющих веществ от автотранспортных средств превышают таковые от стационарных источников более чем в 2 раза. Так, в г. Казани доля выбросов от автотранспорта составила 76,2%, в Бугульме – 85,2%, в Набережных Челнах – 74%, в Чистополе – 81,7%, в Зеленодольске – 78,2%.

По данным ГИБДД МВД Республики Татарстан, в последние годы отмечается устойчивый рост числа автотранспортных средств, и в первую очередь, за счет автомашин, находящихся в индивидуальной собственности (табл.2), соответственно растёт и количество выбросов, образующихся при сгорании моторного топлива. Так масса загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу автомобилями индивидуальных владельцев, превышает выбросы автотранспорта предприятий и организаций в 2,5 раза.

Наиболее интенсивный рост количества автотранспортных средств наблюдается в Столичном и Камском экономических районах и, в первую очередь, в крупных городах – Казани и Набережных Челнах.

Кроме увеличения количества автомобилей, рост уровня загрязнения ими воздушного бассейна городов обусловлен следующими причинами:

- качество моторного топлива, реализуемого на автозаправочных станциях республики, не подвергается жесткому контролю и не всегда соответствует экологическим требованиям;

- автотранспортные предприятия эксплуатируют морально и физически изношенный подвижной состав;

- низкий уровень производственного контроля за техническим состоянием автотранспортных средств приводит к выходу на линию транспортных средств с превышением нормативов на токсичность и дымность отработавших газов;

- низкая пропускная способность дорожной сети, ведущая к нарушению дорожного движения и к автомобильным пробкам, также способствует загрязнению воздушного бассейна.

Следовательно, наряду с мерами по сокращению выбросов от стационарных источников загрязнения атмосферы необходимо акцентировать внимание на методах борьбы с загрязнением атмосферного воздуха выбросами автотранспорта, и в первую очередь эти меры должны быть реализованы в Столичном и Камском экономических районах. Важной задачей является строительство в городах подземных переходов, дорожных развязок, оптимизация движения в целом.

Сосредоточение основного производственного потенциала республики, а вместе с ним предприятий автотранспортного комплекса в нескольких крупных городах, таких как Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск является причиной создания в воздушном бассейне этих городов повышенных концентраций загрязняющих веществ - оксидов азота, оксида углерода, формальдегида, фенола и пр. По результатам мониторинга уровень загрязнения атмосферного воздуха в г. Казани признан «высоким», а в городах Нижнекамск и Набережные Челны «очень высоким». Во всех городах, где проводятся наблюдения за загрязнением атмосферы, средние годовые концентрации оксида углерода, диоксида серы, аммиака, оксида азота, тяжелых металлов не превышали санитарно-гигиенических нормативов. Оксидом углерода, диоксидом азота и бенз(а)пиреном в большей степени загрязнен г. Казань, взвешенными веществами и фенолом – г. Нижнекамск. Формальдегидом в большей степени загрязнен атмосферный воздух гг. Нижнекамск и Набережные Челны. Особенностью последних лет является увеличение вклада специфических примесей (фенол, формальдегид) в загрязнение атмосферного воздуха городов.

Экономические районы можно расположить в ряд по убыванию валовых выбросов в атмосферу, включающих как стационарные, так и передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха: Камский Столичный Нефтяной Восточный Северный Южный Западный.

В связи с наметившейся тенденцией роста в республике промышленного производства, увеличением объемов добываемой нефти за счет освоения новых нефтяных месторождений, а также роста количества автотранспортных средств, требуется разработка и внедрение эффективных мероприятий по стабилизации и поэтапному снижению вредного воздействия промышленности и транспорта на воздушный бассейн Республики Татарстан.

Назрела острая необходимость организации в республике Татарстан служб, ответственных за жесткий контроль качества моторного топлива, реализуемого на автозаправочных станциях республики, с точки зрения его соответствия экологическим нормативам.

Кроме того, актуальным для Республики Татарстан является вынос ряда цехов предприятий, оказывающих негативное воздействие на загрязнение атмосферного воздуха в промышленные зоны, а также разработка проектов автоматизированных систем управления дорожным движением на наиболее загруженных автомагистралях крупных промышленных центров и строительства объездных дорог.

Сложившаяся экологическая ситуация требует координации действий Правительства Республики Татарстан, федеральных органов государственного экологического контроля, предприятий и организаций в части планирования и реализации мер, направленных на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и обеспечению требуемого качества атмосферного воздуха.

Основные задачи подпрограммы:

-постепенное снижение доли жидкого топлива в топливном балансе предприятий Республики Татарстан;

-поэтапная замена устаревшего технологического оборудования на современное, внедрение в производство ресурсосберегающих технологий;

-плановый перевод автотранспорта Республики Татарстан на экологически чистые виды моторного топлива;

-создание на территории Республики Татарстан разветвлённой сети газозаправочных станций для заправки газобаллонных автомашин и станций по ремонту и техническому обслуживанию данных автомашин;

-повышение эффективности государственного экологического контроля за соблюдением воздухоохранного законодательства предприятиями и организациями Республики Татарстан.

Ресурсное обеспечение подпрограммы

Общая сумма финансирования на период 2009-2015 г.г. составляет 11471,57 млн. рублей и распределяется по источникам финансирования следующим образом:

  • республиканский бюджет – 153,46 млн. руб.;

  • средства предприятий – 11318,11 млн. руб.

Проблемы охраны окружающей среды

На площади 9,1 тыс. га расположены земли особо охраняемых территорий и реакционного значения. К ним относятся земли Волжско-Камского заповедника площадью более 8 тыс. га. Национальный парк «Нижняя Кама» площадью 26,1 тыс. га учитывается в составе гослесфонда.

По степени концентрации промышленного производства РТ неоднородна. Подавляющая часть (около 95%) её промышленного потенциала сосредоточена в трёх районах:

  • Северо-западный старо промышленный район, основой которого служит Казанско-Зеленодольская агломерация. Его ведущими отраслями являются машиностроение, химическая и легкая промышленность.

  • Молодой индустриальный северо-восточный регион, с ядром в Набережно-Челнинско-Нижнекамской городской агломерации со специализацией на автомобилестроении, химической промышленности и электроэнергетике.

  • Юго-восточный нефтедобывающий регион с развивающимся машиностроением.

Большая часть Предкамья, Предволжья и Западное Закамье РТ представляют собой аграрные районы.

Промышленный профиль РТ определяют машиностроение (56,1% занятых), химическая и нефтехимическая промышленность (13,7%), нефтедобыча (4,3%), электроэнергетика (2,5%), пищевая промышленность (6,5%), легкая промышленность (6,4%), промышленность строительных материалов (5,1%), лесная и деревообрабатывающая промышленность (3,2%).

Наибольший вклад в загрязнение воздушного бассейна РТ вносят предприятия теплоэнергетического комплекса – 32,7%, нефтяной и газовой промышленности – 32,6%, химии и нефтехимии – 19,0%, машиностроения – 5,3%, строительного комплекса – 2,7%. На долю остальных предприятий приходится 7,7% от общих выбросов в атмосферу. Большая часть валовых выбросов в атмосферу (71,2% от всех выбросов на 01.01.1996г.) приходится на гг. Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Заинск, Альметьевск, где сосредоточен основной промышленный потенциал республики.

Очень велики доля загрязнения воздушной среды населенных пунктов автотранспортом, где, несмотря на снижение объема валовых выбросов поллютанов, она не сопровождается стабилизацией или тем более улучшением ее качества.

Не меньшую проблему в РТ представляет загрязнение почв, накопление отходов производства и потребления, ухудшение технической безопасности и противоаварийной устойчивости промышленных предприятий, производств и объектов повышенной опасности.

Высокий уровень загрязнения окружающей среды республики в определенной степени отражается на здоровье населения. Вызывает озабоченность его ухудшение среди детского населения. Из года в год уменьшается число здоровых детей (1–ой группы здоровья). Повышенная заболеваемость злокачественными новообразованиями характерна для Верхне-Услонского, Бавлинского, Тюлячинского, Заинского, Пестречинского районов и г. Казани.

Проблемой государственного значения являются утилизация и захоронение твердых бытовых и промышленных отходов (ТБПО). Здесь большие сложности возникли на полигонах ТБПО в гг. Казани, Набережные Челны, Зеленодольске, Нижнекамске, Чистополе, Елабуге, с. Базарные Матаки и ряде других. Для решения данной ситуации проектируются полигоны для складирования и хранения ТБПО в гг. Буинске, Нурлатах и с. Алексеевское.

На основе данных Государственного доклада «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации» за 1994 год территория бассейна р. Волга РТ отнесена к экологически неблагоприятным регионам.

Наиболее приоритетные экологические проблемы, решения которых должно относиться к числу первоочередных в РТ по данным РФ:

  1. Сброс загрязненных сточных вод.

  2. Гидрохимическое состояние поверхностных вод.

  3. Выброс загрязняющих веществ от стационарных источников в атмосферный воздух.

  4. Токсичные отходы.

  5. Радиационная безопасность.

  6. Загрязнение атмосферного воздуха.

  7. Загрязнение и истощение подземных вод.

  8. Деградация земель.

Причем первые пять пунктов относятся к наиболее приоритетным проблемам, тогда как последние три проблемы в настоящее время не относятся к числу первоочередных.

Из выше сказанного видно, что с позиции федерального уровня в РТ наиболее остро стоят вопросы сокращения сброса загрязненных сточных вод, и как следствие, – улучшение гидрохимического состава поверхностных вод, уменьшение выбросов поллютанов в атмосферу от стационарных источников, утилизация и переработка токсичных отходов, улучшения радиационной обстановки. Все они требуют радикального решения эколого-инновационных программ и мероприятий в составе целевых комплексных федеральных и федерально-региональных программ.

Продолжая анализ федеральных материалов и, прежде всего, данных Минприроды РФ, Росгидромета, Роскомзема, Минсельхозпрода РФ, геологических организаций Роскомнедра можно сделать вывод, что в настоящее время вопросы загрязнения атмосферного воздуха городов, загрязнение и истощение подземных вод, деградация земель и повышение плодородия сельхозугодий не относятся к числу первоочередных в РФ. Тем не менее это не совсем так. Здесь также требуется проведение комплекса мероприятий за счет средств предприятий – природопользователей, республиканского и местного бюджетов, республиканского и территориальных экологических фондов, других источников.

В республике ведется целенаправленная работа по реализации и осуществлению основных положений Конституции РТ, принятой в 1992 году, Договора РФ и РТ «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ» от 15.02.1994 года и межправительственного соглашения РФ и РТ о взаимодействии в области охраны окружающей среды (1993г.).

Отходы производства и потребления

Проблема переработки и утилизации отходов в РТ является одной из наиболее приоритетных. По предварительным оценкам, на ее территории ежегодно образуется свыше 3 млн. тонн твердых отходов производства, содержащих токсичные вещества, в том числе 118 тыс. тонн 1–2 класса токсичности, 410 тыс. тонн – твердые отходы, улавливаемые газоочистными установками, 15 тыс. тонн – отходы гальваношламов, 280 тыс. тонн – вторичное сырье (макулатура, полимерные материалы, изношенные шины, стеклобой, отработанные нефтепродукты, отходы древесины, металлов).

Отходы, не подлежащие использованию, направляются на хранение и захоронение, что увеличивает опасность загрязнения окружающей среды и отрицательно сказывается на здоровье населения. Это свидетельствует о том, что решение вопросов обращения с отходами не отвечает требованиям с позиции экологической безопасности. Одной из наиболее важных первоочередных задач следует считать совершенствование природоохранного законодательства РТ, касающегося обращения с отходами, скорейшее принятие законодательных и нормативно–правовых актов, регламентирующих деятельность в области экологически безопасного обращения с отходами.

Наиболее крупномасштабными являются отходы энергетики и машиностроения (шлам, шлак, горелая земля), химических, нефтехимических производств и нефтедобычи, гальванопроизводств, деревообработки, твердые бытовые отходы.

Бурение скважин и эксплуатация нефтепромысловых сооружений сопровождается интенсивным загрязнением атмосферного воздуха, почв, грунтов, поверхностных и подземных вод. Только при бурении скважин ежегодно формируется более 500 тыс. м3 отходов и около 1200 м3 при их эксплуатации. На нефтепромысловых объектах подготовки нефти при товарных парках и борных пунктах ежегодно накапливается более 4400 м3 нефтесодержащих осадков.

Низкий уровень применяемых технологий, отсутствие финансовых средств позволяет перерабатывать и использовать лишь несколько десятков наименований отходов. В повторный оборот вовлекается лишь 3,7%, обезвреживается (уничтожается) 1,7% отходов, основная же масса токсичных отходов поступает на склады предприятий, к уже находящимся там запасам отходам.

Широко распространенным источником загрязнения окружающей среды ртутью являются отработанные люминесцентные лампы. Ежегодно по республике их образуется свыше 2,5 миллиона штук, 800 тысяч из которых утилизируется на действующей в г. Набережные Челны демеркуризационной установке АО «КамАЗ». В результате здесь выделяют до 230 кг ртути в год. Выделенная ртуть в виде ступпы за пределы республики. Однако в результате демеркуризации источников света образуется около 350 тонн отходов, которые вывозятся на общегородскую свалку, увеличивая тем самым нагрузку на окружающую среду.

В РТ разработан проект концепции государственной программы «Отходы», определяющей конкретные цели, этапы, методы и средства для решения проблем утилизации и обезвреживания отходов. Подготовлены проекты законов «об токсичных отходах производства и потребления РТ», целью которого является создание правовых и организационных основ улучшения здоровья людей, окружающей природной среды, обращения с токсичными отходами производства и потребления.

В целях решения проблемы захоронения, утилизации и переработки отходов в РТ необходимо:

  • провести инвентаризацию и нормирование отходов, мест их размещения и обезвреживания, включая мониторинг окружающей среды в районах размещения отходов;

  • обеспечить обязательное проведение экологических экспертиз при принятии решений по размещению отходов;

  • усовершенствовать систему платежей за загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления.

Концепция экологически безопасного управления отходами отвечает современным требованиям экологической безопасности по охране окружающей среды и здоровья человека. Ее реализация позволит сократить объем образования отходов и размещения их в окружающей среде, а также вовлечь отходы в хозяйственный оборот путем их переработки в целях получения различных видов продукции, что будет способствовать рациональному природопользованию, снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду и улучшению качества окружающей среды.

Современная экологическая обстановка

Конституция РТ гарантирует права граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом. Осуществляя концепцию устойчивого развития, а также решения текущих социально-экономических задач в теснейшей связи с осуществлением мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов, в РТ тем самым решается государственная стратегия охраны окружающей среды. Эта стратегия предусматривает в качестве главных задач:

  • обеспечение экологически безопасного устойчивого развития в условиях многообразных форм собственности и складывающегося на их основе рыночного механизма;

  • охрану среды обитания человека;

  • оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах;

  • участие РТ в решении межрегиональных, федеральных межгосударственных и глобальных экологических проблем.

С целью стабилизации и улучшения экологической обстановки в республике представляется необходимым в первую очередь осуществление мер, направленных на:

  • совершенствование системы нормативно–правовой и экономической основы экологизации производства, развитие экологического образования работников управления, производства и контроля, а также широких слоев населения;

  • создание и обеспечение эффективного функционирования экологического мониторинга РТ в рамках единой государственной системы экологического мониторинга РФ;

  • поэтапное перебазирование экологически опасных объектов промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, связи и других отраслей из пригородов, зон отдыха и водоохранных зон на специально резервируемые для этих целей территории;

  • развитие экологического предпринимательства, работ (услуг) природоохранного, природовосстановительного и ресурсосберегающего назначения;

  • повышение роли налогов за пользование природных ресурсов, разработка и совершенствование нормативов платы за использование природных ресурсов с целью рационального их использования;

  • расширение налоговых льгот для предприятий и организаций, осваивающих производство экологически безопасной продукции, применяющих безотходные и малоотходные технологии и др.

Приоритетными направлениями охраны окружающей среды и здоровья населения являются улучшение экологической обстановки, уменьшение вредного влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения и его генофонда, в связи с чем необходимо усовершенствовать систему очистки сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и вредных выбросов в атмосферу, разработать государственную программу обеспечения населения городов и сел доброкачественной питьевой водой, обеспечить своевременный вывоз и переработку производственных и бытовых отходов из городов, рабочих поселков и сельских поселений.

Использование вторичных ресурсов

В условиях экономического спада, низкой но инфляции и снижения инвестиций в народное хозяйство вторичное сырье и попутные продукты становятся источником расширения сырьевой базы промышленности, важным фактором экономии материалов и повышения эффективности производства. Будучи крупным промышленным комплексом РТ, где развиты отрасли промышленности, на ее предприятиях ежегодно образуются сотни тысяч тон золотошлаковых отходов теплоэлектростанций, более 300 тысяч тонн отходов черных металлов, более 500 тыс. м3 отходов древесины, десятки тысяч тонн отходов резины и резинотехнических изделий, более 6 тыс. тонн отходов пластмасс. Только при бурении нефтяных скважин ежегодно формируется ежегодно более 500 тыс. м3 отходов и около 1200 м3 при их эксплуатации. На нефтепромысловых объектах подготовки нефти при товарных парках и сборных пунктах накапливается более 4400 м3/год нефтесодержащих осадков.

В республике накоплен немалый опыт работы по вовлечению в производство вторичных ресурсов. За счет их использования сэкономлены такие ценные виды сырья, как шерсть, хлопок, каучук, древесина и другие.

В машиностроительной промышленности ежегодно образуется более 290 тысяч тонн отходов черных металлов, из них вовлекается в хозяйственный оборот 12,7 тысяч тонн. Переработка стружки, например, заключается в ее переплавке в электропечах. Но на основе стружки может быть изготовлен дисперсно-армированный бетон, в котором дефицитная арматурная сталь частично или полностью заменена стружкой. Опыт получения такого фибробетона имеется на экспериментальном предприятии треста Казремстрой.

Отходы химической и нефтехимической промышленности (отработанные катализаторы, шламы очистных сооружений, пиролизные смолы) применяются в качестве добавок в бетоны и асфальтобетоны. Утилизация изношенных шин позволяет вернуть в материальное производство резину, текстильные материалы и металл. На основе побочного продукта – полиэтилена высокого давления низкой плотности – производятся антикоррозионные и гидроизоляционные материалы для нанесения на внутренние и внешние поверхности стальных труб.

Находят применение в производстве древесностружечных и древесноволокнистых плит отходы древесины. В качестве заменителя древесного сырья используются также полимерные материалы.

Тем не менее, в республике ежегодно не используется 80% отходов резины, более четвертой части – пластмасс, пятая часть различных видов кожи, около миллиона тонн разнообразных отходов органического синтеза. Утилизируется лишь 15% отходов тепловых электростанций. На 50% перерабатываются вторичные текстильные материалы, на 20% – искусственные и синтетические волокна. Не разработаны технологии утилизации отходов бурения нефтяных скважин и нефтесодержащих осадков. По подсчетам специалистов, у населения находится более 50% всей образующейся макулатуры и 70% вторичных текстильных материалов. Однако эти ресурсы в республике используются пока крайне недостаточно. Устанавливаемые планы по сбору вторичного сырья от населения систематически не выполняются.

К числу проблем использования вторичных ресурсов в первую очередь относятся:

  • убыточность заготовки вторичного сырья от населения из-за постоянно растущих ценна энергоносители и содержание охраны;

  • убыточность завоза вторичного сырья от мелких источников, связанная с большими транспортными расходами;

  • высокие отчисления в бюджет, экологическим и другим службам, что обусловливает недостаток средств на собственно заготовку и обработку сырья.

Перспективной является разработка ещё почти нетронутых запасов минерального сырья месторождений Татарстана , сосредоточенного в сточных, попутных и пластовых водах. В настоящее время попутно с нефтью добывается большое количество пластовой воды – около 60 млн. тонн в год. Пропадает дешевое сырье для химической промышленности, тем более, что здесь уже решены такие крупные вопросы, как добыча самого сырья и ее сброс. По мнению специалистов, эти оды рекомендуется использовать в качестве минерального сырья на первом этапе. На втором этап рекомендуется использовать подземные промышленные воды территориального девона, статистические запасы которого практически неисчерпаемы. Более того, комплексная переработка пластовых вод даст ряд дешевых химических продуктов, и прежде всего таких как пищевая поваренная соль, технический хлористый натрий, техническая соляная кислота, каустическая сода и другие ценные минеральные соединения, необходимые при добыче нефти, что может снизить ее себестоимость.

В современных условиях эффективным рычагом в государственном управлении утилизацией, повторным использовании отходов и использовании вторичных ресурсов является внедрение экономических методов в практику пользования природно-сырьевыми ресурсами, предусматривающих в качестве стимула систему платежей и налогов, и иную государственную поддержку.

Основные направления рационализации природопользования и охраны окружающей среды

Обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности человека, сохранение генофонда, рациональное использование природно-сырьевых ресурсов – неотъемлемое условие устойчивого экономического и социального развития РТ. С этой целью и осуществляется экологическая политика, направленная на сохранение окружающей среды, безопасной для жизненно важных интересов личности, общества и государства. Стратегической задачей республики по обеспечению экологически безопасного, сбалансированного развития является гармонизация общественного производства с природной средой путем достижения соблюдения в хозяйственной деятельности не только экономических, но и экологических интересов, решения проблем стабилизации экологической ситуации в республике, поэтапного оздоровления ее территории, перехода ее на модель устойчивого развития.

Основные принципы экологической политики предусматривают:

  • учет экономических условий развития как РТ, так и соседних регионов и РФ в целом, взаимосвязанность их экологических программ;

  • мониторинг ресурсов и окружающей среды;

  • научное обоснование решения экологических вопросов, экологическая экспертиза всех проектов экономики, связанных с природопользованием;

  • комплексность и взаимосвязанность проводимых мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды;

  • конкретность и адресность экологической политики, жесткая привязка к конкретной территории, имеющей свои особенности в функционировании ПТК, с учетом специфики территорий и традиционного уклада жизни проживающего на ней населения;

  • оптимальное сочетание экологических и экономических интересов, четкое соотношение потребности производства с возможностями окружающей среды;

  • совершенствование системы отбора экологических программ, проектов и отдельных мероприятий для целевого финансирования из средств бюджета и внебюджетных фондов, исходя из принципов природоохранной необходимости, экономической эффективности, рационального использования выделенных средств и необходимости привлечения ресурсов предприятий и территорий.

Реализация экологической политики основывается на следующих положениях.

1. обеспечение экологически безопасного устойчивого развития в условиях многообразных форм собственности и складывающегося на их основе рыночного механизма должно базироваться на:

  • приоритете обеспечения экологической безопасности при любых видах деятельности по природопользованию и охране окружающей среды;

  • совершенствовании управления в области охраны окружающей среды, природопользования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  • совершенствовании природоохранного законодательства, экономического механизма регулирования природопользования и деятельности по охране окружающей среды;

  • экологически обоснованном и оптимальном с географической точки зрения размещении производительных сил;

  • экологически безопасном развитии промышленности, энергетики, транспорта, сельского и коммунального хозяйства;

  • неистощительном использовании возобновимых и рациональном использовании невозобновимых природных ресурсов;

  • повышении степени освоенности природно-ресурсного потенциала, развитии существующих и формировании новых топливно-энергетических и минерально-сырьевых баз;

  • преодолении сырьевой ориентации экономики республики, опережающем развитии наукоемких и конечных производств;

  • обеспечении сохранности окружающей среды, улучшении экологической ситуации в районах концентрации промышленного производства;

  • внедрении малоотходных, ресурсосберегающих технологий, ограничении развития материало-, энерго-, топливо-, водоемких отраслей и производств;

  • развитии предпринимательской деятельности и рыночных отношений, увеличении спроса на экологически чистую продукцию, технику, технологии и услуги;

  • учете экологического фактора, а также факторов обеспечения безопасности и противоаварийной устойчивости промышленных производств и объектов повышенной опасности при приватизации государственных и муниципальных предприятий, в том числе посредством решения вопроса разделения ответственности между государством и новыми собственниками за последствия деятельности приватизированных предприятий;

  • закреплении координирующих функций за деятельностью предприятий в деле природопользования т охраны окружающей среды за территориальными органами управления с наделением их соответствующими экономическими и юридическими полномочиями;

  • снижении суммарного загрязнения и расширенном использовании вторичных ресурсов, повторном использовании, утилизации, обезвреживании и захоронении отходов производства и потребления;

  • использовании международного опыта и мощного научно–технического потенциала республики для кардинальной реорганизации структуры производства, внедрения передовых наукоемких экологически безопасных технологий, технического перевооружения и реконструкции предприятий.

2. Охрана среды обитания человека складывается из:

  • создание здоровой среды обитания в городских и сельских поселениях;

  • развития системы ПТК реакционного и курортно–оздоровительного назначения;

  • обеспечение населения качественной питьевой водой;

  • улучшения качества продуктов питания;

  • строгого ограничения выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и предотвращения загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов;

  • обеспечение радиационной безопасности населения;

  • предупреждение и уменьшения опасного воздействия природных катаклизмов, техногенных аварий и катастроф;

  • сотрудничества с общественными экологическими организациями;

  • экологического образования и просвещения, воспитания, подготовки кадров, информационного обслуживания;

  • организации действенной системы государственного экологического регулирования и контроля за состоянием окружающей среды по уровням управленческих структур.

3. Оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем и ПТК в экологически неблагополучных регионов РТ включает в себя:

  • выделение из сложной ситуации крупнейших урбоэкосистем (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Зеленодольск и др.) и ряда промышленных центров;

  • преодоление последствий радиоактивного загрязнения территорий;

  • решение экологических проблем в регионах нефтедобычи РТ;

  • активное участие в осуществлении федеральных целевых программ «Экологическая безопасность России», «Возрождение Волги», «Оздоровление экологической обстановки и повышение ресурсного и хозяйственного потенциала Волжского бассейна» и других;

  • 4. Участие РТ в решении межрегиональных, межгосударственных и глобальных экологических проблем складывается в виде:

  • сохранение биологического разнообразия;

  • развития и совершенствования системы ООПТ;

  • охраны лесов и лесовосстановления;

  • решения межрегиональных и межгосударственных экологических проблем;

  • создания единой государственной системы экологического мониторинга, единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки в РТ;

  • заключение двусторонних и многосторонних соглашений с республиками и областями Поволжья по проблемам создания устойчивой инфраструктуры рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Обеспечение более эффективного и экономного использования ресурсов и повышения экологической безопасности жизнедеятельности в рамках приоритетов структурной политики должны основывать на индивидуальной проработке и тщательной экспертизе программ, проектов и мероприятий, имеющих решающее значение для рационализации природопользования и оздоровления экологической обстановки.

Особенности финансирования природоохранных мероприятий в республике

Одной из важнейших составляющих реализации природоохранных мероприятий является возможность их ресурсного обеспечения (финансового, материально-технического, трудового и др.). такое финансирование ведется за счет различных источников. Это средства бюджетов всех уровней, собственные средства предприятий–приропользователей и внебюджетные источники. В настоящее время роль федерального бюджета в финансировании федеральных и федерально-региональных экологических программ явно недостаточна. Важным источником финансирования в этих условиях является республиканский бюджет, призванный решать основные природоохранные вопросы.

Одновременно за последние годы существенно возросла роль внебюджетных фондов в решении природоохранных проблем. По действующим законодательным и нормативным документам в РТ действует шесть фондов, средства которых в той или иной степени направляются на решение экологических проблем. Наибольший удельный вес имеет Экологический фонд РТ (ЭФ), причем его средства соизмеримы с финансовыми ресурсами, направленными из республиканского бюджета. Создание его обеспечило координацию организационных и финансовых усилий министерств и ведомств РТ в единой структуре. Основная задача Фонда – стимулирование природоохранной деятельности предприятий на основе экономического механизма природопользования по принципу: «загрязняешь – плати». Поэтому платежи в Фонд нельзя считать налогом, поскольку их технологическая база зависит от объема выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, потребления природных ресурсов и может изменяться в зависимости от режима работы предприятия. Кроме того, разделение платежей на нормативные (с отнесением на себестоимость) и сверхнормативные (с отнесением на прибыль) дополнительно стимулирует природопользователей к снижению объемов загрязнений.

В то же время фонд выполнят хозяйственные функции, являясь заказчиком по финансированию целевых экологических программ, проектов и мероприятий. Основными направлениями финансирования являются:

  • строительство природоохранных объектов;

  • внедрение экологически чистых технологий;

  • решение вопросов утилизации промышленных и бытовых отходов;

  • мероприятия по охране малых рек, лесов, особоохраняемых природных территорий;

  • улучшение мониторинга состояния окружающей природной среды;

Через финансирование природоохранных мероприятий реализуются и другие механизмы деятельности Фонда, повышающие его эффективность. В частности это:

  • стимулирование заинтересованности территорий в полноте сбора средств;

  • обеспечение заинтересованности предприятий природопользователей осуществлять эффективные природоохранные мероприятия;

Платежи в ЭФ РТ, как отмечалось, не являются налогом в общепринятом смысле, а взимаются дифференцированно с каждого природопользователя в зависимости от объемов сбросов, выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, количества и класса опасности отходов, размещаемых на несанкционированных и санкционированных свалках и полигонах, уровня потребления природных ресурсов и носят стимулирующий характер: чем меньше предприятие загрязняет окружающую среду и потребляет природных ресурсов, тем меньше платит. Внедрение механизма платного природопользования позволило выявить большое количество новых источников загрязнения, более точно определить объемы, массу, качественный состав выбросов, сбросов загрязняющих веществ и отходов производства и потребления.

Несколько статей из Закона РТ «Об охране окружающей среды в РТ»:

Статья 19. Платность природопользования

1. Платное природопользование осуществляется за счет введения платы за пользование природными ресурсами и платы на охрану и воспроизводство природных ресурсов.

2. Плата за пользование природными ресурсами (земля, недра, вода, воздух, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы), на охрану и воспроизводство природных ресурсов взимается:

  • за пользование природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

  • за сверхлимитное использование природных ресурсов.

Статья 20. Плата за загрязнение окружающей природной среды

1. Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов производства и потребления является формой частичной компенсации вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды.

2. Плата за загрязнение окружающей природной среды включает в себя:

  • плату за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов в пределах установленных нормативов и лимитов;

  • плату за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов сверх установленных лимитов и за их несанкционированное складирование и захоронение;

  • плату за аварийные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду.

3. Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, образование и размещение отходов производства осуществляется в соответствии с законодательством.

4. Платежи за загрязнение окружающей природной среды вносятся предприятиями, учреждениями, организациями на счета Экологического фонда Республики Татарстан или взыскиваются с предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в бесспорном порядке по представлению Экологического фонда Республики Татарстан и поступают на его счета.

Статья 21. Плата на охрану и воспроизводство природных ресурсов, за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов производства и потребления

1. Плата на охрану и воспроизводство природных ресурсов взимается путем установления ставок и других нормативов платы.

2. Нормативы платы (ставки) на охрану и воспроизводство природных ресурсов, а также порядок исчисления и применения нормативов платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, образование и размещение отходов производства и потребления устанавливаются Кабинетом Министров Республики Татарстан.

3. Нормативы платы устанавливаются на основе единой методики и дифференцируются с учетом местных условий, состава и свойств выбрасываемых вредных веществ, особенностей природных комплексов.

Окружающая среда и здоровье населения

Здоровье человека в значительной мере определяется состоянием окружающей среды как природного происхождения (состояние природных сред, растительности, особенности ландшафта и т.п.), так и антропогенного генеза (химические вещества, загрязняющие воздух, почву, воду, шум, электромагнитные поля и т. д.). Взаимосвязь между этими факторами и здоровьем населения возможна в рамках социально-гигиенического мониторинга. Однако, существующий в стране социально-гигиенический мониторинг не только не реализуется в полной мере, но, главное, он направлен на выявление причинно-следственных связей между состоянием окружающей среды и возникновением и распространенностью заболеваний человека. На современном этапе важно знать не только и не столько заболеваемость населения, а запас или уровень его здоровья, который в первую очередь определяет трудовой и интеллектуальный потенциал региона. Необходимо также осуществлять динамическое наблюдение за качеством жизни населения, составляющей которого является состояние природной среды, возможности для отдыха и реабилитации и т.п.

Приоритетным фактором окружающей среды по степени вредного воздействия на здоровье населения является атмосферный воздух. За последние годы состав основных загрязняющих веществ существенно не изменился. Наиболее часто повышенный уровень загрязнения атмосферного воздуха связан с такими вредными веществами, как оксиды азота, оксид углерода, формальдегид, углеводороды, сернистый ангидрид.

Так в РТ удельный вес проб с превышением предельно допустимой концентрации формальдегида равен 4,1%. Этому воздействию (по данным 1999 года) подвергаются 2795800 человек.















Приложение

Таблица 1

Сведения о количестве источников и массе выбросов, поступающих в атмосферу от промышленных предприятий основных отраслей Республики Татарстан

Промышленная

отрасль

Количество источников,

ед.

Мощность очистки,

тыс. м3/час


Улов-лено и обезвре-жено вредных веществ, %

Масса выбросов,

тыс. т.

Доля выбросов,

% от общей

массы

всего

в т. ч.:

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.


осна-щенных ГОУ

требую-щих осна-щения ГОУ


Топливная

13812

169

2

301,0

30,7

99,956

105,151

111,113

134,061

145,347

53,1

Теплоэнергетическая

1704

43

0

194,1

4,4

64,922

39,116

35,577

59,517

35,187

12,9

Химическая

и нефтехимическая

5338

437

2

2795,9

80,8

70,337

71,119

71,638

58,105

53,475

19,5

Машиностроительная

8989

2092

36

42510,3

52,9

14,329

14,078

13,150

15,025

14,896

5,4

Строительная

3520

539

17

2283,7

92,8

7,731

7,402

7,023

9,747

8,783

3,2

Пищевая

1977

352

13

1751,5

55,2

4,995

3,894

4,025

3,717

3,523

1,3

Транспорт и связь

2793

114

10

293,7

5,1

2,447

2,528

2,842

2,708

2,333

0,8

Лесная и дерево-обрабатывающая

355

85

2

697,1

66,7

0,736

0,704

0,755

1,483

1,310

0,5

Легкая

промышленность

286

68

0

294,5

69,4

0,884

0,807

0,891

0,331

0,199

0,1

Сельское хозяйство

2186

459

10

1272,4

77,3

3,998

2,788

2,012

2,249

2,480

0,9

ЖКХ

1402

25

0

62,6

34,6

3,088

2,959

3,423

2,992

5,269

1,9

Прочие

1176

47

2

125,3

2,3

1,651

1,512

1,421

0,782

1,017

0,4

Всего по республике

43538

4430

94

52582,2

58,0

275,074

252,058

253,87

290,717

273,819

100




Таблица 2

Сведения о количестве источников и массе выбросов, поступающих в атмосферный воздух от промышленных предприятий и автотранспорта по экономическим районам Республики Татарстан

Экономический район РТ

Вклад отраслей в загрязнение атмосферы, %

Характеристика стационарных источников загрязнения

Характеристика передвижных источников

Общий выброс ЗВ по экономическим районам Республики Татарстан, тыс. т

Количество стационарных источников

Масса выбросов загрязняющих веществ, тыс. т

Поступило на очистку, тыс. т

Уловлено и обезврежено, тыс. т

Уловлено, %

Количество автотранспортных средств

Масса выбросов ЗВ, тыс. т


всего

В т.ч. оснащенных ГОУ

2011 г.

2012 г.







Столичный

Энергетика-30,44, химическая-29,2, строительная-12,9, машиностроение-6,9

13451

1966

37.904

34.693

93.3507

91.6416

72.54

288257

114

149.493

Западный

Пищевая-27,2, строительная-26,7, агропром-16,1, ЖКХ-9,3

1597

155

2.017

1.865

19.504

19.213

91.15

33758

13.5

15.365

Северный

Топливная-94,3

1396

108

19.65

20.462

5.135

5.015

19.68

49192

22.1

42.562

Южный

Топливная-78,1, ЖКХ-7,6, пищевая-4,1, строительная-3,3

2529

173

14.605

13.794

4.432

4.254

23.57

43419

19

32.794

Камский

Химическая-36,9, топливная-30,3, энергетика-18,3, машиностроение-9,2

12370

1238

139.26

117.17

243.437

233.121

66.55

231392

89.7

209.534

Нефтяной

Топливная-90,5, энергетика-3,5

8169

677

47.962

55.648

23.647

23.006

29.25

122048

51.7

107.348

Восточный

Топливная-92,6, энергетика-2,2

4026

113

29.31

30.185

1.862

1.813

5.67

49948

22.4

52.585

Всего по РТ

Топливная-53,1, химическая-19,5, теплоэнергетика-12,9, маши-ностроение-5,4, строительная-3,2

43538

4430

290.71

273.81

391.368

378.064

58.00

792705

333

607.0



Список использованной литературы:

  1. Конституция Республики Татарстан, 2002.

  2. Закон Республики Татарстан, 1997.

  3. Окружающая среда и здоровье. Казань. Изд-во РМБИЦ Минздрава РТ, 1996.

  4. Вальников И.У., Игонин Е.И., Ильина О.В., Петров Б.Г. и др. Карта экологической ситуации РТ. Казнь, 1994.

  5. Газеев Н.Х., Силкин Е.А. Природопользование в РТ: эколого-экономические аспекты. Казань , 1996.

  6. Актуальные экологические проблемы РТ. Казань. Изд-во «Природа», 1995.

  7. Государственный доклад о состоянии земель в РТ. Казань, 1995.

  8. Национальный доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в РТ. Казань, 1995,1996.

  9. Абдуллина С.Н., Вишневская Н.И., Галимов Я.В. Повышение эффективности использования вторичных материальных ресурсов. Казань, Таткнигоиздат, 1988.

  10. Зеленая книга РТ. Казань. Изд-во КГУ, 1993.

  11. Государственный доклад за 1999 год.

  12. Государственный доклад за 1998 год.





11