СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная разработка может использоваться на классных часах, праздниках и при изучении истории родного края - Курской области.
Мокрушанская СОШ
Районная заочная научно-практическая конференция
«Ушаковские чтения»
Направление
«Ратная доблесть моряков-курян в защите Отечества»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Выполнили: обучающиеся 10 класса
муниципальной казенной общеобразовательной организации
«Мокрушанская средняя общеобразовательная школа»
Беловского района Курской области
Сорокина Юлия и Мартынова Анастасия
Руководитель: учитель истории и обществознания
Заречная Елена Валерьевна
2017 г.
Содержание
1.Введение
Последний поход АПРК «Курск»
Хроника «черной недели»
2.Основная часть.
История жизни и боевой путь нашего земляка.
3.Заключение.
Память.
4. Список использованной литературы
5. Приложение
Цель работы:
-изучить жизнь и боевой путь героев – подводников, АПРК «Курск»;
-найти ранее неизвестные или забытые факты из его биографии;
-своей работой заинтересовать своих одноклассников, ровесников.
Задачи:
- воспитывать патриотизм, священное чувство любви к своей Родине и гражданственность на примере личного мужества подводников;
- развивать интерес к истории родного края.
Объектом данной работы является жизнь, деятельность подводников и последний поход АПРК «Курск»
Практическая значимость:
полученный материал может быть использован при изучении истории Курского края, на классных часах с целью формирования духовно - нравственных качеств у подрастающего поколения.
«Последний поход»
(в память о погибшем экипаже АПРК "Курск")
1.Введение
Подлодка "Курск" - когда-то гордость,
Сейчас - беда одна на всех,
Подлодка "Курск" - ком в горле, слезы
Туманят взор, стихает смех...
И рвется боль - "За что все это?"
Дрожит вопрос: "Ну почему?"
Но не дает Господь ответа,
Зачем призвал в стальную тьму.
А за державу так...противно.
Ей оказались не нужны
России славные ребята,
Отчизны верные сыны.
Корабли, как и люди, имеют свою судьбу. Есть корабли-счастливцы, те, у которых все в их жизни получается. Они выходят невредимыми из самых невероятных ситуаций, служа верой и правдой людям долгие годы.
А есть корабли, на которых словно лежит печать некого проклятия. Они буквально притягивают к себе всевозможные неприятности. Их преследуют аварии и катастрофы, на них все время гибнут люди, и, в конце концов, они погибают и сами, унося с собой немало жизней.
Атомный ракетный подводный крейсер “Курск”, казалось, принадлежал к первой категории. Судьба этого корабля складывалась изначально вполне благополучно. Счастливым было, прежде всего, само его появление на свет.
На фоне развала флота в первой половине 1990-ых годов, массового списания и уничтожения сотен еще вполне боеспособных кораблей все же были найдены силы и средства для его достройки.
При длине 154 м и ширине 18,2 м он имел осадку 9м. Внешне этот гигант выглядел как трехэтажный девятиподъездный дом. Полное водоизмещение такого корабля достигало 23860 тонн.
Счастливым было и начало его, увы, столь короткой биографии. Экипаж “Курска” был сформирован 18 марта 1991 года. 14 мая 1994 г. К-141 был спущен на воду. А 25 января 1995 года корабль покинул Северодвинск и взял курс на Видяево.
Высшей точкой в недлинной биографии “Курска” стал его боевой поход в Средиземное море в 1999 г. Это был не прорыв, а песня! На поиски “Курска” были привлечены все противолодочные силы всех средиземноморских стран НАТО. Искали всем миром. Всем миром и проморгали. Блестяще выполнив свою задачу, “Курск” также внезапно исчез, как и появился.
За этот поход командир корабля “Курск” Геннадий Лячин получил звание Героя России, а экипаж был представлен к орденам и медалям.
13 августа 2000 г. Навсегда останется в памяти родных и близких экипажа “Курска”. Именно в то воскресенье большинство из них узнало “черную весть” о затонувшей подводной лодке. “Курск” лег на грунт”, - таким было первое сообщение. Для непосвященных это не говорит почти ничего.
А для посвященных - очень многое, ведь отечественные атомные подводные лодки ни при каких обстоятельствах не могут ложиться на грунт. Если атомоход лег на грунт - значит, произошла авария. Если же он длительное время еще и не всплывает- значит ситуация на его борту катастрофическая. Как же все было?
ХРОНИКА. «ЧЕРНОЙ НЕДЕЛИ»
12 августа 2000 года
11.30 - Норвежский Сейсмический институт зарегистрировал два сильных взрыва в Баренцевом море.
23.30 - Из-за невыхода на связь в установленное время АПЛ «Курск» считается аварийной, начата операция по поиску и спасению подводной лодки.
13 августа
04.30 - Обнаружена АПЛ, лежащая на грунте. Корабли и спасательные суда прибыли в район аварии.
07.00 - Обнаруженная лодка «Курск» терпит бедствие.
Об аварии и начале спасательных работ доложено Президенту РФ В.В.Путину
14 августа
11.09 - первое официальное заявление канала РТР о том, что АПЛ «Курск» легла на грунт в Баренцевом море, ядерное оружие на борту лодки отсутствует. Неофициальный запрос со стороны Норвегии и радиационной обстановке и о возможности оказания помощи.
15 августа
Официально предложена помощь зарубежными военными атташе Норвегии и Великобритании. Командование флота сообщило о готовности принять любую иностранную помощь.
16 августа
Английский глубоководный аппарат LR-5 доставлен в норвежский порт Тронхейм российским самолетом «Ан-12 4». Из-за необходимости использования судна обеспечения для работы LR-5 и связанной с этим задержкой Норвегия предложила своих глубоководных водолазов. Телефонный разговор президентов США и России.
17 августа
По состоянию на 20.00 / время московское / в ходе спасательной операции в районе аварии АПЛ «Курск» попытки присоединить глубоководный аппарат к ее корпусу результатов не принесли. Судно обеспечения «Норманд Пионер» с аппаратом LR-5, группой спасателей и представителями ВМС Великобритании убыло из порта Тронхейм в район аварии. В США подготовлен к отправке глубоководный спасательный аппарат DSRV. Официально предложена помощь со стороны Германии и Нидерландов. В Брюсселе состоялась встреча представителей командования ВМФ России и НАТО.
18 августа
Судно «Сивей Игл» с группой водолазов международной компании «Столт Оффшор» и представителями вооруженных сил Норвегии вышло из Тромсе и направилось в район аварии.
19 августа
Судно «Норманд Пионер» и судно «Сивей Игл» прибыли в район аварии поздно вечером. В связи с продолжающейся работой российских глубоководных аппаратов на месте аварии для обеспечения безопасности начало работ запланировано на утро следующего дня.
20 августа
Рано утром произведено обследование «Курска» с судна «Сивей Игл» необитаемым аппаратом. Во второй половине дня глубоководные водолазы компании «Столт Оффшор» опустились к подводной лодке, обследовали люк и подавали сигналы, пытаясь узнать, есть ли живые люди на лодке. Ими подтверждено повреждение люка, поэтому использование английского аппарата LR-5 было признано нецелесообразным. Вечером предприняты попытки открыть люк. Водолазы™ инструкторы с судна «Сивей Игл» доставлены вертолетом на аналогичную подводную лодку «Орел» в одной PIS баз Северного флота для изучения конструкции спасательного люка и способов его открытия.
21 августа
Утром водолазы открыли верхний аварийный люк шлюзовой камеры, к полудню был открыт нижний люк камеры. Подтверждено, что экипаж подводной лодки «Курск» погиб. В связи с тем, что контракт с компанией «Столт Оффшор» норвежскими ВС заключен на проведение спасательной операции, которая считается законченной после открытия спасательного люка и подтверждения гибели всего экипажа,
Дальнейшие работы остановлены. Вечером начаты переговоры командования флота с компанией о продолжении работ по эвакуации тел погибших моряков с лодки. Компания отказалась продолжать такие работы.
22 августа
Днем, после подтверждения руководством компании отказа продолжать работы на месте аварии, суда «Норманд Пионер» и «Сивей Игл» убыли из района аварии.
У нас у всех жила надежда, что экипаж АПЛ «Курск» будет спасен. На помощь подводникам в Баренцево море прибыли корабли из разных стран мира. Спасатели делали все возможное для спасения моряков. В течение недели весь мир находился в тревожном, томительном ожидании - спасут ли экипаж «Курска»? Вся планета была заполнена новостями о событиях в Баренцевом море. При каждом новом сообщении в страхе замирали сердца родных и близких тех, кому судьба уготовила тяжкие испытания.
И ВОТ НАСТУПИЛА РАЗВЯЗКА:
Сбылись самые мрачные предположения. Все сто восемнадцать человек погибли,- таково официальное сообщение высших чинов Российского морского флота. Спасательные работы прекращены, ввиду того, что СПАСАТЬ УЖЕ НЕКОГО. ВСЕ ОТСЕКИ ЗАПОЛНЕНЫ ВОДОЙ.
Горечь и надежда. Эти два противоречивых чувства боролись в наших душах, когда приходили всё более тревожные сообщения с Северного Флота о ходе международной операции по спасению моряков затонувшего подводного крейсера “Курск”. Как всегда в таких ситуациях, нашелся человек, которого от непосредственного участия в страшных событиях уберег случай.
Один из офицеров перед выходом в море уговаривал пойти на “Курск” своего 14-летнего сына. Хотел показать мальчишке романтику морских глубин. Парень, всю жизнь проживший в гарнизоне Видяево, только отмахнулся: “Да отстань, пап!” Теперь папа там, на дне.
На борту “Курска” служил Андрей Полянский. За несколько дней учений у Андрея родился сын Никита. Андрей собрался в отпуск по семейным обстоятельствам. Но мама отговорила сына: “Ну, подумай, из десяти дней шесть в дороге. Дождись отпуска. ” И Андрей остался в Видяево. Видно, такова судьба. Хотя…
В свой последний вечер в гарнизоне Андрей Полянский навестил друга Олега и уже тогда сказал, что погибнет. Олег помнит его слова, брошенные на прощание; “Погибнем мы. И я даже знаю, как!” Что он знал, что знали другие, уходя на учения?.....
Нас, курян, случившаяся трагедия затрагивает особенно. Известно, что наша область - Курская - не только шефствовала над подлодкой, поставляя продовольствие для ее личного состава. Ежегодно на АПЛ «Курск» направлялись для прохождения срочной службы призывники. Лучшие из лучших. Из всех погибших при трагических обстоятельствах на подводном ракетном крейсере были и наши земляки - семеро курян.
Это: старший мичман КУЗНЕЦОВ Виктор Викторович, старшина команды турбинистов 8 отсек /предан земле/
мичман ХИВУК Владимир Валерьевич, техник-поверитель 2 отсек
старшина 2 статьи к/с
АННЕНКОВ Юрий Анатольевич, механик БЧ-2 3 отсек
Матрос КУБИКОВ Роман Владимирович, турбинист /предан земле/ 7 отсек
Матрос СТАРОСЕЛЬЦЕВ Дмитрий Вячеславович трюмный 4 отсек
Матрос ЕВДОКИМОВ Олег Владимирович, кок 4 отсек
Матрос НЕКРАСОВ Алексей Николаевич, турбинист 7 отсек
2. История жизни и боевой путь нашего земляка
Всенародное горе не обошло стороной и наш Беловский район. В тот злосчастный день на борту субмарины в составе экипажа находился наш земляк, мичман ХИВУК Владимир Валерьевич.
Он смотрит в даль внимательно и строго
В свои неполных двадцать шесть
Границу нашу, враг, не трогай,
Пока в Российском флоте такие парни есть.
Существует на карте в Беловском районе одно прекрасное место с необычным названием «Сосновый Бор». Именно там 19 сентября 1974 года в многодетной семье рабочего появился на свет пятый ребенок. Дали мальчишке простое русское имя - Владимир, хотя для родителей он навсегда остался Володей. Детство у Вовы было безоблачным, радостным, счастливым.
В трудолюбивой этой семье всегда находилось нужное дело и увлекательное, интересное занятие. Мама, Нина Николаевна, с раннего детства заложила своим детям не жадность и жажду наживы, а доброе отношение к людям, умение сострадать и понимать их. Для старшей сестренки Светланы, которая была всего-то на три года взрослее Володи, младший брат был самый близкий человек на всем белом свете. Только ему она могла доверить тайну, спросить совета, рассказать то, что не могла поведать даже маме. Их дружба не уменьшалась, а даже, наоборот, еще больше крепла из года в год.
В 1981 году ХИВУК Владимир стал учеником Беличанской средней школы. На протяжении десяти лет этот мальчишка был одним из лучших учеников своей школы. Он не блистал одними пятерками, он не был отличником, но зато в математике ему не находилось равных. С заданиями справлялся первый и в старшие классы его приводили как «особый показательный пример».
Вот как о нем, бывшем своем ученике, вспоминают учителя Беличанской средней школы:
-Вы просто не знаете каким он был. Трудно, конечно, говорить о нем в прошедшем времени, но Володя в нашей памяти, в наших сердцах, и это главное. Этот мальчишка был напичкан всеми добрыми качествами, которые могут быть. Он не только был доброжелательным и воспитанным, но и спортсменом, активистом, прекрасным человеком и надежным другом. В нем всегда жила та искорка задора и жизнелюбия, которая, сталкиваясь с сердцами других людей, образовывала пламя, какое разгоралось настоящим костром веры в добро, надежду и справедливость.
/из воспоминаний кл. рук. ЕЛЬНИКОВА Владимира Алексеевича /
Рассказывает БУШМИНА Раиса Ивановна:
-С Володей я встретилась в начале своей педагогической деятельности в школе. В то время коллектив нашей школы готовился к выступлению на смотре художественной самодеятельности. Задумка была - станцевать модную в то время «Ламбаду». Нужна была пара танцоров. С девчатами - не проблема, а вот ребят - попробуй заставить. А Вова согласился, и так потом лихо отплясывал со своей одноклассницей. Он никогда не стеснялся помочь кому-то. Его открытая душа не могла ответить отказом на просьбу о помощи.
Как сказала учительница русского языка и литературы Любовь Ивановна ГОЛОВИНА: « Володя был авторитетным. Он любил читать, интересно передавал содержание прочитанного, занимался спортом, великолепно играл в шахматы. И еще он обладал одним талантом - его все любили: учителя, друзья, одноклассники. Он был душой коллектива. Не любил останавливаться на полдороги и поэтому, не взирая на трудности, всегда шел вперед, стремился начатое дело доводить до конца. Он любил мечтать и прекрасно рисовал. Это были в большинстве случаев рисунки, связанные с морем, которое в мечтах Володьки всегда было красивым, бескрайним. Этот веселый мальчишка серьезно относился к жизни. Были ли у него слабости? Конечно. Владимир ужасно боялся врачей. При виде белого халата его лицо бледнело и он становился белым как стена.»
Окончив десять классов, Володя не стал останавливаться на достигнутом. Кроме моря и паруса он мечтал еще об одном - получить высшее образование. Два года подряд усердно готовился и пробовал поступить в Курский политехнический институт. Но фортуна отвернулась от него. Не суждено было способному Владимиру стать студентом этого заведения. Он прекрасно и сам понимал, что, если бы он вырос в более богатой семье и были бы у него не только знания, но и финансовая поддержка, да просто поддержка кого-либо, кто мог замолвить за него одно словечко, скорее всего, судьба этого человека сложилась бы иначе.
До армии работал в колхозе «Восход», так как знал, что помощи для своей семьи ждать неоткуда. « Помню тот день, когда Володю забирали в армию, -вспоминает сестра Светлана. - Это было 15 ноября 1992 года. В тот день даже сама природа с грустью и горечью расставалась с Владимиром: лепил мокрый снег, ветер бил в лицо, под ногами месиво из грязи; кругом слякоть - снег быстро таял и дождем стекал по лицу и рукам. А наша группа молодежи, самые близкие и родные люди, пришли проводить в дальнюю дорогу дорогого сердцу человека. На капризы природы мы не обращали внимания. Всю непогоду с легкой руки перечеркивал веселый звук баяна и звонкий, дружный наш смех. Мы фотографировались, смеялись, пели песни, шутили и не хотели отпускать от себя того, кто был дороже всего на этой земле. Володя уехал, оставив здесь свое детство, юность, школьные года, друзей, учителей и всех тех, кто его знал».
Эта дата - 15 ноября 1992 года разделила жизнь Владимира Валерьевича ХИВУКА на две половины. Одна - малая родина с красивым названием «Сосновый
Бор» навсегда осталась за бортом, другая - с неизведанными далями звала и манила за собой, где на горизонте его давней мечты появлялся белый-белый парус. И эта давняя мечта Владимира сбылась. Он связал свою жизнь с морем. Призван был Володя на срочную службу в Морфлот.
Там его направили в школу мичманов в город Обнинск Калужской области. После успешного окончания данного заведения Хивук Владимир получил направление на Северный флот.
Всегда помнил о тех, кто остался дома. Как только мог, помогал своей маме, братьям и сестрам; и не только материально, но и добрым словом, советом. Часто писал и присылал письма в родимый дом. Зачастую, это были короткие, немногословные весточки, которые говорили сами за себя: что, мол, жив, здоров; а что еще матери надо. Редко, но все-таки - это случалось, Владимир приезжал домой сам. Сколько радости и веселья сразу же появлялось в их родительском доме. Мама, Нина Николаевна, говорила о нем, что приехало ее солнышко. И всем родным, которые находились рядом с ним, становилось надежно и спокойно. Все, кто знал Володю, верили в него, его уважали и любили.
После школы мичманов его направили на службу, на подводную лодку «Воронеж». Служа там, Владимир понял, что это его дело, его призвание, его судьба. И пусть мечту о высшем образовании он так и не смог осуществить, но мечту, связанную с безграничным синим морем, он превратил в жизнь. На вопрос: почему Морфлот? - Володя никогда не отвечал словами. Частенько он просто рисовал паруса. Это был его ответ на вопрос. Будто сердце его было кораблем, а душа - морем -, по которому стремясь в даль, разрезая волны своим бортом, держал свой курс его корабль - парусник, ведя его дорогою мечты.
Выбирая профессию подводника, Владимир знал, на что идет. Настоящий мужчина, который не прятался от военкоматов и который не пугался риска подводной профессии. Там, в Видяево, он был переведен на АПЛ «Курск», о которой говорил с необыкновенной гордостью: «Такой лодки мир еще не знал», и еще говорил, что будет служить до пенсии. Он так хотел помочь своим родным «северными деньгами».
В 1994 году он познакомился с девушкой Антониной, с которой в дальнейшем связал свой жизненный путь узами семейного союза. Вскоре их семейное счастье скрепило навеки родившаяся на свет дочка Настенька. С гордостью Владимир называл свою дочь Анастасией.
Он любил их: свою жену и дочь. В жизни этой обыкновенной семьи нельзя найти чего-то плохого по той причине, что такого просто-напросто не было. Может быть, иногда устав от одиночества, Антонина «ревновала» мужа к морю и лодке, где он служил. Он нежно обнимал ее за плечи, заключал в свои объятья и тихо на ухо шептал: «Любимая, не сердись, ты же знаешь, что у меня не работа, а служба. Море на замок не закроешь».
У всех жен моряков, в том числе и у Антонины, была сильная соперница - подводная лодка. Она все время отнимала Владимира у жены, даже иногда среди ночи. Володя говорил, что пока он служит на подводной лодке «Курск», с ним ничего случиться не может.
ЭТО БЫЛ САМЫЙ НАДЕЖНЫЙ КОРАБЛЬ В МИРЕ.
Иногда он шутил, говоря так:
-Есть только один способ избежать аварии на лодке -обходить ее стороной». С одной стороны шутка, а с другой - словно роковое пророчество.
О проблемах и тяжестях службы говорить не любил. Даже просто так никогда никому ничего не рассказывал. Наверное, не хотел огорчать родных своими проблемами. Володя был верующим человеком, православным, но всегда надеялся и рассчитывал только на себя и свои собственные силы. Только один раз, как вспоминает сестра Светлана, он ей сказал примерно такие слова:
-Уходим в море, а на берегу остаются семьи. Иногда нет даже копейки на хлеб, не говоря уже о чем-то еще. Все обещают, но, как только лодка уходит, с облегчением вздыхают. Нет экипажа - нет проблем. Мы материмся, сжимаем губы и уходим в море».
А в начале августа 2000 года Хивук Владимир, приехав домой, посетил свою родную школу. Там он встретился со своим бывшим классным руководителем Владимиром Алексеевичем Ельниковым. Мужчины долго разговаривали, строили планы на будущее. Никто не мог подумать, что Владимир больше никогда не вернется сюда; никто не мог подумать, что через несколько дней не станет этого человека; хотя, наверное, уже тогда, была в душе у Володи тень сомнения, какое-то предчувствие надвигающейся беды, что свои родные места он покидает навсегда.
За нашей подлодкой невидимый след
Не будет ни криков, ни шума
Возможно вернемся, а может быть, нет
Но лучше об этом не думать...
И уезжал он как-то по-другому: с грустью в глазах расставался с родными, почему-то напоследок часто повторял матери, чтобы она не волновалась и не переживала за него, если что вдруг случится. И в последний вечер за чаркой водки он невзначай проговорился собравшимся друзьям, мол, если что произойдет, то спасать нас некому будет. Уехал в тот последний раз быстро, не прощаясь, как будто потом не смог бы оторваться от матери навсегда. Прятал глаза, чтобы не показывать слез, которые нахлынули словно волна. Он их еле-еле сдерживал. Он не должен был плакать. Ему нельзя было этого делать. Вот и все.
Он помнил всегда, что моряк - это не только красивая форма, города и страны; это - тяжкий труд и отчаянный риск. Потому и выбрал эту дорогу, которая стала вечностью в его молодой жизни.
Они были молоды.
Они верой и правдой служили Родине.
Она не смогла их спасти.
Для Володи Хивука, как и для всего экипажа, море стало навеки последним причалом.
Жена Антонина вместе с дочкой Настенькой не захотели уезжать из Видяево. Они остались там, где были так недолго счастливы и любимы дорогим их сердцу человеком, с которым смерть разлучила их навечно. Супруга Владимира до сих пор носит обручальное кольцо, только уже, увы, по-вдовьи.
Младшая сестренка Оля родила сына, и в честь брата назвала его Владимиром. В честь дяди, которого он увидит только на фотографии. Бабушка, Нина Николаевна, всматривается в подрастающего внука и ищет черты погибшего сына и, наверное, находит, и улыбается сквозь слезы. Ведь жизнь продолжается... И значит, Владимир Хивук жив, ведь не на сильных мира сего, а на таких, как Володя, держалась и держится наша земля.
Ну и конечно говоря сегодня о мужестве подводников “Курска”, нельзя не упомянуть мучеников 9-ого отсека. Именно с этим отсеком связывали все свои надежды в августе 2000 г. С ним же мы связывали и свои вопросы относительно событий на лодке, вопросы о тайне происшедшей с ней катастрофы.
Но разве не достойны преклонения офицеры боевого расчета пульта управления реактором, которые в полном составе остались на своём посту, сделав всё для того, чтобы остановить ядерное сердце корабля.
Разве не достоин памяти состав 6-ого отсека во главе с капитан-лейтенантом Рашидом Аряповым, успевший задраить переборку, дав тем самым всем находящимся в кормовых отсеках шанс на спасение?! И те, и другие среди взрывов и смерти думали уже не о себе!
А затем была трагедия 9-го отсека. К 13-00 в этом отсеке собралось 23 человека, перешедших сюда из 6, 7 и 8-ого отсеков. Общее командование взяли на себя капитан-лейтенанты Рашид Аряпов и Дмитрий Колесников.
Подводники, прежде всего “поддули” отсек, т. е. создали в нём повышенное давление, чтобы избежать поступления воды. Аварийное освещение в отсеке отсутствовало. Подводники пользовались аварийными фонарями, применяя их в крайних случаях.
Экипаж отсека готовился покинуть лодку свободным всплытием. Для этого были приготовлены дыхательные аппараты. Но чтобы всплыть, надо вначале покинуть субмарину. А этого-то подводники сделать не смогли. Все их попытки открыть аварийно-спасательный люк снизу успехом не увенчались.
Подводники прекрасно понимали, что после того, как лодка не вышла на связь, по флоту уже объявлена тревога и их ищут. А потому теперь всеми силами надо бороться за живучесть отсека и ждать, ждать, ждать.
К вечеру в отсеке стало ощущаться кислородное голодание, и было решено зарядить регенерационные двухъярусные установки свежими пластинами. Эту операцию выполняли трое подводников. Они подошли к установке, имея при себе банку с пластинами, и начали перезарядку. В этот момент кто-то из них уронил пластину в воду, перемешанную с маслом. Почему это случилось, можно только предполагать. Скорее всего, сказались усталость, теснота и недостаток освещения. Раздался взрыв.
Находившиеся рядом с установкой люди погибли мгновенно. Остальные жили немногим дольше. Взрыв выжег весь кислород в отсеке, выделив огромное количество угарного газа. Взрыва никто не ожидал, потому все подводники были без дыхательных аппаратов. Это был конец. Люди молча, попадали в воду, чтобы уже никогда из неё не подняться.
Когда были подняты тела подводников, у одного из неопознанных тел (позже стало известно, что это был Дмитрий Колесников) были обнаружены 2 листа бумаги формата А-4. На них – записки.
“Список личного состава 6, 7, 8, 9 отсеков, находящихся в 9-м отсеке после аварии 12. 08. 2000. и ниже фамилии”.
"Олечка, я тебя сильно люблю, не переживай сильно. Г. В. Привет. Моим привет 12. 08. 2000. 15. 15
Здесь темно писать, но на ощупь попробую. Шансов, похоже, нет, % 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список личного состава отсеков, которые находятся в 9-ом отсеке и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников”.
Необходимо извлечь определённые уроки из гибели подводной лодки “Курск” и 118 человек её экипажа в Баренцевом море. Прошло 10 лет с тех пор, как “Курск” лёг на грунт, а вопросов меньше не стало.
Почему не всплыл сигнальный буй?
Почему спасательный люк к использованию и выходу из затонувшего крейсера членами экипажа не готовился?
Как обращались с торпедным оружием на самом корабле?
Что известно о событиях на “Курске” перед взрывом?
Ответы на эти и другие вопросы искала правительственная комиссия, которой установлено, что причиной гибели “Курска” стал взрыв 650-мм торпеды, находящейся на борту лодки. Но осталась не ясна, причина этого взрыва: сам по себе боезапас взорваться никогда бы смог, слишком много степеней предохранения заложено в него конструкторами. Но что тогда?
Нигде нет такого равенства перед судьбой, как на подводной лодке. Либо все побеждают, либо все умирают.
3.Заключение
Мужество остается мужеством, даже если оно – расплата за чью-то беспечность.
В последнее время часто приходится слышать, что люди стали черствыми, равнодушными. К счастью, утверждения пессимистов зачастую бывают необоснованными. Трагедия в Баренцевом море затронула души всех россиян. Как личное горе восприняли эту беду многие люди нашей необъятной Родины. В те и эти дни люди не только молились или проклинали, они еще и писали стихи, давая чувствам вырваться из души. Эта скромная подборка - лишь малая часть из того, что вошло в поэтический венок, который предан не морю, но волнам нашей памяти...
Они ушли навсегда в свой последний морской поход.
Они не собирались оставаться на дне морском навечно.
Их ждали на берегу самые родные и близкие им люди.
Они, исполнив свой воинский долг до конца, не могли не вернуться домой...
И все-таки так распорядилась судьба –
ИХ ПОХОД ОКАЗАЛСЯ ВЕЧНОСТЬЮ...
Вряд ли сердца и души людей смогут вычеркнуть из своей памяти тех, кто отдал свои жизни за Родину, за Россию, за свои семьи и за своих детей. Каждого из нас жизнь учит считать до десяти:
1.РОДИНА
2. МАМА
3.ЛЮБИМАЯ
4. ЗЕМЛЯ
5.НЕБО
6.МОРЕ
7.СЧАСТЬЕ
8.ЛЮБОВЬ
9.ДЕТИ
10.МИР
Мы не знаем точно, но наверняка, в те 135 роковых секунд экипаж субмарины АПЛ «Курск» сделал все возможное и невозможное для того, чтобы мы, живущие на этой земле и дальнейшее поколение наших детей и внуков, спокойно и уверенно могли бы считать до десяти:
1.РОДИНА
2.МАМА
3.ЛЮБИМАЯ
4.ЗЕМЛЯ
5.НЕБО
6.МОРЕ
7.СЧАСТЬЕ
8.ЛЮБОВЬ
9.ДЕТИ
10.МИР
Вот список тех членов экипажа АПЛ «Курск», которые ценой своей жизни подарили нам эту возможность - считать до десяти.
1) Капитан 1 ранга БАГРЯНЦЕВ Владимир Тихонович (начштаба 7 дпл, нахождение по тревоге- 2 отсек);
2) Капитан 1 ранга ЛЯЧИН Геннадий Петрович (командир «Курска», 2 отсек);
3) Капитан 2 ранга БЕЛОГУНЬ Виктор Михайлович (зам начальника эмс дпл, 2 отсек);
4) Капитан 2 ранга ДУДКО Сергей Владимирович (старпом «Курска», 2 отсек);
5) Капитан 2 ранга ИСАЕНКО Василий Сергеевич (пом начальника эмс дпл, 2 отсек);
6) Капитан 2 ранга САБЛИН Юрий Борисович (командир БЧ-5, 2 отсек);
7) Капитан 2 ранга ЩЕПЕТНОВ Юрий Тихонович (флагманский специалист БЧ- 2, 2 отсек);
8) Капитан 2 ранга ШУБИН Александр Анатольевич (зам по воспитательной работе, 2 отсек);
9) Капитан 3 ранга БАЙГАРИН Мурат Ихтиярович (врио флагманского специалиста БЧ-3, 2 отсек);
10) Капитан 3 ранга БЕЗСОКИРНЫЙ Вячеслав Алексеевич (начальник химслужбы, 3 отсек);
11) Капитан 3 ранга БЕЛОЗОРОВ Николай Анатольевич (командир электротехнической группы, 5 отсек);
12) Капитан 3 ранга МИЛЮТИН Андрей Валентинович (командир дивизиона живучести, 2 отсек);
13) Капитан 3 ранга МУРАЧЕВ Дмитрий Борисович (командир группы, 5 отсек);
14) Капитан 3 ранга РУДАКОВ Андрей Анатольевич (командир БЧ-4, 3 отсек);
15) Капитан 3 ранга САДКОВ Александр Евгеньевич (командир БЧ-7, 2 отсек);
16) Капитан 3 ранга СИЛОГАВА Андрей Борисович (командир БЧ-2, 2 отсек);
17) Капитан 3 ранга ЩАВИНСКИЙ Илья Вячеславович (командир электротехнического дивизиона, 5 отсек);
18) Капитан- лейтенант АРЯПОВ Рашид Рамисович (командир дивизиона движения, 6 отсек);
19) Капитан- лейтенант ВАСИЛЬЕВ Андрей Евгеньевич (командир группы автоматики, 5 отсек);
20) Капитан- лейтенант ГЕЛЕТИН Борис Владимирович (командир группы старта БЧ- 2, 2 отсек);
21) Капитан- лейтенант КОКУРИН Сергей Сергеевич (командир трюмной группы дивизиона живучести, 2 отсек);
22) Капитан- лейтенант КОЛЕСНИКОВ Дмитрий Романович (командир турбинной группы, 7 отсек);
23) Капитан- лейтенант ЛОГИНОВ Сергей Николаевич (командир группы гидроакустики, 3 отсек);
24) Капитан- лейтенант ЛЮБУШКИН Сергей Николаевич (командир группы дистанционного управления, 5 отсек);
25) Капитан- лейтенант НАСИКОВСКИЙ Олег Иосифович (командир группы ЗАС, 3 отсек);
26) Капитан- лейтенант ПШЕНИЧНИКОВ Денис Станиславович (командир первой группы дистанционного управления, 5 отсек);
27) Капитан- лейтенант РЕПНИКОВ Дмитрий Алексеевич (помощник командира, 3 отсек);
28) Капитан- лейтенант РОДИОНОВ Михаил Олегович (командир вычислительной группы, 2 отсек);
29) Капитан- лейтенант САФОНОВ Максим Анатольевич (командир БЧ-1, 2 отсек);
30) Капитан- лейтенант САДИЛЕНКО Сергей Владимирович (инженер группы дистанционного управления, 8 отсек);
31) Капитан- лейтенант СОЛОРЕВ Виталий Михайлович (командир группы автоматики дивизиона живучести, 3 отсек);
32) Капитан- лейтенант ШЕВЧУК Алексей Владимирович (командир группы управления БЧ-2, 2 отсек);
33) Капитан медицинской службы СТАНКЕВИЧ Алексей Борисович (НМС, 4 отсек);
34) Старший лейтенант ФИТЕРЕР Сергей Геннадьевич (командир группы автоматической космической связи, 3 отсек);
35) Старший лейтенант БРАЖКИН Александр Владимирович (инженер группы дистанционного управления, 9 отсек);
36) Старший лейтенант БОРИСОВ Арнольд Юрьевич (прикомандированный от ОАО «Дагдизель», 1 отсек);
37) Старший лейтенант БУБНИВ Вадим Ярославович (инженер навигационной группы, 2 отсек)
38) Старший лейтенант ГУДКОВ Александр Валентинович (командир группы радиоразведки, 3 отсек);
39) Старший лейтенант ЕРАХТИН Сергей Николаевич (инженер вычислительной группы, 2 отсек);
40) Старший лейтенант ИВАНОВ- ПАВЛОВ Алексей Александрович (командир БЧ-3, 2 отсек);
41) Старший лейтенант КИРИЧЕНКО Денис Станиславович (инженер дивизиона живучести, 4 отсек);
42) Старший лейтенант КОРОВЯКОВ Андрей Владимирович (инженер- гидроакустик, 3 отсек);
43) Старший лейтенант КОРОБКОВ Алексей Владимирович (инженер- гидроакустик, 3 отсек);
44) Старший лейтенант КУЗНЕЦОВ Виталий Евгеньевич (инженер электротехнической службы, 5-бис отсек);
45) Старший лейтенант МИТЯЕВ Алексей Владимирович (инженер группы автоматики, 6 отсек);
46) Старший лейтенант ПАНАРИН Андрей Владимирович (инженер группы управления БЧ-2, 2 отсек);
47) Старший лейтенант РВАНИН Максим Анатольевич (инженер электротехнической группы, 4 отсек);
48) Старший лейтенант ТЫЛИК Сергей Николаевич (командир электронавигационной группы, 2 отсек);
49) Старший лейтенант УЗКИЙ Сергей Васильевич (командир группы целеуказания БЧ-2, 2 отсек);
50) Старший мичман БЕЛЯЕВ Анатолий Николаевич (старший кок, 4 отсек);
51) Старший мичман БОРИСОВ Андрей Михайлович (техник группы автоматики, 8 отсек);
52) Старший мичман ВЛАСОВ Сергей Борисович (техник группы радиоразведки, 3 отсек);
53) Старший мичман ГОРБУНОВ Евгений Юрьевич (техник- дизелист, 5-бис отсек);
54) Старший мичман ЕРАСОВ Игорь Владимирович (шифровальщик, 3 отсек);
55) Старший мичман ИЛБДАРОВ Абдулкадыр Мирзоевич (старшина торпедистов, 1 отсек);
56) Старший мичман КАЛИНИН Сергей Алексеевич (техник ЗАС, 3 отсек);
57) Старший мичман КИЧКИРУК Василий Васильевич (санитар, 4 отсек);
58) Старший мичман КОЗАДЕРОВ Владимир Алексеевич (техник- турбинист, 7 отсек);
59) Старший мичман СВЕЧКАРЕВ Владимир Владимирович (техник- телеграфист ЗАС, 3 отсек);
60) Старший мичман ФЕДОРИЧЕВ Игорь Владимирович (техник БЧ-7, 3 отсек);
61) Старший мичман ФЕСАК Владимир Васильевич (техник электронавигационной группы, 2 отсек);
62) Старший мичман ХАФИЗОВ Наиль Хасанович (старший инструктор химслужбы, 5-бис отсек);
63) Старший мичман ЦИМБАЛ Иван Иванович (техник- электрик, 5 отсек);
64) Старший мичман ЧЕРНЫШОВ Сергей Серафимович (телеграфист космической связи, 3 отсек);
65) Мичман ВИШНЯКОВ Максим Игоревич (техник группы целеуказания, 3 отсек);
66) Мичман БАЛАНОВ Алексей Геннадьевич (старшина трюмных, 6 отсек);
67) Мичман БАЙБАРИН Владимир Анатольевич (старшина трюмных, 5-бис отсек);
68) Мичман БЕЛОВ Михаил Александрович (техник- гидроакустик, 3 отсек);
69) Мичман БОЧКОВ Михаил Александрович (техник трюмной группы дивизиона живучести, 9 отсек);
70) Мичман ГРЯЗНЫХ Сергей Викторович (техник вычислительной группы, 2 отсек);
71) Мичман ИВАНОВ Василий Эльмарович (старшина электриков, 9 отсек);
72) Мичман ИШМУРАТОВ Фанис Маликович (техник технической группы, 7 отсек);
73) Мичман ЗУБОВ Алексей Викторович (техник- гидроакустик, 1 отсек);
74) Мичман КИСЛИНСКИЙ Сергей Александрович (техник стартовой группы, 2 отсек);
75) Мичман КОЗЫРЕВ Константин Владимирович (техник навигационной группы, 2 отсек);
76) Мичман КУЗНЕЦОВ Виктор Викторович (турбинист, 8 отсек);
77) Мичман ПАРАМОНЕНКО Виктор Александрович (техник- гидроакустик, 2 отсек);
78) Мичман ПОЛЯНСКИЙ Андрей Николаевич (техник навигационной группы, 2 отсек);
79) Мичман РОМАНЮК Виталий Федорович (фельдшер, 4 отсек);
80) Мичман РУЗЛЕВ Александр Владимирович (главный боцман, 2 отсек);
81) Мичман РЫЧКОВ Сергей Анатольевич (техник химслужбы, 3 отсек);
82) Мичман САМОВАРОВ Яков Валерьевич (начальник секретной части, 2 отсек);
83) Мичман ТАВОЛЖАНСКИЙ Павел Викторович (техник гидроакустик, 3 отсек);
84) Мичман ТРОЯН Олег Васильевич (техник химслужбы, 5 отсек);
85) Мичман ХИВУК Владимир Валерьевич (техник- поверитель, 2 отсек);
86) Мичман ШАБЛАТОВ Владимир Геннадьевич (техник- электрик, 5 отсек);
87) Старшина 2 статьи к/с ГЕССЛЕР Роберт Александрович (командир отделения турбинистов, 8 отсек);
88) Главный старшина к/с ЯНСАПОВ Салават Валерьевич (кок, 4 отсек);
89) Главный корабельный старшина к/с МАЙНАГАШЕВ Вячеслав Виссарионович (спецтрюмный, 6 отсек);
90) Старшина 1 статьи к/с НЕУСТРОЕВ Александр Валентинович (электрик, 5 отсек);
91) Главный старшина к/с ЗУБАЙДУЛЛИН Ришат Рашитович (электрик, 7 отсек);
92) Старшина 2 статьи к/с АННЕНКОВ Юрий Анатольевич (механик, 3 отсек);
93) Старшина 2 статьи к/с АНИКИЕВ Роман Владимирович (турбинист, 7 отсек);
94) Старшина 1 статьи к/с ЛЕОНОВ Дмитрий Анатольевич (командир отделения рулевых сигнальщиков, 2 отсек);
95) Старшина 2 статьи к/с САДОВОЙ Владимир Сергеевич (командир отделения турбинистов, 7 отсек);
96) Матрос БОРЖОВ Максим Николаевич (торпедист, 1 отсек);
97) Матрос БОРИСОВ Юрий Александрович (турбинист, 8 отсек);
98) Матрос КОРКИН Алексей Алексеевич (спецтрюмный, 6 отсек);
99) Матрос ВИТЧЕНКО Сергей Александрович (кок, 4 отсек);
100) Матрос ДРЮЧЕНКО Андрей Николаевич (электрик, 2 отсек);
101) Матрос ЕВДОКИМОВ Олег Владимирович (кок, 4 отсек);
102) Матрос КОЛОМИЙЦЕВ Алексей Юрьевич (4 отсек);
103) Матрос КОТКОВ Дмитрий Анатольевич (механик, 3 отсек);
104) Матрос КУБИКОВ Роман Владимирович (турбинист, 7 отсек);
105) Матрос ЛАРИОНОВ Алексей Александрович (трюмный, 5 отсек);
106) Матрос ЛОГИНОВ Игорь Васильевич (турбинист- дублер, 4 отсек);
107) Матрос МАРТЫНОВ Роман Вячеславович (турбинист, 8 отсек);
108) Матрос МИРТОВ Дмитрий Сергеевич (рулевой- сигнальщик, 2 отсек);
109) Матрос НАЛЕТОВ Илья Евгеньевич (турбинист, 7 отсек);
110) Матрос НЕКРАСОВ Алексей Николаевич (турбинист, 7 отсек);
111) Матрос НЕФЕДКОВ Иван Николаевич (командир отделения торпедистов, 1 отсек);
112) Матрос ПАВЛОВ Николай Владимирович (механик, 3 отсек);
113) Матрос СИДЮХИН Виктор Юрьевич (турбинист, 8 отсек);
114) Матрос СТАРОСЕЛЬЦЕВ Дмитрий Вячеславович (трюмный, 4 отсек);
115) Матрос ТРЯНИЧЕВ Руслан Вячеславович (трюмный машинист, 3 отсек);
116) Матрос ХАЛЕПО Александр Валерьевич (турбинист- дублер, 4 отсек);
117) Матрос ШУЛЬГИН Алексей Владимирович (трюмный машинист, 1 отсек);
118) Служащий ГАДЖИЕВ Мамед Исмаилович (прикомандированный от «Дагдизеля», 1 отсек)
Захлебнулось Баренцево море
Мертвою титановой волной,
И Россия, черная от горя,
Мысленно в пучине ледяной.
Там еще стучат сердца с надрывом,
Там не верят в свой последний час,
И реактор заглушив до взрыва,
Умирая, думают о нас.
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ – ПОДВОДНИКАМ!
Список литературы
«Курская правда» , «Беловские зори»,
Газета «На страже Заполярья» (14 октября 2000 г, № 83)
Ресурсов интернета.
http:// www. laes. sbor. ги/
http://militaryarms.ru/voennaya-texnika/podvodnye-lodki/kursk/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A-141_%C2%AB%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BA%C2%BB
http://retrobazar.com/journal/interesting/979_istorija-tragedii-podvodnoj-lodki-kursk.html
http://belovskiezori.ru/index.php/obshchestvo/sport/78-data/1378-nezazhivayushchaya-rana
http://inok-arkadiy.livejournal.com/141403.html
http://artyushenkooleg.ru/wp-oleg/archives/513
http://festival.1september.ru/articles/414333/
Приложение
Курск
Ныряло солнце в баренцев прибой.
Подлодка "Курск" лежала под водой.
В ней есть живые:"СОС-сигнал-вода".
Верните их в родные города.
Дни,ночи шли спасательных работ.
В сердцах надежда все еще живет.
Но нет стихии ничего сильней-
Все бесуспешны действия людей.
Глатает воздух узник корабля.
Последний вздох:"Прощай моя земля"
Вода сочитьса-скоро все зальет.
Надежды нет что даже Бог спасет.
Кем стал ты,"Курск",ты,гордасть россиян,
Авианосец,зависть многих стран?
Кто загубил тебя,чей ты терпел удер,
Кого не вычислил военный твой радар?
Ушел под воду лучший экипаж.
Вы-наша боль,вы-крест отныне нашь.
Кто знал,что забирая вас в поход
Подлодка "Курск" с учений не придет.
"Курск" затонувший на дне моря лежит,
Свой век он отжил, отдыхает.
Позвольте мне вспомнить всех тех, кто служил
На "Курске" из титана и стали.
Кто ночи не спал, а смотрел в перископ
И видел там волны косые.
Сегодня мы видим всех их матерей,
Которые стали седыми.
Обесточенный Курск умер давно,
Его обездвижила жизнь.
Но мне совершенно не всё равно,
Что ждёт его впереди.
Я лишь хочу, чтоб подняли его
Из тины и морской темноты
, Я лишь хочу, чтобы напоминал он
О прошлом моей страны.
И когда побываю я в Курске,
И увижу среди местных музеев
Музей в честь подлодки русской,
Сравнимый, разве что, с Колизеем.
И услышу я возглас русский,
Возглас этот велик по праву:
"Хвала городу-герою Курску,
И подводной лодке "Курск" — слава".
КРОВАВЫЙ ШРАМ В КАЛЕНДАРЕ
Памяти экипажа подводной лодки «КУРСК»
Не видно врага, да и был ли враг?
Следствие есть, была ли причина?
Пламенем чёрным Андреевский флаг,
Стальной саркофаг,
Пучина.
Чайки кружатся чинно.
Днём и в ночи
Плачь и молчи,
Пучина.
Сколько оборвано нитей…
Легче гагачьего пуха ил…
Волки морские, спите,
Г-дь вас простил.
Обруч всё туже,
Железа окружье,
Снаружи
В уши
Оглохшего мира
«Майна!» и «Вира!».
Удушье.
Нашествие сажи.
Миражи.
Зелёной вспышкой –
Не луг ли? –
Ромашка такая живая…
Ламп аварийных угли
Медленно дотлевают.
Тьма подступает вязко,
Жизнь – не сказка
О Золотом Ключике. –
Спите,
Великомученики.
И кто на Россию зарится?
Какие неандертальцы?
Кричу и Душой и кожей –
Б-же, Всесильный Б-же,
Простёртой рукой обезводь
Море,
На этот раз Баренца. –
………………………………
Спите, страдальцы,
Прости нас, Господь…
БОРИС КУШНЕР (Pittsburgh),
20 августа 2000 г.
РЕКВИЕМ
Памяти АПРК "Курск"
1
Не умолкает и ночами
Воды и ветра давний спор.
Века свинцовыми волнами
Морщинят Баренца простор.
А в глубине, задраив люки,
Висит глухая тишина.
Как будто камни, тонут звуки
И тают, не достигнув дна.
И нет безмолвнее той тайны,
Что в толще вод погребена.
Как разговор исповедальный,
Хранит былое глубина.
2
Когда бы времени движенье
Возможно было обуздать,
Вернуть из прошлого мгновенье
И, словно поезд, задержать,
И тотчас все переиначить,
На новый путь перевести,
Другую станцию назначить,
Зелёный свет на всем пути...
Какой свершить все это силой?
Неудержимый, как порыв,
Несётся вдаль локомотив,
Курком взведённым всё, что было,
На "до" и "после" разделив.
3
К развязке двигалось ученье,
Неумолимо, как судьба.
Приказ, тревога, погруженье,
Венцом — торпедная стрельба.
В сценарий вписываясь четко,
Укрывшись мраком глубины,
Кралась к "противнику" подлодка —
Как меч, упрятанный в ножны,
Чтоб на послушном расстоянье
Обрушить яростный клинок...
Томилось время в ожиданье,
Лелея выявить итог.
Как вдруг, ломая план, поспешно
Пошёл на всплытье командир:
"Нагрев торпеды!" — от депеши
Сотрясся радиоэфир.
И — в глубину без канители:
Мятеж огня предотвратить.
"Товсь!" — изготовиться успели,
Но не успели отстрелить.
И, созданные для победы
Талантом русским и трудом,
Свои ж ударили торпеды —
Взнесённым со спины ножом…
4
Дано ли правде всей открыться?
Как ни юли лисою власть —
Пушком запачканное рыльце
Не даст в обман беспечный впасть
И как итог принять на веру:
Надёжен, чёток флотский строй,
А всей трагедии безмерность —
Всего лишь случай роковой.
И коль на память не в обиде —
Над ложью тщись себя поднять,
Лес за деревьями увидеть
И вышним разумом понять,
Что "Курск" — не просто катастрофа
На перекрестии веков,
А восхожденье на Голгофу
Во искупление грехов.
Грехов страны, больной безвольем
Перед лицом своих невзгод.
Грехов всех нас. Всего же боле —
Тех, кто гноил и гробил флот.
Кто, словно машинист беспутный,
Сорвавший спьяну стопора,
За годы реформистской смуты
Профукал детище Петра.
Кто, будто крот, вгрызался в сушу
И, с подлой властью обручен,
Готов был заложить хоть душу
За сладость маршальских погон.
Кто, как шары в бильярдной лузе,
Толклись во власти у руля
И, как Никита кукурузу,
Боготворили "Тополя".
Кто, равнодушен к старой славе
И с днем грядущим не в ладу,
Готовит и теперь державе
Континентальную узду...
Владислав Павлюткин
Выпускник Киевского высшего
военно-морского политического училища 1979 г.
литобъединение «Путь на моря»
Моряк с подлодки КУРСК
Posted Май 22nd, 2008 by PanDa
Он просто вышел на прогулку,
По набережной погулять,
Обнявшись за руку с любимой,
Про свадьбу начали мечтать.
Ей двадцать лет, ему чуть больше,
Давно знакомы, с школьных лет.
И пары не было прекрасней,
Все часто говорили вслед.
Через два месяца женились,
И свадьбу славную сыграв
По долгу службы разлучились.
Были манёвры. Был устав...
Так горе постучалось в дом
Пришла беда, когда не ждали
Она сознание теряла
Она не знала, что же с ним
С её единственным, любимым
И в жизни самым дорогим...
Прошли года, осталась рана
Сынишка без отца живёт
И деда называет папой
А папа с лентой за стеклом,
И со звездой – «Герой России»
Светлой памяти экипажа подлодки "Курск" К-141
Душа разрывалась на части,
И сердце пылало огнем,
России великой несчастье
На дне затаилось морском.
А было их сто восемнадцать
И с ними герой-командир.
Герои со славой роднятся,
И славится флотский мундир.
Нет службы труднее и строже,
И море им шепчет о том,
Им памятник славы заложен
У каждого в сердце живом...
ЖЕРТВЫ ПРЕСТИЖА
сонет
Героям подлодки "Курск"
Удар. Струя. Пульт управленья!
Глуши реактор! SOS! Вода!
Без тока, знаю, нет спасенья!
В штабах - "Полундра!" Вот беда!
"Спасать! А как же быть с престижем?
Чужие просятся помочь...
Самим придется, ты прости уж,
Нельзя открыть им нашу мошь!.."
И так судили и рядили,
А водолазов нет давно,
Пришлось. Норвежцев пригласили...
Спасать-то поздно всё равно!
Сто восемнадцать в "гробе" том!
Вдали рокочет гневно гром...
НЕУДОБНАЯ ВЕРСИЯ
неосонет
Морякам-героям подлоки "Курск"
Подводный крейсер лёг на дно
С загадочной смертельной раной.
И нет средь версий ни одной,
Сказала б, кто виновен прямо.
Виновных нет средь моряков!
Они живут без водолазов.
Не выйти в море далеко.
А моряком не станешь сразу.
Копейку скупо берегут,
Приходится на службе круто,
Как на мели на берегу,
Сидишь без денег, без мазута!
Страну кто держит в яме долговой!
Ответить должен головой!
***
На Баренцевом море лишь два балла,
Подлодка "Курск" отходит от причала
Уходит на ученья - не ведая беды,
Беда же затаилась под толщею воды.
И гибнут наши парни, ну в чем же их вина?
За что не захотели поднять людей со дна?
Надежды не теряя - стучат мальчишки SOS,
А им лишь отвечает криком альбатрос.
Себя лишают жизни - спасая нас,
Реактор отключили - и дышат через раз
И слёзы по щекам размазав кулаками,
Стучат мальчишки SOS уже скрипя зубами
Их матери рыдаю -
Не пряча своих лиц,
Пусть все на свете знают -
Их горю нет границ.
На Баренцевом море лишь два балла,
Еще не шторм, но скоро заштормит.
От материнских слёз воды в нём больше стало
От горечи людской оно горчит...
От материнских слёз воды в нём больше... стало...
От горечи людской - оно горчит...
Даже чайки над ними сейчас не парят,
Только волны седые, как слезы соленые.
Больше сотни ребят под водою лежат,
Глубиной навсегда погребённые.
И не нужен сейчас хор восторженных слов,
Спешный поиск виновных и плач пред иконами.
Да, их жалко России сынов,
Что убиты её же законами.
Тихий плач матерей, нервный стон юных вдов,
И не верящий взгляд дочерей сыновей.
Им никто не вернёт ни мужей, ни отцов,
Жизнь отдавших отчизне своей.
( обращение к правительству России).
Субмарин лёг на дно,
Темнота вокруг нас.
Я на ощупь пишу эти строки.
Быть живыми, видать, уже нам не дано,
Не увидим зарю на востоке.
Не теряли мы веру в любовь до конца,
Мы боролись за жизнь , как умели.
Разрывались от боли мужские сердца:
Мы дожить, долюбить не успели.
Мы уходим от вас, от любимых людей.
В темноте я пишу вам посланье:
Не губите вы больше Российских парней,
Уделите вы Флоту вниманье.
Н. Колычёв. Памяти моряков АПЛ «Курск».
Крохи робких надежд пожирает за сводкою сводка,
Вся Россия глядит, как, бессильно прижавшись ко дну,
У родных берегов умирает подводная лодка.
И в сердцах умирает последняя вера в страну.
Ни отчаянный вопль, ни проклятья, летящие в море,
Ни молебные бденья …Ничто их уже не спасёт…
Над холодной волной голосит всероссийское горе,
Вопрошая: «За что? У бесцветных молчащих высот.
Любовь, и судьба – всё теперь в саркофаге железном,
Стонет чья-то жена, захлебнувшись последним: «Вернись».
Смерть любая страшна, но страшнее – когда бесполезна,
Значит, надо искать оправдание смерти и смысл.
Опускают венки на суровую скорбную воду.
Да прозреют живые, поняв , как друг другу нужны.
Вся Россия скорбит. Значит, мы остаёмся народом!
В общей боли и муках срастается тело страны.
Мы их за всё простили.
Мы их за всё простили.
Они простят ли нас?
Их не спасла Россия,
И Запад их не спас.
Их жёны голосили,
Топя тоску в слезах.
И лики их носили
В заплаканных глазах.
«Спасите наши души!» -
Тире и точек крик…
Но как спасти снаружи,
Погибших изнутри ?
Над вами сто метров воды глубина.
То рок ли, ошибка, иль чья-то вина…
Прощайте , ребята ! Вам жить бы да жить
И с честью российскому флоту служить.
Ведь многим из вас всего двадцать пять,
И жить так хотелось, хотелось мечтать,
Грустить и смеяться, дружить и любить
И тысячу ласковых слов говорить
Тем, кто умел вас и ждать и встречать,
Чтоб вновь расставаться и вновь провожать.
Но все оборвалось в страшный тот миг,
Наверх не дошли к нам ни стоны, ни крик.
Подводников тайна под толщей воды,
И сто восемнадцать не станут в ряды.
Прощайте, ребята! Слёз, слов не хватает,
Бессилие душит, грудь болью сжимает.
А сердце и мысли рвутся в отсеки.
Простите, пред вами в долгу мы навеки.
Простите нас, братцы: ни с моря, ни с суши
На SOS не успели спасти ваши души.