Исследовательская работа.
Как развить творчество в сюжетно-ролевой игре?
Здравствуйте, уважаемые педагоги!
Я хочу предложить на ваше рассмотрение мою исследовательскую работу. Немного теории…
Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, в игровой деятельности — актуальнейшая проблема современной психологии и педагогики. Детское творчество — это своеобразная самостоятельная сфера духовной жизни. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность.
К теме детского творчества, к проблеме развития креативных способностей педагогика обращалась во все времена. Это говорит о том, что каждая эпоха кроме традиционных подходов использует особые, отражающие именно её особенности установки, взгляды, приемы и методы. Дошкольный возраст многие определяют как самый податливый для педагогического воздействия: у ребенка ещё не сформировано критическое отношение ко всему, что вокруг него происходит, зато степень принятия, «впитывания» чрезвычайно высока. Неслучайно многие ученые считают, чем раньше ребенка обучают чему-либо, тем эффективнее оказываются результаты.
Дошкольник живет в мире фантазий. В его сознании переплетаются реальное и вымышленное, жизнь и сказка.
Таким образом, с психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческой активности потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
В ходе исследования была поставлена следующая проблема:
при каких педагогических условиях развитие творчества в сюжетно-ролевой игре будет проходить эффективнее.
Целью данной исследовательской работы является выявить и обосновать педагогические условия развития творчества в сюжетно-ролевой игре.
Объектом был определен процесс развития творчества в сюжетно-ролевой игре, предметом — педагогические условия развития творчества в сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста
В ходе работы была выдвинута гипотеза, что развитие творчества в сюжетно-ролевой игре будет проходить эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:
Создание эмоционально-благополучной атмосферы.
Знакомство с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства.
Развитие инициативности и самостоятельности детей в игре.
Создание предметно-развивающей среды.
Базой исследования является разновозрастная группа МКОУ Новожизненской ООШ « структурное подразделение МКДОУ Новожизненский детский сад общеразвивающего вида» Воронежской области, Аннинского района, п. Новая Жизнь.
Коллектив детского сада старается создать эмоционально-благополучную атмосферу для детей разного возраста. Дети пребывают в доброжелательной обстановке.
Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей. Игры детей меняются, потому что они отражают изменяющуюся жизнь. Поэтому большое внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды.
Была проведена работа по обогащению игрового творчества детей. Ребят знакомили с предметами декоративно-прикладного искусства : деревянными ложками, матрешками, погремушками.
С удовольствием слушали дети сказки А.С.Пушкина, Г.Х.Андерсена, С.Михалкова: «Петушок Золотой гребешок», «Снежная королева», «Двенадцать месяцев». Книги и художественно-графические произведения обогащают игровое творчество детей. У них появляется устойчивый интерес к играм на определенные темы. Для создания игровой роли ребенок активизирует свою мысль, припоминая художественное произведение.
Для того, чтобы вызвать большой интерес детей к ролям в игре, применялись такие приемы, как сочинение сказки. Была придумана и оформлена с помощью родителей книжка – малышка «Сказка про Одуванчика и Крапиву». Ребята были в роли и художников, и сказочников.
Дети с удовольствием иллюстрировали свое произведение.
Предметно-игровая среда построена так, чтобы дети могли самостоятельно играть в сюжетно-ролевые, режиссерские и театральные игры. Проанализировав жизненный опыт детей, были подобраны игровые принадлежности и атрибуты.
Например, игра «Больница». Цель: расширять знания детей о работе врача и медсестры; формировать умение в игровых ситуациях принимать роль взрослого на себя и воспроизводить ролевые диалоги.
Игра «Магазин». Цель: дополнить знания детей о работе продавца, кассира, грузчика и других работников магазина. Ввести в речь детей новые слова: кассир, касса, чек, товар, деньги; воспитывать вежливость.
Под влиянием рассказов о войне также возникают игры. Детям предлагается выполнять то, что умеют солдаты: стрелять в цель, быстро переползать от куста к кусту, быстро бегать. Эти упражнения выполняются на участке детского сада.
А в морозную погоду дети занимаются в группе.
Новыми играми для дошкольников стали такие, как «Салон красоты», «Кухня».
Интересной для детей оказалась такая игра, как «Зоопарк».
В ходе исследования значительное место занимала индивидуальная работа с детьми, в которой важно показать свою доброжелательность, заинтересованность в каждом, без исключения ребенке, особое значение такая работа имела для малоактивных, часто конфликтующих детей, замкнутых детей.
Участие воспитателя во многом повлияло на радость сотворчества, партнерских отношений, сотрудничества. В поведении детей были замечены следующие изменения: появление доверия к взрослому, большая уверенность в себе в процессе участия в совместной деятельности. А отсутствие жестких оценок, резких обращений, желанием совместно действовать позволили ребенку увидеть взрослого как интересующего субъекта.
Вместе с воспитателем дети с трудом выбрали сказку для инсценировки, так как предлагалось большое их количество. Следует вывод, что родители уделяют чтению книг должное внимание. В результате решили остановиться на русской народной сказке «Репка».
Готовясь к празднику, мы обсуждали сценарий. Всем дана цель: придумать движения к танцу, дать ему название, выбрать музыку.
Расширение опыта ребенка имеет огромное значение, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения.
Даем простор детской инициативе. Дети сами придумывают игры, ставят себе цели.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что:
- создание педагогических условий для развития творческих возможностей детей ;
-обеспечение свободы выражения своих чувств в разных видах деятельности способствует развитию творчества детей в сюжетно-ролевой игре.
Благодарю за внимание.