СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Роль А.С.Пушкина в изобразительном искусстве"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: изучение графики Пушкина, выяснение отношения поэта к изобразительному искусству.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Роль А.С.Пушкина в изобразительном искусстве"»

«Роль Пушкина в изобразительном искусстве»


Цель работы: изучение графики Пушкина, выяснение отношения поэта к изобразительному искусству.


Эскизы писателей на полях произведений представляют собой интерес, как для литературоведов, так и для искусствоведов. Ведь они ярче предложений отражают внутренний мир художника слова. Писатель создаёт набросок для себя, он не желает быть кем-то понятым и увиденным, от того его художественный язык честен и не искажён желанием достучаться до сердца читателя. А.Блок в одной из своих статей говорит о том, что сочинитель, изображая на полях рукописи своих героев, уподобляется ребёнку в искренности и необходимости преобразовать окружающий мир на листах произведения. В ХХ веке выходят всё новые и новые, посвящённые рисункам поэтов и писателей. Среди них особое место занимают зарисовки Александра Сергеевича Пушкина. Поэт всегда стремился запечатлеть рождённую мысль, ещё не облечённую в слово, но уже родившую образ. Можно предположить, что рисунки создавались раньше, чем словесное произведение искусства. Они служили аккомпанементом к основному звучанию стиха или прозы. Однако, для создания художественного произведения творцу слова было необходимо соответствующее образование, дающее определённый навык. Этим навыком обладал А.С.Пушкин.

Пушкин - график это, прежде всего, лицейский период. Здесь юношеские порывы и красота окружающей природы переполняла будущего поэта и изливалась в его рисунках, этюдах, набросках. Так называемые "классные" рисунки стали фундаментальной вехой в творческой жизни А.С. Пушкина, подарив нам не только "солнце русской поэзии", но и замечательного художника.

К художникам поэт питал особое, трепетное чувство, прежде всего он ценил их особую организацию рабочего процесса: в отличие от литераторов, художники работали в одиночку. Ни одной эпиграммы не было написано Пушкиным в адрес художников. Напротив, Пушкин всегда выступал на стороне творцов.

Однако, исследователь А.М.Эфрос в научном труде утверждает, что к изобразительному искусству Пушкин был : " … холоден и мало внимателен..". Звучит мысль и о том, что ".. он по отношению к искусству Пушкин выполнял обязанности светского человека" и только. Эфрос, хоть отчасти и был прав, но далеко не во всём. Он пренебрегает анализом таких произведений как " К бюсту Завоевателя", "Полководец" "Художнику". Все эти произведения объединены общей мыслью некого преклонения и восхищения поэта музой художников и ваятелей. Вторит нашим словам и суждение самого поэта, который отмечал, что в большинстве случаев появление у него рисунков связано с неоконченным стихом. В поэтических муках поэт обращался к рисункам, творческая заминка разрешалась эскизом. Очень часто иллюстрации появляются у Пушкина в творческих паузах между стихами. Стоит отметить, однако, что рисунки дублирующие содержание встречаются у литератора крайне редко. Пушкинист Анненков, первый описавший пушкинские рукописи, говорит о том, что в них ".. начатые стихотворения, конченные в другом месте, прерванные отрывки из поэм… тесно переплетаются с многочисленными рисунками пером, образуя многоликий, богатый красками творческий мир поэта».

Иллюстрация в творчестве А.С. Пушкина играет всё же не последнюю роль. На протяжении всего своего творчества Пушкин А.С создавал графические "переводы" своих лирических произведений. Они встречаются и в различных текстах, черновиках, незаполненных листах и т.д. В большей степени иллюстративностью отличается болдинский период.

Что же касается изображаемых лиц, то Пушкин изображал не только тех героев, о которых говорится в той или иной строчке, а еще и тех, кому посвящал всё своё произведение. Период расцвета иллюстраций у Пушкина является болдинская осень. Поэтому рисунки к "Болдинской осени" открывают собой цикл иллюстраций, сделанных поэтом осенью 1830 года. Рисунки находятся на обороте листа оканчивающиеся на слова "Сказка о попе и работнике Балде". Это иллюстрация самая большая по размерам и сама сложная по технике. Когда Пушкин рисовал эту иллюстрацию, он сделал её частью карандашом, частью чернилами, частью тем и другим вместе.

Главное число рисунков Пушкина - профили, головы, иногда фигуры. Это - портреты, который Пушкин нарисовал так, как помнит, по памяти. Кто же оказался изображенным в рисунках Пушкина? Прежде всего - сам поэт, сам Пушкин, родные поэта, декабристы, знакомые, политические деятели, женщины которых любил сам Пушкин.

Свои любовные увлечения А.С. Пушкин всецело доверяет бумаге. Здесь искромётные портреты Е. Ушаковой, А. Олениной, Н. Гончаровой.

Самой многообразной и замечательной группой среди портретов, выполненных рукою Пушкина, являются автопортреты. Один из исследователей графического творчества поэта пишет: "...автопортреты Пушкина имеют огромную документальную ценность, это наиболее надёжные свидетельства примет и особенностей пушкинского облика. Они тем более важны, что охватывают весь основной период его жизни. Они отражают разные состояния, самочувствия, самонаблюдения Пушкина". Действительно, поэт здесь выступает, прежде всего, как психолог, даёт характеристику как внешнего, так и внутреннего. Необходимо отметить, что автопортреты поэт рисовал в пору сложных нравственных коллизий и тяжёлых перипетий.

Изобразительное искусство первой трети XIX века подобно плодородной почве впитывала все явления окружающей жизни и возрастила много талантливых незаурядных личностей. А.С. Пушкин навсегда останется символом "золотого века", символом эпохи подъёма и расцвета русской культуры. Трепетно относясь к искусству изображения, восхищаясь творениями скульпторов-современников, буквально боготворя Брюллова и Айвазовского, Пушкин и сам не оставался в стороне от него. Он сам создавал то, что формировало в совокупности не только художественную жизнь России, но и в целом мир изобразительного искусства, мир визуального. Графические работы лирика не предназначались для посторонних глаз, а потому были самыми искренними и даже откровенными. По крупицам эскизов, созданных поэтом, можно воссоздать портрет великой сложной и противоречивый личности, познать тонкую душевную организацию лирика, узнать о его мыслях и чувствах.