СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Школьный театр как средство развития творческих задатков и способностей учащихся"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Школьный театр – это университет добрых чувств и положительных эмоций. Именно здесь есть место эксперименту, самостоятельному творчеству по велению души.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Школьный театр как средство развития творческих задатков и способностей учащихся"»

МОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи

Донская Академия Наук Юных Исследователей им. Ю.А.Жданова



СЕКЦИЯ «Музыковедение »







Тема: «Школьные подмостки»





Автор: Михалева Алла Павловна

8 класс МБОУ СОШ №10

г. Красный Сулин


Научный руководитель: Скрипка

Инна Николаевна учитель музыки

МБОУ СОШ №10























г. Ростов - на - Дону

2017 г.



Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Историческое значение театральной деятельности


1.1.От древности к современности……………………………………………6

1.2.Театр в образовательном учреждении……………………………………10

1.3.Влияние театрализованной деятельности на развитие

личности ребёнка…………………………………………………………12


Глава 2. История зарождения и развития театрального кружка «Маска»

в школе №10…………………………………………………………14

2.1. Освоение актёрского мастерства в школе

Дикция и артикуляция……………………………………………………..16

Мимика и жесты…………………………………………………………....19

Пластика тела ……………………………………………………………..21

2.2. Разработка анкеты и анализ полученных данных социологического исследования среди учащихся и родителей…………………………………..22

Заключение……………………………………………………………………...24

Список литературы……………………………………………………………..25

Приложение……………………………………………………………………..26























Введение


Школьный театр – это университет добрых чувств и положительных эмоций. Именно здесь есть место эксперименту, самостоятельному творчеству по велению души.

Театр может быть и уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием чего-то неизвестного…

Н.В.Гоголь так говорил о театре: « Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». (13)

Театральные занятия с детьми - сложный творческий педагогический процесс и рассматривается как неотъемлемая часть общей системы эстетического воспитания. Однако в настоящее время не в каждой школе есть театр. А если он всё же есть, то, как правило, не является частью учебного процесса, а существует как дополнительное образование. На это есть целый комплекс причин: плохое материальное состояние школы, слабая техническая оснащенность всего педагогического процесса, нехватка кадров.

Многие учителя, однако, осознали, что учебный процесс, обогащенный элементами театральной педагогики, является будущим современной школы. Театр охватывает весь учебный процесс, в котором каждый урок мыслится спектаклем, учитель - актером и режиссером, а ученики - творцами.

Школьный театр является средством развития творческих задатков и способностей учащихся как в области восприятия и оценки произведений искусства, так и в собственном творчестве. Он развивает активность внимания, наблюдательность, умение фантазировать. Иными словами, театральная деятельность - путь ребенка в культуру, к нравственным ценностям, путь к себе.

Театр – это живое общение, однако в настоящее время в нашу жизнь все более прочно входят новые информационные технологии. У большинства школьников имеется персональный компьютер, подключение к сети Интернет, которые поглощая ребёнка, вытесняют живое общение.

В школьные годы, когда человек формируется, складывается его характер, мировоззрение, дети должны получить возможности развивать свои художественные способности.

Таким средством является школьный театральный кружок, так как он является средой развития творческих, коммуникативных способностей ребёнка, прививается любовь к родной земле.

Следовательно, на современном этапе необходимо поднять значение искусства театра в общей системе образования и воспитания.

В контексте вышеназванных проблемных ситуаций очевидна необходимость обращения к теоретическим исследованиям, раскрывающим сущность и влияние театра на личность ребёнка.

Основными источниками для написания работы послужили труды К. С. Станиславского, Н.И. Сац, Л. С. Выготского, З. В. Савковой, А. П. Немеровского.

Значительный вклад в разработку проблемы воспитания детей средствами театра внесли - Г.К. Осипова, Е.Ю. Сазонов, О.А. Пермяков, и многие другие.

Несмотря на значительный объём публикаций, методик, острота проблемы образования и воспитания школьников средствами театрального искусства остаётся достаточно значимой и актуальной в настоящее время.

Этим и обусловлен выбор темы исследовательской работы «Школьные подмостки».

Цель исследования: Изучить этапы становления театрального искусства от ритуального действия до спектакля и проследить влияние театра на развитие творческого потенциала личности ребёнка.


Для достижения поставленной цели были определены следующие

Задачи:

-познакомиться со специализированными литературными источниками по данной тематике;

- рассмотреть значение театральной деятельности в историко - культурном ракурсе;

- найти подтверждения о влиянии театральной деятельности на развитие ребенка;

-разработать анкету и провести анкетирование среди родителей и учащихся;

В процессе исследования выдвинута гипотеза:

- рассматривать школьный театр как важную составную часть учебно-воспитательного процесса в школе;

-видеть в театральной деятельности средство удовлетворения и развития познавательно-творческих потребностей и гармонизации личностных интересов подростков в совместной художественно-эстетической деятельности;

-организовывать работу школьного коллектива "по законам жанра", т.е. методически грамотно решать каждый из этапов художественно-эстетической работы с детьми в процессе организации коллектива, подбора репертуара и так далее;

-учитывать необходимость специальной подготовки педагога-режиссера школьного театра.

Предмет исследования: театральный кружок «Маска»

Область исследования: театральное искусство

Объект исследования: учащиеся МБОУ СОШ №10, родители.

Базой исследования: МБОУ СОШ №10 г. Красного Сулина.

Методы исследования:

-сбор и систематизация материалов;

-анализ и интерпретация полученных данных;

-наблюдение;

- анкетирование.

Уникальность данной работы состоит в том, что в ней представлен достаточно полный, разносторонний материал по проблеме развития творческой личности в театрализованной деятельности, описана специфика работы школьного кружка, в приложении содержится теоретический и практический материал, сценарии пьес.


Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материалы данного исследования были использованы на занятиях музыки, МХК, классных часах и родительских собраниях.

Структура работы.

Содержание работы раскрыто во введении, двух главах, заключении. Исследовательская работа состоит из списка используемой литературы и приложения.



Этапы исследования.

1этап (май - август 2016 г.)

  • знакомство со специализированными литературными источниками по данной тематике

2 этап (сентябрь 2016 г.)

  • разработка анкеты для родителей и учащихся

3 этап ( октябрь 2016 г.)

  • проведение анкетирования на базе МБОУ СОШ №10

4 этап (ноябрь-декабрь 2016 г.г.)

  • оформление результатов исследования

5этап – январь 2017 г.

  • представление результатов проведенного исследования на районной научно-практической конференции



Глава 1.Историческое значение театральной деятельности

    1. От древности к современности


За 25 веков своего существования театр прошёл путь от ритуального действия до спектакля, трактующих сложные духовные вопросы.

Истоки театра лежат в древних охотничьих игрищах и массовых народных обрядах.

Так папуасская охотничья церемония обладает уже всеми признаками хорошо организо­ванного театрального представления: сооружа­ется на открытом воздухе заранее специальная сценическая площадка с зана­весом, на ней имеется элементарное де­коративное оформление в виде простой циновки, всё это сопровождается соответствующей музыкой барабанов и трещоток, а также пением присутствую­щих. Охотничью пляску созерцают зрители — женщины и дети.

Охотничьи пляски, прежде всего, но­сили учебно-тренировочный характер и служили целям воспитания, сплочения коллектива на основе познания действительности.

Первыми профессионалами архаичных театрализованных форм были жрецы и шаманы; позже – певцы, танцоры, прославлявшие древних богов – Диониса, Сатурна, Осириса.

Высокая степень эмоциональной включенности участников обрядовых действ (а позже – театральных зрителей), т.е. коллективное переживание, делает их наиболее внушаемыми. Отсюда идет распространенное и вполне объективное утверждение, что театр есть общественная трибуна, с которой пропагандируется и внушается система политических, правовых, религиозных и других взглядов общества.

Вот почему охотничьи пляски можно считать одной из ранних элементарных форм театрального искусства в перво­бытнообщинном строе, хотя именовать их театром еще преждевременно.

У истоков греческого театра лежали праздники в честь бога Диониса (Вакха), покровителя виноделия. Осенью, после уборки винограда, греки одевались в козьи шкуры и маски, изображая лесных богов сатиров. Их шествия, вакханалии, сопровождались дикими плясками и дифирамбами-песнями, прославляющими Диониса.

В 6 веке до нашей эры в эти праздники был введен сценарий. Так появились первые спектакли. Вскоре праздники были перенесены в специальные места-театры, а спустя некоторое время появились драматурги - люди сочинявшие пьесы для театра.

Спектакли игрались три раза в год. Театральные представления были организованы как соревнования – и авторов пьес, и актёров. Власти для привлечения зрителей выдавали деньги. Обычно пьеса ставилась один раз в год, повторения были редкостью.

Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская комедия (названная так по хору, состоявшему из сатиров).

Роль трагических представлений в общественно-политическом и этическом воспитании граждан была огромна. Спектакль греческого театра не был простым развлечением, он был «думой о жизни». (17)

Первым афинским трагическим поэтом был Феспид (VI в. до н.э.). Первая постановка его трагедии (название ее неизвестно) состоялась весной 534 г. до нашей эры на празднике Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра.

Только свободнорожденный мужчина мог играть в театре (они исполняли и женские роли). Актёры должны были не только хорошо декламировать, но и петь, владеть отточенной, выразительной жестикуляцией.

В комедии разыгрывались небольшие сценки бытового и пародийно-сатирического содержания. Они представляли собой элементарную форму народного балаганного театра и назывались мимами (в переводе значит "подражание", "воспроизведение"). В комедии допускалась полная свобода в карикатурном изображении отдельных граждан, выводимых к тому же под своими подлинными именами. Такая комедия могла существовать только в условиях афинской рабовладельческой демократии.

Своего наивысшего расцвета древнегреческое театральное искусство достигло в творчестве трех великих трагиков V в. до н.э. - Эсхила, Софокла, Еврипида - и комедиографа Аристофана.

Если в Древней Греции театр считался государственным делом, то во времена Римской Империи общественный статус театрального искусства сильно понизился. Театральные представления заменялись получившими огромное распространение гладиаторскими боями, проходившими в Колизее и других театральных зданиях.

Театральное искусство постепенно приходило в упадок. Светские театры были закрыты; зрители объявлены заблудшими душами, актеры – детьми сатаны. Этап гонений на театр продолжался около тысячи лет: уже в 14 веке все, кто имел какое-либо отношение к театральному искусству, от публики до исполнителей, были отлучены от церкви и попали под санкции инквизиции. Актерам было отказано даже в загробной жизни – их, вместе с самоубийцами, хоронили за кладбищенской оградой, вне освященной земли.

Однако времена римской империи были не самыми печальными в мировой истории театра. Во времена становления христианства молодая религия боролась с пережитками язычества и его ритуалов, несомненно, прослеживавшихся в театральном искусстве.

В средние века театральные представления четко делились на церковные (литургическая драма - эпизоды Евангелия на латыни) и светские (крестьяне и рыцари устраивали театрализованные игры для развлечения).

В ярмарочные дни на городской площади устраивали представление мистерий – больших массовых представлений на сюжеты Ветхого и Нового заветов.

Вопросы финансирования постановки мистерии решались просто. Эпизоды мистерии были заранее поделены между цехами. Эпизод с построением Ноева ковчега получали корабельщики, всемирный потоп доставался рыбакам и матросам, тайная вечеря – пекарям, омовение ног – водовозам, вознесение – портным, поклонение волхвов – ювелирам. Большинство ролей в мистериях исполнялись также мирянами-ремесленниками – кстати, так закладывались основы самодеятельного театра. Мистерии, как и средневековые карнавалы, продолжались от пяти до сорока суток.

А вскоре и из церковных действ выделился особый вид светского спектакля – моралитэ. Это представление, где действуют не люди, а моральные понятия: Скупость, Храбрость, Смирение, Любовь. Весь смысл моралитэ сводился к борьбе хороших и плохих черт характера. Персонажи имели поясняющие таблички и были соответственно одеты.

С X века по селам между замками бродили гистрионы – странствующие актеры, прекрасно владевшие цирковым искусством. Их называли жонглерами, шпильманами, мимами.

Театр, бывший около тысячи лет под фактическим запретом, пережил в эпоху Возрождения особо яркий всплеск своего развития. Был придуман и реализован принципиально новый тип театрального здания – ранговый или ярусный, (по этому принципу строится большинство театров до нынешнего времени), были разработаны принципы кулисного оборудования, портал сцены, занавес.

В эпоху Возрождения перед театром впервые в истории остро встала проблема конкурентной борьбы за зрителя. Эта конкуренция во многом обусловила разнообразие жанров и видов театрального искусства в эпоху Ренессанса, стремящегося удовлетворить запросы разных категорий зрителей.

Тогда же сформировались и два основных типа организации театров: репертуарный театр (когда более или менее стабильная актерская труппа ставит спектакли по произведениям разных драматургов) и антреприза (когда под определенный театральный проект специально собираются различные специалисты – эта традиция идет от постановок мистерий).

Далее, практически до конца 19 века развитие театра шло преимущественно под знаком смены эстетических направлений: классицизм, просвещение, романтизм, сентиментализм, символизм, натурализм, реализм и т.д.

Российский театр до1917 года развивался в общем контексте мировой театральной культуры с самыми разнообразными ее формами (репертуарные театры, антрепризы, любительские, балаганные и т.д.). Однако после Октябрьской революции, в 1919 г. театр, как в античные времена, был признан делом государственным, профессиональные негосударственные театры были запрещены.

В 19 веке у театра появились конкуренты – кинематограф и телевидение. Однако театр не сдался, именно конец 19 – начало 20 вв. характеризуется особой насыщенностью в поисках новых средств театральной выразительности.

В это время появилась новая театральная профессия, ставшая сегодня в театре основной, – профессия режиссера. В теорию и практику театра вошли новые базовые понятия: общая концепция спектакля, сверхзадача, сквозное действие, актерский ансамбль, режиссерское решение и т.д.

1920-е остались в истории советского театра временем смелых и разнообразных экспериментов. Один за другим появлялись яркие режиссерские имена, спектакли, театры. Трудно представить, что в один короткий исторический период одновременно создавались спектакли-шедевры таких разных режиссеров, как К. С. Станиславский, В.Мейерхольд, А.Таиров, Е.Вахтангов, С.Михоэлс.

Большой театр — колыбель русского искусства, свидетель величайших событий русской сцены. Корифеи русской сцены, ее гордость и слава Щепкин, Ермолова, Станиславский, Лаврова, Ф. Шаляпин - все они десятки лет своего изумительного творчества отдали Большому театру. Лучшие театральные художники - А. Головин, К. Коровин, А. Васнецов и др.— создавали здесь великолепные декорации. Гениальная музыка, виртуозное мастерство артистов, блестящие декорации - это вместе дало множество неповторимых, незабываемых спектаклей, вызывавших восторг и изумление ряда поколений, сделало Большой театр ведущим русским театром и одним из первых театров мира. Таковым он является и в наши дни.

Культура рождала театр как средство эффективного влияния на человека с самых первых его шагов в истории, и он неизбежно должен был появиться в пространстве школы.





















1.2 Театр в образовательном учреждении

Школьный театр, спектакли гимназий нередко воспринимаются как милые забавы и детские игры. И мало кто знает, как велика роль школьного театра в России. Именно учебный театр, любительские подмостки сыграли определенную роль в появлении профессионального театра.

Первый общедоступный государственный театр под руководством Ф.Волкова создается на базе школьного театра Шляхетского Корпуса в Петербурге. Воспитанники корпуса - будущие офицеры русской армии - разыгрывали пьесы отечественных и зарубежных авторов.

Театральные постановки являлись важной составной частью академической жизни Смольного института благородных девиц, Московского университета и Благородного университетского пансиона Царскосельского лицея и других элитарных учебных заведений России.

Школьные театры, появившиеся в XVI - XVII вв. в учебных заведениях, впервые ставят пьесы о русской истории и современной России. Руководители и драматурги театров - замечательные православные просветители и преподаватели Дмитрий Ростовский и Феофан Прокопович.
В первой половине XIX века театральные ученические коллективы получают широкое распространение в гимназиях, школах, кадетских корпусах, воспитательных домах, причем не только столичных, но и провинциальных.

Из биографии Н.В. Гоголя, например, хорошо известно, что учась в Неженской гимназии, будущий писатель не только успешно выступал на любительской сцене, но и руководил театральными постановками, писал декорации к спектаклям.

Однако в условиях демократического подъема в образовании конца 1850-х-начала 1860-х годов в педагогической печати развертывается острая дискуссия о вреде и пользе ученических театров, начало которой положила статья Н.И. Пирогова “Быть и казаться”. Публичные спектакли гимназистов были названы в ней “школой тщеславия и притворства. (20)

Учащимся даже запретили участвовать в театральных постановках. Утверждалось, что произношение чужих слов и изображение другой личности вызывает в ребенке кривляние и любовь к вранью.

Вместе с тем в конце ХIХ - начале XX века в отечественной педагогике утверждается осознанное отношение к театру как важнейшему элементу нравственного и художественно-эстетического воспитания. Этому во многом способствовали общефилософские работы передовых отечественных мыслителей, придававших исключительно важное значение проблемам формирования творческой личности, исследования психологических основ творчества. Именно в эти годы в отечественной науке (В.М. Соловьев, Н.А.Бердяев и др.) начинает утверждаться мысль о том, что творчество в различных его выражениях составляет нравственный долг, назначение человека на земле, является его задачей и миссией, что именно творческий акт вырывает человека из рабского принудительного состояния в мире, поднимает его к новому пониманию бытия. ( 20 )

В начале XX века воспитанием детей и подростков в трудовой колонии средствами театра занимался талантливый педагог-подвижник С.Т.Шацкий. Детские театрализованные постановки педагог рассматривал как важное средство сплочения детского коллектива, нравственного перевоспитания “детей улицы”, их приобщения к ценностям культуры. Детскому театру посвящает свой труд известный педагог и фольклорист Н.Бахтин, статьи о школьных театрах публикуют журналы "Рампа и жизнь", "Театр и искусство", "Русская школа" и другие.
Уникален опыт классного наставника, учителя Н.П.Ижевского по постановке спектаклей-импровизаций, использовавшего театр в психотерапевтических целях.

В 1918 году в Москве открылся первый детский театр Московского совета. Организатором, которого стала Н. И. Сац.

В феврале 1922 года первых зрителей принял театр юных зрителей в Ленинграде, руководителем которого был А. А. Брянцев. В первых театрах шли инсценировки сказок. Удивительный человек, артист, писатель, драматург, кукольник - всё это Сергей Владимирович Образцов. Его спектакли живут сегодня в театре , по праву носящем имя Образцова.

Конец XX - начало XXI веков ознаменовались новым всплеском школьного театрального творчества. В настоящее время использование театра в широком значении этого слова в учреждениях общего и дополнительного образования вышло на новый уровень, приобрело черты системности.
Средствами художественного творчества в любительском театре решаются задачи повышения общей культуры школьников, происходит знакомство их с литературой и драматургией, музыкой и изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами и традициями.
В современной педагогике театр все чаще привлекается для решения адаптационных и коммуникационных задач. Театрально-педагогическая программа работы с детьми строится на принципе театральной игры, театральной импровизации. Детский театральный коллектив рассматривается как развивающая среда, как средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка.
Динамика социально-экономических изменений, развитие процессов демократизации общественного сознания и практики порождают потребность в личности, способной к адекватной культурной самоидентификации, к свободному выбору собственной позиции, к активной самореализации. Именно в школе происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, — универсальное средство развития личностных способностей человека.



1.3 Влияние театрализованной деятельности в школе на развитие личности ребёнка


Развитие личности происходит с самого раннего детства и зачастую продолжается всю жизнь. Поэтому так важно дать ребёнку максимальное восприятие жизни и самого себя. Каким образом можно воспитать и обучить ребёнка  в рамках театрального искусства жизненным навыкам, социальным нормам, умению выражать свои мысли при помощи слов и движений? Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а грамотно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Театр, должен быть полноценным, интересным, доставлять наслаждение.

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей.

В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, т. е. проникнуть в его внутренний мир.

Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов.

Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит учащегося перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, свою очередь, тоже пополняется.

Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т.д. Кому по­счастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится.

Театр развлекает детей и воспитывает морально и эстетически, способствует умению сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе. Общаясь непосредственно изо дня в день с искусством театра, дети учатся быть более терпимыми друг к другу, уживчивыми, сдержанными, собранными. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость.

Театральные импровизации способствуют умению выплеснуть свою энергию, передать свое видение мира. Театр дает возможность ребенку проявить себя в различных видах дея­тельности: песенном, танцевальном, игровом.

Театр как вид искусства наиболее полно способствует творческому раз­витию личности школьников. Важно создать в детских коллективах атмосферу свободного выражения мыслей и чувств, поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их способности.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям, одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства.

Театральное творчество несет в себе большой коллективно-образующий заряд.

Во-первых, театральная постановка - «продукт» совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого учащегося.

Во-вторых, разнообразие постановочных задач (сценических, актерских, оформительских) дает возможность каждому ученику максимально реализовать свои возможности и способности.

В-третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания. Это способствует эмоциональному сплочению коллектива.

В-четвертых, каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад в общий «продукт», понимая при этом зависимость общего успеха от усилий всех.

Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и воображаемых ситуациях.

Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод - возможности театрализованной деятельности на развитие личности ребёнка огромны.

Таким образом, театральная деятельность - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке. Прежде всего, театральная деятельность - это радость, смех, яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры. Это деятельность, в которой осуществляются и проигрываются мечты, желания, и многое другое.








Глава 2. История зарождения и развития театрального кружка «Маска»

«Театр – волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре он познаёт мир»

С. И. Мерзлякова

  Всё началось  в 2002 году, когда учитель музыки Скрипка Инна Николаевна, после окончания Санкт – Петербургского Университета культуры и искусств решила создать театральный кружок в школе №10 г. Красного Сулина.
    Инна Николаевна хотела, чтоб на занятиях царили любовь и  взаимопонимание, как в настоящей семье, но при этом, чтобы каждый ребёнок сохранил и творчески развил свою индивидуальность.

Было решено дать название кружку «Маска». Появилась своя эмблема и девиз (Приложение № 2).

За долгие годы работы с детьми, у руководителя «Маски» сформировалось четкое представление о том, что театр вырабатывает чувство партнерства и товарищества, волю, целеустремленность, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой. Дети учатся общению в процессе театрализованной деятельности, обретают веру в свои силы и возможности.

В театральный кружок принимаются все желающие. Девочек больше чем мальчишек. Однако ролей хватает на всех.
Учебная программа кружка - включает в себя все элементы обучения актерской профессии: сценическое движение и сценическую речь; актерский тренинг, включающий в себя комплекс упражнений и этюдов; сценический грим. Программа обучения базируется на творческом методе К. С. Станиславского.

В кружке есть корифеи, которые выступают на сцене не один год: Египко Наталья, Михалева Алла, Климов Никита, Божко Анна, Валуйских Рустам.

В театре есть свои выпускники, которые ушли из школы, но обязательно приходят к нам на новую премьеру - это Ищенко Ольга, Задорожнева Инесса, Мосенцева Анастасия, Колодченко Александр, Андреасян Кристина, Египко Валерия, Леонов Валерий, Гриценко Юлия.

Театр - искусство индивидуальностей, ансамбль, объединённый одной общей целью. Этой целью обычно является постановка спектакля. Именно к достижению этой цели направлены все усилия руководителя и воспитанников.

За эти годы был подобран очень интересный, богатый репертуар. (Приложение № 3). Выбор материала всегда проходил при тесном творческом сотрудничестве и заинтересованности воспитанников.

Ежегодно театр «Маска» принимает участие в городских и районных театральных конкурсах и фестивалях и была неоднократно отмечена жюри и зрителями (Приложение № 4).

Не менее важной задачей для нас является и культурно-просветительская деятельность. Для учащихся нашей школы, учителей, родителей проходят спектакли, утренники, сказки. «Маска» частый гость в детском саду № 14 «Аленький цветочек».

Ребята понимают что актёр - это не только цветы и овации, которые еще нужно заслужить, но прежде всего тяжелая работа, и огромная ответственность перед зрителем. Ничего нельзя сделать хорошего, не потратив собственных сил. У ребят появляется собственная шкала ценностей.
У педагогов часто не хватает терпения позволить детям "разыграться", "натворить что-нибудь". Инна Николаевна видя "ошибку", не стремиться ее устранить своим «гениальным" подсказом. Она позволяет ученику быть творцом, а не исполнителем чужих идей и замыслов. Главное снять с учеников страх перед ошибкой.
Во время занятий в кружке используется индивидуальный подход, поскольку ребята имеют разный уровень подготовки.

Ошибкой было бы думать, что детский театр – это просто. Прежде всего – это огромная ответственность взрослого человека перед детьми. Ведь театр предполагает высокую степень эмоциональной открытости, а значит, – уязвимости. Каждому ребенку очень важно быть значимым, интересным и особенным.
Руководитель знает не стоит ожидать немедленного результата, важен сам процесс овладения искусством.

Внутри работы кружка, существуют принципы и правила, выполнение которых обязательно. ( Приложение № 5)

Эффективность занятий достигается путем проведения тренинга, подбору специальных упражнений, стимулирующих развитие ребенка и использованию театрального искусства в качестве коррекционного воздействия на ребенка (развитие речи, мимики и жестикуляции, преодоление трудностей в общении, пластическое развитие и помощь в овладении движениями в условиях быстрого роста и пр.).

Здорово, когда в жизни коллектива существуют традиционные праздники, которые отмечаются всеми вместе Осенний бал, Новый год, дни рождения воспитанников, «капустники».
У ребят есть свои традиции: держаться за руки вместе перед выходом на сцену - чтобы почувствовать себя единым, верным; создание фотоальбома.

Занимаясь с детьми театром, педагог старается делать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки и эталоны поведения, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

Сегодняшний театр «Маска» -  это театральный кружок, за плечами которого сыграно много пьес, создана своя фонотека, имеются декорации, сшиты костюмы. «Маска» - продолжение  многолетней работы педагога по воспитанию человеческой души,  а также сохранению русского языка, литературы  и традиций.



2.1 Освоение актёрского мастерства в театральном кружке «Маска».

Дикция и артикуляция



Помощь маленькому актеру в работе над собой и над ролью является довольно сложной задачей. При работе над ролью ребёнок проделывает тот же путь, что и большой актёр. Работая с детьми, с одной стороны, очень важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний. С другой стороны, необходимо вооружить школьников элементарными приемами актерской техники.

Выбрана пьеса, распределены роли по желанию. Этот период в студии называется «Круглый стол», когда идёт побуждение детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т. п. Руководитель подводит детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым.

Далее юные артисты учатся выразительно читать предлагаемый руководителем текст, овладевают опытом расстановки в нем логических ударений, заучивают наизусть стихотворные строчки и прозу.

Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием дикции и артикуляции.

В понятие дикции входят: культура, орфоэпия и логика речи.

Культура предполагает знание и соблюдение логики речи, правил орфоэпии, соблюдение правильных ударений в словах.

Орфоэпияэто единообразное, присущее литературному языку произношение, правильная речь.

Логика речи предполагает донесение смысла каждой фразы.

Необходимо выделять главные несущие основную смысловую нагрузку, а потому ударные, а также второстепенные слова в речи.

Интонацию можно определить как смысловой посыл звучащего слова. Неправильные смысловые акценты искажают содержание речи.

Гениальный режиссер К. С. Станиславский говорил: «Пойте мысль!» Подчеркивая тем самым необходимость «протянуть» мысль от начала фразы к ее логической вершине.(12)

В работе над текстом необходимо правильно пользоваться знаками препинания:

Запятая – незначительная пауза;

Двоеточие – длительная пауза перед пояснением;

Тире - достаточно длительная пауза при сравнении или сопоставлении;

Точка с запятой – длительная пауза в конце смыслового отрывка.

К сожалению, для многих детей характерна общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логических ударений, проглатывание начала и конца слов.

Первое условие работы артикуляционного аппарата — естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов.

Прежде всего, мы должны развить своё дыхание. (Приложение № 6) Основными правилами при работе над дыханием являются:

- Не перебирать дыхания, так как при переборе трудно организовать верную атаку звука и плавное голосоведение;

- Не начинать звука без достаточной дыхательной поддержки;

-Дыхание во фразе надо распределять так, чтобы и в конце фразы его было бы достаточно.

В дальнейшем в каждом задании тренируется не только дыхание, но и другие компоненты речи в комплексе. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

Чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата. Для этого мы делаем артикуляционную гимнастику, куда включаются упражнения для развития мышц губ, челюсти и языка (Приложение № 7).

После разогрева артикуляционного аппарата мы уделяем внимание работе над дикцией, диапазоном звучания, силой голоса, темпом речи и т. п. Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на упражнениях, и скороговорках (Приложение № 8). Читать скороговорки надо сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следить за ритмичностью произношения. Не забывать темп, дикцию.

Великие учителя вокала всегда обращали внимание на то, что гласные — «носители» вокального звука, они занимают почти всю длительность интонируемого звука. Согласные максимально укорачиваются, произносятся предельно четко и ясно. От правильного формирования вокальных гласных зависит художественная ценность певческого голоса.

Губы принимают участие в окончательном образовании гласных и являются основными формирователями губных согласных. Положение губ влияет на тембр певческого звука. Улыбка способствует осветлению тембра. «Губы должны лежать на зубах», — так говорил М.Гарсиа.(15)

После работы над скороговорками мы переходим к работе над стихами. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Но стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи. Образные, интересные детям, они находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным различные игры и задания. Особенно полезно, использовать на занятиях диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером.

С первых же уроков следует обращать внимание на голосовые недостатки: зажим гортани, носовое звучание, открытый резкий звук.

Зеркало — большой помощник в работе над артикуляцией и дикцией, так как многие зажатия отражаются не только в звуке, но и на лице поющего и говорящего.

Нужно научиться контролировать себя с помощью зеркала. Лицо должно быть спокойно, без гримас страдания, напряжения. Привыкайте к наблюдению за своим лицом. Проследите, какое задание вам доставило трудности, где вы почувствовали дискомфорт, напряжение.

В работе над дыханием ставится непременное условие — не уставать, а в работе с артикуляционными органами — повтор до легкой усталости. Надо учиться быстро входить в рабочее состояние, учиться подключать воображение, чтобы имитировать любое действие, образ, учиться концентрировать внимание на самых мелких движениях, ощущениях, процессах.

С точки зрения исполнительской деятельности школьников очень важно научить их пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, и т. п. Надо поощрять у детей стремление к импровизации предлагаемых ситуаций. А не просто просить их абстрактно произнести фразу, например, жалобно или восхищенно.

Одно из направлений в работе над речью – монофон. Упражнения с монофонами способствуют активизации произношения, расширяют словарный запас, формируют стиль говорящего и способствуют становлению мастерства речи. (Приложение № 9)

На занятиях большое внимание уделяется гигиене голоса, способам его закаливания.

Таким образом, работа над дикцией и артикуляцией предполагает:

- сознательный контроль, внимание;

-очень важна работа с зеркалом;

- в работе над «активной свободой» надо быть к себе очень требовательным, чтобы не пропустить никаких зажатий типа «бровей домиком», «кривого рта», или «вытаращенные глаза»;

- при тренировке артикуляционного аппарата требуются многочисленные повторы неудобных движений до ощущения комфорта;

- не надо бояться усталости мышц, надо избегать новых зажатий;

- очень важно и полезно слушать записи хороших исполнителей, так как слуховое восприятие улучшает осознание мышечных ощущений.









Мимика и жесты

«Смотри человеку в глаза, когда говоришь с ним».

Старинная мудрость

Мимика является главным показателем чувств. По выражению лица можно прочитать все, что творится в душе.

В театре мимика и жесты очень важны. Если лицо актёра выразительное, то зрителю легче понять сцену. Как научиться управлять своей мимикой и жестами?

Прежде всего, каждое занятие театральной студии начинается с разминки лица. (Приложение № 10).

Каждому играющему на сцене нужно знать свое лицо? Изучив мимику своего лица, подкорректировав ее, актер будет уверен, сознательно получать нужные ему выражения лица.

Какие эмоции актеры должны уметь изображать на своем лице? Вот 10 самых общепринятых масок.

1. Страх
2. Злость
3. Любовь (влюбленность)
4. Радость
5. Смирение
6. Раскаяние, угрызение совести
7. Плач
8. Стеснение, смущение
9. Раздумье, размышление
10. Презрение
11. Равнодушие
12. Боль
13. Сонливость
14. Прошение (вы кого-то о чем-то просите)

Изображать эмоции необходимо перед зеркалом. Выражение лица каждого актера может обсуждать вся группа, вместе легко приходить к правильному выводу. Нужно запомнить, как выглядит ваше лицо в зеркале, когда вы изображаете эти маски. При игре на сцене, каждый должен произвести в своей памяти все маски правильно, выразительно. Запомните движения мышц своего лица. Изобразите их при игре так, как изображали перед зеркалом. Потом уже вы будете делать это непроизвольно.

Далее идёт работа по произношению различных слов с разными оттенками эмоций. Например, сказать слово “Привет!” с радостью, с грустью, яростью, злобой и так далее. Впоследствии мы обнаруживаем, что лицо принимает нужные оттенки в зависимости от эмоциональной окраски состояния.

Не всегда легко изобразить на своем лице некоторые эмоции. Ну, как сделать свое лицо злым, если ты в душе добрый? Чтобы лучше получалось нужно говорить про себя соответствующие слова - ты посмотри, на кого ты похож?; да я тебя терпеть не могу и т. д. Помогает.

У людей очень богатая мимика. Ученые подсчитали, что малейшие оттенки нашего настроения могут быть переданы с помощью нескольких тысяч выражений лица.

Из всех частей лица наибольшей выразительностью обладают глаза. Даже научившись контролировать свое лицо, человек редко способен так же контролировать выражение глаз. Не зря романтики называют их зеркалом души.

Взглядом можно передать много смысловой информации. Об этом можно судить хотя бы по существующим в народе выражениям, характеризующим различные взгляды: «рублем подарить», «испепелить», «смерить», «съесть», «сверкнуть» и т. п. Одним лишь взглядом можно смутить и поблагодарить, поддержать и отвергнуть. Глаза могут выражать удивление, презрение, уверенность, взгляд может быть даже липким.

Н. Кошанский говорил: Нигде столько не отражаются чувства души, как в чертах лица и взорах, благороднейшей части нашего тела.(19) С этим трудно не согласиться.

Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчёта. Почти невозможно говорить с увлечением и убеждённо без неуловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бёдер и ног. Секрет особой жестикуляции руками, скорее заключается в том, что в значительной части человеческая деятельность осуществляется при помощи рук, и поэтому их положение и движения стали наиболее характерными для выражения наших переживаний.

В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. ( Приложение № 11)

На занятиях театральной студии мы применяем различные жесты: описательные, указующие, подражательные, жесты для выражения душевных движений.

Выразительные жесты наиболее употребительны. Эти жесты обычно сопровождают самые сильные, кульминационные места речи, но могут также подчёркивать похвалу, утешение, поощрение – это размах рук, напряжённость, длительность.

Описательные жесты. При их помощи можно показать движение – быстрое и медленное, прямое и закруглённое.

Указующие жесты. Обычно они состоят в указании рукой или пальцем местоположения или направления.

Подражательные жесты. При помощи их можно оживить описание. Например: « Своими пухлыми руками – коротышками он тщетно пытался дотянуться до выступающего вперёд круглого лба…»

При жестикуляции нужно соблюдать следующие правила:

  1. Жесты должны быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности.

  2. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не каждая фраза нуждается в подчёркивании жестом.

  3. Управляйте жестами. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого слова.

Пластика тела

Пластика – элемент, без которого не обходится ни один спектакль.

Каждый актёр должен быть ловок и подвижен. Упражнения на развитие пластики должны способствовать овладению умением управлять своими движениями.

Для развития специальной координации следует применять: упражнения, в которых сочетаются ассиметричные движения конечностями, перекрестная смена положений, нарушение привычных сочетаний движений, совмещение строго обозначенных движений конечностями с ходьбой, поворотами.

Для развития активной гибкости на занятиях используются:

1. Свободные, плавные движения отдельными частями тела (наклоны, повороты, вращения туловища; сгибания-разгибания, отведения-приведения, повороты, вращения в суставах конечностей).

2. Статическое удержание максимально достигнутой амплитуды;

3. Пружинные движения;

4. Махи.

Для развития пассивной гибкости:

1.Опускание в шпагат, движения в смешанных висах и т.п.

2.Притягивание руками туловища к ногам или ноги к груди и т.п.

3. Движения, выполняемые с активной помощью партнёра. Все пассивные упражнения выполняются с особой осторожностью, медленно и плавно.

Перед упражнениями на растягивание рекомендуется проделать несколько разогревающих упражнений.

Координацию движений хорошо развивают пластические этюды. (Приложение № 12)
И может, не всегда верно сыграли ученики-исполнители с точки зрения актерской техники пластический этюд, важно, что увидели в этом ученики-наблюдатели. А они способны увидеть в простеньком этюде товарищей массу новых идей и решений проблемы. Ведь не зря говорят «со стороны оно виднее».

На занятиях большим интересом пользуются упражнения по наработке коллективного чувства локтя (Приложение №13).

Из выше сказанного можно сделать вывод, что театральная деятельность это вовсе не безделица, а постоянный кропотливый труд в познании и раскрытии своих способностей, возможность проявить свой скрытый талант с помощью игры на школьных подмостках.



2.2. Разработка анкеты и анализ полученных данных социологического исследования среди учащихся и родителей.

  

Что знают современные школьники и родители о театре? Часто ли они посещают этот храм искусства?

Чтобы получить ответы на наши вопросы, мы решили опросить учащихся МБОУ СОШ №10 и их родителей.

В своих анкетах мы интересовались, актуальны ли походы в театр, если да, как часто вы бываете в театре; хотели бы вы играть в театре; что лично вам даёт театр? (Приложение 14)

В анкетировании приняли участие:

родители - 85 человек;

учащиеся школы - 150 человек, и среди них дети, которые играют в школьном театре.

Ответы родителей были следующие:

1.Актуальны ли походы в театр?

«да» - 37 %

«нет» - 63%1.Актуальны ли походы в театр?


2.Как часто вы бываете в театре?

«раз в месяц» - 19%

«раз в год» - 33%

«никогда» - 48%

3. Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок занимался в театральном кружке?

«да» - 39%

«нет» - 26%

«не знаю» - 35%

4. Что лично вам даёт театр?

«что – то новое, интересное» - 32%

«положительные эмоции» - 56%

«ничего» - 12%


По результатам анкетирования мы выявили причины, по которым родители не посещают театр:

  • в городе нет театра

  • искусство театра не интересно

  • нет времени и денег


Результаты и анализ анкетирования учащихся таковы:

1. Актуальны ли походы в театр?

«Да» - 28 %

«Нет» - 72%

2. Как часто вы бываете в театре?

«раз в месяц» - 39%

«раз в год» - 30%

«никогда» - 31%


3.Хотели бы вы играть в театре?

«да» - 34%

«нет» - 31%

«не знаю» - 35%


4. Что лично вам даёт театр?

«что – то новое, интересное» - 26%

«положительные эмоции» - 67%

«ничего» - 7% (Приложение №15)


Результаты анкетирования учащихся позволили сделать следующие выводы: походы в театр не актуальны, так как дети предпочитают играть в компьютер или общаться в социальных сетях. Однако в театр ребята идут с удовольствием, если во время уроков им предложат пойти на какую-нибудь премьеру залётной труппы. А театральные труппы в нашем городе бывают по 2 раза в месяц. Следовательно, хоть небольшая часть детей, но посещает театр.

Особенно интересны ответы ребят, которые занимаются в театральной студии в школе.

На вопрос «Что лично вам даёт театр?» были получены следующие ответы:


- стали увереннее чувствовать себя на уроке, на сцене;

-исчезли страх и скованность;

- развилась речь;

- обнаружились и развились творческие способности: художественные, музыкальные, поэтические;

- исчезла закомплексованность в индивидуальном поведении и общении;

- появилась доброжелательность.

Опрос показал, что искусство театра в настоящее время популярно среди детей, но есть свои причины, по которым они не всегда могут принять участие в школьных постановках:

  • большая учебная нагрузка,

  • нехватка свободного времени,

  • отсутствие театральных студий и преподавателей.

Большое влияние на отношение к театру оказывает специфика социума поселка (большинство взрослого населения работают вахтовым методом, отсутствие значения воспитания ребенка в семье, малообеспеченность и процветание асоциальных семей).







Заключение

Театр! Первые спектакли, первые любимые персонажи, первое ни с чем несравнимое свое зрительское восприятие: вот-вот откроется занавес, и оживет удивительная сказка, населенная злыми и добрыми феями, возникнет мир волшебных превращений, счастливых детских историй….

Становясь старше и посещая вечерние спектакли, дети еще по настоящему не
понимают любви, ревности, политических разногласий, ужасов войны, страха
одиночества, человеческой боли. Но они смотрят неотрывно. Ведь в детстве
ощущаешь, впитываешь драму даже сквозь непонимание.

 В театре чаще, чем в жизни, человек способен пережить чужое как свое, совсем личное. А это значит, происходит всплеск человечности в человеке. Через других - тех, кто на сцене,  - он может понять себя, окружающих, весь мир.

В заключение работы, можно сделать следующие  выводы, что:

1.Уроки театра в  школе удачно вписываются в систему образования и
воспитания школьников, способствуя развитию и формированию их личности.

2.Играя на сцене, дети участвуют в творческом процессе: учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива.

3.Содержание, замысел игры своеобразно преломляются через опыт ребенка, отношение детей к изображаемым в игре явлениям и оказывают воспитательное воздействие на них.

4.В игре ребенок активно воссоздает явления реальной действительности, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.

5.Уроки театра способствуют расширению кругозора, тренируют память, учат выражать свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.

6.В педагогическом процессе уроки театра находятся в тесном взаимодействии с другими видами деятельности – обучением, трудом, они приучают школьников к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для их деятельности в дальнейшем.

7.Разумная, тщательно подготовленная организация уроков театра дает возможность учителю влиять на духовное воспитание детей.

8.Уроки театра, участие детей в спектаклях доставляют им радость, удовлетворение, что очень важно само по себе.

Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение, действительно: школьный театр создает максимально благоприятные условия для развития творческого потенциала личности ребёнка.







Список литературы



1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М. 1987

2.Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., "Флинта", 1997.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

4.Доронова Т. Н. Развитие детей в театрализованной деятельности М.: просвещение 1998.

5.Ершов П.М. Технология актерского искусства. М.: ТОО «Горбунок», 1998 .

6. «Записки актера Щепкина. М.: Искусство, 1988

7.Михалева О.И. Школьный театр в эстетическом пространстве школы М.: Искусство в школе, 2001.

8.Немеровский А. П. Пластическая выразительность актёра М.: Просвещение 1979

9.Поль Л. Сопер Основы искусства речи. «Яхтсмен» 1995.

10. Савкова З. В. Техника звучащего слова: Методическое пособие М.: «Владос» 1998

11. К. С. Станиславский «Моя жизнь в искусстве» 1978

12. К. С. Станиславский «Работа актёра над собой» 1953

13.http://www.dissercat.com/content/shkolnaya-teatralnaya-pedagogika-kak-sotsialno-kulturnyi-fenomen

14.http:// ( mkhk/teatr-srednevekovja)

15.http://dramateshka.ru/

16.http://tnu.podelise.ru/

17.http://www.theater111.ru/

18.http://nauka-pedagogika.com

19. http://www.teatr-benefis.ru

20. http://www.art-in-school.ru

















Приложение №1

Словарь



Артикуляция - работа органов (ротовая полость - щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо; глотка, гортань), направленная на создание звуков речи (гласных, согласных).

Гистрио́н (от лат. histrio — актёр, трагик) - так называли народных бродячих актёров.

Дифира́мб - жанр древнегреческой хоровой лирики.

Дикция - четкое, ясное произношение слов.

Интермедия – (средний, находящийся посредине) - представление, обычно комедийного характера, разыгрываемое между действиями спектакля.

Комедия происходит от слов комос и одэ. "Комос" - это шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками, на сельских праздниках в честь Диониса. Следовательно, слово комедия обозначает "песнь комоса".

Мисте́рии (от греч. «тайное священное действие») - богослужение, совокупность тайных культовых мероприятий, посвящённых божествам. Зачастую представляли собой театрализованные представления.

Монофон — это краткий учебный рассказ, все слова которого начинаются на одну и ту же букву.

Мимика (греч., mimike, подражаю). Искусство передавать мысль или чувство посредством телодвижений.

Моралите́ (фр. Moralité, моралитэ) — особый вид драматического представления в Средние века и в эпоху Возрождения, в котором действующими лицами являются не люди, а отвлечённые понятия.

Пластика - искусство ритмических движений тела.

Спектакль (фр. spectacle, из лат. spectaculum «зрелище») — произведение театрального искус­ства, под кото­рым автор понимает определенным об­разом организованное действие, развер­тывающееся во времени и пространстве, когда актер (то есть «действующий») предстает перед зрителем, действуя (один или в коллективе) от лица создан­ного им художественного образа.

Трагедия происходит от двух греческих слов: трагос - "козел" и одэ- "песнь", т.е. "песнь козлов".













Приложение №2

Девиз и эмблема театрального кружка «Маска»



Девиз: «Максимум смеха, добра и успеха»!

























Приложение №3



Репертуар театрального кружка «Маска»

1. Красная Шапочка (по мотивам Ш. Перро).

2. «Сказка про умные пирожки и учёные башмачки» Н. Г. Волохова.

3. « Да здравствует Кукарямба»! К. Королёв (по мотивам повести А. Линдгрен « Пеппи Длинный чулок»)

4. Недоразумение с косичками. А. Антокольский

5. Золотая рыбка. Невыдуманная история из жизни Вячеслава Громова. С. Гребенников, Н. Добронравов.

6. Такая игра. Н. Булгаков

7. Путешествие в страну Новогодию.

8. На деревню к бабушке. Юрий Алесин

9. Императрица, казак и вакцинация. Комедия. Синопсис.

10.Новогодняя сказка про Деда Мороза, Снегурочку – красавицу, Злючку – Морозючку и всех, всех, всех… А. Матинова.

11. «Не хочу спать» И. Исмиляева

























Приложение № 4

Наши достижения













Приложение № 5

Принципы театрального кружка «Маска»



1. Если ты выступаешь на сцене только для того, чтобы засветиться, забудь об этом! Только труд сделает из тебя профессионала!

2. Не бойся злых языков! Будь уверен в себе. Критика нужна лишь для того, чтобы ты становился еще лучше. Вперед!  

3. Пусть тебя окружают люди, которых ты считаешь талантливее себя! Нам всегда есть к чему стремиться.  

4. Твоё ремесло не должно казаться тебе принудительным! Получай кайф от того что ты делаешь!    

5. Не сочиняй басен, и не строй из себя высокомерную особу. Будьте проще.

6. "Здесь, сегодня, сейчас!" Будь готов к победам и просчётам!

7. Зритель всегда прав!

8.И наконец, главное в артисте — его индивидуальность! Найди свою стезю, свое Я! Ты должны быть ни на кого непохожим. Ты — это ты!

 





















Приложение №6

Упражнения для тренировки речевого дыхания

1. Сделать вдох носом, на выдохе протяжно тянуть звук БМММ, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
2. Стоя или сидя, вдох носом направить в область живота (как бы ощущая его заполнение). Выдохнуть через маленькое отверстие между губами, мышцы живота подтягиваются. Повторить 5—6 раз.
3. Сделать несколько брюшно-носовых выдыханий: а) стоя быстро втянуть мышцы живота и одновременно резко выдохнуть через нос, вдох обычный (повторить 4—6 раз); б) то же самое сидя и во время ходьбы.

4. Грузинский хор

Это упражнение на развитие дыхания. Вся группа одновременно тянет один звук, например «а». Тут важно экономно расходовать дыхание. Звук должен быть ровным, одинаковым по громкости, не затухающим. Кто последний – тот молодец. Можно тянуть и другой звук: «и», «е», «о». Но когда тянут «а», то это очень напоминает грузинский мужской хор.

5. «Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки).

Исходное положение: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху — правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. Упражнение «Обними плечи» можно делать также сидя и лежа.

6.«Дровокол»

Стоя, ноги на ширине плеч. Поднять вверх сцепленные руки, слегка согнув их в локтях (вдох). Наклониться, одновременно опустив руки между коленями, стараясь не сгибать ноги в коленях (выдох). Темп средний. Повторить 5-6 раз.

7.«Регулировщик»

Стоя, ноги на ширине плеч. Одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Сделать вдох через нос, затем на выдохе поменять положение рук и одновременно произносить «Р-р-р-р». Темп средний. Повторить 5-6 раз







Приложение № 7

Артикуляционная гимнастика

1. Активизация мышц губ.

  • «Шлепки губами» (беззвучно, со звуками « П - Б»)

  • «Трубочка» (беззвучно, со звуком «у-у»)

  • «Зевок» (беззвучно, со звуком «а-а»)

2. Активизация языка.

  • «Маятник» ( пошевелить языком из стороны в сторону, касаясь щеки)

  • «Винтик» (круговые обороты в обе стороны)

  • «Трубочка» (язык собрать в узенькую трубочку).

3. Активизация мышц нижней челюсти.

  • «Озноб» (постучать мелко, дробно передними зубами)

  • «Лодочка» (подвигать челюстью в стороны)

4. Активизация гортани.

  • «Насос» («выброс» воздуха со звуком «фу»)

  • «Тихо – громко» (произнести звуки «К - Г»)

5. Закрепление активизации мышц артикуляционного аппарата.

Произношение основной таблицы гласных звуков: И-Э-А-О-У-Ы.





















Приложение № 8

Упражнения для дикции.

1.«Мою окно»

ПРИ-ПРЭ-ПРА-ПРО-ПРУ-ПРЫ

2.«Мою полы»

ТРИ-ТРЭ-ТРА-ТРО-ТРУ-ТРЫ

3.«Жонглирую»

БИППИ - БЭППЭ-БАППА-БОППО-БУППУ-БЫППЫ

4.«Серсо»

СИ-СЭ- СА-СО-СУ-СЫ

5.«Игра в теннисный мяч»

ТИ-ТЭ-ТА-ТО-ТУ-ТЫ

6.«Завожу машину»

ЗИС – ЗЭС-ЗАС-ЗОС-ЗУС-ЗЫС

Скороговорки

***

Ты, сверчок сверчи, сверчи,
Сверчать сверчаток научи.

***

Вез корабль карамель.
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

***

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

***

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

***

Мышки сушек насушили, Мышки кошек пригласили.



Приложение № 9

Монофоны: техника развития речи



Монофон 1. Веник и ветер

Вчера второклассника Вовочку Вишенкина вызвала на веранду вожатая Валентина Bacильeвна Воробьева. Вовочка вихрем выскочил из вагончика и, возопил вызывающе всем видневшимся вокруг:

— Видали вы, верзилы? А вас вожатая не вызывала? Веселитесь? Вот встретитесь с Валентиной, взволнуетесь!

Ватага вначале не встрепенулась. Но вскоре все выяснилось, когда Вишенкин вышел от вожатой с веником. Виноватый, вспотевший от волнения, Вовочка взбешенно вращал ветками и выкрикивал вопли. Вздыхая и ворча вполголоса, Вовочка вертел веником, выметая с веранды васильки, вьюнки, веточки вяза и вообще ворох всякой всячины, воспринимая себя верблюдом, и Ванькой-вахлаком.

Монофон 3. Прогулка

Прекрасной предвечерней порой, посмотрев популярную подростковую передачу, прослушав прогноз погоды, потанцевав под приемник, передававший песни прошлого, подпевая и попутно подкрепившись простоквашей с персиками, пять подруг — Павлина, Полина, Паола, Пелагея и Прасковья — пошли погулять.

Пошли по проселку и подивились: побелевшая площадь преобразилась. Пастельный пейзаж поражал подруг простотой. Подростки побродили по парку, припоминая полузабытые и полностью позабытые приключения прошлого, посмеялись.

Монофон 4. Кот и канарейка

У Клары кот и канарейка. Кормила Клара канарейку и кота кашей. Но канарейка кушает капусту, а кот колбасу. Когда Клара каталась на коньках, кот кушал канарейку. Клара конечно кричала на кота.











Приложение №10



Разминка лица

Возьмите зеркало. Найдите подвижные части лица: брови и лоб, глаза, губы и щеки, язык, нос (ноздри). По очереди двигайте, к примеру, только бровями. Поднимите их, как можно выше, затем опустите, как можно ниже. Поднимите по очереди: одну, потом другую бровь. Потом сделайте несколько разных движений с глазами, губами. 3-5 минут разминки дадут вам ощущение подвижности своего лица. Вы почувствуете, что даже говорить вам стало легче (при условии, что вы перед этим хорошо размяли губ и язык).





Задания - мимикой изобразить ту или иную ситуацию.



1.Вы молодой дизайнер. Утром перед своим первым показом вы понимаете, что ваша коллекция не готова к показу и ни одной «потрясающей» вещи в ней нет.

2. Вы бывший спортсмен. Вы невероятно злы на судью, который назначил пенальти за фол вашего 7-летнего сына.

3. Вы покидаете дом престарелых, в котором находится ваша мама. Впервые она не узнала вас, когда вы пришли.

4. Вы молодая наивная актриса, вы недавно в Голливуде. Ваш агент только что позвонил вам и рассказал, что вас взяли на роль в большом фильме, по сценарию в вас будет влюблен Джордж Клуни.

5.Вы самовлюбленный высокомерный молодой депутат. Вы произносите речь, которую в прямом эфире транслирует телеканал «Россия» и вы получаете удовольствие от звука собственного голоса.












Приложение №11

Жесты рук


Потирание ладоней
– это невербальный сигнал позитивных желаний.
Скорость потирания рук многое говорит о том, кто получит ожидаемые позитивные результаты.


Руки, поднесенные к лицу – жест, связанный с обманом. Когда мы видим, слышим или говорим неправду, мы часто пытаемся прикрыть рот, глаза и уши. Очень важно рассматривать движения рук, поднесенных к лицу, в совокупности с другими сигналами.


Рука прикрывает рот
Рука прикрывает рот, большой палец упирается в щеку, словно мозг дал бессознательный приказ не позволить лживым словам вырваться на свободу.
В попытке замаскировать этот жест некоторые начинают притворно покашливать. Если этот жест человек использует во время речи, то он заведомо говорит неправду. Если же он прикрывает рот рукой, слушая вас, значит, он почувствовал, что неправду говорите вы

Скрещенные руки. Скрыться за барьером – привычное желание человека. Когда человек нервничает, настроен негативно или занимает оборонительную позицию, он плотно скрещивает руки на груди. Такая поза свидетельствует о том, что человек ощущает угрозу.


Скрещивание рук, усиленное сжатием кулаков. Если к скрещиванию рук собеседник добавил сжатые кулаки, это говорит о враждебной оборонительной позиции. Чтобы снять враждебную ситуацию полезно применить жесты покорности: протяните руку, повернутую ладонью вверх.















Приложение №12

Упражнения по актерскому мастерству

Пластика тела

1. «Красим забор»
Упражнение по актерскому мастерству направлено на развитие пластики рук. Участники театральной группы все сразу или по очереди должны выполнять следующие движения:

    • красить импровизированный забор, будто кисть руки — кисточка с краской;

    • пускать волны через плечо (волны должны быть плавными);

    • трогать невидимую стену (ладони и пальцы будто прикасаются к плоскости);

    • грести веслами;

2.«Собери по частям»
Каждый член театральной группы получает листочек с заданием изобразить что-либо:

    • сделать из досок лодку с веслами;

    • установить все четыре колеса на машину;

    • собрать по частям самолет;

    • собрать по частям велосипед.

Упражнение выполняется следующим образом: посредством пантомимы зрителям рассказывается, что и из каких частей собирается. Задача группы — угадать, что же собирал ведущий.

3. «Попугай в клетке»
Задача участника заключается в следующем:

    • подойти к клетке (все предметы, в том числе и клетка, и попугай, — воображаемые);

    • ощупать ее руками;

    • переставить ее на другое место;

    • подразнить птицу;

    • найти дверцу, открыть ее;

    • насыпать в ладонь зерна и покормить попугая;

    • погладить его (попугай непременно должен укусить участника);

    • отдернуть руку;

    • закрыть клетку как можно быстрее;

    • погрозить птице пальцем;

    • снова переставить клетку.



Приложение №13

Упражнения по наработке коллективного "чувства локтя"

Стулья. Ведущий или педагог дает команду участникам построить какую-либо фигуру или букву. Задача учащихся максимально быстро и бесшумно (переговоры запрещаются) построить требуемую фигуру (круг лицом наружу, букву «р» развернутую к окну и т. п.).

Третий лишний. Участники должны максимально быстро, и бесшумно (не общаясь) построиться в шеренгу по какому-либо заданному параметру (по алфавиту, согласно первым буквам отчества; по возрастанию номера квартиры и т.п.)
Земля - вода - воздух - огонь. Ведущий показывает на одного из стоящих в кругу участников, говоря ему одно из ключевых слов. Тот, на кого указали должен в течение 5 секунд назвать (без повторов) животное - рыбу - птицу или повернуться вокруг себя соответственно. Ошибившийся выбывает.
Руки-ноги. По одному из сигналов ведущего (например, по одиночному хлопку), участники должны поднять руки (или опустить, если на момент сигнала они уже подняты), по другому (например, по сдвоенному хлопку) - встать (или, соответственно сесть). Задачей исполнителей является продержаться как можно дольше, не путая сигналов и сохраняя общий ритм и бесшумность движений.
Оркестр. Ведущий распределяет между участниками партии различных инструментов, состоящие из хлопков, топанья, и всех возможных звуковых эффектов. Задачей участников является ритмически исполнить какое-либо известное музыкальное произведение под руководством дирижера, управляющего громкостью общего звучания и вводящего и убирающего отдельные партии исполнителя.
Бык и ковбой. Двое участников становятся на расстоянии друг от друга (не менее 5 метров), один поворачивается спиной -это бык, второй берет в руки воображаемую веревку - это ковбой. По сигналу к началу ковбой должен накинуть воображаемую веревку на быка и подтянуть его к себе (бык, естественно, сопротивляется). Упражнение получится успешно, если участникам удастся синхронизировать свои действия, чтобы зрители "увидели" воображаемую веревку, натянутую между ними.
Зеркало. Один из участников становится ведущим, второй - его отображение в зеркале, т.е. максимально точно копирует все его действия и движения.








Приложение №14

Анкета для родителей и учащихся

Уважаемые учащиеся и родители!

Просим Вас принять участие в анкетировании. Для этого Вам необходимо письменно ответить на вопросы. Ваши искренние ответы нам необходимы для написания исследовательского проекта.




  1. Актуальны ли походы в театр?

«да»

«нет»

  1. Как часто вы бываете в театре?

«раз в месяц»

«раз в год»

«никогда»

3.Хотели бы вы играть в театре? Хотели бы вы, чтобы ваш ребёнок играл в театре?

«да»

«нет»

«не знаю»

4. Что лично вам даёт театр?

«что – то новое»

«хорошее настроение»

«ничего»

«свой вариант»

_______________________________________________________



Большое спасибо!














Приложение №15

Результаты анкетирования


Актуальны ли походы в театр?


Как часто вы бываете в театре?

Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок занимался в театральном кружке? Хотели бы вы играть в театре?

Что лично вам даёт театр?



Приложение №16

Императрица, казак и вакцинация

Комедия

Два действия

синопсис


Екатерина вторая, уважающая русские традиции, учит русских вельмож русским обычаям и нравам. Она первая в России делает прививку от оспы и притворяется, что умирает. Сановники начинают бороться за власть. Ситуацию спасает казак.

Действующие лица:

Императрица Екатерина вторая

Шут Матрёна Даниловна

Купец

Казак

Художник

Медик

Трио девушек

Зимний дворец. На троне сидит Екатерина вторая и подписывает бумаги, подаваемые Матрёной Даниловной. Перед царицей девушки исполняет русскую песню. Чуть в стороне стоит художник с мольбертом.

ИМПЕРАТРИЦА. Рука устала!

МАТРЁНА. Отдохни! Барышни, императрица желают отдыхать!

Девушки уходят. Екатерина нюхает табак, чихает.


Правда, Матушка Императрица!

ИМПЕРАТРИЦА. Спасибо! Матрёна Даниловна, какие на сегодня новости в столице?

МАТРЁНА. Народ в печали.

ИМПЕРАТРИЦА. О чём же у него печаль?

МАТРЁНА. Об вах-вах! Об вах-цина-ции этой. Как о ей узнали, так враз смели с прилавков все белые тапочки!

ИМПЕРАТРИЦА. Вакцинации, Матрёна! Откуда народу знать о ней ,я ещё и указ не подписала?

МАТРЁНА. Народ всё знает! Он только вид делает что придурковатый! Тапочки примеряет, и дубинки из жердей делает!

ИМПЕРАТРИЦА. Зачем дубинки-то?

МАТРЁНА. То народу одному и ведомо!

ИМПЕРАТРИЦА. Дубинки это нехорошо!

МАТРЁНА. Чего уж тут хорошего?

Матрёна подносит табакерку. Императрица нюхает табак, чихает.

Истинная, правда!

Императрица берёт со стола бумагу, пишет.

ИМПЕРАТРИЦА. Позови мне лейб-медика!

Из-за шторы появляется лейб - медик.

МЕДИК. Императрица, я у ваших ног!

ИМПЕРАТРИЦА. От ваших неожиданных визитов меня скоро кондрашка хватит!

МЕДИК. О вашем здоровье ежесекундно пекусь.

ИМПЕРАТРИЦА. Вот мой указ! Подвергнуть сначала вакцинации мой двор: князей, моих фрейлин и прочий дворцовый люд. Вся Европа прививки от оспы делает, а мы предрассудков боимся!

МАТРЁНА. Эвропа России не указ!

ИМПЕРАТРИЦА. Матрёна, что ты свой нос суёшь в любую дырку?

МАТРЁНА. Ой! Только не шлёпайте по мне самоваром, а то я боюся!

ИМПЕРАТРИЦА. И что у тебя за вид?

Матрёна одета в русский национальный костюм,

на голове широкая шляпа с полями.

МАТРЁНА. А чё?

ИМПЕРАТРИЦА. Эта шляпа, сидит у тебя на голове, как на корове седло!

МАТРЁНА. А я об этом знаю! Но всё равно красиво!

ИМПЕРАТРИЦА. Сними, я тебя прошу.

Матрёна выбрасывает шляпу, одевает косынку.

Ну, это совсем другое дело.

МЕДИК. Когда начинать вакцинацию?

ИМПЕРАТРИЦА. Сей же час!

МЕДИК. Ваша воля!

Лейб-медик уходит.

ИМПЕРАТРИЦА. Странно! Добра для народа желаю, а они по мою душу зуб точат!

МАТРЁНА. Народ, как малое дитя постоянно ласки просит , а чуть не по - ему, враз в крик и бунт!

Императрица чихает.

Вот! Истинная, правда!

ИМПЕРАТРИЦА. Я народ свой люблю! Моё счастье – служение народу!

МАТРЁНА. Широк твой шаг! Да больно скор!

ИМПЕРАТРИЦА. Язычок свой придержи!

МАТРЁНА. На то я и баба-шут! Моё оружие-правда!

ИМПЕРАТРИЦА. А что есть правда?

МАТРЁНА. Что подумаете враз – правда. Это от Бога, что скажешь вслух – всё ложь.

Императрица снова чихает.

Правда!

Екатерина отдаёт подписанные бумаги Матрёне.

ИМПЕРАТРИЦА. Отдай секретарю. Господин художник, у меня мало времени. Сановники мои и генералы ждут аудиенции.

ХУДОЖНИК. Я ценю ваше время. Великая императрица, будьте так любезны, сядьте в профиль.

ИМПЕРАТРИЦА. Зачем?

ХУДОЖНИК. Закон жанра!

ИМПЕРАТРИЦА. В профиль так в профиль!

МАТРЁНА. Куда ни плюнь – везде законы! Вот только кто б их исполнял?

ИМПЕРАТРИЦА. Матрёна, посмотри, кто по списку первый!


Матрёна открывает дверь. Вваливается казак.

Он поёт походную песню, падает на колени.

Одет он странно: в шароварах, гусарском кителе, на голове кивер.

КАЗАК. Матушка родная! Царица Небесная! Дай слово молвить!

ИМПЕРАТРИЦА. Однако рано ты меня на небеса отправляешь.

КАЗАК. Извиняй! Земная!

ИМПЕРАТРИЦА. Это ближе! Откуда взялся ты, казак?/ всем/. Он откуда взялся?

МАТРЁНА. Он на хлебах вольных, где ему взбредёт там и гуляет?

КАЗАК. Я с Яика пришёл, а по роду с Дона!

Из-за двери кричат: «Он без очереди влез!»

ИМПЕРАТРИЦА. Порядки нарушаешь! Не по уставу входишь в царские палаты! Ранжир сей нужно соблюдать!

КАЗАК. Да нахрена мне ваш ранжир! Взбесились все вы тут от жиру!

ИМПЕРАТРИЦА. Вон с глаз моих! Чтоб духа твоего здесь не было!

КАЗАК. Матушка, солнышко ясное! Одна лишь ты, для казаков указ!

ИМПЕРАТРИЦА. Я сказала, вон!

КАЗАК. Дозволь молвить одно слово?

ИМПЕРАТРИЦА. Вон! А впрочем, чего ты хочешь?

КАЗАК. Отмени свой указ! Не надо казаков в гусары! Ну, на хрена мне эти панталоны?

Снимает шаровары, показывает панталоны.

Как я в них буду воевать? Меня же турка засмеёть! Я в этой срамной форме похож на китайского болвана !

ИМПЕРАТРИЦА. Отнюдь, гусары – это красиво. Какая форма! Какие пышные усы! Опять же положение в обществе. Вы должны мне быть благодарны! Из грязи в князи! Об этом лишь мечтать!

КАЗАК. Не надо нас в князья! Князей у нас в России, как блох на кошке! Всем нашим казачьим обществом просим, отмени указ. Ну, нахрена мне эти панталоны? По мне уж лучше шаровары!

МАТРЁНА. Вся Русь живёт по стойке смирно! Лишь казакам порядок твой непонутру!

КАЗАК. Порядок порядку рознь. У вас свой порядок- у казаков свой!

ИМПЕРАТРИЦА. Без очереди влез! Претензий много! Ступай и этикету поучись.

МАТРЁНА. Ну, что свой рот раззявил? Видишь, императрица при делах!

ИМПЕРАТРИЦА. Ступай-ступай! Придёшь попозже.

КАЗАК. А где жа атикет-то этот взять?

ИМПЕРАТРИЦА. Поищешь!

КАЗАК. Мы казаки матушка, завсегда за тебя голову положим!

Казак уходит.

ИМПЕРАТРИЦА. Каков наглец! Без очереди влез! При мне штаны снимает.

МАТРЁНА. Кто в очередях стоять не любит, от таких лишь смуты жди .

ИМПЕРАТРИЦА. Мудрость ты моя мирская! Не представляю, как бы без тебя жила! Матрёна, узнай, как фамилия нахала.

МАТРЁНА. Это я враз!

ИМПЕРАТРИЦА. И не забудь посмотреть, кто по списку первый!

Матрёна уходит.

Да уж, тёмен мой народ! Однако, на непаханом поле пахать веселее! Никто не мешает! В вашем распоряжении, художник, десять минут!

ХУДОЖНИК. Десятью минутами, Великая Императрица, нам не обойтись!

Екатерина усаживается в тронное кресло.

Принимает монументальную позу.

ИМПЕРАТРИЦА. Сколько же вам надо?

ХУДОЖНИК. Максимум полдня!

ИМПЕРАТРИЦА. О-го-го! Да я за это время в недалёком прошлом императрицей стала и две войны выиграла!

ХУДОЖНИК. Творчество не терпит суеты!

ИМПЕРАТРИЦА. Ну, хорошо! Девчата, песню!

Выбегают девушки и начинают петь.













42