12
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тазовская средняя общеобразовательная школа
Районная конференция юных исследователей
«Мой первый доклад»
Секреты ненецкого орнамента
Автор: Тихонов Илья Евгеньевич
ученик 4 «А» класс МБОУ ТСОШ.
Руководитель: Максаева Ольга Владимировна
учитель начальных классов МБОУ ТСОШ.
Консультант: Тодерика Мария Ачиновна
учитель КНЯ, заведующая музеем МБОУ ТСОШ
п. Тазовский, 2016г.
Секреты ненецкого орнамента
Цель и задачи проекта
Выяснить какие типы орнаментов существуют.
Узнать, о чем рассказывают ненецкие орнаменты.
Изучить, как создаются орнаменты и как их используют ненцы в своей жизни.
4. Научиться рисовать ненецкие орнаменты.
Методы исследования:
1. Изучение литературы по теме.
2. Наблюдение.
3. Опрос.
4. Беседа.
Гипотеза: существует ли взаимосвязь между образом жизни ненцев и орнаментами, украшающими их одежду, предметы быта.
Планируемый результат: научиться узнавать и рисовать ненецкие орнаменты.
Введение.
Я живу в Ямало-Ненецком автономном округе. Из разных уголков страны приехали люди на эту северную землю. Называют её «суровым краем», «краем Земли», «священной страной, куда не добежать доброму духу и не по силам добраться злому духу… » (из хантыйской песни).
В давние-давние времена в заснеженное тундре, возле холодных рек жили люди. Они ходили на охоту, ловили рыбу, разводили оленей. Все необходимое для жизни у них было: из дерева и оленей шкуры строили жилье, делали орудие труда, посуду, шили одежду. Эти добрые красивые люди живут и сейчас рядом с нами – это ненцы. Они хозяева на этой земле, а мы – гости.
Актуализация.
В прошлом году мы всем классом побывали на экскурсии в настоящем ненецком чуме. Экскурсовод Салиндер Мария Хилидевна нам рассказала, что в ненецкой семье существуют правила в разделении занятий. Мужчина, например, должен охотиться, заботиться об оленях, ловить рыбу. Женщина следит за порядком в чуме, готовит еду, шьет одежду из оленьих шкур и даже ее украшает орнаментом.
Мне стало интересно, как в таких суровых условиях женщинам удается украшать одежду, ведь под рукой нет ни страз, ни других приспособлений?
Прежде всего, мне захотелось узнать, что такое орнамент и легко ли его создать? Обратившись к интернет – источникам, я узнал, что:
Орна́мент — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). [1]
Я очень люблю рисовать и решил научиться создавать ненецкие орнаменты.
Изучив литературу, посетив наш школьный музей, побеседовал с заведующей музея Тодерика Марией Ачиновной, я узнал, что орнамент изготавливают из темного и светлого оленьего меха. Узоры вырезают и сшивают друг с другом, получается двойной зеркальный орнамент. [2]
Я провел исследование-опрос, знают ли мои одноклассники, проживающие на территории Ямало - Ненецкого автономного округа, как коренные жители украшают свою одежду, как называются орнаменты, используемые для украшений, где кроме одежды встречаются орнаменты?
Обратите внимание на диаграммы. (Приложение I).
Оказывается, что 17 ребят из 25 опрошенных, знают, что для украшения одежды ненцы использую орнаменты, и лишь двое из них смогли назвать некоторые орнаменты.
На мой вопрос: где еще можно увидеть орнаменты, ребята не смогли дать ответ.
Я решил узнать сам и рассказать одноклассникам, какие существуют ненецкие орнаменты и где еще их можно встретить.
Совершая прогулку по нашему поселку, мое внимание привлекли флаги Ямало-Ненецкого автономного округа, Тазовского района и поселка Тазовский. Рассмотрев внимательно флаги, я увидел рисунки-орнаменты. Из литературы и интернет - источников я узнал, что на флаге Ямало – Ненецкого автономного округа изображен белый орнамент «Оленьи рога», который символизирует основу жизни (на ненецком «илебць») на территории края белых снегов и северных оленей. На флаге Тазовского района на первой вертикальной полосе изображена орнаментальная полоса, условно объединяющая изобразительные мотивы герба: ягеля, волн и рыб (пластин, чешуи) в виде „головок“ и „чумов“». Орнаментальная полоса символизирует природные богатства района. На флаге поселка Тазовский изображен элемент национального орнамента (рога) образно указывает на коренное население этой территории — ненцев и развитое здесь оленеводство. [3]. (Приложение II).
Я решил собрать материал о ненецких орнаментах. Посетив школьный музей, рассмотрев ненецкую одежду и предметы быта, я сделал для себя открытие, что узор ненецкого орнамента строго геометричен и состоит из прямоугольников, зигзагов, углов, ромбов, но все они образуют определенный символ, который можно «прочесть». Можно выделить несколько видов орнаментов.
Орнаменты, изображающие животных, например, ряды темных симметричных отростков, возвышающихся над зубчатой полосой, носят название «заячьи уши», а фигура, напоминающая изображение насторожившегося и присевшего зверя – «соболь».
Существуют узоры, изображающие человека – «головки», «силач» или «борец», «дети».
Даже растения люди тундры изображают в узорах – «сосновая шишка», «морошка», «сухая ветка». (Приложение III).
Из интернет-источника я узнал, что все элементы орнамента являются основой для построения большинства узоров, разнообразных по содержанию рисунков, его построению. Орнамент обычно изготовляли из камуса - шкура с ног оленя. Ненецкие женщины обладают удивительным даром украшать свою одежду и обувь. Особенно хороши мозаичные узоры. Меховую мозаику делают так. Мастерица берёт две узкие полоски оленьего меха, коричневого и белого цвета с коротким ворсом. Обе полоски она накладывает одна на другую и переносит на специальную доску. Острым ножом мастерица вырезает узор. После этого она разбирает полоски. Их стало четыре – две белые и две коричневые. Белую орнаментальную полоску она вставляет в прорезь коричневой и наоборот. С изнанки мелкими стежками и ровным швом она сшивает обе полоски вместе. Между ними вставляет тонкую полоску яркого сукна и прошивает вместе. Получается мозаичный узор: белый - на тёмном фоне, тёмный – на белом фоне. [4]
Орнаментальное искусство составляет важную часть культуры ненцев. Орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, берёсты, бисера, ткани, дерева, кости, металла. Орнаментом и сегодня украшают ненцы свою одежду, обувь, платки, пояса, сумки и другие предметы быта. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. Рисунки ненецкого орнамента, как правило, передаются из поколения в поколение. (Приложение IV).
Практический этап
Рассказав одноклассникам о своем открытии, я решил сам научиться рисовать ненецкие орнаменты. Но поначалу работа оказалось слишком сложной. Тогда моя учительница Ольга Владимировна предложила мне начать с задания «Продолжи узор». Я попробовал и у меня получилось. После этого я приступил к рисованию ненецких орнаментов. Я научился рисовать и узнавать некоторые виды орнаментов: «заячьи уши», «чумики», «головки», «след песца», «локоть лисицы», «силач», «след медведя», «дети». (Приложение V).
В классе мы с Ольгой Владимировной устроили мою персональную выставку, где я рассказал одноклассникам о своих достижениях и показал свои рисунки. Ребята заинтересовались моими работами и предложили собрать материал по теме «Ненецкие орнаменты» и передать их в наш школьный музей. (Приложение VI).
Заключение.
Во время выполнения своей работы я узнал о том, что такое орнамент, как его выполняют, где используют. Я научился рисовать и узнавать некоторые виды орнаментов. Выдвинутая мной в начале работы гипотеза подтвердилась, что существует взаимосвязь между образом жизни ненцев и орнаментами, украшающими их одежду, предметы быта. На слайдах представлены фото и мои рисунки, которые подтверждают эту взаимосвязь.
(Приложение VII).
Я считаю, что собранный материал будет полезен и на уроках рисования и краеведения. В дальнейшем я планирую продолжить работу по исследованию орнаментов и хочу узнать, существует ли связь между ненецкими орнаментами и орнаментами других народов, населяющих нашу Родину.
Список литературы:
ВикипедиЯ [электронный ресурс] Режим доступа: ru.wikipedia.org
Приходько М.С. «Хомани», Санкт-Петербург, 2002.-222с.
Федорова Л.В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Институт проблем освоения Севера СО РАН, 2003г.- 151с.
[Электронный ресурс] Режим доступа: sites.google.com
ВикипедиЯ [электронный ресурс] Режим доступа: ru.wikipedia.org
Рандин В.А. «Орнаменты», М.:«Просвещение», 1992.-56с.
Приложение I.
Опрос одноклассников
Как коренные жители – ненцы украшают свою одежду?
Как называются ненецкие орнаменты?
Где еще, кроме одежды, можно встретить орнаменты?

Приложение II
Флаг Флаг Тазовского района
Я
мало - Ненецкого автономного округа

Флаг
поселка Тазовский

Приложение III.
«Заячьи уши»

«Морошка»

Приложение IV.
Игрушки Украшения


Сумочка Пояс

Обувь и концертная одежда


Приложение V.
«Заячьи уши»

«Медвежий след»

«Рога лося»

Приложение VI.

Приложение VII.
«Заячьи уши»
