СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа учащихся при подготовке к нестандартному уроку по теме «Лист Мебиуса»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

При использовании такого вида работы, как нестандартный урок по теме «Лист Мебиуса» учитель заранее готовится к такому уроку. При подготовке этого урока очень много работы «за кадром» урока: определив проблему, выдвигаются гипотезы решения, обсуждаются методы исследования, анализ полученных данных, корректировка, выводы. 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа учащихся при подготовке к нестандартному уроку по теме «Лист Мебиуса»»

Исследовательская работа учащихся при подготовке к нестандартному уроку по теме «Лист Мебиуса»


Елисеева Н.П., учитель ОГАОУ БИЮЛИ.

От учителя зависит многое. Изучение математики должно осуществляться так, чтобы учащиеся видели науку в постоянном историческом развитии и, желая изучать ее, испытывали удовлетворение и радость от процесса познания. Задача учителей нашего лицея заключается в том, чтобы тактично и незаметно для учащихся подвести их к занятию проектно - исследовательской деятельностью.

Так предлагается задача: бумажная лента, повернутая одним концом на пол-оборота (т.е. на 1800), и склеенная с другим концом. Получили кольцо. Если разрезать его одним способом вдоль (точно посредине) - получится не два, а одно кольцо. Если же разрезать его другим способом (на расстоянии ее ширины от края), то получится два кольца. Но одно большое и сцепленное вместе с ним маленькое. Чудеса!

Предлагается попробовать самим. Желающих появляется много. Активизируются даже те учащиеся, которые до этого момента могли и не особо интересоваться математикой. Учитель предлагает изучить свойства ленты Мебиуса - так называется это кольцо. Как правило, желающих много, поэтому они разбиваются на группы. Каждая группа готовит материал по одному из вопросов:

1.Кто такой А. Ф. Мебиус?

2.Представление о ленте Мебиуса.

3. Свойства ленты Мебиуса.

4. Практическое применение ленты Мебиуса:

а) в практической деятельности человека;

б) в копировальной технике;

в) гипотеза о спирали ДНК и фрагменте ленты Мебиуса;

г) искусство и лента Мебиуса и др.

Как видно из перечня вопросов, чтобы найти ответ на один из них, нужно изучить и другие. А это способствует проведению определенного рода исследований, незаметно реализация метода проектов приводит к методике сотрудничества, вызывая, у учащихся неподдельный интерес к математике, поэтому является более результативной, чем на традиционных уроках. Знания по этой теме приближены к реальной жизни. Ученики должны четко представлять себе, как можно использовать полученные ими теоретические результаты на практике. Вся проблема приобретает контуры проектно исследовательской работы. В тоже время поиски ответов на эти вопросы имеют отношение к формированию творческого мышления не только в области естествознания, но и в самом широком смысле. Учитель ненавязчиво в процессе работы каждую группу направляет в нужное русло. Отводится время 3- 4 недели (а иногда и более) для подготовки ответа на вопрос. Учащиеся не только готовят сообщения по данным вопросам, но и чаще всего и презентации. А потом выступают перед учащимися других классов. У кого же глубокий и устойчивый интерес к исследовательской работе, тот может изучить более основательно все эти вопросы и отправить свою работу на конкурс исследовательских работ, например, «Первые шаги в науку».

При использовании такого вида работы, как нестандартный урок по теме «Лист Мебиуса» учитель заранее готовится к такому уроку. При подготовке этого урока очень много работы «за кадром» урока: определив проблему, выдвигаются гипотезы решения, обсуждаются методы исследования, анализ полученных данных, корректировка, выводы. Таких достаточно крупных проектов по многим предметам может быть в течении года2-3, поэтому при подготовке к новому учебному на кафедре естественно - математического цикла составляем график проведения таких работ. Дело в том, что, исследования требуют заметных усилий со стороны учащихся, которых никто в это время не освобождает от работы. Может возникнуть ситуация, при которой один и тот же ученик работает над двумя проектами (такое бывает очень часто) поэтому необходимо, чтобы он имел некоторый перерыв над проектами по разным предметам.

В заключение хотелось бы отметить тот факт, что какой вид работы, как исследовательская, требует больших усилий, чем просто урок. Но эти усилия стоят того! Ученикам всегда интересно то, что уводит их от каждодневной рутины, и они раскрываются совсем с другой стороны.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!