СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа. Влияние цвета на восприятие информации.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

“Цвет может успокоить и возбудить, создать гармонию и вызвать потрясение. От него можно ждать чудес, но он может и вызвать катастрофу”  Жак Вьено

 

      

 

 

 

 

Просмотр содержимого презентации
«Защита ИР»

Влияние цвета на восприятие информации Выполнила: Коркишко Настя ученица 9 «А» класса

Влияние цвета на

восприятие информации

Выполнила:

Коркишко Настя ученица 9 «А» класса

Гипотеза  Цвет влияет на восприятие человеком информации.  Существует зависимость качества восприятия информации в зависимости от оттенка и сочетания цветов представления информации. Методы:  Поиск информации о влиянии цвета на восприятие информации;  опрос учащихся (тестирование). Результаты  Цвет существенно влияет на психоинтеллектуальное состояние человека; цвета воздействуют не только на глаза, но и на другие органы чувств; каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации;  определенный цвет вызывает у человека вполне определенные эмоции.

Гипотеза

Цвет влияет на восприятие человеком информации. Существует зависимость качества восприятия информации в зависимости от оттенка и сочетания цветов представления информации.

Методы:

  • Поиск информации о влиянии цвета на восприятие информации;
  • опрос учащихся (тестирование).

Результаты Цвет существенно влияет на психоинтеллектуальное состояние человека; цвета воздействуют не только на глаза, но и на другие органы чувств; каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации; определенный цвет вызывает у человека вполне определенные эмоции.

Актуальность темы Знания о цвете могут быть использованы не только при оформлении творческих работ и моделировании, но и при выборе дизайна жилых помещений, подборе цветовых решений для интерьера, оформления рисунка, в повседневной жизни (например, при выборе одежды), т.е. во всех сферах жизни. Проблемный вопрос Как влияет цвет на восприятии информации человеком. Цель работы:  Выявление влияния цвета на психику человека;  познакомиться с классификацией и характеристикой цветов, для грамотного художественного оформления работ. Задачи:   Изучение и обобщение информационных ресурсов;  анализ результатов теста и опроса учащихся школы;  определение предпочтений при выбранных компьютерных играх.

Актуальность темы

Знания о цвете могут быть использованы не только при оформлении творческих работ и моделировании, но и при выборе дизайна жилых помещений, подборе цветовых решений для интерьера, оформления рисунка, в повседневной жизни (например, при выборе одежды), т.е. во всех сферах жизни.

Проблемный вопрос

Как влияет цвет на восприятии информации человеком.

Цель работы:

  • Выявление влияния цвета на психику человека;
  • познакомиться с классификацией и характеристикой цветов, для грамотного художественного оформления работ.

Задачи:

  • Изучение и обобщение информационных ресурсов;
  • анализ результатов теста и опроса учащихся школы;
  • определение предпочтений при выбранных компьютерных

играх.

ОТКРЫТИЕ ЦВЕТА Цвет - это свет. К такому заключению пришел английский физик и математик Исаак Ньютон во время проведения опытов по исследованию цветового спектра. Он, находясь у себя дома в темной комнате, приоткрыл окно и пустил маленькую полоску света. Поместив стеклянную призму по ходу лучика света, он обнаружил, что свет преломляется и разбивается на шесть цветов спектра, которые становились видимыми, когда попадали на прилегающую стену. Исаак Ньютон

ОТКРЫТИЕ ЦВЕТА

Цвет - это свет. К такому заключению пришел английский физик и математик Исаак Ньютон во время проведения опытов по исследованию цветового спектра. Он, находясь у себя дома в темной комнате, приоткрыл окно и пустил маленькую полоску света. Поместив стеклянную призму по ходу лучика света, он обнаружил, что свет преломляется и разбивается на шесть цветов спектра, которые становились видимыми, когда попадали на прилегающую стену.

Исаак Ньютон

Несколько лет спустя другой английский физик - Томас Юнг провел обратный эксперимент и установил, что шесть цветов спектра можно свести к трем основным: зеленому, красному и синему. Затем он взял три лампы и спроецировал лучи света через фильтры этих трех цветов: зеленый, красный и синий лучи соединились в один белый луч. Юнг воссоздал свет. Он также классифицировал цвета спектра как первичные и вторичные. Томас Юнг

Несколько лет спустя другой английский физик - Томас Юнг провел обратный эксперимент и установил, что шесть цветов спектра можно свести к трем основным: зеленому, красному и синему.

Затем он взял три лампы и спроецировал лучи света через фильтры этих трех цветов: зеленый, красный и синий лучи соединились в один белый луч. Юнг воссоздал свет. Он также классифицировал цвета спектра как первичные и вторичные.

Томас Юнг

“ Цвет может успокоить и возбудить,  создать гармонию и вызвать потрясение. От него можно ждать чудес,  но он может и вызвать катастрофу” Жак Вьено По Библии, первым человеком, увидевшим  р а д у г у , был Ной.  Это был знак, что дождь закончился, и самые тяжелые испытания прошли.    Уже тогда наблюдательные люди осознавали, что вид разных красок может поднять настроение и добавить оптимизма даже в самом тяжелом положении.

“ Цвет может успокоить и возбудить, создать гармонию и вызвать потрясение.

От него можно ждать чудес, но он может и вызвать катастрофу”

Жак Вьено

По Библии, первым человеком,

увидевшим р а д у г у , был Ной. Это был знак, что дождь закончился, и самые тяжелые испытания прошли. Уже тогда наблюдательные люди осознавали, что вид разных красок может поднять настроение и добавить оптимизма даже в самом тяжелом положении.

Жизнь человека находится под влиянием двух важных с точки зрения психологии и физиологии факторов: день и ночь, темнота и свет. Ночь вынуждала его к пассивности и покою. День создает возможность для деятельности, все функции тела усиливаются; организм настраивается на работу. Свет и темнота, а вместе с тем и краски связаны с днем и ночью, с темной синевой ночного неба и светлой желтизной дневного света.  Темно-синий  цвет - это цвет покоя и пассивности,  светло-желтый  цвет - это активность и расцвет.  Для человека активность, как правило, принимала две формы: он или охотился и нападал, или на него охотились, и он должен был защищаться от нападения. Активность служила завоеванию и обогащению или сохранению собственной жизни. Действия нападения и завоевания представляются красным  цветом, самоутверждение - з еленым  цветом.

Жизнь человека находится под влиянием двух важных с точки зрения психологии и физиологии факторов: день и ночь, темнота и свет. Ночь вынуждала его к пассивности и покою. День создает возможность для деятельности, все функции тела усиливаются; организм настраивается на работу. Свет и темнота, а вместе с тем и краски связаны с днем и ночью, с темной синевой ночного неба и светлой желтизной дневного света. Темно-синий цвет - это цвет покоя и пассивности, светло-желтый цвет - это активность и расцвет.

Для человека активность, как правило, принимала две формы: он или охотился и нападал, или на него охотились, и он должен был защищаться от нападения. Активность служила завоеванию и обогащению или сохранению собственной жизни. Действия нападения и завоевания представляются красным цветом, самоутверждение - з еленым цветом.

Психология - это наука о душе . Семантика - наука о значениях . Если совместить термины

Психология - это наука о душе .

Семантика - наука о значениях . Если совместить термины "психология", "семантика" и "Цвет", то получится Психосемантика Цвета - это наука, изучающая душевное значение отдельных оттенков цвета и Цвета как целого. 

Чем выше коэффициент интеллекта у человека, тем более сложные оттенки он предпочитает. Активные, энергичные лидеры выбирают желтые и красные оттенки. Уравновешенные, спокойные и хладнокровные люди любят зеленые и синие тона. Неуверенные в себе и застенчивые обожают серую и коричневую отделку.

Цвет и характер человека

Тест. Цвет и характер человека Какой цвет у Вас на первом месте? (53 человека)  Рис. 1 Диаграмма «Выбор цвета» 19 – выбрали черный цвет. Те, кто помещают чёрный цвет на первое место, часто терпят поражения в поединках с судьбой, но все, же пытаются противостоять тому, что приносит жизнь.  

Тест. Цвет и характер человека

Какой цвет у Вас на первом месте? (53 человека)

Рис. 1 Диаграмма «Выбор цвета»

19 – выбрали черный цвет.

Те, кто помещают чёрный цвет на первое место, часто терпят поражения в поединках с судьбой, но все, же пытаются противостоять тому, что приносит жизнь.

 

Эксперимент  Изучая влияние цвета на психику человека, ученые из университета Висконсина (США) предложили американским домохозяйкам попробовать кофе из четырех чашек, стоящих возле коробок коричневого, голубого, красного и желтого цвета В итоге: 85% Самый ароматный и вкусный 100% слабый 100% 75% мягкий Слишком крепкий Кофе во всех чашках был одинаковый, но дегустаторам сообщили об этом уже после эксперимента

Эксперимент

Изучая влияние цвета на психику человека, ученые из университета Висконсина (США) предложили американским домохозяйкам попробовать кофе из четырех чашек, стоящих возле коробок коричневого, голубого, красного и желтого цвета

В итоге:

85%

Самый ароматный и вкусный

100%

слабый

100%

75%

мягкий

Слишком крепкий

Кофе во всех чашках был одинаковый, но дегустаторам сообщили об этом уже после эксперимента

Факты  •  Наш глаз способен различать до 1,5 миллионов оттенков. • Цветовое восприятие возрастает до 25 лет, а потом начинает снижаться. • Женщины считаются более чувствительными, чем мужчины.  • В то же время можно сказать и то, что по выбранному человеком цвету можно определить, в каком настроении он находится, и даже выявить некоторые черты его характера.  В наше время существует медицинская техника, позволяющая исследовать влияние цвета на человека. Например, проводилось измерение процессов, происходящих в организме, когда людей с завязанными глазами помещали в одноцветную комнату. Было установлено, что мы способны воспринимать цвет даже кожей:    Эксперимент Пульс ускоряется Пульс замедляется

Факты

Наш глаз способен различать до 1,5 миллионов оттенков.

• Цветовое восприятие возрастает до 25 лет, а потом начинает снижаться.

Женщины считаются более чувствительными, чем мужчины.

 • В то же время можно сказать и то, что по выбранному человеком цвету можно определить, в каком настроении он находится, и даже выявить некоторые черты его характера.

В наше время существует медицинская техника, позволяющая исследовать влияние цвета на человека. Например, проводилось измерение процессов, происходящих в организме, когда людей с завязанными глазами помещали в одноцветную комнату. Было установлено, что мы способны воспринимать цвет даже кожей:

  

Эксперимент

Пульс ускоряется

Пульс замедляется

Цветовое оформление кабинетов В оформлении классных комнат в школах желательно присутствие сине-зелёной гаммы, цвета красной части спектра могут быть пастельных, нежных оттенков. Это необходимо не только для формирования восприятия прекрасного, но и для коррекции поведения и эмоционального состояния воспитанников. В требованиях, выдвигаемых современным образованием, для повышения уровня комфортности образовательного процесса педагогам рекомендовано учитывать не только цветовое оформление классов, но и цвет одежды — для благоприятного воздействия на психику ребенка. Желательно, чтобы одежда всех участников образовательного процесса имела чистые и равномерные тона.  Созерцание чистых голубых, зелёных цветов различных оттенков заметно уравновешивает состояние учащихся, развивает внимание и сосредоточение, помогает процессу обучения, поэтому некоторые психологи рекомендуют иметь в классе квадрат из синей  ткани.   

Цветовое оформление кабинетов

В оформлении классных комнат в школах желательно присутствие сине-зелёной гаммы, цвета красной части спектра могут быть пастельных, нежных оттенков. Это необходимо не только для формирования восприятия прекрасного, но и для коррекции поведения и эмоционального состояния воспитанников.

В требованиях, выдвигаемых современным образованием, для повышения уровня комфортности образовательного процесса педагогам рекомендовано учитывать не только цветовое оформление классов, но и цвет одежды — для благоприятного воздействия на психику ребенка. Желательно, чтобы одежда всех участников образовательного процесса имела чистые и равномерные тона. Созерцание чистых голубых, зелёных цветов различных оттенков заметно уравновешивает состояние учащихся, развивает внимание и сосредоточение, помогает процессу обучения, поэтому некоторые психологи рекомендуют иметь в классе квадрат из синей ткани.   

Цветовое оформление классных кабинетов нашей школы соответствует требованиям современного образования, для повышения уровня комфортности образовательного процесса.  Классы окрашены в цвета сине-зелёной гаммы и цвета красной части спектра - пастельных, нежных оттенков и желтый .

Цветовое оформление классных кабинетов нашей школы соответствует требованиям современного образования, для повышения уровня комфортности образовательного процесса.

Классы окрашены в цвета сине-зелёной гаммы и цвета

красной части спектра - пастельных, нежных оттенков и желтый .

Методика «Цветовой рейтинг предметов» Целью такого исследования является изучение эмоционального состояния обучающихся на уроках в 7 «а» классе. Ребятам предлагалось выразить свое отношение к предметам, которые они изучают, цветом. Перед ними на доске демонстрировался экран с 8-ю цветами. Цвета располагаются в той же последовательности, что и в тесте Люшера. Не задумываясь особенно; о том, какой цвет они предпочитают, а рассуждая лишь о том, с каким цветом у них ассоциируется тот или иной учебный предмет, ребята должны поставить против каждого предмета цифру того цвета, который они выбирают(бланк ответов анонимный). Вывод: Высокий уровень эмоционального благополучия на уроках – алгебры, трудового обучения.  Средний уровень эмоционального благополучия на уроках – русского языка, биологии, физической культуры, информатики, английского языка, физики. На остальных уроках - низкий уровень эмоционального благополучия.

Методика «Цветовой рейтинг предметов»

Целью такого исследования является изучение эмоционального состояния обучающихся на уроках в 7 «а» классе. Ребятам предлагалось выразить свое отношение к предметам, которые они изучают, цветом. Перед ними на доске демонстрировался экран с 8-ю цветами. Цвета располагаются в той же последовательности, что и в тесте Люшера. Не задумываясь особенно; о том, какой цвет они предпочитают, а рассуждая лишь о том, с каким цветом у них ассоциируется тот или иной учебный предмет, ребята должны поставить против каждого предмета цифру того цвета, который они выбирают(бланк ответов анонимный).

Вывод:

Высокий уровень эмоционального благополучия на уроках – алгебры, трудового обучения.

Средний уровень эмоционального благополучия на уроках – русского языка, биологии, физической культуры, информатики, английского языка, физики.

На остальных уроках - низкий уровень эмоционального благополучия.

Цветотерапия Цвет - это свет, без которого немыслимо наше существование. Мы воспринимаем цвет главным образом с помощью зрения, но неосознанно мы впитываем его через кожу, мышцы и даже кости. Воздействуя на наш организм, цвет может стать его целителем.  Наука о целительстве цветом называется цветотерапией.  Лечение цветом применялось с давних времен. Народы древних цивилизаций Египта, Индии и Китая использовали целительные свойства цвета. Однако не стоит думать, что лечение цветом все тут же исправит и при серьезных заболеваниях следует все же посоветоваться с лечащим врачом. Так как цвета вызывают определенные физиологические реакции в организме, нельзя применять  красный цвет  при воспалительных процессах, повышенном артериальном давлении и угревой сыпи. Голубой  не применять при пониженном давлении. Особая осторожность должна быть в применении синего ,  так как он воздействует на эндокринную систему. Опасно также подвергать себя воздействию какого-либо цвета слишком долго, особенно красного .

Цветотерапия

Цвет - это свет, без которого немыслимо наше существование. Мы воспринимаем цвет главным образом с помощью зрения, но неосознанно мы впитываем его через кожу, мышцы и даже кости. Воздействуя на наш организм, цвет может стать его целителем.

Наука о целительстве цветом называется цветотерапией. Лечение цветом применялось с давних времен. Народы древних цивилизаций Египта, Индии и Китая использовали целительные свойства цвета.

Однако не стоит думать, что лечение цветом все тут же исправит и при серьезных заболеваниях следует все же посоветоваться с лечащим врачом. Так как цвета вызывают определенные физиологические реакции в организме, нельзя применять красный цвет при воспалительных процессах, повышенном артериальном давлении и угревой сыпи. Голубой не применять при пониженном давлении. Особая осторожность должна быть в применении синего , так как он воздействует на эндокринную систему. Опасно также подвергать себя воздействию какого-либо цвета слишком долго, особенно красного .

Цветовая вода Этот метод применялся с самых древних времен. По сей день в Индии используют

Цветовая вода

Этот метод применялся с самых древних времен. По сей день в Индии используют "соляризацию". Помимо своей древности этот метод достаточно прост. В емкость из цветного стекла (желательно с пробкой) наливают жидкость (вода, молоко, лосьон, лекарство). Далее выставляют сосуд на солнечный свет. Получается двойной эффект от потребления соляризированной жидкости.

Рис. Соляризация

жидкости.

Так, красная вода, например, дает заряд энергии и согревает; оранжевая - освежает; желтая - стимулирует; зеленая - гармонизирует и стабилизирует; жидкости, заряженные голубым , синим или фиолетовыми лучами, успокаивают. Жидкости, соляризируемые в посуде теплого спектра следует применять по назначению в первой половине дня, а холодного - во второй .

Заключение Изучая литературу, я узнала, цвет - это скорее качества и свойства, а не имена предметов. Любопытно здесь то, что эти качества предметов

Заключение

Изучая литературу, я узнала, цвет - это скорее качества и свойства, а не имена предметов. Любопытно здесь то, что эти качества предметов "автоматически" изменяют наше душевное состояние. Цвет есть символ своего воздействия на человека.  Ведь не случайно существуют устойчивые речевые обороты "радужное настроение", "мрачное настроение", "розовые очки", "тоска зеленая", "синий понедельник", "черный глаз", "красна девица", "светлый образ".

В результате исследовательской работы выяснила, что красный цвет придает энергии, убыстряет пульс и усиливает аппетит, но в больших количествах вызывает агрессию. Розовый создает легкомысленное настроение. Желтый усиливает умственную активность, помогает в интеллектуальной работе. Зеленый умиротворяет, прекрасно воздействует на напряженные мышцы глаз, это самый лучший цвет для отдыха. Голубой поможет сконцентрировать внимание на работе и не отвлекаться по пустякам, а вот синий и фиолетовый в большом количестве угнетают психику и эти цвета могут вызвать депрессию.  

Литература

Литература

  • Удовик С.Л. Психология цвета: сборник - М.: РЕФЛ-бук; Киев, 2002
  • Тарасова Т.Ю. Мой цвет. Цветотерапия.– СПб. : БХВ-Петербург, 2005
  • Яньшин П.В. Введение в психосемантику цвета. Самара: Сам ГПУ, “Пиквик-Club”, 2000
  • Сайт МАЗПЕК. Статья: Влияние цвета на психологическое состояние человека и восприятие информации: http://www.mazpek.ru/spec/spec1-1-2.html