СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА ПОВЕРХНОСТИ НА СКОРОСТЬ ТАЯНИЯ СНЕГА".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Природно - климатические условия значительной части территории России характеризуются большим количеством осадков в зимний период. Из – за сильного снегопада на дорогах образуются пробки. С появлением гололёда увеличивается риск получения серьёзных травм и возможность попасть в дорожно – транспортные происшествия. Поэтому одной из важнейших задач является уборка снега в зимний период.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА ПОВЕРХНОСТИ НА СКОРОСТЬ ТАЯНИЯ СНЕГА".»

Исследовательская работа

ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА ПОВЕРХНОСТИ НА СКОРОСТЬ ТАЯНИЯ СНЕГА.

Яковлева Диана, МБОУ «Яншихово-Челлинская СОШ» Красноармейского района ЧР, 8 класс.

Научный руководитель: Александрова Валентина Валериановна, учитель физики и математики МБОУ «Яншихово-Челлинская СОШ» Красноармейского района ЧР.

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность темы.

Природно - климатические условия значительной части территории России характеризуются большим количеством осадков в зимний период. Из – за сильного снегопада на дорогах образуются пробки. С появлением гололёда увеличивается риск получения серьёзных травм и возможность попасть в дорожно – транспортные происшествия. Поэтому одной из важнейших задач является уборка снега в зимний период.

Цель исследования:

Установить зависимость таяния снега от цвета поверхности.

Задачи исследования:

  • Провести наблюдения  за снежным  покровом.

  • Объяснить наблюдаемые  явления.

  • Обобщить материал, полученный в результате эксперимента.

Объект  исследования: Школьный участок МБОУ «Яншихово-Челлинская СОШ» Крсноармейского района ЧР.

Предмет исследования: Заледеневшая поверхность школьного участка МБОУ «Яншихово-Челлинская СОШ» Красноармейского района ЧР.

Приборы и материалы: Цветные мелки, пластилин, линейка.

Методы: эксперимент, наблюдение, сравнение, анализ, обобщение.

Гипотеза: Лучше всех поглощает свет чёрный цвет, хуже всех - белый цвет.

Дата проведения эксперимента: 11 марта 2015 года.

Практическое значение исследовательской работы.

  • Пополнит дидактический материал по физике, тат как снег не изучается как агрегатное состояние в школьном курсе;

  • Даёт возможность изобретать вещества, которые помогают ускорить процесс таяния льда, в результате которого передвижение становится комфортным и безопасным.

  • Поможет бороться с самой главной проблемой всех российских зим, с плохим состоянием дорог.

Этапы исследования:

  • Выбор материала.

  • Выбор участка для проведения эксперимента.

  • Проведение эксперимента.

  • Результаты эксперимента.

  • Итоги эксперимента.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

«Нигде влияние снежного покрова так не велико, как в России, так как нигде нет равнины настолько обширной, отдаленной от морей и покрытой снегом зимой», – писал около 100 лет назад в своей замечательной книге «Климаты земного шара» А.И. Воейков. Конечно, пушистые хлопья, валящиеся с неба – это здорово, но самое опасное, когда снежный покров спрессовывается и наслаивается. На поверхности образуется ледяная корка, бороться с которой довольно сложно. Уборочная техника не справляется, дворники в городах– тем более, ведь не хватит никаких сил разрубить и очистить улицы от наслоений большой глубины. Я задумалась, нельзя ли ускорить процесс таяния снега, используя различные цвета. И я решила установить зависимость таяния снега от цвета поверхности.

Для проведения эксперимента решила использовать два вида материала: цветные мелки и пластилин. Мелки я взяла красного, белого, жёлтого, зелёного и синего цветов (5 цветов). Пластилин - чёрного, жёлтого, белого, зелёного, красного и синего цветов (6 цветов). Цветные мелки я накрошила на мелкий порошок, а из пластилина изготовила кружочки диаметром 3,5 см.

Местом для проведения данного эксперимента я выбрала заледеневшую поверхность школьного участка МБОУ «Яншихово-Челлинская СОШ» Красноармйсого района ЧР, куда хорошо падают солнечные лучи. (Поверхность снежного покрова осматривалась на определение внешнего вида снега).

На выбранную поверхность насыпала порошки разных цветов, также уложила в ряд кружочки из пластилина. Решила пронаблюдать за глубиной погружения цветных кружочков в снег. Зафиксировал время – 8.41 ч. и оставила на время.


Время 9.32 ч. Закончился первый урок. На экспериментальном участке заметных изменений нет.


Март – это особый месяц, когда весна только вступает в свои права. Снег нежится в лучах мартовского солнца, весело смеется – и незаметно тает. От теплых солнечных лучей снег под пластилиновыми кружочками начал незаметно таять. Время - 10.25 ч.

Примерно через час в 11.20 ч. под каждым пластилином снег немного растаял, а где порошки – только под синим и зелёным, и немного под красным.

12.15 ч. Пластилиновые кружочки ушли на большую глубину. Снег растаял ещё и под жёлтым порошком, а под белым порошком никаких изменений.

13.05 ч. Снег растаял и под белым порошком. Но для правильного и окончательного результата я решил подождать ещё час.

14.05 ч. И порошки, и кружочки из пластилина ушли в снег на определённую глубину. Теперь можно измерить глубину погружения данных материалов. Хорошо рассмотрев слои снега, измерил линейкой их глубину.



Результаты эксперимента.

Пластилин

Глубина погружения, см.

Порошок

Глубина погружения,

см.

Чёрный

7,6

Красный

4,7

Жёлтый

4,8

Белый

1,9

Белый

3,6

Жёлтый

3,9

Зелёный

6,3

Зелёный

5,2

Красный

5,9

Синий

5,7

Синий

6,9




Свои наблюдения я отразила в диаграммах «Глубина погружения цветных мелков» и «Глубина погружения пластилиновых шариков».




Глубина погружения пластилиновых шариков, см.

Интенсивность поглощения солнечного излучения зависит от цвета поверхности. Чёрные поверхности поглощают почти всё излучение, а белые поглощают слабо.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Результаты эксперимента: Лучше всех поглощает свет чёрный цвет, за ним идёт синий, затем – зелёный, красный, жёлтый, хуже всех - белый цвет.

Цель работы достигнута решением поставленных задач, что позволяет сделать вывод.

Вывод: Тёмные поверхности поглощают лучше, чем светлые поверхности.





ЛИТЕРАТУРА

1.Котляков В.М. Мир снега и льда. М.: Наука. -1994.

2. http://www.msuee.ru/html2/med_gidr/l3_4.html - Физические свойства снега и снежного покрова.

3. Савельев И. В. Курс физики. Учебное пособие в 3 т. Т. 3 М.: Наука. 1998. 

4.Детлаф А.А., Яворский Б.М. Курс физики. – М.: Высшая школа, 2001. 

5. Трофимова Т.И. Курс физики. – М.: Высшая школа, 1998. 
















































Приложение.



8