Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 22»
г. Старый Оскол Белгородской области
ЖЕНЩИНЫ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
Выполнили:
Гуменюк Маргарита,
Кутепова Екатерина,
Назина Софья
Учитель: Попова М.В.
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Малый бизнес . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1. Критерии малого бизнеса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2. Законы, регламентирующие деятельность малых предприятий . . . 6
1.3. Инновационный момент в малом предпринимательстве . . . . . . . . . 7
1.4. Роль малого бизнеса в рыночной экономике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2. Возможность самовыражения женщины в малом бизнесе . . . . . . . . . 9
3. Идеи малого бизнеса для женщин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
ВВЕДЕНИЕ
Еще с давних времен, женщина считалась хранительницей домашнего очага. Она должна была стоять у плиты, справляться с бытовыми трудностями. Как правило, добытчиком в семье остается мужчина, и прежде всего он должен обеспечивать семью. Времена меняются. На сегодняшний день не работать женщине и не приносить доход своей семье как-то уже неактуально. Это может быть также связано с невозможностью правильного разделения обязанностей между супругами, или же женщины, которые просто не переносят все эти домашние занятия, и они чувствуют себя гораздо уверенней, когда чем-то занимаются. Тут и начинают наплывать идеи на тему создания своего бизнеса.
Сегодня многие женщины это не только домохозяйки, но и успешные бизнес-леди. Если сравнивать мужской бизнес с женским, то он значительно отличается.
Как правило, прекрасную половину мало кто воспринимает всерьез, поэтому постоянно нужно доказывать и «сообщать» свою позицию. На это уходит много энергии и сил, но это не должно стать помехой для тех, кто хочет иметь собственный бизнес. Разумеется, что в таком случае необходимо быть твердо уверенной в правильности своего выбора. Учитывайте, что практически в любом деле, женщинам доверяют больше, чем сильному полу. Любой человек более расположен к сотрудничеству с прекрасной дамой, нежели с мужчиной.
Малый бизнес для женщин подразумевает наличие свободного времени, уверенности в себе, склонности к руководящей должности (при необходимости) и умения превратить любую идею в основу для создания своего бизнеса.
Более 60 процентов представительниц слабой половины имеет высшее образование и способны составить серьезную конкуренцию крепким и уверенным в себе мужчинам.
Конечно, красочные идеи это прекрасно, но и следует помнить о том, что даже самый маленький бизнес, может иметь подводные камни.
Актуальность проблемы определила выбор исследовательской работы.
Цель исследования: рассмотреть возможность самовыражения женщины в малом бизнесе.
Объект исследования: женщины, занимающиеся бизнесом.
Предмет исследования: предпринимательство.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
- уточнить сущность понятия «малый бизнес» и его роль в рыночной экономике;
- изучить законы, регламентирующие деятельность малых предприятий;
- рассмотреть возможность самовыражения женщины в малом бизнесе;
- проанализировать идеи малого бизнеса для женщин.
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС
Существует немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес», а общепринятая трактовка варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологической трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов.
Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц-малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.
Также существует более широкое понятие - «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг. Эффективность предпринимательской оценивается не столько на основе удорожания его бизнеса, столько на основе процентного роста прибыли за определённый период.
1.1. КРИТЕРИИ МАЛОГО БИЗНЕСА
По данным мирового банка, в законотворческой практике различных государств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. Всё же, можно выделить наиболее часто встречающиеся критерии, к которым относятся следующие: численность персонала предприятия (определяется в соответствии со среднесписочной численностью постоянных сотрудников, а также работающих по совместительству); размер уставного капитала предприятия; финансовые показатели предприятия (объём чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов); вид деятельности.
Прежде всего, стоит отметить, что основная причина, по которой предприниматели стремятся попасть в разряд малого бизнеса – это упрощённая схема налогообложения, то есть уплата единого налога.
Основной федеральный закон РФ, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ "О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек – малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей – к малым, и более 400 млн. рублей – к средним предприятиям.
Более того, согласно закону РФ № 209-ФЗ, данные критерии должны пересматриваться каждые 5 лет.
1.2. ЗАКОНЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАЛЫХ ПЕРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Основным законодательным документом, регулирующим деятельность малых предприятий в России, является уже упомянутый закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» со всеми принятыми к нему изменениями и дополнениями. Данный закон «определяет общие положения в области государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства».
Наиболее «свежим» законодательным документом в области малого предпринимательства является принятое 22 июля 2008 года Постановление N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства". Это постановление призвано способствовать развитию малых предприятий, и устанавливает критерий доходности предприятий малого бизнеса.
1.3. ИННОВАЦИОННЫЙ МОМЕНТ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
Инновационная составляющая, как и в любом другом бизнесе, является основным фактором успешного функционирования любого предприятия. Этот момент приобретает особую значимость, если речь идёт о малом бизнесе, вынужденном держаться на плаву в условиях жёсткого соревнования. Любое конкурентное преимущество позволяет малому предпринимателю получить прибыль и выбиться из серой массы конкурирующих компаний. Ключевая роль инноваций прослеживается во всех аспектах малого предприятия: от предложения уникального товара или услуги, экономии на издержках за счёт внедрения новейших технологий производства, до современных инжиниринговых методик повышения эффективности работы предприятия и мотивации персонала.
1.4. РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики. За счёт поддержки сегмента малого предпринимательства государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета. Кроме того, малый бизнес позволяет повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости граждан отдельно взятого государства. Также конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии. Малый бизнес частично решает в государстве проблемы с безработицей, а в странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере. Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики.
2. ВОЗМОЖНОСТЬ САМОВЫРАЖЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
В настоящее время в России появилось много женщин, которые, оставив или развивая свою привычную работу по специальности, ушли в бизнес. Их массовый приход в малое и среднее предпринимательство начался в начале 90-х годов, когда резко возрос уровень женской безработицы. Но еще в конце 80-х гг., с нарастанием кризисных явлений в советской экономике, судьбы многих женщин начали радикальным образом изменяться, и они были вынуждены по разным причинам заняться тем, к чему прежде они никакого отношения не имели.
В переломные годы начала последнего десятилетия прошлого века единственной формой частного бизнеса были совместные предприятия, которых в реестре Минфина насчитывалось около 400. Руководителями этих структур были только мужчины. Это был абсолютно мужской бизнес. Руководство страной, впрочем, тоже находилось в руках мужчин. Но в декабре 1990 года было издано постановление «О создании и развитии малых предприятий». И вот тогда-то на арену отечественного бизнеса вышли женщины. Причем сразу и в большом количестве. Женщины появились и в правительстве. На разных этапах видные и не очень посты в нем занимали Э. Памфилова, И. Хакамада, В. Матвиенко.
До ухода правительства М. Касьянова в отставку 19 женщин были заместителями министров федерального уровня. Такого числа представительниц «слабого» пола на высоких правительственных постах никогда раньше в отечественной истории не было. Но хотя женщины и составляли 50% в аппарате правительства, на руководящих должностях их было чуть больше одного процента. Здесь у женщин имеется огромный потенциал.
Приход женщин из малого и среднего в крупный бизнес, а также в высшие эшелоны власти - это вопрос времени. Как правило, за экономическим взрывом происходит политический перелом, когда женщины ощущают себя совершенно свободно и равноправно рядом с мужчинами и в бизнесе, и в политике.
Предпринимательство – специфическая сфера приложения труда, требующая определенных личностных качеств. Это одержимость, способность работать по 12-14 часов в сутки, умение преодолевать препятствия и находить правильные решения, творчески подходить к работе, уметь ладить с людьми и т.д. Разве только мужчины обладают этими качествами? Безусловно, нет.
Специалисты Томского государственного университета провели исследование, показавшее, что по всем показателям женщина-управленец выигрывает у мужчины. Результаты оказались просто ошеломляющими. Исследовались разные слои: женщины в бизнесе, женщины в политике. Социологи пришли к выводу о том, что женщинами принимаются вполне взвешенные решения. Однако не для кого не секрет, что психологические качества мужчин и женщин весьма разнятся. Женщина более эмоциональна, она более осторожна, больше сомневается, не столь амбициозна...
Зачастую женщинам присуща черта, которая редко сопровождают мужской бизнес, - это умение чувствовать ситуацию. Мужчина, может быть, и умеет ее лучше просчитывать, но чувствовать, изменять ситуацию, это, скорее, женская черта. По-видимому, в силу этой причины в структурах, которыми руководят мужчины, заместители - женщины. Может быть, именно поэтому женское предпринимательство в России не может заявить о себе столь громко, как мужское, а также отчасти еще и потому, что в российском обществе сложился миф о бизнесе как о занятии, предпочтительном для «сильного» пола.
Ирина Вячеславовна Горбулина, президент Российской академии бизнеса и предпринимательства, отмечает: «В 1995 году мы издали очень интересный сборник «Знаменитые женщины России». Это очень красивая книга и очень тоненькая, поскольку мы с большим трудом разыскали знаменитых женщин из сферы бизнеса. В этом году мы начали работать над другой книгой с таким же названием. Мы были потрясены огромным числом желающих стать участницами этого каталога».
Становится очевидным, что в последние годы женское предпринимательство начинает играть все большую роль в рыночной экономике России, решать важнейшие экономические и социальные задачи. При отсутствии официальной государственной поддержки женское предпринимательство в Российской Федерации разрастается. По данным Госкомстата РФ, если в 1996 году женщины составляли 12-15% от общего числа предпринимателей, то сегодня – 30-40%. Исследования, проведенные Фондом поддержки женского предпринимательства, находящемся в г. Екатеринбурге, показали, что женское предпринимательство развивается динамичнее мужского и превышает последнее по темпам роста в 1,8 раза. Если эта тенденция сохранится, то через 5 лет доля женщин в бизнесе поднимется до отметки 45% и выше (см. табл. 1).
Несмотря на это, государственная позиция в вопросе женского предпринимательства до сих пор носит декларативный характер. Женщины-предприниматели уже не ждут помощи от властей. Процесс становления женского предпринимательства в России сегодня формируется снизу. Причины такого положения вещей могут быть и весьма неожиданными.
Елена Борисовна Мизулина, будучи заместителем председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству, высказала такое мнение: «У нас нет грамотного пиара женщин. Сейчас в прессе начинает формироваться имидж женщины-матери. Эти программы идут на первом канале, на четвертом. Но почему не работают над имиджем тех женщин, которые могут и хотят заниматься общественной деятельностью и у них это прекрасно получается? Это невыгодно. У нас везде мужчины, и им нужно удерживать своих женщин в доме. Надо удерживать, поэтому стали появляться специальные социальные программы».
Интересны в этой связи и слова Галины Ивановны Климантовой, начальника отдела социальной политики Информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации: «Средства массовой информации пока дают односторонний образ женщины-предпринимателя. Это обязательно женщина-вамп, у которой нет никаких сомнений, только победоносное шествие, а то, что за этим стоит колоссальный труд, в первую очередь, труд интеллектуальный, - это остается на последнем плане. Не сформировано пока пространство для публичной политики, отсутствуют каналы проникновения в политику женщин-предпринимателей, низок уровень заинтересованности региональных элит в участии женщин-предпринимателей в политической жизни».
Положение женщины в сфере малого предпринимательства затруднено также и тем, что она на протяжении своей жизни выполняет еще одну важную функцию, связанную с воспроизводством – рождением ребенка. В связи с этим женщины вынуждены прерывать свою карьерную деятельность, а потом заново входить в производственную жизнь.
Все еще продолжающемуся переходному этапу развития нашей экономики присуща неустойчивость. Может случиться, что, пока женщина занимается ребенком, изменятся требования экономической среды, и, естественно, ей уже трудно будет вернуться к прежней деятельности.
Одна из проблем для женщины – ее социально-экономическая адаптация к общественно-полезной деятельности после рождения ребенка. Чтобы вернуться к построению карьеры или своего дела, ей необходимо не только восстановить свой образовательный уровень, но и соответствовать возросшим требованиям, а это: умение работать с компьютером, овладение современными информационными технологиями, постижение сущности изменений в законодательстве.
Для женщины важен этап выравнивания утерянных во время вынужденного отпуска знаний и профессиональных возможностей, необходимых при вхождении в бизнес. В связи с этим возрастает роль дополнительного образования. По словам руководителя Центра «Современная женщина» З.Э. Молоковой, образование для малого бизнеса, помимо теоретических знаний, должно содержать значительную компоненту консультирования или просто индивидуальной работы с будущим предпринимателем, а также ознакомление с передовым опытом аналогичных предприятий. Большое значение может иметь самообразование, в частности, на основе дистанционного обучения.
По данным ВЦИОМ за 2000 год, более 80 тыс. женщин получили консультации по вопросам предпринимательства. Более 1 400 предприятий, бизнес-инкубаторов, бизнес-центров проводили обучение женщин основам предпринимательской деятельности.
Сначала разрозненный опыт отдельных людей и предприятий вызвал к жизни необходимость объединения усилий и совместного осмысления путей дальнейшего развития женского предпринимательства. Сложились крупные организации, в деятельности которых решение проблем женского предпринимательства заняло ведущее место. Среди них можно выделить Конфедерацию женщин-предпринимателей, Конфедерацию деловых женщин России, Уральскую Ассоциацию женщин-предпринимателей, Фонд поддержки женских инициатив (г. Кемерово), Союз деловых женщин (г. Хабаровск), Ассоциацию женщин-предпринимателей и менеджеров (г. Мурманск), Нижегородскую лигу деловых женщин, Саратовский клуб женщин-предпринимателей и т.д. Таким организациям стало под силу поднимать вопросы совершенствования законодательного обеспечения женского предпринимательства, лоббировать женские проекты, разрабатывать общие программы, активно участвовать в деловой и политической жизни страны.
Исходя из вышесказанного, ясно, что в стране появился новый социальный слой женщин-предпринимателей, интересы которого не могут игнорироваться государством в силу экономической значимости его деятельности, важности вклада, который вносит женский бизнес в развитие страны.
3. ИДЕИ МАЛОГО БИЗНЕСА ДЛЯ ЖЕНЩИН
Все началось каких-то 200 лет назад, когда женщины добились права голосовать на выборах. И хотя сегодня словосочетание бизнес-леди уже не вызывает насмешек и недоверия со стороны коллег по цеху, отрицать существование некоторых особенностей женского бизнеса просто бессмысленно. Это не значит, что бизнеса для женщин не существует – нет, это значит, что у дам есть свои идеи женского бизнеса.
Какие же существуют варианты и идеи женского бизнеса?
Салон на дому
Популярный и распространенный - салон на дому. Можно обучиться парикмахерскому и визажному искусству и «нарабатавать» свою клиентуру. Это удобно тем, что не нужно тратить время на дорогу, клиенты сами приезжают в назначенное время и при условии, что в доме ребенок — появляется возможность оставлять его дома без причины или по болезни, не опасаясь ярости начальства.
Украшение помещений
Бюджетный и эффективный способ начать работу по организации торжеств. Сначала можно предлагать услуги по оформлению залов, например, воздушными шарами, а позже сдавать мероприятия «под ключ». Особенно прибыльно это дело в небольших городах, где данная сфера еще не развита.
Ручная работа
Сегодня большой популярностью пользуются эксклюзивные вещи. Например, игрушки, одежда, обувь, мебель и т.п. Стоимость таких вещей высока, но и спрос огромный. При наличии какого-нибудь таланта любую идею можно легко воплотить. Роспись витражными, акриловыми красками привлечет большое количество клиентов.
Компьютер и интернет
При отличном знании компьютера можно наладить не только торговлю, но и более интеллектуальную деятельность. Современные бизнес-вумен сегодня создают веб-сайты самостоятельно, ведут свои блоги, успешно занимаются фрилансом и т.п.
Торговля
Торговой точкой никого не удивишь, но это наиболее популярный бизнес для женщин. Ни одна модница не в состоянии устоять при виде платья из новой коллекции, а уж если оно будет висеть у нее в магазине — еще приятней.
Выбор товара, его раскладка приносят огромное эстетическое удовольствие, да и знать первой обо всех новинках просто необходимо.
Издательство
Для женщин, которые умеют красиво писать и говорить, можно создать собственный журнал или же написать книгу. Занимает этот процесс много времени, но положительный результат может принести хорошие гонорары и всемирную известность.
Женщина—бизнесмен обязана отключать эмоции и ориентироваться исключительно на факты. От такого руководителя все ждут мягкости и доброты, но это не мешает быть требовательной и вести строгий учет.
Излишняя доверчивость может привести к финансовым потерям. В бизнесе должны быть четко очерчены задачи, выбраны правильные средства достижения цели. Подбор персонала играет не последнюю роль, ведь от профессионализма зависит даже больше, чем от количества товара.
Вся документация должна вестись своевременно и аккуратно. Должны учитываться все мелочи и особенности законодательства.
Руководить женщине достаточно трудно. Необходимо постоянно доказывать свою выдержку, уверенность в своих силах, напористость. Конкуренты при виде симпатичной красотки ошибочно полагают, что она уступит им свои позиции и сойдет с тропы бизнеса при их грозном виде. Женщины руководители, согласно исследованиям, более трепетно и ответственно подходят к своей работе и добиваются высоких результатов, несмотря на свой тонкий стан и цвет волос.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принято считать так, что малый бизнес – это совокупность микропредприятий и малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью. Согласно принятому в 2007 году Государственной Думой РФ закону «О развитии малого и среднего предпринимательства» микропредприятиями признаются компании, с количеством сотрудников не более 15 челок. Малые предприятия – организации с количеством сотрудников от 16 до 100 человек. Таким образом, что малый бизнес включает в себя все компании, занимающиеся предпринимательством со штатом работников до 100 человек. Это могут быть и юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Какие преимущества могут у предприятий малого бизнеса. Прежде всего, существуют законопроекты, направленные на поддержу развития малых и средних предприятий в области инновационных технологий. Кредитование малого бизнеса предусматривается рамками государственных программ, фредов содействия малому предпринимательству.
Малый бизнес идеально подходит для женщин. Разумеется, что в таком случае необходимо быть твердо уверенной в правильности своего выбора. Учитывайте, что практически в любом деле, женщинам доверяют больше, чем сильному полу. Любой человек более расположен к сотрудничеству с прекрасной дамой, нежели с мужчиной.
Каким бизнесом заняться женщине? В первую очередь тем, который ей по душе, к примеру: дизайном интерьеров, пошивом штор, созданием сайта с женской тематикой, основанием собственной фотостудии или детского сада, росписью стен или рукоделием.
Малый бизнес для женщин подразумевает наличие свободного времени, уверенности в себе, склонности к руководящей должности (при необходимости) и умения превратить любую идею в основу для создания своего бизнеса.
По прогнозам экспертов и ведущих мировых аналитиков, экономический кризис затронет абсолютно все сферы деятельности и, безусловно, негативно отразится на развитии сферы малого предпринимательства всех без исключения государств мира. Первый удар и риэлтерские компании.
Однако любой кризис рано или поздно преодолевается, а между тем, преимущества малого бизнеса остаются неизменными как в масштабах экономического развития государств, так и касательно каждого отдельного человека. Малый бизнес позволяет обрести долгожданную независимость и финансовую стабильность, в то же время не требует капитальных вложений, человеческий ресурсов и значительных затрат времени.
Даже если судить о финансовом кризисе как о долговременном явлении в мировом хозяйстве, в условиях стагнации и упадка промышленности малый бизнес становится наиболее перспективной сферой развития экономики. Ведь при распаде крупных предприятий-монополистов именно малое предпринимательство является главным рычагом поддержки экономики, резервом создания новых рабочих мест и источником пополнения государственного бюджета. Роль же государства состоит в том, чтобы с помощью различных антикризисных мероприятий и программ поддержки сохранить на плаву столь важный для экономики Ноев ковчег, построенный предприятиями малого бизнеса, который поможет стране справится с кризисом и повысить общее благосостояние нации.
На данный момент в России принято необходимое законодательство по поддержке малого предпринимательства, однако большим рывком для нашей страны стало бы воплощение в жизнь всех принятых мер и программ поддержки. Это позволило бы России не только решить мелкие текущие проблемы, но и перейти на новый уровень экономического развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Верховцев П. Кредитование малого бизнеса: перспективы развития рынка // Анналитический бюллетень «VIP-Консультант», 2005. 16 сент.
2. Внебюджетные источники финансирования малого бизнеса // Бизнес для всех. 2001. 23 янв.
3. Вопросы экономики № 8 – 2009 аспект Ю. Голубицкий — Мелкая промышленность, диковинки и статистика московская, или Как зарождался в столице малый бизнес (русский физиологический очерк 1830-1840-х годов.
4. Долгорукова И.В., Колесников А.Н. Возможность самовыражения женщины в малом бизнесе // Российское предпринимательство. - 2004. - № 3 (51). — http://www.creativeconomy.ru/articles/8869/
5. Калмыкова Е.Ю. Региональная система привлечения инвестиций в малый бизнес и место кредитной кооперации в данной системе.
6. Нешитой А. Эффективность поддержки малого предпринимательства № 7, 2002.
7. Орлов. Перспективы развития малого предпринимательства в России, № 7, 2002.
8. Л. Ходов. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации В статье предпринимается попытка классификации различных видов малого бизнеса. №7, 2002.
Приложение № 1
Направления деятельности предприятий женского бизнеса
Направления бизнеса | Доля, % |
Торговля | 24 |
Производство одежды и обуви | 20 |
Научно-производственная деятельность | 13 |
Информационные технологии и услуги | 9 |
Производство продуктов питания | 8 |
Сервис, услуги, отдых, туризм | 7 |
Юриспруденция, финансы, аудит | 5 |
Лечебно-оздоровительные технологии и услуги | 3 |