СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский метод обучения как средство эффективной подготовки к ОГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский метод как средство эффективной подготовки уч-ся к ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский метод обучения как средство эффективной подготовки к ОГЭ по русскому языку»



Исследовательский метод обучения как средство эффективной подготовки к ОГЭ по русскому языку



Марданова Алсу Шамиловна

учитель МБОУ «Среднекирменская СОШ» Мамадышского муниципального района



Русский  язык ученики часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил. Поэтому задача воспитания интереса к предмету очень важна и актуальна. Красота и богатство языка в полной мере могут раскрыться в процессе повседневной и кропотливой работы на каждом уроке. Л.Н. Толстой сказал: «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их». «Корень учения горек», – говорили древние римляне и вколачивали школьные премудрости розгами. Древние истины мудры – никто не спорит. Но меняется время, меняются нравы, меняется взгляд на жизнь, меняемся и мы. Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объемом знаний, а умением его применить. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к экзамену в новой форме, основной задачей которого является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования. Итоговая аттестация — первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации — это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат. Главная задача учителя — учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому наша позиция — учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя в системе подготовки к ОГЭ, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями. В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ОГЭ. Процесс этот трудоёмкий. Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. После нескольких лет кропотливой работы я пришла к выводу: несмотря на огромное количество пособий и методических разработок, у каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену. В своей работе отдаю предпочтение таким современным технологиям, как технология мастерских, личностно-ориентированное обучение, технология деятельностного подхода, интерактивные технологии, исследовательский метод ,что обеспечивает активность на уроке каждого ученика, повышает в его представлении ценность и авторитет знаний, воспитывает ответственность за результаты учебного труда. На уроках царит атмосфера сотрудничества и коллективизма, что способствует развитию творческих способностей учащихся. Использую разнообразные средства, приемы и методы: это лекция и беседа, проектирование и наблюдение, анализ текстов и составление учащимися текстов разных жанров .

Исследовательский метод помогает выработать навыки творческой работы, развивает внимание, умения анализировать, доказывать, обобщать, делать выводы, формирует способность к суждениям и их аргументации. Готовить детей к экзамену надо с пятого класса. Предлагаю свою систему работы над текстом, начиная с 5 класса по 9 класс. В 5 классе учащиеся внимательно читают текст, подумают, о чем говорится в этом тексте, определяют тему и основную мысль текста, выделяют смысловые части (микротемы),озаглавят каждую смысловую часть (микротему).Далее предлагаю творческие задания к тексту ,связанные с изученным теоретическим материалом. Пример текста:

На балконе стоял пес боксер. Скуластый, с коротким ,обрубленным хвостом, он стоял на задних лапах ,а передние положил на перила.

Боксер не сводил глаз с ворот. И когда появился Коста , глаза собаки загорелись радостью.

Коста подбежал к сараю, взял лестницу потащил к сараю, взял лестницу и потащил ее к балкону. Лестница была тяжелой .Когда Коста наконец приставил ее к перилам балкона, боксер спустился по ней на землю . Он стал тереться о штаны мальчика. При этом поджимал лапу. У него болела лапа.

Коста достал припасы, завернутые в газету. Боксер был голоден . Он ел жадно, но при этом посматривал на Косту, и в глазах накопилось столько невысказанных чувств ,что, казалось, он сейчас заговорит.

Когда собачий обед кончился, Коста похлопал пса по спине , прицепил, к ошейнику поводок , и они отправились на прогулку . Отвисшие углы большого рта собаки вздрагивали от пружинистых шагов. Иногда боксер поджимал больную лапу.

Дворничиха им вслед сказала:

- Выставили собаку на балкон и уехали . А она хоть помирай с голоду

Когда Коста уходил , боксер провожал его глазами , полными преданности . Его морда была в темных морщинах ,лоб пересекала глубокая складка . Он молча шевелил обрубком хвоста.(По Ю.Яковлеву). Далее предлагаю творческие задания к тексту ,связанные с изученным теоретическим материалом.

-какой это текст- повествование или описание ? Докажите.

-выпишите выделенные словосочетания. Графически обозначьте главное и зависимое слова и средства связи слов;

-вы хотели бы дружить с таким мальчиком , как Коста ? Докажите.

-напишите изложение текста. Постарайтесь сохранить те же средства связи предложений, которые используются в тексте.

Прочитайте текст. Запишите тему, основную мысль текста. Озаглавьте его.

Что такое «обыкновенное» и «необыкновенное»? Все на свете необыкновенно! Ну вот ,например, снег. Для нас февральские вьюги , сугробы и сосульки – это самое обычное дело, но ведь для жителей тропиков снег- чудо ! Или возьмем слона. Верь явно необычный : рост 3,5 метра, вес 5 тонн , нос до земли. Но ведь для индейцев или африканцев слон-обыкновенная домашняя скотина. Мы называем обыкновенным то, что для нас привычно. Но разве снег и слонами по себе обыкновенны? Присмотритесь все в них необычно. Привычным может стать все, но обыкновенным –никогда. Все вокруг нас необыкновенное!

Задания к тексту:

-напишите свободное изложение на тему «Все вокруг нас необыкновенное!» Возьмите за основу прочитанный текст, но примеры «необыкновенного» и подберите самостоятельно( задание исследовательского характера).

Система работы над текстом в 6 классе.

Береза-дерево удивительное. Можно весь свет обойти , нигде такого растения не встретишь. У нее – единственный в мире – белая кора, тонкая и нежная. Плохо пришлось бы березе без такой коры. Дерево могло бы получить солнечные ожоги. А так не опасно: белый цвет отражает солнечные лучи. В этом нетрудно убедиться , если в жаркий день прикоснуться к стволу березы- даже на солнце он остается прохладным.

Береза- дерево неприхотливое , может расти на любых почвах . И везде хороша. Светел и радостен березовый лес. Недаром в старину березу называли «веселкой».

Наше белоствольное чудо чудное радует не только своей красотой. В давние времена крестьянские избы освещали лучиной. А лучину щепали березовую-оно хорошо горит, почти без копоти.

А какие банные веники , какие метлы считаются лучшими? Березовые!

Русские умельцы вырезали из березы всевозможные игрушки, скульптурки, ложки .Из бересты делали посуду для хранения пищи, воды, молока-они и легки , и влагу не пропускают . Чуть ли не вся кухонная утварь в крестьянских избах делалась из бересты.

Много столетий назад , когда еще не знали бумагу, ее заменяла береста. При помощи костяных или медных стержней наши предки писали на бересте письма. Береза- это символ нашей родины- России!(из «Книги природы») Предлагаю такие задания к тексту:

-определите тип речи текста(подтвердите это примерами из текста);

-найдите в тексте прилагательные разных разрядов;

-найдите и выпишите слова с корнем – раст,-рос. Объясните их правописание. Сформулируйте правило и приведите свои примеры слов с данным корнем;

-вспомните ,какие стихотворения о березе вы знаете? Почему ее называют красавицей , чудом, дивом?

-напишите изложение текста, используя стихотворные строки.

Система работы над текстом в 7 классе. Ученикам предлагается текст из воспоминаний Корнея Чуковского о А.П. Чехове. Предлагаю такие задания к тексту.

-определить тему и основную мысль текста;

-озаглавьте текст так, чтобы он в полной мере отражал содержание текста;

А ученики самостоятельно предлагают свои творческие задания, т.е используют исследовательский метод.

-какой абзац, какое предложение являются главными в тексте?

-определите тип речи и стиль текста. На какие признаки текста вы будете опираться в своем ответе?

-охарактеризуйте слова якшаться ,кишащие, захолустье с точки зрения сферы их употребления;

- объясните лексическое значение слов магнат, радушие ,феноменальный;

-выпишите местоимения, определите их разряд;

-выполните морфемный разбор слова (в)подмосковной(усадьбе). Назовите способ его образования.

Научить делать комплексный анализ текста -один из основных задач словесника в наше время. Тексты по сложности бывают очень разные. Важный этап при работе над текстом -это нахождение ключевых слов. Когда эти слова найдены ,детям легче назвать тему, основную мысль текста. Учитель предлагает учащимся 8 класса отрывок из очерка «Крестьянская работа» ,посвященного А.Т. Твардовскому. Подготовьтесь к изложению, выпишите ключевые слова. «Жизнь Твардовского похожа на дом…А настоящий дом Твардовского был на даче, у посаженной своими руками яблони, а не на той московской улице, где висят мемориальные доски.

«С большой отрадой дышу летом на Пахре, занимаюсь по хозяйству ,обрезаю поврежденные морозами этой зимы яблони; из слив осталось одна, младшая, остальные зачахли ,выбросив отростки, ствол сламывается»,- пишет Твардовский в дневнике . И между прочим ,когда в шестидесятые годы опять возникла угроза войны, Твардовский с некоторой иронией соглашается со своим соседом по даче Баклановым , что если бы спросили их, что бы отдали они ради мира ,-так отдали б самое дорогое-вот эти яблони. Яблони в этой истории вспоминаются первыми- не звания, не ордена и автомобили ,а вот эти яблони, что растут на небольшом по крестьянским меркам куске земли.

Владимир Лакшин в своих воспоминаниях вторит: «Сад в последние годы был одной из главных слабостей и утех. В нем крепко сидел крестьянский навык- жажда простого труда, радость прикосновения к земле. Он не любил искусственных упражнений для тренировки мышц – не могу представить гимнастику. Но физический труд , и нешуточный , был ему, по-видимому, необходим…».

В 60-е годы Твардовский не однажды ездил за границу, во Францию и Италию. «В Италии ,-говорил он,- стыдно сказать – сижу в наушниках на заседании, тут о судьбах романа говорят, а я записываю в книжечку, как надо яблони перекапывать».

Нужно отделить умиление всякого нормального человека, которое вызывает цветущая яблоня, и то, как человек год за годом наблюдает за растущим деревом ,- миллионы наших соотечественников , живущих в городах любят воткнуть что-то в землю и любоваться …Но тут разница в подходах-крестьянский труд не забава. Это просто труд ,который выстраивает вокруг себя целый мир привычек и жизненных правил. Вот поэтому Твардовский и растил свой журнал «Новый мир» как сад- с напряжением, сродни отчаянию, а не с веселой беззаботностью, как дачник на покое.(В. Березин).Ученики сами придумают задания к тексту:

-запишите третий абзац ,подчеркните грамматические основы предложений, объясните знаки препинания;

-выпишите вводное слово ,подберите к нему синонимы;

-укажите средства связи между предложениями;

-объясните значение слов: умиление, ирония, вторить;

-докажите, что это текст публицистического стиля;

Система работы по подготовке к ОГЭ( работа над текстом) в 9 классе . При выполнение тематических тестов предлагаю такое задание: выпишите из рассказа Л.Н. Толстого «После бала» сложносочиненные предложения, сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных, (найти главную часть и придаточную часть в сложноподчиненном предложении),бессоюзные предложения(объяснить постановку знаков препинаний между частями БСП, найти в каждой части грамматическую основу).

Ученики находят отрывки из рассказа Л.Н. Толстого «После бала» сами придумывают задания к тексту. «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми…подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками , и та же ласковая , радостная улыбка , как и у дочери , была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно , с широкой , небогато украшенной орденами , выпячивающейся по-военному грудью , с сильными плечами и длинными , стройными ногами. Он был воинский начальник тип старого служаки , николаевской выправки.

Когда мы подошли к дверям , полковник отказывался ,говоря ,что он разучился танцевать ,но все-таки , улыбаясь, закинув на левую сторону руку , вынул шпагу из портупеи , отдал ее услужливому молодому человеку и , натянув замшевую перчатку на правую руку,- «надо все по закону»,- улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть оборота , выжидая такт.

Дождавшись начала мазурочного мотива , он бойко топнул одной ногой , выкинул другую , и высокая , грузная фигура его то тихо и плавно , то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу , задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него незаметно ,вовремя укорачивая или удлиняя шаг своих маленьких , белых атласных ножек . Вся зала следила за каждым движением пары .Я же не только любовался , но с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его сапоги , но не модные с острыми , а старинные с четвероугольными носками и без каблуков . Очевидно , сапоги были построены батальонным сапожником . «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь , он не покупает модных сапог ..».

Ученики читают текст ,сами самостоятельно составляют КИМ ы :найти стилистически нейтральные синонимы, словарные слова, предложения осложненные с однородными членами обособленными членами, выписать грамматическую основу предложения, подчеркнуть подлежащее и сказуемое , выпишите из предложений устаревшие слова, укажите средства языковой выразительности, укажите средства связи между предложениями, от чьего имени ведется повествование, сколько в нем рассказчика.

Самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем, ведь недаром говорят: «Дорогу осилит идущий!»



















Литература

1.Е.А.Быстрова,Т.М.Воителева,Л.В.Кибирева,Н.Н.Фаттахова.Инновационная школа. Русский язык.5 класс. Москва «Русское слово» 2014.стр 80-81.

2.Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе. О.В. Волкова-Казань : РИЦ «Школа»,2015.-172с.стр 50-51.

3.Научно-популярный журнал. Русский язык и литература для школьников.№6,2012 г. Изд. «Школьная пресса»,стр 36-37.

4.Русская литература.8 класс.1 часть, Казань.Издательство «Магариф» 2007.М.Г. Ахметзянов, М.В.Ведишенкова, Т.В. Воронцова, Г.А.Голикова,Г.Х. Акбарова стр 292-293.