Содержание
План
Вступление
Происхождение Бабы Яги
Образ Бабы Яги в русских народных сказках
Народные сказки - хранилище забытой народом информации о событиях, происходивших так давно, что помнится с трудом. Каждая из них несет в себе общий смысл, который говорит о том, что такое хорошо и что такое плохо в жизни человеческого общества. И во многих русских народных сказках присутствует такой персонаж, как Баба Яга. Всем она знакома с самого детства, ещё с того времени, когда мамы и бабушки читали детям перед сном сказки. Но многие ли из вас задумывались над тем, зачем в этих сказках появляется Баба-Яга? Думаете, это глупый вопрос? А попробуйте дать на него ответ. Скажете, просто так? Неправильно! Ведь в сказках продумана каждая мелочь, и ни одна деталь не может быть там без уважительной причины.
Цель: проанализировать образ Бабы Яги и сделать вывод о его сущности.
Работая над темой, мы поставили перед собой задачи:
узнать из дополнительной литературы о Бабе Яге;
провести опрос по теме работы среди учащихся;
прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга;
проанализировать образ Бабы-яги
Баба Яга, пожалуй, самый древний, загадочный и любимый всеми сказочный персонаж.
Одни исследователи считают Ягу обычной злой ведьмой, колдуньей. Другие величают её древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный вход в потусторонний мир.
Третьи утверждают, что Яга перебралась к нам с Севера. Жители северных лесов и оленеводы часто ставили избы на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться дикие звери, и чтобы дома не замело снегом. Отсюда появилась «избушка на курьих ножках». Но есть и другие мнения.
Существует версия, что имя Яги произошло от слова йог, и сама она - из Индии. Характерна такая деталь: в избушке Бабы Яги три пары волшебных рук делают домашнюю работу. Может быть, ей служит шестирукое индийское божество Шива? Не случайно Баба Яга, как и индийские йоги – отшельники, живет вдали от людей и ведет уединенный образ жизни. Кроме того, её ступа очень напоминает священные индийские сооружения, которые так и называются - ступы.
И наконец, есть предположение, что Баба Яга – существо инопланетного происхождения и прибыла на Землю из космоса. Во многих сказках и мифах часто упоминается, что ступа у нее железная. Не исключено, что это не ступа, а одна из ступеней многоступенчатого космического корабля!
Бабу Ягу чаще всего можно увидеть на страницах русских народных сказок. Пешком она не ходит. Экипажем для ее передвижения служит ступа. В ступе Баба Яга летает, пестом ее погоняет, след помелом заметает. Эта старая, злая и мощная колдунья, представляющая собою недобрый потусторонний мир, живет тем не менее преимущественно на этом свете. Ее жилище — это избушка на курьих ножках, стоящая к лесу передом, а к миру задом, что также служит выражением недоброго характера Бабы Яги. Забор вокруг избушки — из человеческих костей, а на заборе черепа висят. Ворота в заборе — рот с острыми зубами.
В сказках обычно нет никаких портретов, но образ Бабы Яги описан подробнее, чем образы остальных персонажей. Чаще всего она представлена от природы одноногая или с костяной ногой, с большим кривым носом, упирающимся в потолок, и зубами, лежащими на полке. Думаете, такие подробности случайны? Вовсе нет. Это говорит о том, что она живет в тесноте, в голоде, одной ногой уже стоит в могиле, но в то же время ещё не переступает этого порога.
Однако, несмотря на весь ее страшный облик, все ее колдовское могущество, несмотря на ее злые намерения, обещание и стремление посадить пришедшего к ней человека на лопату, затолкать его в жарко протопленную печь и поджарить к обеду, она оказывает гостеприимство и Ивану-царевичу, и Ивану — крестьянскому сыну: и в бане выпарит, и накормит, и спать уложит, и даст путеводный клубок. Ну чем не гостеприимная и заботливая бабушка?
Какой же предстаёт перед нами Баба Яга в русских народных сказках? Что несёт она в себе: зло или добро? Положительный этот образ или отрицательный?
Большинство из нас с уверенностью скажут, что отрицательный. Но тогда возникает вопрос: почему во многих сказках она так хорошо обращается с Иваном-царевичем, когда он к ней приходит? Думаете, что она делает это, преследуя какую-нибудь свою коварную цель? Ведь если бы она была на 100% отрицательным персонажем, то, попадая к ней в дом, главный герой обязательно бы почувствовал исходящее от неё зло и не стал бы так спокойно принимать её гостеприимство. Ведь ни один нормальный человек не будет ночевать там, где в любой момент может прерваться его жизнь.
Если Баба Яга загадывает Ивану загадки, это тоже не из вредности. Загадка – самый древний фольклорный жанр. Это зашифрованные потаённые знания, передаваемые лишь избранным. Поэтому умение отгадывать их говорит о принадлежности к числу избранных. Отгадав загадку, главный герой подтверждает своё право на получение этих знаний.
Знакомство с Ягой обычно происходит в её доме или где-нибудь в лесу, недалеко от самой избушки. Избушка Бабы Яги тоже не просто так расположена на опушке леса, которая символизирует собой границу миров. Это значит, что сама Яга, живя на этой границе, выступает в роли некоего проводника между мирами. Находясь там, она поддерживает баланс между добром и злом. Немаловажным является и тот факт, что именно от неё Иван-царевич обычно получает волшебное оружие, которым потом побеждает Кощея и прочую нечисть.Начало формы
Не стоит забывать и о том, что Василиса, во всех сказках представляющая собой жизнь – это племянница бабы Яги. Вряд ли найдется человек, который усомнится в том, что Василиса – положительный персонаж. Намного проще поверить в то, что Яга на самом деле не такая злобная, как все о ней думают.
Рассмотрим несколько эпизодов встречи главных героев русских народных сказок с Бабой Ягой.
Вот отрывок из сказки «Царевна-Лягушка»:
«Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек к избушке; стоит избушка на куриных лапках, кругом повёртывается.
Говорит Иван-царевич:
- Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, — ко мне передом, а к морю задом.
Избушка повернулась к морю задом, к нему передом. Царевич взошёл в неё и видит: на печи, на девятом кирпичи, лежит Баба-яга костяная нога,
нос в потолок врос, сама зубы точит.
- Гой еси, добрый молодец! Зачем ко мне пожаловал? — спрашивает Баба-яга Ивана-царевича.
- Ах ты, старая хрычовка! Ты бы прежде меня, доброго молодца, накормила-напоила, в бане выпарила да тогда б и спрашивала.
Баба-яга накормила его, напоила, в бане выпарила; а царевич рассказал ей, что ищет свою жену Василису Премудрую.
- А, знаю! — сказала Баба-яга. — Она теперь у Кощея Бессмертного; трудно ее достать, нелегко с Кощеем сладить: смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт.
Указала Баба-яга, в каком месте растет этот дуб».
Значит, в сказке «Царевна-Лягушка» Баба Яга добрая: она помогла Ивану-царевичу разгадать тайну смерти Кощея и спасти Василису.
Ещё одна сказка - «Финист - ясный сокол». В ней встречаются три Бабы Яги! Все они неплохо отнеслись к девушке Марьюшке. Вот встреча Марьюшки с третьей Бабой-Ягой:
«Вышла Марьюшка на полянку, а на полянке избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа; каждый череп огнем горит.
Говорит Марьюшка:
- Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом! —
Повернулась избушка к лесу задом, а к Марьюшке передом. Зашла Марьюшка в избушку и видит: сидит Баба-яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит.
Увидела Баба-яга Марьюшку, зашумела:
- Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь аль от дела лытаешь?
- Ищу, бабушка, Финиста — ясна сокола.
-Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце. Бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая.
- Спасибо тебе, бабушка.
- Ладно, спасибо после скажешь, а теперь слушай, что тебе накажу: будут золотое веретенце покупать — не продавай, а просись Финиста —
ясна сокола повидать.
Поблагодарила Марьюшка Бабу-ягу и пошла…»
И здесь мы видим Бабу Ягу как положительную героиню.
А вот Баба-Яга в одноименной сказке совсем другая. Её образ несет в себе зло. Она состоит в родственных отношениях с мачехой главной героини и помогает злой мачехе извести падчерицу:
«Баба-яга - костяная нога поскорей села на ступу, толкачом погоняет, помелом след заметает и пустилась в погоню за девочкой.
Вот девочка приклонила ухо к земле и слышит, что баба-яга гонится, и уж близко, взяла да и бросила полотенце; сделалась река, такая широкая-широкая! Баба-яга приехала к реке и от злости зубами заскрипела; воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке; быки выпили всю реку дочиста.
Баба-яга пустилась опять в погоню.
Девочка приклонила ухо к земле и слышит, что Баба-яга близко, бросила гребешок; сделался лес, такой дремучий да страшный! Баба-яга стала его грызть, но сколько ни старалась - не могла прогрызть и воротилась назад».
Меняются времена - меняются нравы. В последние годы из народных сказок Баба Яга перебралась и в литературные. Здесь характер её стал мягче: она уже почти не делает гадостей и совсем не ест людей. С особой симпатией Яга относится к детям. И больше она похожа на добрую деревенскую бабушку, чем на злую колдунью. Пример этому – авторская сказка Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке». Здесь известная как пожирательница детей Баба Яга не только приютила Митю, но и отправилась вместе с ним спасать царство. Чем не добрый и благородный поступок?
Перепекание Ребёнка - обряд, совершаемый над младенцами, больными рахитом или атрофией (по народной терминологии — собачьей старостью или сухотами): грудного ребенка кладут на хлебную лопату и трижды всовывают в теплую печь. Ритуал осуществлялся иногда и при других болезнях, например при грыже; во Владимирской губернии «перепекали» всех детей непосредственно после родов.
В России обряд был известен преимущественно в Поволжье, центрально - и южнорусских губерниях, а также в Сибири, на Украине — на Подолье, в волынском Полесье, в Киевской, Черниговской и Харьковской областях. Украинская баба - знахарка на рассвете приносила из трех колодцев воды, замешивала тесто, пекла хлеб и, вынув хлеб из печи, всовывала туда на лопате ребенка. Как и повсюду у восточных славян, обряд мог сопровождаться диалогом. Когда знахарка сажала ребенка в печь, его мать трижды обходила вокруг хаты, каждый раз заглядывая в окно и спрашивая: «Што ты, бабусю, робышь?» Знахарка отвечала: «Хлиб гнитю!»
В Витебской губернии мать больного ребенка сажала его на лопату, обмывала водой, которой приглаживали хлеб, и несла к печи, как бы собираясь посадить туда вместе с хлебами, но только клала лопату на припечек; в эту минуту дверь отворяла другая женщина и, всплеснув руками, с гневом спрашивала: «Што ты робишь?» — «Ня, ты ня видишь; сущи пяку — во што я роблю!» — «А, сущи! дык пячи, пячи их, каб ни було!» — и другая женщина снимала ребенка с лопаты.
Согласно большинству описаний, главной целью обряда было сжигание болезни, а сопровождался он приговорами типа: «Собачья старость, припекись в печи!», «Как хлеб печется, так и собачья старость пекись!» Смысл обряда определяется символическим отождествлением ребенка и хлеба, выпечки хлеба и появления ребенка на свет: его как бы возвращают в материнское чрево (печь), чтобы он родился заново. По сообщению из Пензенской губернии, «иногда ребенок родится слишком слабым и сухощавым. Такого младенца, который, по выражению народному, „не допекся в утробе матерней", старухи-знахарки „перепекают" в обыкновенной печке, чтобы сделать его полным и здоровым». По-видимому, печь символизировала также и загробный мир, отправление в нее — временную смерть.
Приложение
Результаты анкетирования:
Вопросы | Ответы учеников |
1. Кто такая Баба Яга? | Ведьма, колдунья Злая сварливая старуха Старушка с метлой |
2. Какой вы себе её представляете? | Злой, сердитой, плохой Агрессивной, нервной |
3. Где она живет? | В лесу в избушке на курьих ножка На болоте в избушке |
4. Чем занимается? | Летает в ступе Варит зелья, колдует Ест детей |
5. Как выглядит костяная нога? | Сделана из кости Выглядит как у скелета |