МАОУ «Голышмановская средняя общеобразовательная школа №4»
Научно-практическая конференция «Питание и здоровье»
«Её величество — гречневая каша»
Исследовательский проект
Автор:
Прилепская Диана 1 «а» класс
МАОУ «Голышмановская средняя
общеобразовательная школа № 4»
Руководитель:
Боярских Ирина Олеговна
учитель начальных классов
МАОУ «Голышмановская средняя
общеобразовательная школа № 4»
Голышманово, 2016 г.
Аннотация
Почему меня заинтересовала тема о полезных свойствах гречневой каши. Выбор темы оказался неслучайным.
Начав учиться в школе, я заметила, когда нам в школьной столовой дают гречневую кашу, то многие дети отказываются от завтрака.
Я думаю, что нежелание детей есть гречневую кашу - возникает из-за незнания её полезных свойств. Такой вывод я сделала, когда провела анкетирование учащихся 1 классов.
Актуальность исследования
Дети часто отказываются есть каши, даже гречневую, а напрасно.
Когда я была маленькой, то почему тоже не очень любила гречневую кашу, и иногда маме приходилось меня заставлять её есть. Я не понимала, почему её нужно есть. Но мама убедила меня, что кашу есть полезно, каша придаёт силу и здоровье. Мама старалась повкуснее приготовить кашу и использовала самые разные рецепты.
То, чем мы завтракаем утром, влияет на наше настроение и самочувствие на весь день. Вкусный завтрак должен быть здоровым.
Этим, в целом, определяется актуальность работы. Подготовленная работа может использоваться на уроках окружающего мира, для проведения внеклассных мероприятий.
Содержание
1. Введение..............................................................................................................3
Этапы работы над проектом........................................................................4
Основная часть.
Немного истории.....................................................................................................5
Польза гречки …………………………………………………………………… .5
Состав и калорийность гречневой каши………………………………………....6
Кому полезна гречневая каша?...............................................................................6
Польза гречки в народной медицине…………………………………………6 - 7
Как правильно готовить гречневую кашу?............................................................7
4. Приготовление и оформление гречневой каши……………………………….8
Заключение…………………………………………………………………..8
Литература…………………………………………………………………...9
Приложение…………………………………………………………….10-19
Введение
Еще древнегреческий философ Сократ (470 -?399 лет до н. э.) сказал:
"Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить".
Это старинное высказывание актуально и в наше время, особенно для растущего организма.
Здоровье - самое ценное, что у нас есть. На всю жизнь, человеку дается только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с какими - то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете. Многие болезни - всего лишь результат неправильного питания.
Можно сохранить здоровье, если следить за своим питанием.
То, чем вы завтракаете утром, влияет на ваше настроение и самочувствие весь день. Вкусный завтрак должен быть здоровым и разносторонним.
Люди, которые каждый день кушают утром кашу, не так сильно подвержены депрессии, да и находятся в лучшей физической форме, чем те, кто кашу не ест. Поэтому, общее мнение такое, что на завтрак надо обязательно есть кашу.
Особенно полезна всем гречневая каша, потому что быстро усваивается, способствует росту и развитию детей. Нежелание есть гречневую кашу - возникает из-за незнания её полезных свойств. Такой вывод я сделала, когда провела анкетирование учащихся 1 классов. Было задано 3 вопроса и опрошено 43 человека.
По результатам проведенного анкетирования, можно сделать следующие выводы:
- гречневую кашу любят – 25 учащихся, не любят 18 человек;
- часто едят гречневую кашу – 12 человек, редко – 21 ученик;
- знают о полезных свойствах гречневой каши – 9 человек, не знают – 34 ученика.
Гипотеза: если мои одноклассники узнают о полезных свойствах гречневой каши, то каша станет популярным продуктом.
Цель работы: выяснить целебные свойства гречневой каши.
Задачи:
собрать материал о полезных свойствах гречневой каши;
изучить материал;
найти и распространить рецепты, приготовления гречневой каши.
Методы:
сбор и анализ информации;
анкетирование
беседа
Объект исследования: гречневая каша
Предмет исследования: полезные свойства гречневой каши
Продолжительность исследования: краткосрочный проект (4 недели)
Этапы работы над проектом
Этапы работы над проектом | Сроки |
1. Подготовительный: - выбор темы; | 18.01.16-22.01.16 |
2. Поисково — исследовательский: | 25.01.16.- 10.02.16. |
3. Презентация проекта «Её величество - гречневая каша» | 11.02.16.-12.02.16. |
Практическое значение работы: её можно использовать на уроках окружающего мира, для проведения внеклассных мероприятий. Работа может помочь ребятам понять, что вкусный завтрак должен быть здоровым.
Предполагаемые результаты:
1) изучить материалы о полезных свойствах гречневой каши;
2) выявить, что гречневая каша - полезное и сытное блюдо, быстро усваивается организмом;
3)найти рецепты приготовления гречневой каши.
Немного истории
С давних пор в России гречневая каша, или, как её называли «чёрная каша», наряду с ржаным хлебом, была для простого народа главным продуктом питания. Это не просто пищевой продукт, она, своего рода, символ национального русского своеобразия.
Изучая историю происхождения гречихи в разных источниках, мы обнаружили существование двух теорий, о которых хочу рассказать. Теория первая.
Некоторые авторы считают, что гречиха – культура чисто русская. Её родина – Южная Сибирь и Алтай, где её выращивали ещё в 1 веке до н.э. Сведения о ней можно найти в «Домострое» и в произведениях многих русских авторов.
В русских былинах, пословицах и сказках часто встречается упоминание о каше, поев которой, человек обретал недюжинную силу. О чем идет речь? Оказывается - о гречке. Гречиха издревле была излюбленной культурой у славян. Есть русская народная сказка «Крупеничка», в которой описано сказочное происхождение этой культуры. В старину во время посева гречихи, а именно 13 июня в день Гречишницы обязательно пели такую песенку: Крупеничка, красная девица, Кормилка ты наша, радость сердца. Цвети, выцветай молодейся. Мудрее, курчавей завивайся. Будь всем добрым людям на угоду.
А всякого странника, проходившего в это время мимо поля, угощали кашей досыта. Странники ели да похваливали и желали, чтоб посев был счастливый, чтоб гречихи уродилось на полях видимо-невидимо, потому что «Без хлеба да каши ни во что и труды наши». Теория вторая, приверженцы которой считают местом рождения гречихи Гималаи. Со временем соседние народы переняли у гималайцев опыт по возделыванию этой культуры и тоже стали возделывать её на своих полях. Так поступили и волжские болгары, а уж от них то и попала она на Русь.
По мнению историков, славяне начали возделывать гречиху в 7 веке, а своё название она получила в Киевской Руси, поскольку посадками гречихи, в то время, занимались преимущественно греческие монахи, населяющие местные монастыри.
Польза гречки
В чем же польза этой замечательной культуры? Уже в 7 веке было известно, что гречка имеет очень богатый состав, поэтому монахи умело применяли ее для восстановления сил после моральных и физических нагрузок. Они утверждали, что употребление гречки в пищу поможет насытиться, а также восстановить энергию. И это на самом деле так. На сегодняшний день учеными доказана неоспоримая польза, которую человеческий организм получает с гречкой. Гречневая каша - солдатская еда, богатырская каша, много витаминов несёт организму и является лечебной при многих заболеваниях.
Состав и калорийность гречневой каши.
Гречка по праву носит титул царицы круп. Ведь такого количества белков, витаминов и других полезных веществ вы не сможете отыскать больше нигде. В огромном количестве в гречневой каше содержатся витамины PP, E, А, С, К, а также группы В. Также в составе этой крупы есть фосфор, йод, медь, железо, калий, кальций, магний, цинк, бор, кобальт, никель, незаменимые аминокислоты, клетчатка и полезные углеводы. По своему химическому составу гречка вполне сможет заменить мясо в нашем рационе. Гречневая каша малокалорийна. Калорийность гречневой каши составляет 313 ккал на 100 г. Превосходит большинство круп по содержанию белка. Витамина В1 в ней больше, чем в манной крупе в 10 раз. Кальций - помогает сохранять наши ногти и зубы более крепкими, препятствует образованию кариеса. Содержащийся в ней рутин - укрепляет стенки кровеносных сосудов, делая их более эластичными, что в свою очередь уменьшает риск инфарктов и инсультов. Лецитин – выводит холестерин, шлаки, тяжелые металлы. Чем больше гречку изучают, тем больше полезных свойств находят. Доктор В.А.Ласкин создал методику лечения рака с применением гречневой диеты и вылечил с её помощью десятки больных.
«Кому полезна гречневая каша?»
Беседа с врачом - педиатром высшей категории Качалиной Галиной Алексеевной и медицинской сестрой Кузембаевой Магизой Шакировной.
Гречневая каша полезна всем, а в качестве лечебного питания ее рекомендуют при атеросклерозе, болезнях печени, гипертонии, при отеках различного происхождения, малокровии, болезнях почек, желудочно-кишечных заболеваниях. Кроме того, большое содержание углеводов, которое отличает все зерновые, защищает различных кишечных расстройств. Гречка способствует выведению радионуклидов, увеличивает мышечную силу, выносливость, помогает при нарушениях обмена веществ, ожирении, сахарном диабете, гречку рекомендуют включать в укрепляющую диету пожилых и больных людей.
Гречка полезна людям, страдающим ожирением. Углеводов в ней меньше чем в других крупах, поэтому не дает прибавки в весе. Диетологи настоятельно рекомендуют употреблять гречку людям с нарушением функций пищеварительной системы. Клетчатка, содержащаяся в ней, нормализует работу кишечника. Гречка поможет вывести из организма вредные вещества. Людям, живущим в мегаполисах с плохой экологией, это полезное свойство гречки никогда не стоит забывать. (Приложение 1)
Польза гречки в народной медицине.
В народе из гречки сделали домашнего доктора. Гречишный порошок, принимаемый на голодный желудок, помогает бороться с изжогой. Чтобы приготовить гречишный порошок, нужно засыпать гречневую крупу в блендер, перемолоть в порошок и есть. Таким образом, можно получить суточную норму микроэлементов. Также он помогает в снятии воспалений кожи, если его размешать с водой и наложить на проблемное место на 10-15 минут.
В лечении заболевания щитовидки следует запомнить такой рецепт: смешать стакан грецких орехов с гречкой, предварительно измельчив все в кофемолке и добавить гречишный мед, дать настоять и съедать раз в неделю вместо приема пищи, запивая водой. После двух месяцев такой процедуры щитовидная железа придет в норму.
Лечебные свойства гречки содержатся не только в крупе, но и в гречневой шелухе. Подушки, набитые гречневой шелухой помогают в борьбе с бессонницей. Измельченные цветы гречихи – прекрасная детская присыпка.
О пользе гречки кажется можно разговаривать бесконечно. Не стоит пренебрегать этим продуктом ни в коем случае. Ешьте гречку через день, и вы почувствуете ее полезное действие на себе.
Свежесваренную теплую кашу можно использовать в качестве маски, наложив ее обильным слоем на лицо, и смыв теплой водой через 15-20 минут. Добавляя различные компоненты - мёд, молоко, кисломолочные продукты, фрукты или фруктовые соки – мы можем придать маскам различные дополнительные свойства: отбеливающие, смягчающие, увлажняющие, питательные, подтягивающие.
Как правильно готовить гречневую кашу? Чтобы гречневая каша была рассыпчатой, необходимо при варке соблюдать пропорции: одна часть гречки на две части воды. Когда вся вода впитается, можно снять гречку с огня, завернуть в полотенце и поставить «под подушку». Если некогда ждать, то гречку можно варить в другой пропорции: одна часть крупы на три части воды. Во время варки не рекомендуется открывать крышку, а уж тем более — мешать кашу.
Перед тем, как готовить гречку, можно обжарить крупу, тогда она станет ароматнее. Положить гречку в сухую сковороду и готовить на среднем огне 3-4 мин, помешивая, до золотистого цвета. Не переставать помешивать, так как гречка может быстро сгореть. Чтобы сохранить наибольшее количество полезных веществ, содержащихся в гречке, нужно с вечера залить гречку кипятком, дать настояться ночь и утром съесть.
Можно и так: варить кашу на слабом огне, а затем, обернув толстым полотенцем, поставить «доходить» примерно на час. Не стоит добавлять в гречку сахар, так как он убивает некоторые полезные свойства крупы. Лучше его заменить медом. Варить гречку нужно на воде, а молоко добавлять в уже готовую кашу. Для варки гречки используют толстостенную посуду.
Гречневая каша хороша и как отдельное блюдо и как гарнир, т.к. она прекрасно сочетается не только с овощами, но и с мясом. Русская пословица гласит:
«Не страшен мороз, что на дворе трещит, если гречневая каша в печи стоит».
Приготовление и оформление гречневой каши.
На основании всего того что я узнала о гречке, мной было принято решение провести практическую работу по приготовлению гречневой каши.
Описание практической работы.
1. Купила в магазине гречневую крупу.
2. Пришла домой и начала приготовление гречневой молочной каши:
- для начала я вымыла руки, повязала платок и надела фартук – теперь я готова приступить к работе;
- так как я буду варить гречку в мультиварке, беру мерный стакан и отмеряю нужное количество крупы; - затем тщательно промываю зерна в большом количестве воды несколько раз; - высыпаю крупу в мультиварку и задаю нужный для варки температурный режим; - теперь беру небольшую кастрюльку и наливаю в нее молоко, ставлю на плиту чтобы прокипятить. Когда все ингредиенты по отдельности готовы, пришло время их соединить.
В молочную кашку добавляю сахар по вкусу и кусочек сливочного масла для улучшения вкуса. Вот теперь моя каша готова.
3.Пришло время снять пробу! О как вкусно! (приложение 3)
4.Так как в мультиварке еще осталась гречка я попробую пофантазировать с оформлением. (приложение 4)
Заключение
Материалом для исследования стали статьи из журналов, энциклопедии, словарей, беседа с педиатром.
В ходе данного исследования были сделаны выводы:
1) изучила материалы о полезных свойствах гречневой каши;
2) выявила, что гречневая каша - полезное и сытное блюдо, быстро усваивается организмом;
3)нашла рецепты приготовления гречневой каши.
Исследовательская деятельность позволила мне познакомиться с историей использования человеком каши из гречневой крупы. Я приобрела умение работать с энциклопедиями, источниками сети «Интернет».
Результаты работы над проектом: выпущены буклеты «Каша - сила наша!»; создана презентация «Её Величество – каша!»; собраны пословицы и поговорки о кашах; проведен конкурс рисунков «Гречневая каша — царица наша»; проведено внеклассное мероприятие «Ее величество – гречневая каша».
После презентации проекта было проведено повторное анкетирование. Количество учащихся, которые узнали, о полезных свойствах гречневой каши увеличилось.
Необходимо, чтобы родители приучали детей к каше. Чаще вместе с ребёнком варили кашу и придумывали различные рецепты, как сделать кашу вкуснее. Рекомендую в классах провести беседу с учащимися «Гречневая каша – матушка наша» и конкурс на лучший рецепт приготовления гречневой каши.
Список использованной литературы:
1. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М.,1993.
2. Валеология: Учеб. пособие /Под редакцией Соломина В.П., Варламова Ю.Л. – Спб., 1995.
3. Вайнер Э.Н. Основы рационального питания.- Липецк, 1999.
4. Гладышева О.С., Абросимова И.Ю., Тивикова С.К., Игнатьева Г.А.Уроки здоровья.
5. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья»
6. Зайцев Г. Уроки Мойдодыра// Под ред. доктора медицинских наук В.В.Колбанова. - СПб.: Акцидент,1994.
7. Зайцева В.Питание идеальное и реальное.//Здоровье детей.-2007.- №6.
8. Конь И.Я., Батурин А.К.(ред.). Детское питание. М.: Воскресение, 1994.
9. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии., Москва, «ВАКО» 2007 г. Москва, «ВАКО» 2007 г.
10. Конь И.Я., Батурин А.К.(ред.). Детское питание. М.: Воскресение, 1994.
11. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья. - СПб.,1998.
12. Методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу.//Здоровье детей.-2006 - №15.
13. Мирская Н. Как кормить детей//Здоровье детей.-2004.-№1-с.32-34.
14. Обухова Л.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.
15. Патент Р.Л., Дубенецкая М.М. Питание и здоровье школьника. Мн., « Народная асвета»,1977.
16. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: Советы психолога родителям.-М.,1996
17. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. - М.,Просвещение,1988.
Приложение № 1

Беседа с врачом - педиатром высшей категории Качалиной Г. А. и медицинской сестрой Кузембаевой М. Ш.

Беседа с медицинской сестрой МАОУ «ГСОШ № 4» Астаховой Н.А.
Приложение № 2
Рецепты гречневой каши
Гречневая каша с маслом.
В кастрюлю влить 3 стакана воды, добавить 1 чайную ложку соли, вскипятить. В кипящую воду засыпать 2 стакана гречневой крупы, перемешать. Варить до загустения 15-20 минут. Когда каша загустеет, кастрюлю плотно закрыть крышкой и поставить на 1-1,5 часа для упревания. Перед подачей на стол положить масло.
Гречневая каша с молоком.
На 2 стакана гречневой крупы 1 чайная ложка соли, 3 стакана воды, 2 столовые ложки масла. Сварить рассыпчатую гречневую кашу и хорошо её охладить. Холодную кашу разложить на тарелки и залить молоком.
Гречневая каша с орехами и черносливом
250 гр. гречневой крупы прокалить на сковороде, смешать с ложкой растительного масла. 100 гр. Чернослива промыть, припустить в небольшом количестве воды и, удалив косточки, нарезать маленькими кусочками. 100 гр. Орехов измельчить. Крупу смешать с орехами и черносливом, залить кипятком, посолить и варить под крышкой на медленном огне 20-30 минут. Кашу подавать горячей, со сливками или сметаной.
Гречневая каша с морковью.
Положите одновременно в подсоленный кипяток крупу (1 стакан), натертую на крупной терке морковь(2-3 моркови), мелко порезанный лук (1 луковица). Варите до готовности. Такая каша рекомендуется людям, страдающим излишним весом, она очищает сосуды от холестерина и помогает предотвратить инсульт.
Гречневая каша по-русски.
Прокаленную гречневую крупу (2 стакана) всыпьте в горшок или кастрюлю, добавьте масла и посолив залейте кипятком (3 стакана). Подливайте воду по мере ее выкипания. В готовую кашу добавьте масла.
Гречневая каша – размазня.
Потребуется: на 1 стакан крупы 1 литр воды. Всыпьте крупу в подсоленный кипяток и варите, часто помешивая. В кашу можно положить поджаренный лук, зелень, дробленые орехи.
Гречневая каша с фруктами и орехами.
Потребуется: 1 стакан крупы, 3 стакана воды, 6 яблок, 3 ст. ложки дробленых орехов, изюма, кураги, 100 гр. сливочного масла.
Сварите кашу. Натрите на крупной терке яблоки, добавьте, заранее замоченный изюм и кусочки кураги. Потушите все в небольшом количестве воды, до мягкости. Затем соедините с кашей. Подавайте к столу в горячем виде, посыпав орехами и добавив растопленное сливочное масло.
Приложение № 3
Приготовление гречневой каши
Мы с сестрой Дашей в магазине покупаем гречневую крупу

Подготовка к работе

Заливаю водой гречневую крупу

и задаю нужный режим

В небольшую кастрюльку наливаю молоко, ставлю на плиту, чтобы прокипятить.
Пришло время снять пробу! О как вкусно!
Приложение № 4
Как можно оформить гречневую кашу.








Приложение 5
Игра “Найди свою половинку”
Дается начало пословиц, нужно отыскать продолжение и правильно их соединить.
Щи да каша - …(пища наша)
Кашу маслом - …(не испортишь)
Сам кашу заварил - …(сам и расхлебывай)
Гречневая каша - …(матушка наша)
Просо не посеешь - …(блин не испечешь)
Головоломка “Образуй слово”
Найдите спрятанные слова и определите, что их объединяет.
Кем-м+фил-л+р=(кефир)
Мок –к+ло+коз-з=(молоко)
Й +оги+ум-ми+РТ=(йогурт)
Сам +р-а+яж+ен-мс+кА=(ряженка)
(Молочные продукты, полезные, можно кушать с кашей)
Игра: «Угадай - ка!» Найдите в блюдцах соответствующую крупу, назовите ее. Обратите внимания на форму крупы, ее размеры, цвет. Пшеница (манная крупа, пшеничная крупа); овес (овсяные хлопья); гречиха (гречка); просо (пшено), рис (рис), лен (семена льна), горох (горох) и т. д.
Пословицы
Каша-матушка наша,
Хлебец ржаной - отец родной.
Щи да каша-сила наша.
Хороша кашка, да мала чашка.
20