СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "История появления куклы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

У меня дома много различных кукол. Я как-то задумалась: а всегда ли они были такими? Или наши бабушки играли в другие куклы? Актуальность работы: 2014 год объявлен годом культуры. Мы так мало знаем о своей культуре, о прошлом наших предков, об истории тех вещей, которые нас окружают.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "История появления куклы"»





1. Введение


У меня дома много различных кукол. Я как-то задумалась: а всегда ли они были такими? Или наши бабушки играли в другие куклы?

Цель проекта: узнать, какая она, одна из наших любимых игрушек, была вначале своего существования, где она появилась.

Задачи проекта:

1.Собрать материал по теме.

2.Узнать о происхождении куклы и её роли в жизни людей.

3.Проанализировать собранную информацию и создать презентацию «История появления куклы» для учащихся начальной школы.

4.Познакомить учащихся начальных классов с историей появления куклы на классном часе.

5.Представить результаты исследовательской работы на научно-практической конференции.

В процессе работы:

- я изучила теоретический материал;

- составила презентацию, с которой выступила на классном часе,

- изготовила куклу, такую, какие были у наших предков


2. Основная часть

  1. Где же появились первые куклы?

  • “Кукла” в русском языке заимствовано либо от латинского “cuculla”, либо произошло от древнеславянского корня “кука”, что может означать и клубок ниток и кулак.

  • В словаре русского языка С.И.Ожегова: кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека.

  • Где же появились первые куклы? Ответ на этот вопрос очень прост: везде. Кукла — один из самых первых спутников человека. Ее можно обнаружить как у первобытных, так и у цивилизованных народов. Известно, что куклы были в древних цивилизациях Египта, Греции и Рима.

  1. Первые куклы на Руси.

Самые первые куклы на Руси в давние времена делались из золы. Женщины брали из очага золу, смешивали ее с водой, скатывали шарик и прикрепляли к нему юбку. Эту куклу называли«Баба» - женское божество. «Баба»передавалась от поколения к поколениюпо женской линии, она дарилась в день свадьбы. Такая кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде эту куклу обязательно брали с собой.


Еще одну очень древнюю куклу женщины делали, когда остригали свои волосы. Они собирали их в небольшой мешочек и делали куклу. Таких кукол клали рядом с больным человеком, и он быстро выздоравливал.

У каждого младенца в колыбельке была яркая куколка, которая охраняла его от сглаза. Такими куклами не играли, они являлись оберегами. Они хранились в сундуках и передавались, как правило, в день свадьбы.


Но были на Руси и простые игровые куклы, с которыми дети играли. Самой распространенной была кукла «стригушка».


Она делалась из травы. Дети игрались ими в поле, пока мать работала.


Популярны были также тряпичные куклы.


В некоторых домах их накапливалось до ста штук. С пяти лет девочки уже сами могли сделать простую куклу. Они красиво наряжали своих кукол, делали им прическу. Но лица у традиционной тряпичной куклы не было. Это имело особый смысл: так она оставалась недоступной для вселения в нее злых сил, а значит, была безвредной для ребенка. В то же самое время, таким образом, она могла быть многоликой, то есть и смеяться и плакать в зависимости от игровой ситуации.

В кукольных забавах дети проигрывали разные деревенские праздничные обряды. Они очень серьезно относились к игре: сохраняли последовательность обряда, повторяли разговоры взрослых и исполняемые ими песни.

Взрослые всегда оценивали умение детей в изготовлении куклы, так как кукла выступала эталоном рукоделия. Изготавливая кукол, девочки учились вышивать, шить, прясть.


В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

4.Заключение


Выводы

Итак, первая кукла появилась в эпоху первобытной истории. Первоначальное назначение куклы – вовсе не игра, а ритуальные и обереговые цели.

Кукла всегда сопровождала людей, имела различные назначения и развивалась вместе с развитием общества.


Изучив данную тему, мне захотелось рассказать об этом моим одноклассникам на классном часе. А узнав, о том, что кукла, сделанная своими руками может служить оберегом, нам захотелось сделать такой оберег на уроке технологии. Мы попробовали и у нас получилось. (Приложение)

Весь собранный материал я оформила в виде презентации и рассказала об истории кукол и другим ребятам из начальной школы.

Думаю продолжить изучение данной темы дальше и узнать о куклах в разных странах.


5. Литература и источники

1.Агапова И.С. «Куклы на Руси» - Издательство «Лада», 2006 год

2. Голдовский Б.П. / Ред. Журавлёв А.Ю. – Большая иллюстрированная энциклопедия «Художественные куклы». – М.: Дизайн Хаус, 2009.


  1. Источники интернета :

  • http://cosmoforum.ucoz.ru/forum/5-258-4

  • http://www.thegazette-forum.com/t1066-topic

  • http://www.rukukla.ru/article/kuhi/American_Indian_doll

  • http://www.rukukla.ru