Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ануйская средняя общеобразовательная школа»
Смоленского района Алтайского края
Исследовательская работа
Хитрая лисичка
Выполнила:
ученица 1 класса
МБОУ «Ануйская СОШ»
Елясова Мария
Руководитель:
учитель начальных классов
Проскурякова Наталья Борисовна
2017
Тема: Хитрая лисичка.
Цель: Узнать, действительно ли лиса такая же хитрая как в сказках, так и в жизни.
Задачи:
Проанализировать и сравнить образ хитрой лисы из сказок и хитрой лисы – животное.
Провести опрос среди своих одноклассников.
Узнать, где и как живет лиса в природе?
Выяснить интересные сведения о хитростях лисы из разных источников.
Найти загадки про лису и нарисовать ее.
Объект исследования: лиса.
Предмет исследования: русские народные сказки, дополнительная литература.
Гипотеза: Предположим, что лиса хитрое животное не только в сказках, но и в жизни.
Методы исследования:
Поиск информации
Анализ литературы
Опрос
Наблюдение
Результат проекта: плакат «Все о хитрости лисы».
Введение
Актуальность темы: Всегда любили слушать сказки, читать их и сейчас это остается любимым занятием для многих ребят разного возраста. Я тоже очень люблю сказки, поэтому сразу заинтересовалась кружком в школе «Чтение с увлечением». Изучая на кружке русские народные сказки, заметили, что героиней многих из них является лиса. В прочитанных и изученных нами сказках мы выяснили, что лиса являлась отрицательным персонажем. Нам захотелось узнать: всегда ли она хитрит, обманывает? А какая она в жизни, такая же хитрая? Где живет, что ест? Нам захотелось найти ответы на все эти вопросы.
Основная часть
Ход исследования
Сначала я решила провести опрос среди учащихся нашего класса, т.к. мне стало интересно, что они знают о лисе, как о героине русских народных сказок и как о лисе - животном. Им было предложено ответить на следующие вопросы:
Какая лиса в русских народных сказках?
Где живет лиса, чем питается?
Знаете ли вы, какие хитрости лиса использует в жизни?
В опросе участвовало 14 учеников нашего класса. Из услышанных ответов я поняла: большинство опрошенных знают, что лиса в сказках хитрая, красивая и умная. На второй вопрос ответило мало ребят, а вот про хитрости животного не знает никто. Поэтому я проведу исследование и расскажу своим друзьям все о лисе.
Далее мы изучили образ лисы в русских народных сказках с точки зрения хитрости. Для этого мы взяли 5 сказок и наблюдали за главной героиней. Результаты своих исследований поместили в таблицу.
 | Хитрая, ненасытная. Попросилась в одной деревне переночевать, сожгла скалочку, выпросила за неё курочку. В другой деревне попросилась переночевать, съела курочку, выпросила за неё гусочку. В третьей деревне попросилась переночевать, съела гусочку, потребовала за неё девочку. |
 | Умная, хитрая. Пришла весна, у лисы избёнка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Вот лиса попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала! |
 | Хитрая, ненасытная. У медведя в избе на чердаке была припасена кадушка меду. Лиса про то сведала. Как бы ей до меду добраться? Влезла на чердак и почала кадушку с медом. Наелась, воротилась и опять легла спать, обхитрив медведя. |
 | Умная, хитрая, жестокая. Претворилась мёртвой, обманула мужика, всю рыбу из саней выбросила. Обманула волка: избили бабы волка у проруби, остался он без хвоста. |
 | Умная, хитрая. Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать: — Эта ложка простая — Петина, эта ложка простая — котова, а эта ложка не простая — точеная, ручка золоченая, — эту я себе возьму. А Жихарка-то под печкой во весь голос: — Ай, ай, ай, не бери, тетенька, я не дам! Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула — да в лес. |
Изучив сказки о лисе, мы пришли к следующему выводу: Лиса в сказках показана очень хитрой, умной и даже жадной. Наблюдается склонность к обману и уловкам. Лиса пойдёт на всё, чтобы получить своё – будет притворяться слабой, беспомощной, несчастной. От ее проделок страдают все животные в лесу: заяц, медведь, волк. Вот то немногое, что я узнала о сказочной лисе.
А какая же плутовка в жизненных ситуациях? Чтобы ответить на этот вопрос мы пошли в школьную библиотеку. С учителем мы узнали, что лисы обитают по всему земному шару. Лиса обитает в разных участках леса, но избегает густых насаждений, предпочитает луговые местности.
У лисы очень умная мордочка – яркие глаза, острые уши, ловящие малейший звук, длинный чуткий нос. Хвост длинный, пушистый, туловище вытянутое, конечности короткие. Волосяной покров очень пышный, густой и мягкий.
Мой папа охотник, и он мне рассказал, что лиса очень осторожное животное. Она умеет заметать хвостом следы, и делает это не специально, а из-за длинного хвоста, который волочится по земле. Длина тела лисицы – 60-90 см., длина хвоста – 40-60 см., масса самок достигает– 5-6кг.
Из энциклопедии, которая была у нас дома, мы с мамой прочитали, что являясь хищником, лиса употребляет в пищу самых разных животных. Она с удовольствием ест мышей, зайцев, кроликов, после дождя выкапывает из земли дождевых червей, в реке ловит рыбу и раков. Но особенно лиса любит полакомиться птицей. Поэтому и заглядывает в курятники. Не откажется и от ягод, яблок и овощей.
А вот и доказательства хитрости лисы в жизни. Результаты исследований поместили в таблицу.
 | В поисках пищи лисица проявляет хитрые уловки. Чтобы поймать птицу, часто прикидывается мертвой, растягивается на траве и караулит свою добычу. |
 | Спасаясь от охотников и их псов, лиса прибегает к хитрым уловкам, чтобы остаться в живых. Она возвращается по собственному следу, чтобы обмануть охотничьих собак, или пробегает сквозь стадо овец, чтобы ее запах нельзя было учуять на земле. |
 | Может терпеливо ждать в засаде у кроличьей норы — стоит лишь найти нору и по запаху определить, дома ли хозяин. |
 | При охоте на грызунов лисица обычно прислушивается, благодаря очень тонкому слуху определяет положение жертвы с точностью до сантиметра, а затем ловким прыжком настигает ее. |
 | Лиса очень вынослива, она может водить собак целый день, если местность неровная, предпочтет ходить оврагами, спускаясь на самое дно или проходя в половину высоты, путая следы и проходя большие расстояния. |
Вывод: лисица – одно из самых известных диких животных. Она очень хитрая, умная и выносливая. О ней упоминают пословицы и поговорки, про неё сочинено множество сказок и загадок. Мы решили найти загадки, и пошли с мамой в сельскую библиотеку. В библиотеке мы нашли загадки про лису и даже в них говорится о ее хитрости. Вот некоторые из них:
Пусть она – как есть, плутовка, От макушки до хвоста. Шубка, рыжая головка, Как зовут её? Пусть она – как есть, плутовка, От макушки до хвоста. Шубка, рыжая головка, Как зовут её? Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый – краса! А зовут её … | Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая, К нам в сарай попала, Кур пересчитала. Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней. Пышный хвост – ее краса. Этот зверь лесной? Говорят, она хитра, кур уносит со двора. Но зато красавица – всем ребятам нравится! |
Заключение
В ходе своего исследования мы нашли ответы на многие вопросы. Проанализировав образ лисы в русских народных сказках и в жизни, мы пришли к выводу: в русских народных сказках лисица предстаёт умной, хитрой, ненасытной. В природе лиса тоже ловкий, хитрый зверь, великолепный охотник с отличной памятью, хорошим обонянием и острым слухом.
Мы узнали много русских народных сказок, провели опрос среди учащихся по теме исследования, проанализировали сказки, прочитали энциклопедии, журналы. Таким образом, наша гипотеза о том, что лиса хитрое животное не только в сказках, но и в жизни подтвердилась полностью.
Результатом проекта стал плакат «Хитрая лиса», на котором размещена вся информация о проделанной работе. Для создания плаката мы использовали фотографии лисы, которые вырезали из папиных журналов про охоту, загадки, собственный рисунок лисы.
Данный проект я покажу своим одноклассникам и ребятам из детского сада. В будущем можно продолжить работу, глубже изучить образ лисы в литературных сказках. Например, таких как: «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Толстой, «Братец Лис и Братец Кролик» Джоуэль Харрис.
Литература:
Энциклопедия животных. Перевод с англ. М. Авдониной. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 128 с.
Большая книга животных. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Изд. «Белый город».
Журналы «Охотник».
Загадки.
https://yandex.ru/images/search?text=картинки.