Муниципальное казенное образовательное учреждение Северного района
Новосибирской области
Останинская основная общеобразовательная школа
КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«МОИ ПЕРВЫЕ ОТКРЫТИЯ»
Тема работы:
«Полезная вещь для дома -
швейная машинка»
Автор: Екимкова Маша, 3 класс Руководитель: Ковган Алёна Владимировна, учитель начальных классов второй квалификационной категории
с. Останинка , 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3-5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
1.1История происхождения швейных машин . . . . . . ………………....... 6-7
1.2. История появления швейной машинки в России . . . . . . . . . . . . . . . …7-8
1.3. Роль швейной машинки в моей семье……………………… .…. ..8-9
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.: анкетирование учащихся школы …………………………..10- 11
2.2. опрос работников школы……………………………………11-13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………14
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….15
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...16
Введение
Мой классный руководитель Ковган А.В. на кружке «Юный исследователь » учит нас создавать проектные работы. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире побуждает нас к новым исследованиям. И вот на этот раз она нам предложила новую тему для нашей деятельности - «Полезная вещь для дома». Я долго думала и захотела рассказать о швейной машинке, которая есть в нашей семье. Они чем-то похожи на наши игрушки, но выполняют более сложные операции. Меня , конечно, заинтересовала данная техника: откуда она появилась, кто придумал и облегчил труд женщин. Заинтересовало и то, а есть ли вообще история появления швейной машинки. Я заметила, что очень интересный звук издает машинка во время работы. Возникает такое ощущение, будто она что-то хочет рассказать о себе.
Для удовлетворения своего любопытства обратилась в школьную библиотеку. Там оказалось информации недостаточно, но я узнала о том, что имеются книги, с помощью которых можно научиться пользоваться швейной машинкой и научиться шить. Часть информации получили из ресурсов Интернета.
Использованные в работе теоретические и практические методы позволили мне решить задачи исследования. В ходе работы я узнала много интересного и выяснила, чем может быть полезна швейная машинка в современной жизни.
Этапы исследования:
-Изучение литературы
-Практические исследования
-Написание работы
Методы исследования:
1. Теоретический
- изучение литературы, материалов Интернет;
- самоанализ литературы;
2. Практический
- интервью;
-анкетирование;
-опрос;
- обобщение результатов исследования;
Цель исследования: узнать историю появления швейной машинки и определить ее значимость и полезность в жизни людей.
Задачи:
1. Изучить теоретический материал, посвященный истории появления швейной машинки.
2.Узнать историю появления швейной машинки в России.
3. Провести опрос среди учащихся и работников нашей школы на тему «Швейная машина: что я о ней знаю?»
Гипотеза: Я предполагаю, что швейная машинка может быть очень полезной вещью в доме. И что каждому её владельцу она послужит положительно.
Объекты исследования: учащиеся и работники школы, мамы, бабушки.
Предмет исследования: швейная машинка.
Актуальность данного исследования вытекает из того, что стоит ли сегодня использовать в своей жизни швейные машинки? Думаю, стоит. Как приятно, когда ты одеваешь вещь, которая отличает тебя от других, которая есть только у тебя. Ведь, к сожалению, в наших магазинах очень трудно найти такую. Эта тема не просто заинтересовала меня, а породила множество вопросов, главный из которых «О чем может быть полезна швейная машинка?». Этому я решила посвятить своё исследование.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
1.1.История появления швейной машинки.
Пожалуй, первейшей из швейных машин была одна из прародительниц, первой взявшей костяную (деревянную, каменную) иглу в свои руки. ( Приложение 1) Причем это было скорее шило, чем игла. Несколько позже был придуман крючок, а видимо затем и собственно игла с ушком, причем ушко часто делалось в основании иглы, прямо как на современных швейных машинах. Первыми, где-то в четырнадцатом веке, следует считать голландцев, в чьих мастерских по пошиву парусов впервые была применена колесная машина, стачивающая длинные полотна. ( Приложение 2)
К великому сожалению неизвестно имя автора сего изобретения, известно лишь, что машина была очень громоздкой и занимала много места. Ручные машинки появились около двухсот пятидесяти лет назад и не представляли собой механизм внешне похожий на современный. О том, чтобы облегчить труд швеи, задумались достаточно давно. Уже начиная с середины XIV века, делались попытки механизировать процесс шитья. Первый проект машины для шитья одежды разработал в 1496 году Леонардо да Винчи, ( Приложение 3)но первый патент на аппарат, снабженный иголкой с двумя острыми концами и отверстием для нитки посередине, получил в 1755 году англичанин Карл Вейзенталь.
Достаточно долго велись безуспешные попытки сконструировать швейный механизм, и только спустя почти сорок лет, в 1790-м году изобретатель Томас Саинт запатентовал первую реальную швейную машину для пошива сапог. Машина по описанию имела шило, которое делало отверстие в коже и позволяло игле проходить через нее. Но спустя почти век была сделана попытка воспроизвести машину Саинта по его чертежам, и оказалось, что она не работоспособна без значительных доработок, из этого последовал вывод, что машина Саинта так и не была построена.
Первый, кто применил две нитки для одного и того же шва, был австрийский портной Йозеф Мадерспергер из Вены.
После изобретения Мадерспергером в 1814 году иглы с ушком у острия исследователи начали работать над получением стежка с помощью такой иглы. Счастье улыбнулось французу Б. Тимонье, который в 1830 году изготовил машину, дававшую цепной шов.
Честь изобретения швейной машины с челночным стежком принадлежит Америке. Впервые челнок в швейной машине применил Вальтер Хант, построивший в 1832-1834 годах машину с прямой иглой с ушком у острия и челноком, подобным ткацкому.
В 1845 году Элиас Гоу получил патент на первую реальную швейную машину челночного стежка, которая работала со скоростью триста стежков в минуту. И хотя патент на изобретение был приобретен в Англии, родиной швейной машины по праву считается Америка. ( Приложение 4)
Изобретение Гоу нуждалась в совершенствовании. Ускорили этот процесс талантливые американские изобретатели, в том числе и гениальный предприниматель Исаак Меррит Зингер. В 1851 году Зингер создал одну из первых бытовых швейных машин, у которой игла закреплялась в вертикальном положенииВ 1885 году его изобретение получило первый приз на Всемирной ярмарке в Париже. Машины Зингера пользовались огромным спросом во всей Америке. ( Приложение 5)
Особый интерес у меня вызвала история о судьбе этого гениального человека. Исаак Зингер был заботливым отцом сразу 23 детей от своих многочисленных жен. Умер он в 1875 г. Потомки Зингера вращались в высшем свете, а последняя его жена Изабель Зингер считается прообразом статуи Свободы в Нью-Йорке.
Уже в 1870-х годах появились первые машины с электроприводом.
1.2. История появления швейной машинки в России.
Первую фабрику отечественных швейных машин открыл Роберт Вильгельм Гец в 1866 году в Санкт-Петербурге.
В пору своего расцвета, в 60-х годах прошлого столетия, «Мануфактурная компания Зингер» вступила на российский рынок. В 1896 году родилось русское акционерное общество «Мануфактурная компания Зингер» (с 1901 года — «Компания Зингер в России»). Однако ввоз готовых швейных машин из-за рубежа требовал немалых затрат, что приводило к удорожанию машин и, как следствие, к затруднениям в их сбыте. Поэтому решено было основать в России собственный механический завод. Выбор пал на Подольск, где летом 1900 г. общество приобрело участок земли и приступило к строительству. К 1902 году строительство завода было завершено.
В 1902 году начался выпуск первой продукции - так называемых семейных (бытовых) швейных машин. А к 1913 году валовая прибыль возросла в семь с лишним раз, выпуск швейных машин семейного типа достиг более 600 тысяч штук. ( Приложение 6)
В 1924 году с конвейера сошли первые советские машинки. А уже через год объем продукции вырос в 4 раза. Переломным для завода оказался 1928 год. До революции 75% деталей были импортными. С этого года подольская машинка стала полностью отечественной.
Позже появилась принципиально новая машинка типа «зигзаг», получившая название "Чайка". ( Приложение 7)
1.3. Роль швейной машинки в моей семье.
Наша семья большая и дружная, в ней проживает 6 человек. Три сестры, из них я самая младшая , мама с папой да бабушка. У нас есть две швейные машинки : одна старая , другая новая. Как они появились в нашей семье я расспросила родителей и бабу. Вот, что рассказала бабушка Екимкова Надежда Никифоровна: ( Приложение 8)
«Купил швейную машинку дед Иван где-то в 50-х годах двадцатого века, точной даты не помню. У нас семья тоже тогда была большая, и мне приходилось шить самой практически все вещи. Магазин в нашем селе Останинка хоть и был, но там продавались самые необходимые продукты питания, одежды в продаже было очень мало. Зато в наличии были различные ткани. Да и наше село находилось далеко от районного центра, дорог весной и летом практически не было. Они были непроезжими из-за продолжительных дождей. Хорошо у меня получалось шить юбки, платья девчатам , рубахи сыновьям да мужу. Эти вещи долго носились, передавались младшим, поэтому они до наших дней не сохранились. Но зато есть фотография , где я с мужем Иваном стою в одежде , сшитой своими руками. ( Приложение 9)
Точного названия швейной машинки бабушка не знала , все инструкции к ней были давно потеряны. Но просмотрев различные источники информации , которые мы искали вместе с мамой , мы пришли к выводу : Её название – «Зингер" , изготовленная на заводе города Падольска (прямострочная )
А вот что рассказала мне моя мама Екимкова Виктория Леонидовна про новую: ( Приложение 10)
«Наша новая швейная машинка появилась у нас совсем недавно. Называется она New Home.Купили мы её в городе Куйбышеве в 2010 году. На ней я шью простыни, наволочки, пододеяльники, юбки .Ещё я подкорачиваю и ушиваю некоторые вещи. Платья и брюки я не шью. Ведь, сейчас всё это можно купить в магазине»
Моя мама забыла ещё сказать что у машинки есть ножная педаль и что она электрическая. ( Приложение 11)
II . ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Микроисследование №1:: анкетирование учащихся школы
Расспросив своих родственников дома, мне стало очень интересно, а что знают о швейных машинках учащиеся и работники нашей школы, и какую роль они играют в их жизни. Я разработала для них специальную анкету, состоящую из 4 вопроса:
Анкета 1
У кого из вас есть дома швейная машинка?
Имеются ли в гардеробе школьника вещи, выполненные на заказ у портных?
Какие названия швейных машин вам известны
И вот какие результаты получили. (Табл.1)
Таблица 1
№ п/п | Вопросы | Количество человек |
| | |
1 | У кого из вас есть дома швейная машинка | 14 |
2 | Имеются ли в гардеробе школьника вещи, выполненные на заказ у портных? | 4 |
3 | Какие названия швейных машин вам известны | 5 |
Среди учащихся на вопрос : У кого из вас дома есть швейные машинки? Из 22 опрошенных у 14 имеются швейные машинки и ими до сих пор пользуются мамы и бабушки.
На вопрос: Имеются ли в гардеробе школьника вещи, выполненные на заказ у портных?
У 4 – имеются вещи, сшитые на заказ.
Когда я спросила о том, какие швейные машинки вам известны , оказалось, что только пятеро из опрошенных могли назвать компанию .
Вывод такой: Почти у многих школьников нашей школы имеются дома швейные машинки, но не все из них знают их названия. И не у многих есть в гардеробе вещей, выполненных на заказ у портных?
2.2. Микроисследование № 2: опрос работников школы:
Анкета 2
Есть ли у вас дома швейная машинка ?
Знаете ли вы, как называется ваша машинка?
Если есть , то назовите её название?
Вы предпочитает купить готовую в магазине?
Вы предпочитает вещи, сшитые по специальному заказу в ателье?
Умеете ли вы шить сами?
На предложенные вопросы отвечали 18 работников школы.
И вот какие результаты получили. (Табл.2)
Результаты опроса представлены в таблице
Таблица 2
№ п/п | Вопросы | Да | Нет |
1 | Есть ли у вас дома швейная машинка ? | 10 | 8 |
2 | Знаете ли вы, как называется ваша машинка? | 10 | 8 |
3 | Если есть , то назовите её название? | 10 | 8 |
4 | Вы предпочитает купить готовую в магазине? | 13 | 5 |
5 | Вы предпочитает вещи, сшитые по специальному заказу в ателье? | 5 | 13 |
6 | Умеете ли вы шить сами? | 8 | 10 |
![]()
Вывод :
СРЕДИ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ выяснилось, что из 18 опрошенных только у 10 имеются швейные машинки.
Из тех, у кого дома имеются машинки, попросили ответить на вопрос: Знаете ли вы, как называется ваша машинка? И из всех 10 человек, имеющих швейные машинки все назвали как они называются.
А вот когда я спросила у них : Умеете ли вы шить сами? То ответили лишь 8.
Я поинтересовались , кто предпочитает вещи, сшитые по специальному заказу, а кто купленные в магазине ? Оказалось, что большая часть, что не удивительно, предпочитают купить готовую вещь (13 человек), а лишь 5 - обычно заказывают вещи в швейных ателье. Никто из опрошенных взрослых не шьют себе вещи сами.
Заключение
В своей работе я постаралась ответить на поставленные мною вопросы и сделала следующие выводы:
Узнала в чём заключается польза швейной машинки;
Выяснена история происхождения швейной машинки и появления ее на российском рынке ;
Проанализирована научно-популярная и специальная литература, свидетельства и воспоминания очевидцев событий,
Проанализирована роль швейной машинки в моей семье.
Мама умеет шить не так уж и много вещей.
Швейная машинка – это не просто вещь. Это абсолютно «живое существо», которое о многом нам может рассказать. Так, например, машинка компании Подольская , принадлежащая моей семье , рассказала мне целую историю её появления.
Швейная машинка по – прежнему играет немаловажную роль в жизни человека. Ведь как приятно, когда ты одеваешь вещь, которая отличает тебя от других, которая есть только у тебя. Ведь, к сожалению, в наших магазинах очень трудно найти такую.
Теоретический материал моей работы, я думаю, найдёт широкое применение на уроках технологии при изучении темы «Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани ».
В результате исследования гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. Швейная машина – исключительно полезный атрибут в каждом доме.
Действительно, в нашем быстро меняющемся мире зачастую просто нет времени на походы в ателье. Для таких случаев, и не только, пригодится домашняя швейная машинка. А будет просто необходтма!
Литература:
Большая Российская энциклопедия. – М. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2007, с.556.
Большая Российская энциклопедия. – М. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2007, с.556.
Червяков Ф.И.; Сумароков Н.В. Швейные машины. – М, 1968.; Е. Чертанова "На полянке шерстяной пляшет тонконожка" ж. "А почему?" №6, 1994г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1

Костяная игла – прародительница швейной машинки.
Приложение 2
Голландия. Пошив парусов для кораблей (14 век.)
Приложение 3
Леонардо да Винчи разработал Первый проект машины для шитья одежды.
Приложение 4

Первые швейные машинки.
Приложение 5

Исаак Меррит Зингер
Приложение 6

г. Подольск. Завод по сборке швейных машин «Зингер».
Приложение 7

Швейная машина «Чайка».
Приложение 8
Екимкова Надежда Никифоровна.
Приложение 9

Екимков Иван Васильевич и Екимкова Надежда Никофировна.
Приложение 10

Екимкова Виктория Леонидовна Наша новая машинка New Home (моя мама)
Приложение 11



Изделия, которые шьёт моя мама.
13