СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Цифровая поэзия"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из задач  исследования было изучение особенностей цифровой поэзии. Путём исследования доказано,  что изучая математику, мы открываем новые слагаемые красоты, приближаясь к пониманию, а затем и к созданию красоты и гармонии. В работе выделены основные возможности цифровой поэзии в учебном процессе.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Цифровая поэзия"»

Районный конкурс учебно-исследовательских проектов

школьников «Эврика - ЮНИОР»



Секция: литературоведение



Цифровая поэзия.



Автор:

Карабанова Екатерина

ученица 5 класса

БОУ СОШ № 53 МО Динской район

п. Найдорф

Научный руководитель:

Тихомирова Евгения Александровна,

учитель математики БОУСОШ № 53

МО Динской район

п. Найдорф









2016 г



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 1

1. Как появились цифровые стихи 2

2. Особенности стихов из цифр 3

3. Разнообразие цифровых стихов 4

4. Примеры цифровых стихов 5

5. Польза цифровых стихов 7

6. Рифмы умножения 8

Заключение 10

Список используемой литературы 11


Цифровая поэзия.

Карабанова Екатерина

Динской район, п. Найдорф БОУ СОШ №53, 5 класс


Краткая аннотация.


Одной из задач исследования было изучение особенностей цифровой поэзии. Путём исследования доказано, что изучая математику, мы открываем новые слагаемые красоты, приближаясь к пониманию, а затем и к созданию красоты и гармонии. В работе выделены основные возможности цифровой поэзии в учебном процессе.




Введение.

Цифровой век принес с собой цифровую поэзию – стихи, записанные цифрами. Да, всё правильно: если в обычных стихах мы видим существительные, прилагательные, глаголы и наречия, то в цифровых стихах, как правило, присутствуют одни числительные. Формально все признаки стиха соблюдаются: есть в них и рифма, и, главное ритм и размер. Оказывается, что цифры могут «говорить» не только сухим языком математики и помогать в решении примеров и задач, а также выражать радость, грусть в стихах. Я узнала, как создаются стихи из цифр, каково их значение в мире и как нужно прочитать простые цифры, чтобы они превратились в полноценный стих. Ведь это не так уж и просто.

На уроке математики при изучении темы «Натуральные числа» учитель прочитала нам цифровые стихи, второй раз я встретилась с цифровыми стихами, только уже в другом качестве, участвуя в математическом КВН. Я заинтересовалась этими стихами, мне захотелось выяснить: когда впервые появились цифровые стихи, кто их авторы, где их можно применять и смогу ли я написать цифровое стихотворение.

Я выдвинула гипотезу, что изучая математику, мы открываем новые слагаемые красоты, приближаясь к пониманию, а затем и к созданию красоты и гармонии.

Цель работы: изучить цифровые стихи и выяснить возможности цифровой поэзии в учебном процессе.

Задачи:

  • изучить научную литературу по теме;

  • выяснить, в чем заключается особенность цифровой поэзии;

  • показать разнообразие цифровых стихов;

  • вызвать интерес у школьников к цифровой поэзии;

  • выяснить, можно ли применять цифровую поэзию в учебном процессе, и каким образом;

  • найти положительные и отрицательные стороны цифровой поэзии.

Объект исследования: цифровые стихи.

Методы исследования: изучение научной литературы, анализ, сравнение, беседы.

1. Как появились цифровые стихи

Современный цифровой век принес нам новый вид поэзии — цифровые стихи. Вы можете удивиться: как это стихи в цифрах и без единого слова? Именно! Цифровые стихи тем и отличаются от традиционных, что в них вместо слов зарифмованы различные цифры.

Когда точно появился этот вид поэзии сказать трудно. Одни утверждают, что цифровые стихи появились благодаря креативу программистов, которые стремятся все оцифровать. Другие утверждают, что мода на стихи в числах пришла к нам с Запада в 90-е годы XX века. Третьи говорят, что баловались написанием веселых цифровых стихов еще в школе задолго до всеобщей компьютеризации.

В цифровой поэзии используют только числительные. А для экономии места так числами и записывают. Однако по форме это настоящие стихи. В цифровых стихотворениях сеть и рифма, и ритм, и размер. Единственное, что в них может отсутствовать — это смысл. Но в цифровой поэзии смысл далеко не главная составляющая, поэтому без него можно вполне обойтись.

Как выглядят цифровые стихи? Например, вот так:

145 4 8

16 9 33

15 98

4 243.

Эти стихи больше похожи на машинные стихи. Ну да, а как же ещё назвать стихи, написанные на языке современной техники, языке цифр? Послушайте вот такую весёлую считалочку Германа Лукомникова:

8, 8, 50,

9, 9, 60

18, 19,

40, 40, 50.

7, 14, 1,

25, 31,

48, 48,

251.

А если у вас сейчас не то настроение, то вот, пожалуйста, грустный стих из цифр:

148 19

2 3 4 50

711 12

100000 360.

Даже по этим двум примерам можно понять особенности стихотворений из цифр. С одной стороны, они полностью абстрактны – практически всегда непонятно, о чём, собственно в них говорится. С другой стороны, в них хорошо чувствуются ритм и настроение автора. И этим цифровая поэзия похожа на музыку. Может быть, именно эту музыку цифр имел в виду знаменитый поэт Иосиф Бродский, когда однажды написал: «В цифрах есть нечто, чего в словах, даже крикнув их, нет».


2. Особенности стихов из цифр.

Зато у цифровых стихов есть особенность, отличающая их и от обычных стихов, и от музыки - их почти невозможно перевести для иностранцев. Вот глупости, скажете вы, ведь цифры одни и те же на всех языках и, значит, смысл цифрового стиха будет понятен и эскимосу, и негру преклонных годов одинаково. Это, конечно, верно, но при прочтении на иностранном языке и ритм, и рифма почти наверняка потеряются, то есть наш цифровой стих перестанет быть стихом. Чтобы убедиться в этом, попробуйте для примера прочитать на иностранном языке считалку, что была вначале. Или, наоборот, прочтите на русском языке вот этот цифровой стих, написанный кем-то на английском:

23 507 (twenty three five hundred seven)

13 4 7 85 (thirteen four seven eighty-five)

5 9 100 3 11 (five nine one hundred three eleven)

3000 4 45 (three thousand four forty-five)

11 87 13 (eleven eighty-seven thirteen)

14 5 89 16 (fourteen five eighty-nine sixteen)

903 3 7 30 (nine hundred three three seven thirty)

100 90 17 (one hundred ninety seventeen)

Сами видите (точнее, слышите), на русском это не стих, а ерунда какая-то. Правда, мне удалось написать короткий цифровой стих, который и на английском остаётся стихотворением. Убедитесь сами:

43 32 7 15 (forty-three thirty-two seven fifteen)

36 25 0 16 (thirty-six twenty-five zero sixteen)

Но такие двуязычные стихи - большая редкость. И потом, а как быть с другими языками? Ведь, например, грузин или китаец воспримут этот англо-русский стих просто как бессмысленный набор цифр. Так что у цифровых стихов есть свои плюсы и минусы. И, конечно, у них есть враги и поклонники. Одни считают, что стихи из цифр - ничего не выражающая чепуха и настоящие стихи должны писаться с помощью слов. Другие, и их немало - наслаждаются цифровыми стихами и считают, что за ними будущее.


3. Разнообразие цифровых стихов.

Читать цифровые стихи надо вслух и с выражением. Попробуйте, это очень просто. Достаточно произносить написанные числа и уловить ритм.

Не стоит думать, что цифровые стихи примитивнее традиционных стихотворений. Стихи в числах разделяют на жанры, определяют размер и прочее. Бывают веселые цифровые стихи, грустные цифровые стихи, стихи классиков в числах и т.д.

Вот стихи Пушкина в цифрах:

17 30 48

140 10 01

126 138

140 3 501.

Или стихи Маяковского в цифрах:

2 46 38 1

116 14 20!

15 14 21

14 0 17.

Чувствуете характерный для каждого поэта тон?

А вот, например, хайку в цифрах:

127 148 230.

14 12 20?

0…

А сравните веселые стихи в цифрах

2 15 42

42 15

37 08 5

20 20 20!

7 14 100 0

2 00 13

37 08 5

20 20 20!

И грустные цифровые стихи:

511 16

5 20 337

712 19

2000047

Согласитесь, что цифровые стихи обладают особым обаянием. Они намного ближе к музыке, нежели обычные стихотворения. Цифровые стихи развивают воображение, поскольку в них нет готовых, созданных поэтом, образов. Читателю дается полная свобода мысли. Поэтому цифровые стихи полезно читать вместе с детьми, так они научатся чувствовать ритм и разовьют воображение.

Вы и сами можете сочинять цифровые стихи. Главное, почувствовать ритм. Кстати, цифровые стихи — это прекрасная основа для постижения тонкостей теории стихосложения. Мелодичность стихотворения зависит от порядка чередования в нем ударных и безударных гласных. От того ударный или безударный первый слог зависит род стопы.

Всего существует пять стоп: ямб (1 — ударение на втором слоге), хорей (8 — первый слог ударный), дактиль (1000 — ударение на первом из трех слогов), амфибрахий (13 — ударение на втором из трех слогов) и анапест (50 — ударение на последнем из трех слогов).


4. Примеры цифровых стихов

Пушкин (я помню чудное мгновенье….)
17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501

(Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.)


Маяковский
2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17

(Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза.

Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза.)


Есенин
14 126 14
132 17 43…
16 42 511
704 83

170! 16 39
514 700 142
612 349
17 114 02

(Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.)


Веселые:
2 15 42
42 15
37 08 5
20 20 20!

7 14 100
02 00 13
37 08 5
20 20 20!

38 46
0 4 20
7 08 33
20 20 20!

45 108 2
47 16
3 4 502
20 20 20!

7 14 100 0
0 0 0 13
37 08 5
20 20 20!


Грустные:
511 16
5 20 337
712 19
2.000.047

3 1.512
16.025
11 0 3 15
100.006 0 2 0 5


Считалка

2 12 46,
48 3 06.
33 1 102,
8 30 32.


Маpш

18 17 ! 18 16 !
115 13 3006 !
90 17 ! 90 16 !
240 110 ! 526 !


частушки

10 40 5 15 1.000.000 14,
39 8 20, 25 11…

Что такое хорошо?
40 3 05 0 100,
3 15 40:
100 08 00 100,
100 08 40?

жили у бабуси…
40 38
2 128
1 10 1 10
2 128


Гимн России

16 13
12 4
17 15 14 2
13 16
4 12
15 14 132!


Антошка, Антошка…

первый куплет.

13,12,
120 30 40,
13, 12,
120 30 8 0.

припев.

3 16,
8 20,
18 40 20
35 12 10…


и ещё:

18*5 (Восемнадцать умножить на пять)
25:16 (Двадцать пять разделить на шестнадцать)
и опять 25, 25…
и уже никогда 18.



5. Польза цифровых стихов

Я познакомилась с цифровыми стихами двух видов. Один состоит только из цифр, в других цифры перемешаны со словами. Вы не поверите, но есть, оказывается, цифровые стихи вообще без цифр. Это особые стихи - запоминалки. Вот, например, такой несерьёзный стишок:

Два весёлых великана

Пьют «Тархуна» два стакана.

Требовалось придумать специальные фразы или стихи (они называются мнемоническими), помогающие запомнить телефонный номер 288-53-27. Большинство участников стали придумывать фразы, в которых надо было подсчитывать буквы в словах. Ну, например: Не торопитесь зажигать свечи – ещё не сумерки! Если выписать подряд числа, равные числу букв в словах этого предложения (не=2, торопитесь=8, зажигать=8 и т.д.), то как раз получится тот самый номер.

А вот автор стиха про весёлых великанов пошёл по другому пути – он использовал слова, начинающиеся на те же буквы, что очередная цифра в номере телефона (Весёлых – 8(восемь), пьют – 5(пять), Стакана-7(семь) и т.д.). Вот бы каждому из нас такую чудесную запоминалку для телефона! Ведь такой стих запомнить гораздо проще, чем число из семи цифр. А если бы в нём ещё что-нибудь говорилось о нас…

Но с помощью стихов запоминают не только телефонные номера. В математике существует замечательное число ПИ, равное 3, 14159265368…... Один математик написал даже интересную книгу об этом числе. Чтобы запомнить хоть несколько первых цифр в записи ПИ, они придумали множество стихов запоминалок. Вот два самых известных (во втором надо подсчитать буквы в словах):

  1. Чтобы правильно запомнить

Надо только верно счесть:

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девяносто два и шесть!

  1. Это я знаю и помню прекрасно:

ПИ многие знаки мне лишни. Напрасны.

У цифровых стихов ещё очень много возможностей. Например, можно использовать знаки математических действий (+, -, : и т.д.) или разные поэтические хитрости. Вот одна из них. С давних времён поэты пишут акростихи. На вид они вроде бы самые обычные, но первые буквы строчек, т.е. первый столбец таких стихов, образуют слово или даже предложение. В цифровых стихах, конечно, не получится зашифровать в первом столбце слово, зато там можно спрятать дату какого-нибудь известного события. Скажем, этот цифровой стих посвящён первому полёту человека в космос, а по его левому краю прочитывается дата этого великого события (12.04.1961).

1031 420

214 40+5

038 2ПИ/15

45000 745

10 3 в кубе 134

9 180 36

66030 (7-4)

140746!!!!!!

(Читается стих так: Тысяча тридцать, четыреста двадцать, Двести четырнадцать, сорок плюс пять, Ноль тридцать восемь, два пи на пятнадцать, Сорок пять тысяч, семьсот сорок пять.// Десять, три в кубе, сто тридцать четыре. Девять, сто восемьдесят, тридцать шесть. Шесть тысяч тридцать, семь минус четыре, Сто сорок тысяч семьсот сорок шесть!)

В общем, настоящий поэт может писать стихи даже при помощи калькулятора! Жаль, Что на уроках математики вместе с таблицей сложения не объясняют таблицу стихосложения. Но всё ещё впереди!


6. Рифмы умножения

Вспомним тяжкий труд младших классов - заучивание наизусть таблицы умножения. Ох, и мучение! И странное дело – некоторые произведения запоминаются легко, буквально «с лёту», а другие пока зазубришь. Например, знаменитые «пятью пять – двадцать пять» и «шестью шесть – тридцать шесть» откладываются в памяти моментально, более того – в компанию к ним просится лживое «семью семь – сорок семь». Оно и понятно – рифма! Жаль, что таких удачных совпадений очень мало.

Впрочем, совпадений ли? Так ли уж случайны эти примеры? Оказывается, нет! Они имеют свои математические корни, до которых я постараюсь докопаться.

Начнём с «пятью пять – двадцать пять». Оказывается, такое рифмованное произведение совсем не одиноко. К нему можно добавить и довольно складное «семью пять – тридцать пять», и слегка неуклюжее «девятью пять – сорок пять», и даже «трижды пять – пятнадцать» (в последнем случае рифма подкачала, но математика здесь, конечно, не виновата). И сразу становится понятно, что все наши примеры есть отзвуки одного и того же явления: если нечётное число (3. 5, 7 и так далее) умножить на 5, то результат будет оканчиваться цифрой 5. Пятиклассники легко это докажут, а кто помладше, может рассуждать, например, так. Вспомним, что умножение – это, по сути, многократное сложение. Другими словами, при умножении пятёрки на нечётное число мы должны сложить между собой нечётное количество пятёрок. Давайте-ка при сложении объединим их по парам. Тогда одна пятёрка останется без пары. Например, при умножении на 9 получится:

9*5 = (5+5)+(5+5)+(5+5)+(5+5)+5

Поскольку в каждой паре складываются пятёрки и получается 10, сумма всех пар оканчивается нулём. Значит, последнюю цифру произведения определит именно непарная пятёрка. Вот так!

Перейдём к «шестью шесть – тридцать шесть». И это рифмованное произведение вовсе не уникально. Посмотрите: «шестью четыре – двадцать четыре», «шестью восемь – сорок восемь» и на закуску «шестью два – двенадцать» (увы, опять последняя рифма не ахти). Здесь бросается в глаза другая закономерность: если чётное число (2, 4, 6 и т.д.) умножить на 6, то результат будет оканчиваться той же цифрой. Причина заключается в том, что 6=5+1. Поэтому при умножении любого числа на 6 можно отдельно умножить его на 5 и к результату добавить то же число. При умножении чётного числа на 5 результат будет оканчиваться нулём (в этом мы убедились чуть выше – помните объединение пятёрок по парам?), и потому, добавив ещё раз исходное число, получим в конце ту же цифру. Например:

6*8=(5+1)*8=5*8+1*8=40+8

Вот так-то! Лёгкие для запоминания рифмы – произведения – вовсе не счастливая случайность, они имеют строгое математическое обоснование. Ну, а другие (типа 9*8=72) приходится запоминать без всяких скидок и льгот. А жаль!


Заключение.

Оказывается, что цифры могут «говорить» не только сухим языком математики и помогать в решении примеров и задач, а также выражать радость, грусть в стихах. Я узнала, как создаются стихи из цифр, каково их значение в мире и как нужно прочитать простые цифры, чтобы они превратились в полноценный стих. Ведь это не так уж и просто!

Цифровые стихи обладают особым обаянием, ярко выраженным ритмом, какой-то необычной энергетикой и, при желании, большой информативностью. Недалекие, культурно непродвинутые читатели могут возразить, что, мол, какая же это поэзия – где слова, образы, чувства поэта? На что я отвечу, что цифровые стихи ближе к музыке – ведь в музыке тоже нет слов и готовых образов, но она красива и волнительна.

Гипотеза, которую я выдвигала в начале работы, подтвердилась. Изучая математику, я открыла новые слагаемые красоты, приблизилась к пониманию, а затем и к созданию красоты и гармонии!

Цифровые стихи можно использовать на уроках математики, для активизации познавательной деятельности и при закреплении материала, на уроках музыки, для развития чувства ритма, во время проведения внеклассных мероприятий, для расширения кругозора.

Математика – это наука, в которой еще много непознанного и неизвестного. И цифровые стихи - только маленькая ступенька в большой мир открытий, куда мне предстоит еще шагнуть.


Список используемой литературы

1. Журнал «Фокус», 2009, №9

2. Журнал «Математика для школьников», 2010, №3

3. Журнал «Компьтерра», Москва, 2011, №1

Интернет-ресурсы:

4. http://offline.computerra.ru/2002/465/20951/

5. Источник: http://www.adme.ru/svoboda-kultura/cifrovye-stihi-436305/ © AdMe.ru

6. http://www.dol.ru/users/levinb/glup_fr.htm