СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Вороний праздник"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы – расширить знания о живой природе родного края, об отражении природы в культуре ханты и манси

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Вороний праздник"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя школа №12»















Учебно-исследовательская работа

«К нам ворона весну приносит»











Автор: Мигедярова Вероника, 5В класс

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12»

Руководитель: Быкова Светлана Семёновна

учитель биологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя школа №12»











г. Нижневартовск

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

2016 год

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………. 2

Обзор литературы……………………………………………………………………………………….. 2

Методика ………………………………………………………………………………………………….….. 3

Основная часть ……………………………………………………………………………………………. 3

Биология серой вороны ……….………………………………………………………………….…. 3

Традиции празднования Вороньего дня………………………………………………….... 5

Образ вороны в народном творчестве……………………….…………………………..… 10

Заключение …………………………………………………………………………………………..…… 10

Литература ………………………………………………………………………………………………… 10



































Введение

Изучение родного края представляет особый интерес, так как позволяет прикоснуться к истории его формирования, найти сведения об экологических особенностях природы, ее красоте, воспитывает любовь к малой родине, гордость за нее, формирует уважительное, бережное отношение к историческому наследию своего края.Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека - родина».

Изучать живую природу родного края можно беспредельно, особенно интересно шаг за шагом преодолевать этот путь, накапливая знания о животном мире нашего округа, отношении к ней коренных народностей – ханты и манси. Объектом для изучения выбрана традиция празднования «Вороньего дня» и центральная фигура в ней – серая ворона.

Цель работы – расширить знания о живой природе родного края, об отражении природы в культуре ханты и манси

Задачи:

  1. в литературе найти научные сведения овороне серой, описывающие её биологию;

  2. познакомиться с традициями празднования Вороньего дня у народов ханты, манси;

  3. посетить местный историко-краеведческий комплекс для пополнения знаний об этом обряде.

Предмет исследования – биология, экология, этнография

Объект исследования – ворона серая, культура коренных народностей ханты, манси

Актуальность темы:с 2012 года «Вороний день»стал праздником автономного округа и ежегодно отмечается во вторую субботу апреля.Это – один из самых почитаемых праздников на Севере.

Изучение данной темы представляет познавательный интерес, собранные сведения можно использовать на уроках биологии, а также классных часах, посвященных краеведению.

Место исследования – г. Нижневартовск, МБОУ «СОШ № 12», срок исследования – сентябрь-ноябрь 2014 года, продолжительность всей работы – сентябрь 2014 - апрель 2015 год

Обзор литературы

  1. Молодин В.И. Знакомьтесь: ханты. «Наука» Новосибирск 1992

  2. Ругина Вилена. Праздники народа ханты «Ямальский меридиан», 2001, №4, С.40-41

  3. Соколова З.П. Путешествие в Югру. М. 1982

  4. http://gublibrary.ru

  5. http://otorten.ru/zaplatin.html

  6. http://www.animalist.ru/?action=show_pic&n=24052009011918&artist=Nils

  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/серая ворона

Методика

  • анализ имеющейся в школьной и городской библиотеках научной литературы по теме, ее изучение;

  • поиск тем в Интернете, также их изучение, отбор нужного материала;

  • критическое чтение отобранного материала, анализ на соответствие теме.

Основная часть

У северных народов есть несколько традиционных праздников, посвященных животным и птицам как символам природных явлений или свойств характера: это и Проводы Лебедя, и праздник Трясогузки, и Медвежий праздник.

С 2012 года в соответствии с законом Ханты-Мансийского автономного округа

«О празднике и памятной дате Югры» День коренных малочисленных народов Севера «Вороний день»стал праздником автономного округа и ежегодно отмечается во вторую субботу апреля. Объект поклонения достоин и нашего внимания.


Биология вороны серой

Се́рая воро́на (лат. Corvus cornix) – вид птиц из рода воронов.

Внешний вид. Голова, крылья и хвост чёрные, туловище серое. Длина около 50 см, масса тела 460-690 г.

Ворона в снегу


В среднем несколько крупнее грача, плотнее сложена, имеет более высокий и крепкий, изогнутый по коньку клюв. В полете отличается от него помимо окраски несколько более широкими и тупыми крыльями, слегка наклоненным вниз клювом. Туловище серое, голова, «манишка», крылья, хвост черные со слабым металлическим блеском. Радужка темная, клюв и ноги черные. Молодые отличаются буроватым налетом, «мутными» (голубыми) глазами, розовой ротовой полостью.

Голос – разные модификации карканья, наиболее частый сигнал – хриплое «карр» с закрытым звуком в конце. По земле передвигается широкими шагами, в случае опасности начинает «скакать». Живёт в Центральной и Восточной Европе, Западной Сибири, Передней Азии.


Питание

Воро́ны – всеядные птицы, питаются насекомыми, птенцами и яйцами, грызунами и ящерицами, лягушками, рыбой; растительной пищей – семенами различных растений, как и самими растениями, а также пищевыми отбросами.

Общеизвестны сообразительность ворон и их умение использовать предметы окружающей обстановки; например, если городской вороне попадается орех в скорлупе, она может бросить его на дорогу и подождать, когда автомобиль его раздавит, после чего спокойно съедает. В 70-80 годы двадцатого века, когда в магазинах продавалось молоко в полулитровых картонных пирамидках-тетраэдрах, вороны часто воровали эти пакеты, уносили в укромное место, пробивали клювом в картоне дыру и пили молоко. Чтобы пакет не выскальзывал в полете из клюва, ворона заранее клювом перегибала один из углов пакета.


Размножение


Гнездо серой вороны в городской среде

Десятидневные воронята


Сезону размножения предшествует ток с воздушными играми, погонями, кувырканьем в воздухе. Новое гнездо партнеры строят каждый сезон. Серая ворона начинает гнездиться в марте-апреле (в зависимости от климата). Гнезда устраивают в парках и скверах, в развилке толстых ветвей деревьев, опорах ЛЭП, подъёмных кранах, за водосточными трубами. Гнезда строят из сухих веток или тростника, скреплённых глиной и дёрном, кроме того, нередко используют проволоку, выстилают гнездо перьями, травой, паклей, ватой, тряпками, синтетикой. Возле гнезда ведёт себя осторожно и незаметно. Самка откладывает 4-6 голубовато-зеленых с темными крапинками яиц, в период с конца марта до мая. Насиживает их одна самка, в течение 18-19 суток, круглосуточно не покидая гнезда, самец кормит её в период насиживания. Через 25 дней вылупляются птенцы, кормят их оба родителя. Размеры яиц: (38-42) × (28-32) мм. Птенцы вылетают примерно в середине июня, еще некоторое время держатся вместе с родителями, которые их подкармливают. В июле семейные стайки распадаются.

К осени вороны в больших количествах концентрируются вокруг свалок, помоек и других источников корма. Размножаются на 2-5-й год жизни. Максимальный точно известный возраст – 20 лет.

Серая ворона на гнезде


Образ жизни

Ворона прекрасно различает и соответственно реагирует на просто прогуливающегося человека и на охотника с ружьём. Также вороны способны проявлять смекалку, например, запоминать места спрятанной добычи, возвращаясь за ней по необходимости или скидывать с большой высоты орехи.

Несмотря на небольшие размеры вороны бесстрашно защищают своих птенцов. Если птенец выпадает из гнезда – лучше не пытаться взять его в руки – вороны сразу же начинают кричать, привлекая сородичей, собираются в большом количестве и атакуют незванного гостя, будь то кошка, собака или человек. Во время атаки стараются подлетать сзади, клевать в голову или глаза. Вороны запоминают обидчика и при следующем его появлении обязательно поднимут крик и шум.

Ареал

Восточная Европа, Скандинавия, Малая Азия, территория России с запада до Енисея. Оседло-кочующий вид, полностью исчезает в зимний период только с северной периферии ареала. Один из наиболее синантропных представителей врановых, типичный обитатель городов. Существуют как полностью оседлые городские популяции, так и популяции, гнездящиеся в естественных ландшафтах, а также переходные. Многие особи, обитающие в лесах, сельской местности, проводят зиму в пригородах и городах.


Традиции празднования Вороньего дня


Ворона


Хантыйский древний праздник «Ворнахатл»-

Явленье птицы, символ новой жизни.

Вороне в тундре каждый рад:

Близка весна.

Ворона - первый признак.


У птицы просят мудрости, добра,

Готовят стол из угощений разных.

И рады дети - множество забав

Приносит им весенний первый праздник!


А. Тарасова «Ворона»


Обрядовая деятельность – важнейший компонент духовной культуры любого народа. Описание и изучение обрядов дает представление о богатстве этой культуры, помогает понять истоки многих современных традиций. Особое место среди традиционных обрядов занимают те, которые посвящены различным календарным праздникам, ежегодно повторяющиеся.

В календаре ханты и манси, или как их раньше называли – обских угров, год состоит из четырех сезонов: лета (лун), осени (сус), зимы (таль) и весны (тови). Однако календарь начинал год весной, в марте-апреле. И только в прошлом столетии коренные народы перешли на общепринятый календарь, начинающий год с 1 января. Каждый месяц у северных народов обозначен природными изменениями и деятельностью человека в этот период, поэтому и носит соответствующее название.

Первым праздником по календарю обских угров является Вурна Хатл или Вороний день. Ненцы, ханты и манси отмечают его 7 апреля. Вурна хатл (Вороны день) – Торумангки хатл (Богини матери день) по-хантыйски, Урин-эквахотал - по-мансийски.

Легенды, связанные с праздником

  1. Давным-давно это было. Прилетела как-то ворона в наш северный край. Летала-летала, вокруг никого нет, пусто. Холодно и хмуро. Собралась тогда ворона с силою и каркнула во все горло. Полетело ее громкое «кар-кар» над просторами Севера, над могучей рекой Обь, отозвалась в Уральских хребтах. От этого крика ожила Земля. С этого дня начался род ханты. И был этот день седьмым от начала месяца твердого наста. И стали этот день называть «Ворнга хатл» — «Вороний день».

  2. По преданью, давным-давно ворона белой была. И жила она с людьми, в чуме.Но вот наступили трудные времена. Людям не то, что живность кормить - самим есть нечего стало. И отправилась ворона на поиски пищи. Полетела в сторону от чума. Недолго она кружила, увидела падаль, наклевалась вдоволь, повернула обратно. Встретили ее люди и глазам не поверили: улетала птица белая, а вернулась - черная. А когда узнали, что наелась она падали, то выгнали прочь из чума. Потому что, как бы ты не бедствовал, а до низости такой опускаться нельзя. Прогнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И они, как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона - первая вестница весны на Севере.

Празднование вороньего дня 7 апреля совпадает с христианским праздником Благовещение Пресвятой Богородицы. В представлении обских угров ворона ассоциируется с женским духом, а вороний день – с солнцем. Ворона считается источником жизни, покровительницей женщин и детей. Прилет вороны связывается с приходом весны и тепла, ведь именно вороны прилетают первыми, начинают вить гнезда и громко каркают, пробуждая природу. В этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова. На ветки березы вешают связки калачей и баранок. Также на ветки деревьев повязывают лоскутки из ткани с завязанными в них монетами, желая близким людям всего наилучшего в жизни.Вороний день является одним из самых почитаемых праздников на Севере. Ворона – первая птица, которая прилетает на Север после долгой зимы, когда ещё лежит снег. Поэтому и отношение к ней особое. Ворона – предвестница весны. Первые ручьи, первые проталинки, первые ростки, первый сок на берёзах, первые оленята на стойбище – всё это весна! Не случайно у народов ханты и манси есть такая поговорка: “К нам ворона весну приносит”.


   Начало весны праздновали многие народы Сибири, но у хантов и манси этот праздник имеет ряд характерных особенностей. По мнению хантов и манси, "вороны приносят весну". Это представление связано с особенностями поведения этих птиц. Они первыми прилетают, начинают вить гнезда, громко каркают, словно пробуждая саму природу. В представлениях и обрядах обских угров вороны выступают также покровительницами женщин и детей. В вороньей песне, записанной на Северной Сосьве, есть такие слова: "С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся, долгоживущие мальчики пусть родятся!"


   У северных ханты в этот день обычно с раннего утра жители стойбищ едут в гости или сами принимают гостей. Царит приподнятое настроение, женщины хлопочут по хозяйству, готовят угощение, варят «соломат» – мясной суп. Хозяева выставляют на стол самые лакомые блюда, которые обычно берегут для угощения уважаемых гостей. В этот праздник мужчине нельзя брать в руки топор, а женщине – иголку. 
Из священных лабазов и нарт достают личные, семейные, родовые фигурки духов (лунх), которых угощают кровью и жиром жертвенного животного и обряжают в новые одежды.

     На праздник приходят с лоскутами ткани, в которые завязывают монеты, которые потом с пожеланиями родным и близким здоровья и добра, удачи и счастья привязывают на ветки священного дерева: у мужчин и детей – это кедр, у женщин – береза. Хозяева дарят гостям подарки: женщинам – платки или отрезы из сукна, мужчинам – рубашки, яркие завязки для кисов, детям – всевозможные гостинцы. После праздника все на прощание обязательно кланяются священному дереву, трижды поворачиваясь вокруг собственной оси по ходу Солнца. 

По представлениям аганских хантов, ворона радуется рождению человека. По их обычаям, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые ребенку уже не нужны. Поэтому мокрый цап (стружки из мягкой древесины, которые насыпались в люльку) из детских люлек складывали в одно место на окраине селения под пеньком. И ворона, прилетев с юга, в холодные дни садилась на эти теплые стружки – лапки свои грела. Ведь она прилетала первой, в апреле, когда
оттепели сменяются заморозками, и у нее мерзли лапки. Садилась на теплые стружки и говорила: "Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки" Кроме того, у аганских хантов покровительницами женщин выступали две вороны. Женщины хранили их изображения, изготовленные отцом или старшим братом, и забирали с собой, когда выходили замуж и переезжали в новое жилище. А когда улетает ворона в теплые края, то на прощание пролетает над селением и приговаривает: «Пусть больше появляется на свет мальчиков, пусть больше появляется на свет девочек. Когда я вернусь сюда весной, будет где мне лапки свои погреть». Старые люди говорили, что ворона - хорошая птица, она радуется рождению.

Вороний праздник в каждом селении проводится по-своему.
Однако схожими традициями, по нашему мнению, является то, что перед началом обряда женщины собираются на окраине леса. Разводят костры, готовят пищу, накрывают на столы. Детвора крутится возле столов. Потом все вместе кидают кусочки еды в сторону леса, как будто для ворон, чтобы они принесли удачу, счастье, тепло и солнце. Отдельно возле березки поставили стол с угощеньями, на веточки привязывали ленточки, яркие лоскутки, кто-то повязал платочек с монетками. Это все дары для духов.












Образ вороны в народном творчестве

Чуман с ручкой в виде вороны




Заключение

Итак, мыпознакомились с культурой хантов, в основе которых лежит редчайшая гармония человека с природой. Испокон веков ханты и манси относились к природе с любовью и почитанием, всегда жили с ней в гармонии, свято берегли её и хранили. Эти народы являются носителями самобытной культуры, неоправданно вытесняемой в последнее время современным влиянием разных народов и производства.

Нам было интересно узнать о традиционных обрядах того народа, на исконной территории которого мы проживаем. Покоряет трепетное отношение хантов и манси к природе, её почитанию. Заставляет задуматься о своем месте в окружающем нас мире.

В дальнейшем планируем изучить и другиеобъекты живой природы, которые нашли отражение в мифологии, культе, обрядовых праздниках коренных народов моей малой родины – Югры.

Литература

  1. Молодин В.И. Знакомьтесь: ханты. «Наука» Новосибирск 1992

  2. Ругина Вилена. Праздники народа ханты «Ямальский меридиан», 2001, №4, С.40-41

  3. Соколова З.П. Путешествие в Югру. М. 1982

  4. http://gublibrary.ru

  5. http://otorten.ru/zaplatin.html

  6. http://www.animalist.ru/?action=show_pic&n=24052009011918&artist=Nils

  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/серая ворона

6