СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Исследовательское обучение в совре¬менной образовательной практике»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем.Работая в школе, я стараюсь сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

Просмотр содержимого документа
««Исследовательское обучение в совре¬менной образовательной практике»»

Тюкало Ирина Ивановна

«Исследовательское обучение в совре­менной образовательной практике»

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 2 г. Новополоцка», 8(029)710-48-71


Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стреми­тельно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. Становится все более очевидным, что умения и навыки ис­следовательского поиска в обязательном порядке требуются не толь­ко тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку

Ни для кого не является секретом, что детская потребность в ис­следовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечат­лений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментиро­вать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рас­сматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное, естествен­ное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через ис­следование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. Считаю, что в современном динамичном мире принципиально важно, чтобы психическое развитие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития.

Обобщая свой опыт по теме «Исследовательское обучение в совре­менной образовательной практике», я перед собой поставила следующие цели:

- определить круг знаний, необходимых учителю по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках, во внеурочное время в начальных классах;

- показать наилучшие варианты работы по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках, во внеурочное время, выявленные мною за 10 лет педагогической практики.

Работая в школе, я стараюсь сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Развивая детское творчество, при работе над исследованием, решаю следующие задачи:

- замечать любые исследовательские проявления учащихся;

- создавать условия для развития исследовательских способностей на уроках и во внеклассной работе.

Особых «секретов» у меня нет. Все используемые виды и приёмы работы описаны в методической литературе. Убеждена: чтобы научить ребенка писать исследовательскую работу, учитель начальных классов должен освоить несколько правил. Правило первое: исследование – это творчество, т.е. создание высказывания с позиций иследовательской деятельности учителя и учащегося. С позиции учителя исследовательская деятельность - это стимулирование воображения учащегося младших классов; создание атмосферы, в которой ребёнок может проявить себя как исследователь, т.е. обеспечение потребности исследования.

Основными этапами исследовательской деятельности являются:

  1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить на­правление будущего исследования).

  1. Определение сферы исследования (сформулировать основные
    вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти). Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обо­значить границы исследования).

  2. Выработка гипотезы (разработать гипотезу, в том
    числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи).

  3. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать ме­тоды исследования).

  4. Определить последовательность проведения исследования.

  5. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные зна­ния).

  6. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать
    полученный материал, используя известные логические правила и приемы).

9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, под­готовить сообщение по результатам исследования).

10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками
и взрослыми, ответить на вопросы).

Все исследовательские работы учащихся выполнялись по этой схеме. В зависимости от темы и ряда условий какой-то из мо­ментов доминировал, какой-то несколько сворачивался.


С позиции учащегося исследовательская деятельность – это грамотное планирование содержания своего исследования; творческий подход к этапу накопления материала; грамотное формулирование своих мыслей, изложение их по порядку и рецензирование [12, с.287-293].

Какими могут быть темы детских исследований? Все бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы детей я условно объединила в три основные группы:

• ФАНТАСТИЧЕСКИЕ - темы, ориентированные на разработку
несуществующих, фантастических объектов и явлений.

Например, учащийся делает проект космического корабля, создает какую-то волшебную машину или прибор. Все это может быть создано только в вербальном варианте, а может быть воплощено в техническом рисунке или даже макете, склеенном из бумаги, смонтированном из картонных коробок, упаковок из-под продуктов или косметики.

• ЭМПИРИЧЕСКИЕ - темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Это наиболее интересное и перспективное направление исследо­вательской деятельности учащихся. Проведение исследований, включаю­щих собственные наблюдения и эксперименты, очень ценно в плане развития самого исследовательского поведения и в плане приобрете­ния новых сведений о мире. Эти исследования требуют большой изобретательности. В качестве предметов детских наблюдений и экс­периментов могут выступать практически все объекты: и сами люди,и домашние животные, и явления природы, и самые разные неоду­шевленные предметы.

Например, мои третьеклассницы Канциял Н. и Ридлевич Д. долго не могли выбрать тему для собственного ис­следования. И когда они, отчаявшись, обратились ко мне, я просто ограничилась советом быть наблюдательней. Девочки восприня­ли совет буквально, и итогом их наблюдений стала замечательная ра­бота, названная ими впоследствии: «Книга рекордов нашего класса». Понаблюдав за своими одноклассниками, они определили, кто в какой области «самый-самый». Кто-то, таким образом, оказался самым «спортивным», кто-то самым «модным», кто-то «лучшим футболис­том», а кто-то «лучшим математиком», кто-то быстрее всех читал, а кто-то лучше всех пел. Каждому нашлось свое определение, потому что каждый, по мнению исследователей, оказался замечательным в какой-то собственной области.

• ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ - темы, ориентированные на работу по изу­чению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных тео­ретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что можно увидеть в фильмах или прочитать в книгах, и др.

В настоящее время издается много очень хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста. Это создает прекрасные условия для проведения теоретических исследований даже с учащимися младшего школьного возраста.

Например, можно собрать в разных справочниках и энциклопедиях информацию об определенной группе пород собак, устройстве парус­ных кораблей прошлых веков, истории музыкальных инструментов или развитии компьютерной техники и др. Обобщив эту информацию, мож­но найти интересные закономерности, незаметные для поверхностного взгляда. Структурировав полученные данные, можно представить выяв­ленные сведения для обсуждения в коллективе сверстников.

Из всех тем исследовательских работ теоретические - самые сложные. Обычно такие темы могут и любят разрабатывать младшие школьники, входящие в категорию одаренных учащихся. Здесь от учащегося требуется интерес к анализу и синтезу, способность к классифици­рованию и категоризации, любовь к суждениям и умозаключениям, для успеха в этой работе необходимо хорошо развитое ассоциативное мышление и интуиция.

Если теоретические исследования - удел преимущественно ода­ренных учащихся, то все они с большой охотой проводят эмпирические
исследования, и многим интересно фантазировать и изобретать что-
то необычное.

Приведу несколько выводов по поводу выбора темы исследований. Я условно назвала их «Правилами выбора темы исследования».

1.Тема должна быть интересна учащемуся, должна увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффек­тивна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать
возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает инте­рес. Тема, навязанная учащемуся, какой бы важной она ни казалась нам,
взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того чтобы
выбрать тему, интересующую учащегося, нужно знать его интересы и
склонности. Суметь услышать, понять, почувствовать его интересы -
сложная, но вполне решаемая педагогическая задача.

2.Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести
реальную пользу участникам исследования. Подвести учащегося под ту
идею, в которой он максимально реализуется как исследователь,
раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полез­ные знания, умения и навыки - задача сложная, но без ее решения
эта работа теряет смысл.

На первый взгляд может показаться, что это правило противоре­чит первому. На самом деле «идеальная» для каждого учащегося в дан­ный момент его развития тема - результат, находящийся на грани между первым и вторым правилом. Искусство взрослого при проведе­нии данной работы в том и состоит, чтобы помочь учащемуся сделать такой выбор, который он считал бы своим.

3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент
неожиданности, необычности. Познание начинается с удивления,
а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном
случае следует понимать не только как способность найти нечто
необычное, но и как способность нестандартно смотреть на тради­ционные, привычные предметы и явления.

Это правило ориентировано на развитие важнейшей характерис­тики творческого человека - умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления, отличает истинного творца от посредственного, творчески неразвитого человека.

4.Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена
относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте у учащегося невысока. Долго целена­правленно работать в одном направлении ему обычно бывает очень трудно.

Поэтому часто приходится наблюдать, что увлеченно начатая и не доведенная сразу до конца работа (рисунок, постройка и др.) так и остается незаконченной. Выполнить исследование «на одном дыха­нии» практически очень сложно. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому,чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Кроме этого, выбирая тему, надо учитывать:

  • Возможный уровень решения. Естественно, что проблема долж­на соответствовать возрастным особенностям детей. Эта позиция ка­сается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня ее пода­чи, имеется в виду ее формулировка и отбор материала для решения.
    Одна и та же проблема может решаться учащемися разного возраста на
    разных этапах обучения по-разному, с различной степенью глубины.

  • Желания и возможности. Выбирая проблему, нужно учесть,
    есть ли необходимые для ее решения средства и материалы. Отсут­ствие литературы, необходимой «исследовательской базы», невоз­можность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхно­стному решению. Поверхностное решение рождает «пустословие».
    А это не только не содействует, а напротив, существенно мешает раз­витию творческого мышления, основанного на доказательном иссле­довании и надежных знаниях.

Помогая учащемуся выбрать тему, стараюсь сама держаться бли­же к той сфере, в которой сама чувствую себя одаренной. Исследо­вательская работа делается ребенком совместно со мной, поэтому тема должна вызывать интерес не только у учащегося, но и у меня. Для того чтобы этот интерес соблюсти, стараюсь ориентировать учащихся на то, что интересно мне, что у меня вызывает интерес, на то, в чем я сама хорошо разбираюсь.

Особо подчеркну, что педагог тоже должен чувствовать себя ис­следователем. Работая в традиционном репродуктивном режиме, убеждена, что нельзя научить учащегося тому, чего не знаешь сама. Принципиально иначе все это выглядит в исследовательском обучении. Исследуя проблему с учащимся, можно приобретать знания вместе с ним, помогая друг другу, мы можем открывать для себя но­вые горизонты. Это один из самых результативных путей обучения творчеству.

Самыми сложными в работе с учащимися младшей школы являются темы «теоретические». Учащемуся очень трудно самостоятельно работать с теоретической информацией, но некото­рые справляются с этой ра­ботой и делают ее с удовольствием и высокой продуктивностью.

В последнее время нередко приходится слышать о том, что учащиеся наши стали меньше читать. Так ли это? Сказать трудно, но одно из­вестно точно, книг издается с каждым годом все больше и больше, и книги эти содержат много ценнейшей уже найденной информации, которую далеко не всегда следует открывать заново. Многое из этого просто надо воспринять, осмыслить, понять, усвоить. А исследовать эмпирически надо преимущественно то, что еще неизвестно. Не сле­дует забывать и того, что сам процесс освоения информации, уже добытой и сконцентрированной в книгах, а также в их ближайших помощниках и конкурентах - фильмах, глобальных компьютерных сетях - может иметь исследовательский, творческий характер.

Мыслительная обработка этой информации - высокоинтеллек­туальная аналитическая и при этом творческая деятельность. Здесь мы напрямую подходим к тому, что всегда именовалось теоретиче­ским мышлением. О важности теоретического мышления много и хо­рошо писали в разное время многие известные психологи. Теория, подчеркивали они, формирует общие способы решения проблем, не требуя при этом частной проработки в каждом конкретном случае. Формируя единый, общий, а потому экономичный способ решения, она позволяет вырабатывать общие способы действий

Отчасти поэтому наиболее сложны и полезны в педагогическом плане для учащегося исследования, условно называемые теорети­ческими. Они проводятся на основе изучения текстовых и иллюстра­тивных источников. К таким источникам можно отнести уже назван­ные нами: книги, фильмы, интернет. Учащийся, как правило, собирает в итоге такого исследования большую информацию. Ее надо не только понять, но и проанализировать, сопоставить между собой, обобщить.

Опыт показывает, что обычно за исследова­ния такого рода добровольно берутся только одаренные учащиеся. Боль­шинству учащимся значительно интереснее просто фантазировать, созда­вая несуществующие объекты с какими-либо сверхвозможностями, либо проводить «живые» наблюдения и эксперименты. Подчеркну еще раз, что очень важно стимулировать и сохранять у учащегося жаж­ду экспериментирования и фантазирования, умение анализиро­вать и синтезировать информацию, как добытую самостоятельно, так и найденную другими, - интеллектуальная работа более высокого по­рядка. Этому также следует обучать учащегося, без этого нет и не может быть настоящего исследователя.

В отечественном образовании всегда трепетно относились к кни­ге, всегда существовал ее культ. Книга во все времена рассматрива­лась как основной источник знаний, правда, при этом речь обычно шла о знаниях, усваиваемых преимущественно репродуктивно. От­части поэтому родилось противопоставление «книжного» и «исследо­вательского» обучения. Отсюда вошедшие в обиход и ставшие крыла­тыми прозвища и фразы типа «книжный червь», «бумажная душа», «...я жизнь учу не по учебникам». Действительно, книга часто предла­гает уже готовую, добытую кем-то информацию. Но разве всегда кни­га пишется как плохой, примитивный учебник? Настоящая книга мо­жет и должна будить исследовательскую мысль, подталкивать к инте­ресным идеям, наводить на новые оригинальные размышления.

В наше время издается бесконечно много энциклопедической, справочной литературы для детей самых разных возрастов. Большин­ство этих книг прекрасно иллюстрированы, содержат краткие и ин­формативные тексты. Книги эти базируются на современных науч­ных достижениях, в них доступные детям материалы для сопоставле­ния, анализа и синтеза, проведения самых разных изысканий. Это делает их незаменимыми помощниками в самых разных педагоги­ческих делах, и исследовательская практика учащегося в этом плане не является исключением.

Вместе с тем мы нередко сталкиваемся с непрофессиональными текстами, непригодными для учащегося, но предлагаемыми как детская, учебная литература. Я считаю, что по требованиям теории обучения все учебные книги, кроме прочих задач, обязательно должны реали­зовывать три важнейшие функции учебной литературы: информа­ционную, мотивационную и развивающую. Всякая учебная книга должна нести позитивный информационный заряд и должна быть потенциально способна обеспечить ребенка новыми научными зна­ниями. Всякая учебная книга должна пробуждать, мотивировать ин­терес к описываемой проблеме. Всякая учебная книга должна давать импульс к развитию интеллекта, креативности, активизировать пози­тивные личностные свойства.

Приведу пример проведения исследования, квалифицируемого как «теоретическое».

Второклассница Ксюша ездила на каникулах с родителями в Египет. Девочку пора­зили грандиозные пирамиды, заинтересовало своеобразное величест­венное искусство Древнего Египта. Итогом этих первых наблюдений и впечатлений стал подлинный, глубокий интерес к культуре этой древней страны. Поэтому, когда мы с учащимися в очередной раз выбира­ли темы предстоящих исследований, Ксюша без колебаний заявила, что она будет исследовать искусство Древнего Египта.

Вместе с Ксюшей мы определили, что итогом ее изысканий должен стать обстоятельный доклад об архитектуре и искусстве Древнего Египта. Поскольку поездок в Египет больше не предвиделось, изучать решили по книгам историков и искусствоведов, документальным и ху­дожественным фильмам. С большим трудом давалось Ксюше изучение текстов Всемирной истории искусств. Тексты эти написаны для специ­алистов, в крайнем случае, для студентов специальных вузов. Но это обстоятельство не только не пугало девочку, а даже напротив, будило в маленьком исследователе чувство гордости, придавало работе осо­бую значимость, а поведению явно ощущаемую серьезность.

Известно, что любой второклассник способен прочитать текст, способен многое запомнить, но здесь требовалось нечто большее. Из сложного, объемного, «взрослого» текста следовало выбрать самое основное, найти факты, свидетельствующие о том или ином явлении и подтверждающие главные мысли. Требовалось доказать и проил­люстрировать все, что было выявлено в ходе исследовательского поиска.

В день защиты набранный на компьютере текст небольшого докла­да был роздан одноклассникам.Во время защиты Ксюша рассказала о своих находках, показала в качестве иллюстраций репродукции из книг. Я подготовила небольшую презентацию. Основные акценты она расставила несколько иначе, чем это при­нято во взрослых исследованиях, посвященных подобной проблемати­ке. Ее заинтересовал не столько своеобразный стиль искусства Древ­него Египта, сколько моменты, связанные с бытом и жизнью фараонов, жрецов и знати, а также простых жителей Древнего Египта. Архитекту­ра и искусство служили иллюстрацией изложенной точки зрения.

Доклад вызвал живой отклик у одноклассников. Они с неподдель­ным любопытством расспрашивали Ксюшу о том, «кто и зачем строил пирамиды»; «как делались мумии»; «как, не имея строительной техни­ки и даже железных инструментов, древние строители смогли воздвиг­нуть такие сооружения». Не на все вопросы исследователь дала точ­ные ответы, многие из этих ответов и профессионалам точно не изве­стны. Важно, что учащаяся, наряду с полезной и интересной самостоя­тельно структурированной информацией, получила первый опыт теоре­тического исследования.

На всех этапах этой работы я ясно осознаю, что ос­новной ожидаемый результат - развитие творческих способнос­тей, приобретение учащимся новых знаний, умений и навыков. Точ­нее говоря, я имею в виду, что в данном случае я имеем дело не с одним «результатом», а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать тот, что создает учащийся «своей головой» и руками -доклад, макет, проект, отчет и тому подобное. Второй - самый важ­ный, назовем его педагогическим.

Для педагога главный результат этой работы не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное учащимся сообщение, «технический рисунок» или даже склеенный из бумаги макет. Педаго­гический результат - это прежде всего бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психи­ческих новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Оба эти результата хорошо видны во время защиты учащимися собственных исследовательских работ. В этой связи «защита итогов» приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы.

«Обучая других, обучаешься сам» - эта точная мысль Я. А. Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту за­кономерность, учащийся, изучивший что-либо, часто стремится рас­сказать о том, что узнал, другим. Поэтому этап «защиты» выполненной исследовательской работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завер­шенным. Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.

Подчеркну, что о выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естествен­но, что защита работы должна быть «публичной», с привлечением как авторов других работ, так и зрителей. В качестве таковых могут быть не только одноклассники, но и учащиеся других классов, а так­же учителя, родители, гости школы. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится убеждать других, доказывая свою точку зрения.

Я провожу защиту обычно как праздничное мероприятие. Пер­воначально проводились одна-две защиты в течение учебного года, впоследствии я пришла к выводу, что защиту следует прово­дить чаще, по мере готовности проектов. Если в классе подготовлено к защите пять-шесть работ, можно объявить проведение защиты, а остальные учащиеся могут представить свои работы в следующий раз. Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри. В состав жюри должны войти люди, авторитетные для учащихся. У нас это были исследователи-учащиеся старших «моих» классов, исследовательские работы которых занимали первые места на предыдущих конкурсах и родители. Как по­казывает опыт, наиболее результативно работает жюри из пяти-шести человек плюс один ведущий. Каждый член жюри получает бланк для отметок.

Время представления работы, как показал опыт, целесообраз­но ограничить 4-5 минутами. Также необходимо ограничить и время «вопросов и ответов». Сделать это лучше всего за счет снятия повто­ряющихся и малосущественных вопросов. Эта работа обычно возла­гается на меня, ведущую защиту.

По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хо­рошо доложил об итогах собственной исследовательской работы, но и тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.

Я опробовала два варианта оценивания детских исследователь­ских работ. Первый - простое ранжирование, по итогам которого присуждались дипломы первой, второй, третьей степеней. Впослед­ствии я пришла к выводу, что в этой работе лучше проводить под­ведение итогов не по принципу ранжирования, а отмечать работы по номинациям. Например: «За самый интересный эксперимент», «За самую оригинальную тему», «За самый логичный доклад», «За лучшее историческое исследование» и т.п.


Работа должна быть развивающей. Я развиваю у учащихся потребность в написании увиденного, услышанного, прочитанного, учу без боязни делиться своими переживаниями, развиваю потребность описывать красоту окружающей природы, красоту человека, приобщаю к миру прекрасного, помогаю выбрать тему исследо­вания; включаю в коллективный исследовательс­кий поиск; учу, как вести сбор материала; как подготовить и провести защиту исследовательских работ .

Cвоим многолетним опытом делюсь с учащимися Полоцкого колледжа УО «Витебский государственный университет имени П.М.Машерова», отделение «Начальное образование». Будущим учителям показывала уроки по разным темам. На практике показывала, что исследование – это один из эффектив­ных способов познания окружающего мира ребенком. Проводила мастер-класс в собственном кабинете средней школы №2 г.Новополоцка для учащихся 3-4 курсов отделения «Начальное образование» Полоцкого колледжа. Такая совместная деятельность помогает будущим учителям начальных классов лучше освоить систему работы с учащимися по методике проведения учебных исследова­ний, помогает им приобрести опыт творческого подхода к уроку.

Считаю: задача учителей начальной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся освоить первые навыки исследовательского поиска. И чем раньше начнется эта работа, тем быстрее осуществится продвижение учеников в общем развитии.

Мы должны активизировать интерес к обучению посредством собственного опыта, называемого еще «исследовательским обучением», стремиться максимально приблизить учебную деятельность учащегося к познавательной, способствовать формированию у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфе­ре человеческой культуры.











Литература:

  1. Бине А. Измерение умственных способностей. - СПб., 1998. Еланский П.П. Педология. - М., 2000.

  2. Брунер Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации. - М., 1977.

  3. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование: Логико-психологи­ческий анализ. - М., 1979.

  4. Бачков И.В. Групповые методы в работе школьного психоло­га. - М., 2002.

  5. Вентцелъ К.Н. Свободное воспитание: Сб. избр. трудов/Под ред. Л.Д. Филоненко. - М., 1993.

  6. Всесвятский Б.В. Исследовательский подход к природе и жиз­ни. - М., 1926.

  7. Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрас-те//Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984. - Т. 2.

  8. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. - М., 1991.

  9. Де Бона Э. Латеральное мышление. - СПб., 1997.

  10. Дзикики А. Творчество в науке. - М., 2001.

  11. Доман Г. Дошкольное обучение ребенка. - М., 1995.

  12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 1997. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М., 1994. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения за­дач. - М., 2001.

  13. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педаго­гических поисках. - М., 1994.

  14. Кудрявцев В. Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. - М., 1997.

  15. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопро­вождение одаренного ребенка. - М., 2002.

  16. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. - М., 2000. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми. - М., 1991.

  17. Матурана Р.У., Варела Х.Ф. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания. - М., 2001.


















Приложение 1



ЗАЩИТА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Следует помнить, что на все выступление отводится не более 5–7 мин. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1–2 мин, но не более. Ни о теме (ее уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Если вы не сумели заинтересовать аудиторию за отведенное по регламенту время, его продление только усилит непонимание и раздражение слушателей.

Подготовку доклада лучше всего начать с продумывания его структуры. Четкое и ясное представление о работе у самого докладчика – залог понимания его аудиторией. Доклад можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков.

Первая часть по сути кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы. Для того чтобы ваш доклад вызвал интерес аудитории, очень важно правильно настроить слушателей с самого начала вашего выступления. Существует несколько способов привлечения внимания аудитории. Например, вы можете начать выступление с приведения примера, интересной цитаты, образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, с истории, случая, задания проблемы или оригинального вопроса.

Во второй части, самой большой по объему, вам нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. Поэтому не забудьте после краткого изложения содержания глав реферата отдельно подчеркнуть, в чем состоит новизна предлагаемой вами работы; это могут быть использованные впервые по отношению к данному материалу методики, достигнутые вами результаты исследования.

При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы. Демонстрируемые материалы должны оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствующим в аудитории.

В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам. Постарайтесь в заключении создать кульминацию выступления, предложите слушателям поразмышлять над проблемой, покажите возможные варианты дальнейших исследований, используйте цитату по теме реферата известного ученого.


Особое внимание обратите на речь докладчика. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Если докладчик старается говорить быстро, проглатывая окончания слов, тихо, невнятно, то качество его выступления снижается. Спокойное, последовательное и хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям. Но использование научного стиля отнюдь не означает пренебрежение к использованию образных сравнений, необычных контрастов, фактов, позволяющих удерживать внимание аудитории.






Приложение 2


ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

(методические рекомендации)


Принято считать, что оформление – незначительный, чисто формальный этап создания рукописи научного исследования. На самом деле это не так. Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы.

Основные формы представления результатов научной работы:

– текст научного сочинения;

– статья, тезисы;

– доклад, сообщение;

– отчет и т. д.

Основные требования к оформлению:

по содержанию:

– обоснование актуальности темы;

– главный тезис;

– аргументация, доказательства и факты, подтверждающие выдвинутый тезис;

– основные выводы;

по срокам представления:

– за 1 месяц до начала конференции;

по форме представления:

– в 2 экземплярах off line;

– в электронной версии на дискете;

– в формате Word 6.0, 7.0, 8.0;

– шрифт 14, Times New Roman.


Статья представляет собой самостоятельный научный текст, где исследователь излагает собственные мысли по проблеме. Структура статьи схожа со структурой текста научного сочинения, но представляет его как бы в миниатюре. В начале статьи выдвигается ее главный тезис, который затем подвергается аргументированному доказательству в основной части. В заключении статьи помещаются выводы, подтверждающие либо опровергающие все вышесказанное.

Заметим, что обе эти формы – и статья, и тезисы – создаются на основе текста собственно научного сочинения, где подробно рассматривается весь ход исследования и описываются его результаты. Поэтому особое внимание мы уделим именно этому главному, фундаментальному варианту оформления итогов научной работы.

Начинается оно с компоновки подготовленных текстов по главам, в соответствии с примерной структурой работы. После того как главы сформированы, следует их внимательно прочитать и отредактировать, как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить цифры и факты, сноски, цитаты и т. п.). Сразу же после прочтения каждой главы и осуществления правки приступают к написанию выводов к соответствующей главе. Вывод обычно содержит изложение сущности вопроса, разбираемого в главе, и обобщение результатов проделанного анализа.

Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения к работе.

Затем следует составление библиографического списка.


Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по определенным правилам, которые предполагают указание автора работы, название темы работы, фамилии, имени, отчества и сложности, научной степени и звания научного руководителя.


Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения.


Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать в себя:

– формулировку темы;

– актуальность исследования;

– проблему исследования;

– объект, предмет;

– цель, задачи;

– гипотезы;

– методы исследования;

– этапы исследования;

– структуру исследования;

– его практическую значимость;

– краткий анализ литературы.

Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 2–3 страницы.

Основная (содержательная) часть работы может содержать 2–3 главы. (Название этой части как основной скорее связано с ее большим, чем у остальных частей, объемом, нежели со значением, так как, например, введение является ничуть не менее значимой частью работы).

Первая глава обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования.

Вторая-третья главы описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.


Заключение обычно составляет не большее 1–2 страниц. Основное требование к заключению – оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.

Библиографический список требует особой точности при составлении.


Приложение 3


Примеры правил оформления

в списке различных вариантов изданий


Книга одного и более авторов:

1. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллектцентр, 2001. – 296 с.

2. Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. – М.: Российское педагогическое общество, 1998. – 354 с.

3. Госс B. C., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Категории современной науки: Становление и развитие. – М.: Мысль, 1984. – 268 с.


Сборник с коллективным автором:

Теоретические проблемы и технологии инновационного менеджмента в образовании: Сб. науч. статей / Сост. О. С. Орлов. – Великий Новгород – РИС, 2000. – 180 с.


Статья из газеты и журнала:

Михайлов Г. С. Психология принятия решений // Журнал прикладной психологии. – 2001. – №5. – С. 2–19.


Статья из энциклопедии и словаря:

Бирюков Б. В., Гастев Ю. А., Геллер Е. С. Моделирование // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1974. – Т.16. – С. 393–395.

Инновация // Словарь-справочник по научно-техническому творчеству. – Минск, 1995. – С. 50–51.



Приложение 4


Особый статус имеет такая рубрика научного текста, как приложение.

Приложение – это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста. По содержанию среди приложений различают копии документов, статистические материалы и т. п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др.

Основные требования при оформлении приложений:

– размещаются после библиографического списка;

– в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;

– каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.

Еще одна особая часть основного текста – это примечания.

Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом:

а) в круглых скобках;

б) подстрочно (оформляются как сноски);

в) после параграфов или глав.

В качестве примечания выступают:

– определение терминов или устаревших слов;

– справочная информация о лицах, событиях, произведениях;

– перевод иностранных слов и предложений;

– пояснения основного текста;

– примечания помещаются в основной текст в виде сноски.


Иллюстрации к исследовательской работе размещаются в целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности.

Рисунки лучше размещать сразу же после первого упоминания о них в контексте работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок можно разместить на следующей странице.


Таблицы, как и рисунки, располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Все таблицы должны иметь заголовки, которые кратко характеризуют содержание табличных данных.


Цитаты в тексте работы (во всех вариантах) обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок.

При изложении концепции какого-либо автора можно обходиться и без цитат. В этом случае основные мысли автора описываются в точном соответствии с оригиналом по смыслу. Но и в этом случае обязательно делать сноску на источник.

Цитаты можно привлекать и для иллюстрации собственных суждений. Однако исследователь должен быть крайне аккуратен в цитировании и тщательно следить за его правильностью. Неполная, умышленно искаженная и подогнанная под цель исследователя цитата отнюдь не украшает его работу и не прибавляет ей значимости.


Приложение 5



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ


(Оцениваются: оформление, содержание, защита)



Параметры

Максимальная оценка

I. Содержание исследовательского проекта (max = 100 баллов)

– сформулирована личная цель исследования участника проекта

10

– поставлены исследовательские задачи

10

– содержание работы соответствует целям и задачам

10

2. Умение видеть проблему и находить пути решения

30

– сформулирована проблема исследования

10

– указаны пути решения проблемы

10

– есть обоснование выбранного пути

10

3. Наличие вывода, отражение собственной позиции

15

4. Соблюдение требований к оформлению творческой работы

25

– выходные данные (информация об авторе, учреждение, название)

5

– разнообразие источников информации

10

– соблюдение норм русского языка

10

II. Публичное представление исследования (max = 30 баллов)

5. Логичность, последовательность изложения

10

6. Ораторское мастерство (убедительность, доказательность, грамотность речи)

5

7. Оригинальность представления содержания и результатов исследования

10

8. Организованность (техническая и организационная готовность)

5




Приложение 6




УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

(методические рекомендации для учащихся)


Учебно-исследовательская деятельность требует определенной подготовки как учащегося, так и педагога. В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из ее участников. Предлагаемые рекомендации затрагивают ключевые моменты подготовки и проведения учебно-исследовательской работы в школе и могут служить ориентиром в названной деятельности учащихся и учителей.

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.


К элементам исследовательской деятельности относятся:

1. Методы исследования.

2. Наличный экспериментальный материал.

3. Интерпретация данных и вытекающие из них выводы.

Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.



1. Объектная область, объект и предмет.

Работа над любым исследованием начинается с определения названной “системы”. Ее составляют три элемента: “объектная область”, “объект” и “предмет” исследования. Этот этап предшествует выбору темы исследования. Дадим краткие определения каждого из элементов “системы”.




1. Определение объектной области исследования, объекта и предмета исследования

2. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснования предмета их актуальности

3. Изучение научной литературы и уточнение темы

4. Формулирование гипотезы

5. Формирование цели и задач исследования


Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике, биологии, литературе, физике и т. д.

Объект исследования – это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект – это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования.

Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.

2. Тема, проблема и актуальность исследования.

Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.

Основные критерии выбора темы:

– желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития ученика, т. е. имела непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;

– очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником. В какой-то мере это может напомнить традиционные отношения “мастер–ученик”;

– тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература. Например, “Особенности мхов и лишайников городской лесопарковой зоны”. Заявленная тема не требует труднодоступных приборов или сложных полевых условий.

Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т. е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.

Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т. п.

3. Изучение научной литературы и уточнение темы

Одним из удобных способов оформления извлеченной из текста информации традиционно является составление на ее основе специальных карточек. Карточки каждый может оформлять по своему усмотрению, они создаются для вашего личного пользования, поэтому должны представлять информацию удобным для вас образом (см. схему). Можно дать общие советы. Например, нумеровать карточки и обозначать шифром тему вписанной информации для легкости ее обнаружения в дальнейшем, когда ваша картотека разрастется. Карточки должны быть одинаковыми по размеру и заполняться с одной стороны. Как правило, на одной карточке помещается одна цитата, но информацию по одному и тому же вопросу с разных страниц можно группировать вместе, не забывая при этом указывать номер каждой страницы.


Схема

Основное содержание цитаты

(кратко)

Глава ___________

§___

Содержание цитируемого материала

(если дословно, то обязательны кавычки; излагаемые своими словами факты, оценки, выводы автора кавычек не требуют)

Библиографические данные издания

(с обязательным указанием страницы)


4.Определение гипотезы

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. Сначала обратимся к определению самого понятия.


Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

– быть проверяемой;

– содержать предположение;

– быть логически непротиворечивой;

– соответствовать фактам.


При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: “если..., то...”; “так..., как ...”; “при условии что...”, т. е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.

5. Цель и задачи исследования

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.

Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели:

– определение характеристик явлений, не изученных ранее;

– выявление взаимосвязи неких явлений;

– изучение развития явлений;

– описание нового явления;

– обобщение, выявление общих закономерностей;

– создание классификаций.

Формулировку цели исследования также можно представить различными способами, традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них.


Можно поставить целью:

– выявить;

– установить;

– обосновать;

– уточнить;

– разработать.

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Предложим одно из определений понятия “задача”.

Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.



Приложение 7

Темы исследовательских работ начальной школы

Я и моя семья

Темы исследовательских работ и проектов младших школьников о семье:
Война и наша семья
Генеалогическое дерево моей семьи
Имя в жизни человека
Моя родословная
Лента времени моей семьи
Награда в нашем доме
Праздники нашей семьи
Письмо моей бабушки внуку
Семейные традиции
Семейные реликвии
Спортивная жизнь моей семьи
Наш дом. Наш двор

Окружающий мир

Темы исследовательских работ младших школьников о природе:

Деревья и кустарники

А у нас ананас!
"Белая береза под моим окном"
Береза моя, березонька!
Вечнозелёная красавица леса
Жизнь леса
Кто красит листья в зеленый цвет?
Лес - наш друг
Мой райский сад
Мой любимый фрукт апельсин
Новогодняя красавица
Отчего осенью листья меняют цвет?
О вершках и корешках, или Почему ветви тянутся к солнцу, а корни в землю
Полезные свойства калины
Портрет яблони
Почему в яблоке не прорастают семена?
Путешествие косточки
Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
Почему у елки колкие иголки?
Русская берёзка
Что мы знаем о древесной коре?
Что такое береста?
Что такое листопад?
Этот мексиканский незнакомец – авокадо
Яблоня и яблоко
Янтарь — волшебные слезы деревьев
Я садовником родился

Растения и ягоды

Темы исследовательских работ начальной школы о растениях:
В гостях у белой кувшинки
Можно ли использовать растение одуванчик в пищу?
Мой маленький мир дикорастущих растений
Одуванчик — маленькое солнышко
Портрет земляники
Посмотрите, одуванчик!
Почему не из каждого семени зарождается новая жизнь?
Почему подсолнух называют цветком солнца?
Почему растёт растение
Про вершки и корешки
Природное сообщество – луг
Роль растения в жизни человека
Что за ягода малина?
Что мы знаем о подсолнухе?
Ягодная азбука
Ягода Арбуз

Комнатные растения

Темы исследовательских работ начальной школы о комнатных растениях:
Выращивание кактусов в домашних условиях
Зелёный подоконник в школе
Кактус – колючий друг
Кто ты, кислый лимон?
Лечат ли комнатные растения простуду?
Мир кактусов
Мир растений на подоконнике
Можно ли вырастить в домашних условиях кактус большого размера?
Можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке?
Мои зеленые друзья
Мой любимый цветок - бегония
Мой цветник
Мой сад
Мой чудо-цветок
Моё увлечение — кактусы
О комнатных растениях
Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
Секреты "бабушкиной герани"
Удивительные кактусы
Фиалка для мамы
Фиалки в подарок бабушке
Что мы знаем о лимоне?
Огород
Аптека на грядке: бабушкина капуста
Ах, картошка, картошка!
Ах, морковка, объеденье!
Без окон, без дверей полна горница людей
"Весёлая фасоль"
Где лучше растет лук?
Где растут мочалки?
Загадки про овощи и фрукты
Кто его раздевает, тот слезы проливает
Любимая картошка в жизни нашей семьи
Лук от семи недуг
Наблюдение за развитием лука
Наш друг — лук порей
Нужна ли подкормка рассаде кабачков?
Обитатели приусадебного участка
Опыт с фасолью. Проращивание
Органическое земледелие
Откуда к нам пришли помидоры и почему их так назвали
Подбор растений для альпинария
Польза картофеля для здоровья человека
Помидор — плод здоровья
Праздник картофеля — Бульба
Сеньор-помидор
Фасоль - хороший или плохой сосед на грядке?
Раз горох, два горох…
Что наша жизнь? Игра? Нет – кабачковая икра!
Ступеньки жизни. История жизни фасолевого семечка

Лекарственные растения

Темы исследовательских проектов начальной школы о лекарственных растениях:
Бабушкина аптека
Крапива. Что я знаю о ней?
Лекарства- сорняки
Лечат ли комнатные растения простуду?
Нежность ромашки — для души и тела
Отчего крапива жжется?
Польза алоэ
Я не степью хожу, я хожу по аптеке...

Цветы

Темы исследовательских работ младших школьников о цветах:
Выгонка гиацинта к 8 Марта — "Подарок маме"
Вырастим тюльпаны сами, а потом подарим маме
Мои любимые розы
Подари цветок маме
Наблюдение за ростом и развитием садовых и сортовых тюльпанов
Подсолнух – солнечный цветок
Почему пахнут цветы?
Почему у бабушки на даче самые красивые цветы
Путешествие по царству цветов. Ландыш
Путешествие по царству цветов. Лотос
Путешествие по царству цветов. Одуванчик
Путешествие по царству цветов. Подснежник
Сохрани ландыш майский!
Тюльпан для мамы
Цветок Солнца
Цветок для мамы
Цветы для дома и души
Цветы в саду и дома
Чудесный мир ароматов
Я маме букет подарю…

Грибы

Темы исследовательских работ начальной школы о грибах:
Грибное лукошко
Его величество боровик
О чём говорят нам названия грибов?
Плесень — это тоже гриб!
Ты, лисичка, рыжий гриб!
Удивительное царство грибов
Удивительная находка
Угадай-ка грибок!
Что за гриб на тонкой ножке?

Животные

Темы исследовательских работ начальной школы о животных:
Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
Крокодиловы слезы
Кролики
Кто живет у нас в лесу?
Кто как приспосабливается к окружающему миру
Кто под бугорком живёт?
Кто строит дом на реке?
Кто такие ежи и что мы знаем об их жизни?
Кто такой слон?
Кто ты, собака?
Кулинарные пристрастия белочки
Любимое домашнее животное
Люблю тебя, мой друг мохнатый!
Любознательный зверёк — белка
Люди и кошки
Люди и дельфины
Мамонты — древние и могучие
Медведь сказочный и настоящий
Мир забавных животных
Мир зебр
Мир китов
Мир лошадей
Мир собак
Может ли хомяк заменить байбака, а байбак хомяка?
Мой пудель
Мой кот
Мое домашнее животное — немецкая овчарка
Мое любимое животное — дельфин
Можно ли подружиться с лошадью?
Мои домашние питомцы
Мои загадочные кошки
Мои кошки
Мои любимые кролики
Мои любимые лошадки
Мои любимые хомячки
Мои питомцы
Мои четвероногие друзья
Мой верный друг - собака
Мой домашний питомец — сирийский хомячок
Мой домашний питомец — скотч-терьер
Мой любимчик — морская свинка
Мой пушистый ласковый кот Рыжик
Мой рыжий непоседа — кот
Мой щенок: первый месяц жизни
Морская свинка — идеальное животное для детей любого возраста
Моя любимая кошка
Моя любимая собака
Моя удивительная встреча с дельфинами
Наблюдение за бобрами
Наблюдение за золотистыми хомячками
Наблюдение за развитием крольчонка при искусственном вскармливании
Наблюдения за домашними и дикими мышами
Нам не страшен серый крыс!
Наш любимый зоопарк
Необычные факты про обычного ежика
Нора – это дом. Жилища животных
О леопардах
Образ жизни и поведение моего кота
Образ жизни летучих мышей
Один день из жизни хомяка
О кошках
Олени — наши друзья
Отличие в поведении больших и маленьких собак
Очень длинношеее животное под чудным названием — жираф
Поведение домашних свиней
Поведение кошек
Потерянный мир динозавров
Почему вымерли динозавры?
Почему киты всплывают на поверхность и выпускают фонтан воды?
Почему корова даёт молоко?
Почему на Земле вымерли динозавры
Почему скрипит косатка
Почему тигр полосатый?
Почему у Хомки толстые щечки?
Почему у кошки в темноте светятся глаза?
По следам уссурийского тигра
Привычки и повадки моих кошек
Про зайцев...
Пушистые чудики
Рядом с нами живут белки...
Свинья ли свинья?
Собака - друг человека
Собака друг человека или человек друг собаки?
Собака — настоящий друг
Содержание и воспитание щенка
"Существа, любящие нас больше, чем самих себя"
У кого длиннее хвост?
У кого язык на ноге?
Удивительные кошки
Удивительные дельфины
Удивительный мир динозавров-великанов
Умели ли динозавры летать?
Умеют ли животные считать?
Умственные способности кошки
Усы, лапы и хвост, или Что хочет сказать нам кошка?
Хвостатые гидростроители
"Хвостик, хвост, хвостище"
Хомяк в поисках истины
Хомячки-пуховички
Хорёк. Может ли он заменить кошку?
Царь динозавров
Чей нос лучше?
Чем заяц отличается от кролика
Чем лечатся слоны?
Что я знаю о дельфинах
Что я узнал о кошках
Что мы знаем о кошках?
Ягуар — величественный хищник
Я за любовь ко всем собакам







34