СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательское обучение

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Истоки практики исследовательского обучения.

Особое развитие идеи исследовательского обучения получили в конце ХIХ – начале ХХ в. – в период утверждения реформаторской педагогики. Необходимость утверждения исследовательского подхода в образования наиболее четко выразил Константин Николаевич Вентцель: «Ребенок по натуре своей  утилитарист и практик, только в более позднем возрасте начинает просыпаться чисто теоретический интерес к знанию, и чем более глубокие корни будут пущены этим теоретическим интересом в практике жизни, тем он сам окажется жизнее, живучее, устойчивее».[1] Исследовательскому поведению и его использованию в обучении ученый придавал огромное значение. Он неоднократно подчеркивал, что на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», призывал поддерживать и «питать в нем дух неугомонного искания истины», «лелеять проснувшуюся жажду знания».

В это время выступил с пропагандой и реализацией идей исследовательского обучения американский философ и педагог Джон Дьюи. В процессе обучения, по его мнению, надо исходить из четырех детских инстинктов - инстинкта делания, исследовательского, художественного и социального инстинктов. Для этого школьное обучение должно быть организовано так, чтобы ребенок оказывался в позиции исследователя. По мнению ученого, в ходе собственной практики, в процессе «делания» у ребенка возникают познавательные потребности и формируются познавательные интересы; они пробуждают его исследовательский инстинкт, который способен сделать обучение увлекательным. Дж.Дьюи возмущало то, что в школе очень мало места для самого ребенка, для его активной, самостоятельной исследовательской работы: «Мастерская, лаборатория, материалы, инструменты, при помощи которых ребенок мог бы строить, творить и самостоятельно исследовать даже необходимое место для этого – все это в большинстве случаев отсутствует».[2]

 

[1]              Вентцель К.Н. Идеальный детский сад //Свободное воспитание: сб. изб. Трудов /под ред. Л.Д.Филоненко. –М., 1993. – С. 43.

[2]              Дьюи Дж. Школа и общество //Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. –М., 1971. –С.521.