Урок №5
Тема урока: Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
1. Работа с эпиграфами, которые характеризуют личность Раскольникова:
Свидригайлов о Раскольникове:
«Он, кажется, вообразил себе, что и он гениальный человек, - то есть он в том некоторое время уверен».
Разумихин о Раскольникове: «Ужасно высоко себя ценит».
Из черновиков Ф.М.Достоевского, связанных с образом Раскольникова:
«В его образе выражается... мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу. Его идея: взять во власть это общество... Деспотизм - его черта... Он хочет властвовать - и не знает никаких средств. Поскорей взять власть и разбогатеть. Идея убийства и пришла ему готовая».
Считаете ли вы, что эти высказывания совершенно точно характеризуют поступки Раскольникова?
2. Исследование (по III части):
1) Рассказать о «теории» Раскольникова. Как он разделяет всех людей и почему? Можете ли вы сказать, что она - одно из страшных порождений нашего безумного мира?
Почему ему понадобилось убийство, ведь он уже себя причислил к людям «необыкновенным»?
Какое доказательство ему потребовалось?
Были ли у него сомнения относительно своей принадлежности к высшему разряду?
5) Действительно ли Раскольников продумал свою «теорию» до мельчайших деталей?
Как, по-вашему, Раскольников мог бы ответить на вопросы: «К какому разряду людей - «высшему» или «низшему» следует отнести его мать и сестру?»
«Захотят ли близкие люди воспользоваться деньгами старухи?» «Не разрушается ли его теория от подобных вопросов?»
7) Почему свое преступление («эксперимент») он оценивает как «неудачу»?
(«Нет, те люди не так сделаны; настоящий властелин, кому все разрешается, громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полумиллиона людей в Московском походе и отделывается каламбуром в Вильне... Нет, на этаких людях, видно, не тело, а бронза!»).
I. Какую роль выполняет в романе разговор студента и офицера, услышанный Раскольниковым (часть I, глава VI)?
II. Почему под топор Раскольникова автор подводит и беззащитную Лизавету?
III. Почему в убийстве старухи Раскольников признается Соне Мармеладовой?
Материал для учителя:
Родион Раскольников создал свою теорию классификации людей: все делятся на «властелинов» и «людей обыкновенных». Первых - очень мало в мире, это те, кто осуществляет прогресс общества, такие, как Наполеон или Ньютон. Главное, что они управляют «людьми обыкновенными». Удел «обыкновенных» - подчиняться и размножаться.
Следователь Порфирий Петрович понял «теорию» деления людей на «сор» и на «необыкновенных»: «сор» должен жить в абсолютном послушании законам, а «необыкновенные» могут лепить из покорного материала все, что вздумается, имеют они и право на любые преступления.
Раскольников пытается дать «теории» благородное обоснование: «необыкновенный» человек имеет право разрешить своей совести проливать кровь «обыкновенных» единственно в том случае, если этого требует «исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества)». Чем спасительнее и больше идея, тем больше «необыкновенные» имеют право «перешагнуть через кровь».
Ради какой-нибудь идеи, как это сделал Наполеон, можно погубить миллионы людей. «Необыкновенный» «имеет право разрешить своей совести перешагнуть... через иные препятствия... если исполнение его идеи... того потребует». Сам Раскольников причисляет себя к «властелинам», но чтобы это закрепить, он решается на чудовищный эксперимент - убийство старухи. «...Главное - власть! Над всеми тварями дрожащими, над всем муравейником». Герой Достоевского задал себе страшный вопрос: «Тварь ли я дрожащая или право имею?».
Такие воззрения были нередки во второй половине XIX века, хотя еще Пушкин отмечал: «Мы все глядим в Наполеоны...». Страшная теория «наполеонства», допускающая насилие, витала на российской почве, удобренной семенами нигилизма и революции.
Раскольников рассуждал так: «По-моему, если бы Кеплеровы и Ньютоновы открытия, вследствие каких-нибудь комбинаций, никоим образом не могли бы стать известными людям иначе как с пожертвованием жизни одного, десяти, ста и так далее человек, мешавших бы этому открытию или ставших на пути как препятствие, то Ньютон имел бы право и далее был бы обязан... устранить этих десять или сто человек, чтобы сделать известными свои открытия человечеству».
«Теория» будет углубляться. Позднее Соне Раскольников скажет, что над людьми «кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее? Так доселе велось и так всегда будет?».
«О, как я понимаю «пророка», - входит в экстаз Родион Романович, ставя себя на место «плюющего на многое» властелина, - с саблей, на коне: велит аллах, и повинуйся «дрожащая тварь»! Прав, прав пророк, когда ставит где-нибудь поперек улицы хор-р-рошую батарею и дует в правого и виноватого, не удостаивая даже и объясниться! Повинуйся, дрожащая тварь, - и не желай, - не твое это дело!»
Величие таких людей, которые льют кровь «как шампанское», а затем их «называют ...спасителями человечества», для Достоевского более всего воплотилось в Наполеоне. Для Раскольникова это главный авторитет, только ему позволительно «плюнуть» на миллионы людей. Раскольников в своем чудовищном эксперименте вознамерился испытать себя Наполеоном, по его примеру убить свою совесть и человечность, чтобы обрести способность убивать других.
Свою идею Раскольников пытается облагородить благой целью служения человечеству. Убить «смешную старушонку», завладеть деньгами и делать множество добрых дел — таковы мысли героя. Но математический подход к добрым делам не всегда уместен.
Любая теория не может быть продумана до такой степени, чтобы ее потом не разрушил живой жизненный процесс. Раскольников бы не сумел мать или Дуню определить в какой-нибудь «разряд» людей. Задумав одно убийство, совершает второе и чуть не становится причиной гибели Миколки. Само преступление совершается как в бреду. Достоевский подробно описывает все «неожиданности» и «случайности», которые возникли в ходе «эксперимента».
Человек превращается в фанатика идеи и начинает действовать вопреки самому себе, - но во имя идеи. Теория и жизнь всегда трагически не совпадают.
Обобщение урока.
Психологический портрет Раскольникова.
Это одаренный от природы, честный и смелый человек. Работа мысли героя сложна и противоречива, доставляет ему массу страданий. Он болезненно горд, самолюбив, считает себя исключительной личностью. Раскольников весь поглощен идеей самостоятельно найти выход из социальных и духовных тупиков общества. Итак, сначала было Слово. Словом была статья Раскольникова, где, размышляя о причинах существующего неравенства и несправедливости, он приходит к выводу о существовании различия между двумя разрядами людей - «обыкновенными» и «необыкновенными». Первые - абсолютное большинство - материал, «служащий единственно для зарождения себе подобных», люди, живущие в послушании. Вторые - «собственно люди» - те, кто имеет дар или талант сказать «новое слово». Все они в большей или в меньшей мере преступники. Действительно, в науке, искусстве, политике каждый незаурядный человек переступает через сложившиеся нормы. Именно за этими людьми будущее, они «двигают мир и ведут к цели». Раскольников считает, что во имя своей идеи, во имя лучшего они имеют моральное право на преступление, на кровь, на убийства. Естественно, что герой вынужден сам задуматься над вопросом: а кто я? «Тварь я дрожащая или право имею?» Жизнь поставила Раскольникова перед необходимостью твердо сказать «да» или отречься от своей преступной идеи. Здесь и письмо матери, и страшные уличные сцены, и рассказ о Соне.
За Словом идет Дело - убийство старухи. Кроме ростовщицы, убитой «по плану», Раскольников убивает - «случайно» - Лизавету. «Случайно» его вину берет на себя Миколка - еще одна едва не загубленная жизнь. «Случайно» из-за преступления сына сходит с ума и умирает мать героя. Раскольников - матереубийца. Невольный? Конечно. По чувству - невольный. А по «теории двух разрядов»? И не ведала мать, что, читая статьи Роди, приговор она себе читала смертный.
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ:
В заключение урока зададим себе вопрос из категории «вечных». Его осмыслял Д.С.Мережковский (работа «Достоевский», 1890): «Можно ли в частных случаях нарушить нравственные правила для достижения общего блага? Как бороться со злом и насилием — только идеями или идеями и тоже насилием?»
Достоевский пытался решить эти вопросы в «Преступлении и наказании». Но их продолжает решать и XXI век.
Задание на дом: Стр.228-230
Задание на дом: подготовиться к семинару по роману «Преступление и наказание» по следующим темам:
Лужин и Раскольников.
Свидригайлов и Раскольников.
Консультация,
I. Лужин и Раскольников.
1. Кто такой Лужин?
Часть первая, гл. 3 (мать Раскольникова о Лужине).
Вопросы. Кто такой Лужин? Какие рассуждения в письме матери о Лужине привлекли ваше внимание? Какие мысли и чувства они породили? Почему? Какое впечатление складывается у читателя о Лужине?
2. Взгляды Лужина.
Часть вторая, гл. 5 (первая встреча Раскольникова с Лужиным).
Вопросы. В чем сущность взглядов Лужина? Согласны ли вы, что «теория» Раскольникова близка его взглядам? Чем?
3. Лужин «показывает» себя.
Часть четвертая, гл. 2, 3 (свидание Лужина с Дуней в Петербурге).
Вопросы. Сопоставьте поведение Дуни и Лужина в сцене их объяснения. Какие мысли рождает у вас это сопоставление?
4. Задуманная и сорвавшаяся подлость.
Часть пятая, гл. 1,3 (размышления Лужина после разрыва с Дуней; сцена на поминках Мармеладова).
Вопросы. Что нового в характере Лужина раскрывают его размышления после разрыва с Дуней и решение, которое он принял и осуществил? Почему Лужин больше не появляется в романе? Какова его роль в идейно-художественном содержании романа?
II. Свидригайлов и Раскольников
1. Первые сведения о Свидригайлове.
Часть первая, гл. 3 (из письма матери Раскольникова).
Вопросы. Кто он такой? Что мы еще узнаем о нем в этой главе?
2. Первая встреча Раскольникова со Свидригайловым.
Часть четвертая, гл. 1,2 (первая встреча).
Вопросы. Как Лужин характеризует Свидригайлова? Почему Свидригайлов утверждает, что с Раскольниковым они «одного поля ягоды»? Прав ли он?
3. Свидригайлов о самом себе.
Часть шестая, гл. 2-6.
Вопросы. Можно ли утверждать, что Свидригайлов лишен нравственных устоев и живет по принципу «все позволено»? Есть ли «общие точки» у Раскольникова и Свидригайлова?
3