СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Источник: интернет. " Преступление и наказание". Конспект урока № 6. Урок-семинар. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале содержится подробный конспект урока

Просмотр содержимого документа
«Источник: интернет. " Преступление и наказание". Конспект урока № 6. Урок-семинар. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.).»

Урок №6

Тема урока: Урок-семинар. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.).

I. Лужин и Раскольников.

1. Кто такой Лужин?

Часть первая, гл. 3 (мать Раскольникова о Лужине).

«...Человек он благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал. Правда, ему уже сорок пять лет, но он довольно приятной наружности и еще может нравиться женщинам, да и вообще человек он весьма солидный и приличный, немного только угрюмый и как бы высокомерный... например, при втором визите, уже получив согласие, в разговоре он выразился, что уж и прежде, не зная Дуни, положил взять девушку чест­ную, но без приданого, и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение; потому, как объяснил он, что муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля».

Вопросы.

Кто такой Лужин? Какие рассуждения в письме матери о Лужине привлекли ваше внимание? Какие мысли и чув­ства они породили? Почему? Какое впечатление складывается у читателя о Лужине?

2. Взгляды Лужина.

Часть вторая, гл. 5 (первая встреча Раскольникова с Лужи­ным).

«Если мне, например, до сих пор говорили: «возлюби» и я воз­любил, то что из этого выходило? - продолжал Петр Петро­вич... - выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближ­ним и оба мы оставались наполовину голы... Наука же говорит: возлюби, прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь Одного себя, то и дела свои обде­лаешь как следует и кафтан твой останется цел...»

Раскольников: « - А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать...»

Вопросы.

В чем сущность взглядов Лужина? Согласны ли вы, что «теория» Раскольникова близка его взглядам? Чем?

3. Лужин «показывает» себя.

Часть четвертая, гл. 2, 3 (свидание Лужина с Дуней в Петер­бурге).

Вопросы. Сопоставьте поведение Дуни и Лужина в сцене их объяснения. Какие мысли рождает у вас это сопоставление?

4. Задуманная и сорвавшаяся подлость.

Часть пятая, гл. 1,3 (размышления Лужина после разрыва с Дуней; сцена на поминках Мармеладова).

Вопросы. Что нового в характере Лужина раскрывают его размышления после разрыва с Дуней и решение, которое он при­нял и осуществил? Почему Лужин больше не появляется в рома­не? Какова его роль в идейно-художественном содержании ро­мана?

II. Свидригайлов и Раскольников

1. Первые сведения о Свидригайлове.

Часть первая, гл. 3 (из письма матери Раскольникова).

Вопросы. Кто он такой? Что мы еще узнаем о нем в этой главе?

2. Первая встреча Раскольникова со Свидригайловым.
Часть четвертая, гл. 1,2 (первая встреча).

Вопросы. Как Лужин характеризует Свидригайлова? По­чему Свидригайлов утверждает, что с Раскольниковым они «одно­го поля ягоды»? Прав ли он?

3. Свидригайлов о самом себе.

Часть шестая, гл. 2—6.

Вопросы. Можно ли утверждать, что Свидригайлов лишен нравственных устоев и живет по принципу «все позволено»? Есть ли «общие точки» у Раскольникова и Свидригайлова?

Некоторые итоги.

Раскольников и Свидригайлов умны и наблюдательны; совпадают и их отношения к Петербургу; оди­наково презирают Лужина; оба в женщине ценят самопожертво­вание... Однако это сходство и взаимный интерес не затраги­вает их чувств: Раскольников испытывает глубокое отвращение к Свидригайлову - «грубому злодею», «развратнику и под­лецу».

А все же их тянет друг к другу! Свидригайлову Раскольников «любопытен», а для Раскольникова Свидригайлов интересен как человек, совершивший столько злодеяний и сумевший заглушить в себе голос совести.

Оба они преступники. Но, как говорит автор, «даже злодейство не могло у них быть одинаково»: Раскольников сохранил в себе человечность и испытывает жесточайшие муки совести, в то время как Свидригайлов лишен нравственных устоев, морально опусто­шен.

Итак, Лужин и Свидригайлов, «сильные мира сего» живут и действуют по принципу «все позволено», т. е. по существу сле­дуют теории Раскольникова. Только у него она облекается в гу­манистическую оболочку рассуждений о борьбе за человеческое счастье, а у «сильных мира сего» откровенно бесчеловечна, ци­нична.


Задание на дом: подготовить вопросы по Соне Мармеладовой и её взаимоотношениях с Раскольниковым

Соня Мармеладова и Раскольников.

  1. Судьба Сони Мармеладовой. Часть первая, гл. 2 (Исповедь Мармеладова); часть третья, гл. 4. (Первая встреча Раскольникова и Сони); часть четвертая, гл. 4 (Раскольников у Сони).

Вопросы. Во имя чего «переступил» Раскольников и во имя чего - Соня? Как реагирует Соня на те обстоятельства, в которые ее ставит жизнь? Что показалось герою «странным» в Соне и по­чему? В чем вас убедили ответы Сони на вопросы Раскольникова? Чем объяснить ее глубокую религиозность?

2. Признание. Часть пятая, гл. 4 (Второе посещение Сони Раскольниковым).

Вопросы. О каких мотивах убийства говорит Раскольников? Как воспринимают жестокую жизненную правду Раскольников и Соня? Чем объяснить их разные позиции?

3. Смиряется ли Раскольников?

Часть шестая, гл. 6 (Прощание с родными); часть шестая, гл. 8. (Раскаяние).

Вопросы. Чем вызвано решение добровольно сознаться в преступлении? Как сам Раскольников понимает возможность сми­рения и смиряется ли?

4. Итоги. Эпилог, гл. 2. (Возрождение надежд).

Вопросы. Как подействовало на Раскольникова пребыва­ние Сони на каторге? Как вы ответите на вопросы, которые задает себе Раскольников об отношении каторжников к нему и к Соне?

Как Достоевский отвечает на вопросы: «Как уничтожить зло на земле? Где путь к человеческому братству?».