Урок №6
Тема урока: Урок-семинар. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.).
I. Лужин и Раскольников.
1. Кто такой Лужин?
Часть первая, гл. 3 (мать Раскольникова о Лужине).
«...Человек он благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал. Правда, ему уже сорок пять лет, но он довольно приятной наружности и еще может нравиться женщинам, да и вообще человек он весьма солидный и приличный, немного только угрюмый и как бы высокомерный... например, при втором визите, уже получив согласие, в разговоре он выразился, что уж и прежде, не зная Дуни, положил взять девушку честную, но без приданого, и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение; потому, как объяснил он, что муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля».
Вопросы.
Кто такой Лужин? Какие рассуждения в письме матери о Лужине привлекли ваше внимание? Какие мысли и чувства они породили? Почему? Какое впечатление складывается у читателя о Лужине?
2. Взгляды Лужина.
Часть вторая, гл. 5 (первая встреча Раскольникова с Лужиным).
«Если мне, например, до сих пор говорили: «возлюби» и я возлюбил, то что из этого выходило? - продолжал Петр Петрович... - выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним и оба мы оставались наполовину голы... Наука же говорит: возлюби, прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь Одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел...»
Раскольников: « - А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать...»
Вопросы.
В чем сущность взглядов Лужина? Согласны ли вы, что «теория» Раскольникова близка его взглядам? Чем?
3. Лужин «показывает» себя.
Часть четвертая, гл. 2, 3 (свидание Лужина с Дуней в Петербурге).
Вопросы. Сопоставьте поведение Дуни и Лужина в сцене их объяснения. Какие мысли рождает у вас это сопоставление?
4. Задуманная и сорвавшаяся подлость.
Часть пятая, гл. 1,3 (размышления Лужина после разрыва с Дуней; сцена на поминках Мармеладова).
Вопросы. Что нового в характере Лужина раскрывают его размышления после разрыва с Дуней и решение, которое он принял и осуществил? Почему Лужин больше не появляется в романе? Какова его роль в идейно-художественном содержании романа?
II. Свидригайлов и Раскольников
1. Первые сведения о Свидригайлове.
Часть первая, гл. 3 (из письма матери Раскольникова).
Вопросы. Кто он такой? Что мы еще узнаем о нем в этой главе?
2. Первая встреча Раскольникова со Свидригайловым.
Часть четвертая, гл. 1,2 (первая встреча).
Вопросы. Как Лужин характеризует Свидригайлова? Почему Свидригайлов утверждает, что с Раскольниковым они «одного поля ягоды»? Прав ли он?
3. Свидригайлов о самом себе.
Часть шестая, гл. 2—6.
Вопросы. Можно ли утверждать, что Свидригайлов лишен нравственных устоев и живет по принципу «все позволено»? Есть ли «общие точки» у Раскольникова и Свидригайлова?
Некоторые итоги.
Раскольников и Свидригайлов умны и наблюдательны; совпадают и их отношения к Петербургу; одинаково презирают Лужина; оба в женщине ценят самопожертвование... Однако это сходство и взаимный интерес не затрагивает их чувств: Раскольников испытывает глубокое отвращение к Свидригайлову - «грубому злодею», «развратнику и подлецу».
А все же их тянет друг к другу! Свидригайлову Раскольников «любопытен», а для Раскольникова Свидригайлов интересен как человек, совершивший столько злодеяний и сумевший заглушить в себе голос совести.
Оба они преступники. Но, как говорит автор, «даже злодейство не могло у них быть одинаково»: Раскольников сохранил в себе человечность и испытывает жесточайшие муки совести, в то время как Свидригайлов лишен нравственных устоев, морально опустошен.
Итак, Лужин и Свидригайлов, «сильные мира сего» живут и действуют по принципу «все позволено», т. е. по существу следуют теории Раскольникова. Только у него она облекается в гуманистическую оболочку рассуждений о борьбе за человеческое счастье, а у «сильных мира сего» откровенно бесчеловечна, цинична.
Задание на дом: подготовить вопросы по Соне Мармеладовой и её взаимоотношениях с Раскольниковым
Соня Мармеладова и Раскольников.
Судьба Сони Мармеладовой. Часть первая, гл. 2 (Исповедь Мармеладова); часть третья, гл. 4. (Первая встреча Раскольникова и Сони); часть четвертая, гл. 4 (Раскольников у Сони).
Вопросы. Во имя чего «переступил» Раскольников и во имя чего - Соня? Как реагирует Соня на те обстоятельства, в которые ее ставит жизнь? Что показалось герою «странным» в Соне и почему? В чем вас убедили ответы Сони на вопросы Раскольникова? Чем объяснить ее глубокую религиозность?
2. Признание. Часть пятая, гл. 4 (Второе посещение Сони Раскольниковым).
Вопросы. О каких мотивах убийства говорит Раскольников? Как воспринимают жестокую жизненную правду Раскольников и Соня? Чем объяснить их разные позиции?
3. Смиряется ли Раскольников?
Часть шестая, гл. 6 (Прощание с родными); часть шестая, гл. 8. (Раскаяние).
Вопросы. Чем вызвано решение добровольно сознаться в преступлении? Как сам Раскольников понимает возможность смирения и смиряется ли?
4. Итоги. Эпилог, гл. 2. (Возрождение надежд).
Вопросы. Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге? Как вы ответите на вопросы, которые задает себе Раскольников об отношении каторжников к нему и к Соне?
Как Достоевский отвечает на вопросы: «Как уничтожить зло на земле? Где путь к человеческому братству?».