Государственное образовательное учреждение
дополнительного образования Тульской области
«Областной эколого-биологический центр учащихся»
Всероссийский конкурс методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей
Номинация: «Формирование экологической культуры»
Источник вдохновенья
(методическое пособие для педагогов и родителей
по организации творческой деятельности детей
с природным материалом)
Автор-составитель: Старжинская Наталья Валентиновна,
педагог дополнительного образования
Тула, 2016 г.
Содержание
1. | Об авторе | 3 |
2. | Аннотация | 5 |
3. | Пояснительная записка | 6 |
4. | Источник вдохновенья | 7 |
| Использование уникального растительного материала для выполнения творческих работ с детьми 6-13 лет | |
4.1. | Технология декорирование флористическим материалом аксессуаров и предметов быта | 10 |
4.2. | Технология выполнения открытки в смешанной технике «цветочный коллаж» и «декупаж» | 14 |
4.3. | Технология выполнения растительной печати | 16 |
5. | Список используемой литературы | 18 |
1. Об авторе
Старжинская Наталья Валентиновна, педагог дополнительного образования государственного образовательного учреждения дополнительного образования Тульской области «Областной эколого-биологический центр учащихся».
В 2016 году присвоена высшая квалификационная категория по должности «педагог дополнительного образования». Общий педагогический стаж - 20 лет, стаж работы в ГОУ ДО ТО «ОЭБЦУ» - 4 года. Разработала и постоянно обновляет содержание общеобразовательной общеразвивающей дополнительной программы для детей 6-13 лет - «Природа и творчество» сроком обучения 4 года. Старжинская Наталья Валентиновна совершенствует свой уровень знаний и сложившуюся систему преподавания.
Комплексно-модульное структурирование содержания программы представляет возможным использовать различные формы организации
творческой подготовки, с учетом образовательных потребностей детей, интеллектуального потенциала и направленности личности.
Педагог оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Старжинская Наталья Валентиновна принимает участие в конкурсах профессионального мастерства различного уровня:
- конкурс презентаций среди педагогов «Наставники юных мастеров по народным ремёслам» XII Международного детского экологического форума «Зелёная планета 2014» (диплом победителя);
- Международный творческий конкурс «ВТаланте», номинация: «Открытый урок» (дипломом победителя);
- областной смотр-конкурс методических материалов «Закладываем основы экологической культуры» в номинации «Методическое обеспечение учебного процесса» (дипломом победителя);
- Первый открытый Всероссийский конкурс методических материалов «Традиции и инновации в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей» (грамота за активное участие).
Обучающиеся объединения «Природа и творчество» постоянно принимают участие в Международном фестивале Крапивы (имеют дипломы победителей на протяжении 2014-2016 года), на XII Международном детском экологическом форуме «Зелёная планета 2014» стали победителями и лауреатами мастер-классов среди школьников, и конкурса поделок из природного материала, а также являются победителями многочисленных Международных и Всероссийских конкурсов системы добровольной сертификации информационных технологий «ССИТ» (с 2014 по 2016 год).
2. Аннотация
П
Рис. 1. «Речные приключения» - техника «цветочный коллаж»
рирода – это драгоценная шкатулка, овладеть богатством которой, может только человек, обладающий эстетическим вкусом. Формирование экологической культуры тесно связано с воспитанием эстетического вкуса.
В качестве педагогического средства эстетического развития детей предложены несколько видов декоративно-прикладного творчества, с использованием природного материала: «цветочный коллаж», декупаж», «растительный штамп». В методической разработке представлены практические примеры технологических приёмов выполнения композиций в различных техниках.
Актуальность, целесообразность и отличительные особенности данной методической разработки отражены в пояснительной записке.
Автор выражает надежду, что знание, опыт и новые идеи в работе с природным материалом поможет педагогам в решении экологического воспитания.
3. Пояснительная записка
В
Рис. 2. «Шиповник в цвету» - техника «цветочный коллаж»
современном мире дети легко осваивают интернет и виртуальные игры, при этом у них снижен интерес к окружающему миру, равнодушное отношение к происходящей действительности, и даже агрессия. Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в раннем детстве, и существует опасность, что общество в будущем может получить поколение, непонимающее
живопись, музыку, поэзию.
Поэтому сегодня так актуально и целесообразно эстетическое развитие, поиск новых подходов, позволяющих выстраивать процесс в соответствии с интересами ребёнка, его потребностями, способностями, мотивами деятельности.
А
Рис. 3. «Пасхальная композиция» - техника «опилочный гобелен»
ктуальность
этой проблемы привела к поиску новых видов декоративно-прикладного творчества с использованием природного материала – «цветочный коллаж», «опилочный гобелен», «декупаж», «растительный штамп».
Изучение природного материала вводит воспитанников в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть, зачастую скрытую от рационального современного человека, жизнь растений.
С
Рис. 4. «Кленовый пожар» -
техника «цветочный коллаж»
ледует заметить, что целесообразность методической разработки, также обусловлена возросшим интересом родителей в последние годы, к раннему эстетическому развитию детей, к определению их склонностей и дарований, так как всё это не обеспечивается в полной мере дошкольными учреждениями.
О
Рис. 5. «Кувшинки» - техника «цветочный коллаж»
тличительной особенностью данной методической разработки является то, что она удовлетворяет потребности каждого ребёнка в реализации творческих способностей, то есть даёт ему возможность попробовать свои силы в нескольких видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.
К каждому ребёнку применяется индивидуальный поход:
осознание и признание права личности быть непохожей на других;
проявление уважения к личности ребёнка;
умение смотреть глазами ребёнка;
учёт индивидуально-психологических особенностей ребёнка;
создание ситуации успеха для каждого ребёнка.
Рис. 6. «Ёжик в зимнем лесу» - живопись, гуашь
В результате творческой активности у детей, занимающихся изобразительным и декоративно-прикладным видом деятельности, совершенствуются органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умение наблюдать, анализировать, запоминать; воспитываются волевые качества, художественный вкус, воображение, развивается эстетическое чувство (умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, цветосочетаний), необходимое для становления гармонически развитой
личности.
Опыт работы с детьми позволяет отметить, что знакомство с разнообразными техниками, создаёт во время занятий атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, развивает инициативу, самостоятельность, создаёт эмоциональное положительное отношение к творчеству.
4. Источник вдохновенья
Использование уникального растительного материала для выполнения творческих работ с детьми 6-13 лет
Ц
Рис. 7. «Космический вихрь» - техника «цветочный коллаж»
веты всегда являлись мощным аккумулятором природной энергии, и если мы, позаботившись о их долговечности, найдём для них место в своей жизни, они вдохнут в наши дома тепло и уют. Один из видов новых технологий из природного материала, входящий в программу «Природа и творчество» – «цветочный коллаж».
С
Рис. 8. «Подводный мир» - техника «цветочный коллаж»
оздание композиций из прессованных цветов как вид традиционного искусства существует многие сотни лет в Японии. Оно получило там название «осибана» (ошибана), что в переводе означает «прессованные цветы», используется также наименование «прессованная флористика»,
«цветосложение», «цветочный коллаж».
Создание коллажа можно сравнить с работой ювелира, поскольку оно тоже требует умение органично обрамлять один элемент другим.
К
Рис. 9. Рамки, декорированные в технике «цветочный коллаж»
оличество предметов, окружающих современного человека, очень велико, и не следует ограничивать использование прессованных растений только для создания картины. Самым логичным, продолжением картин из цветов является использование растительных форм в оформлении паспарту, рамок, подносов, ваз сумок, фотоальбомов и других аксессуаров.
Благодаря этому уникальному способу украшения, любая вещь из обыденной превращается в эксклюзивную, становится гордостью хозяев или приятным подарком друзьям.
4.1. Технология декорирование флористическим материалом аксессуаров и предметов быта
М
Рис. 10.1.
атериалы и инструменты: флористический материал, акриловый лак, кисти беличьи N 3, пластиковые бокалы, пинцеты, салфетка (рис. 10.1.).
Повернуть бокал и с помощью пинцета, прикладывая разные виды растений, определиться с композицией (рис. 10.2.).
Рис. 10.2.
Затем мягкой кистью, тонким слоем покрыть лаком элементы растений и пинцетом аккуратно приложить к поверхности предмета (рис. 10.3.).
Рис. 10.3.
После этого салфеткой прижать растение к бокалу, убирая излишки клея (рис. 10.4.).
Рис. 10.4.
В завершении работы ещё раз нанести лак на поверхность прессованных элементов для предохранения от внешнего воздействия (рис. 10.5.).
Рис. 10.5.
Рис. 10.6.
Работа с универсальным природным материалом – прессованными цветами, стала не только для детей (рис. 10.6.) увлекательным творческим процессом, но и родители с удовольствием принимают участие в мастер-классе (рис. 10.7.).
Рис. 10.7. Мастер-класс с родителями: «Декорирование флористическим
материалом аксессуаров и предметов быта»
Ещё один вид декоративно-прикладного творчества, который гармонично сочетается с природным материалом – это «декупаж».
Рис.11. Рамки, декорированные
в технике «декупаж»
Что такое «декупаж»? Слово «декупаж» произошло от французского глагола – разрезать. История «декупажа» начинается ещё с XII века, когда китайские крестьяне создали тонкую яркую цветную бумагу, с помощью которой они украшали окна, фонари, подарочные коробки и другие вещи. Самое интересное, что такой эффект получается на любой твёрдой поверхности.
В
Рис.12. Жестяная коробка, декорированная в технике «декупаж»
от, например, деревянные рамочки могут служить, как украшение сами по себе, так и фоном для фотографий или художественной работы. Жестяные и картонные коробочки в технике «декупаж» можно дополнить растительными элементами и использовать, как шкатулку для бижутерии и фурнитуры, а также в качестве красивой подарочной упаковки.
Познакомившись с историей развития «декупажа», легко понять, что возможности для совершенствования этой оригинальной художественной техники бесконечны.
Рис.13. Картонные коробки, декорированные в технике «декупаж»
4.2. Технология выполнения открытки в смешанной технике «цветочный коллаж» и «декупаж»
Материалы и инструменты: флористический материал,
кисти беличьи N3, ножницы, пинцеты,
бумага – формат А4,
акварельные краски, клей ПВА,
с
Рис. 14.1.
алфетки для декупажа, мини-валики (рис. 14.1.).
Открытку обвести и вырезать по лекалу. Затем затонировать акварельной краской (рис. 14.2.).
Рис. 14.2.
2
Рис. 14.3.
. Разложить флористический материал и фрагменты салфетки по фону открытки так, чтобы получилась композиция (рис. 14.3.).
3
Рис. 14.4.
. Придерживая за край фрагмента салфетки или прессованного растения, аккуратно нанести клей ПВА. А затем прокатать мини-валиком по всей поверхности, убирая излишки клея. После завершения работы, поместить открытку под пресс до полного высыхания (рис. 14.4.).
Очень интересный вариант, когда сами растения становятся штампами.
С давних времён штампы использовали для нанесения рисунка на льняные, хлопчатобумажные и шёлковые ткани. Искусство изготовления штампов впервые возникло в Персии в XVI в.
М
Рис. 15. «Голубой иней» – техника «растительный штамп»
ногие из окружающих нас предметов и материалов могут выступить в роли штампов. Овощи и фрукты отличный вариант для печати – кукурузные початки, срезы из лука и капусты, груши, яблоки, цитрусовые.
Х
Рис. 16. «Этюд в красных тонах» - техника «растительный штамп»
орошо для этой роли подходят растения, держащие форму и не размокающие при соприкосновении с краской: это веточки с жёсткими листьями магонии, цинерарии, малины, можжевельника и другие.
Для изготовления такого штампа, растение резиновым клеем приклеивают на небольшую жёсткую, желательно водоотталкивающую, поверхность, например, на пенопласт, картон или линолеум.
При воплощении художественной работы технику растительного штампа в композиции можно комбинировать с другими изобразительными техниками: «монотипия», «диатипия», «набрызг», «гуашь по восковой основе».
4.3. Технология выполнения растительной печати
Материалы и инструменты:
кисти беличьи N 6, кисти для клея N4, бумага – формат А 4, краски гуашевые, растительный штамп
(рис. 18.1.).
Рис. 18.1.
Нанести краску на растительный штамп
(рис. 18.2.).
Рис. 18.2.
Несколько раз отпечатать его на выбранной основе (добавляя при необходимости краску) (рис. 18.3.).
Рис. 18.3.
3. На получившийся рисунок с растительными отпечатками, кистью для клея добавить брызги той же тональности, что и печать в композиции
(рис. 18.4.).
Рис. 18.4.
При выполнении творческой композиции нет необходимости в строгом повторение одних и тех же растительных элементов, главное, чтобы в изображении гармонично сочетались цвет и форма растений. Удивительной красоты растительный материал, обеспечивает максимальную успешность в создании изобразительной работы, вне зависимости от умений и возраста воспитанника.
Вдохновение, которое испытывает ребёнок, работая с растительным материалом, это путь к пониманию красоты и любви к живой природе, без чего не может быть любви к родному краю, стране, Родине.
5. Список использованной литературы
Людмила Солод, Цветочные чудо-коллажи. - Москва: «Эксмо», 2006, С. 328;
Цквитария Т.А., Нетрадиционные техники рисования. –
Москва: ТЦ Сфера, 2011, С. 215;
Зайцева А.А., Модный декупаж. – Москва: «АСТ – ПРЕСС», 2012,
С. 62.
9