Характеристика этапов урока |
Этап урока | Цель/задача этапа | Планируемое время | Деятельность (Д) и слова (С) учителя | Планируемая деятельность (Д) и слова (С) обучающихся | Запланированный результат этапа (УУД - личностные (Л), регулятивные (Р), коммуникативные (К), познавательные (П)) |
Организационный этап | Настроить обучающихся на эффективную работу на уроке. | 02 мин | (Д). Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку и создает эмоциональный настрой на урок. (С).Рождённые в неистовом котле, На пёрышке крыла протуберанца, Фотончики летят к твоей Земле Сквозь холод межпланетного пространства. Упасть на зелень юного листа, На золотинки шевелюры юной. Обнять теплом синичку и кота, Медведя в белом и верблюда в дюнах. Промчаться по веснушкам на щеке, Пересчитать играючи ресницы И в лунной пантомиме на реке Причудливой мозаикой сложиться. Отбросить тени струнных тополей, Антенных рощиц на смолистых крышах И зебры из скамеек у алей На плитках парка начертить неслышно. Пространством ветер солнечный струится, Фотончики летят к твоей Земле, Рожденные на огненном крыле Космической, реликтовой Жар-птицы. Л. Овчинников Мы приступаем с вами к изучению нового раздела, световые явления. Еще в глубокой древности ученые интересовались природой света. Что такое свет? Почему одни предметы цветные, а другие белые или черные? | (Д). Приветствуют учителя, отмечают отсутствующих, настраиваются на работу на уроке. | (Л). Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни. (Р). Устанавливать целевые приоритеты. |
Постановка задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся | Подвести обучающихся к формулировке темы урока и его задач на основе логического мышления | 03 мин | (Д). Формулирует задание. Побуждает к высказыванию собственного мнения. Организует постановку целеполагания урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных задач урока. (С). Разгадав анаграммы, вы узнаете, какова тема сегодняшнего урока. СТОИИИКНЧ ВСАТЕ. СОРЕЕАРТНИРПСАН ВСАТЕ. Итак, тема урока «Источники света. Распространение света». Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать задачи урока. | (Д). Слушают задания, разгадывают анаграммы, высказывают свои предположения, анализируют, говорят общий вывод ключевых слов ответа, формулируют задачи урока. (С). Узнать, что такое свет; выяснить, какие источники света бывают и как он распространяется; установить, какие природные явления могут наблюдаться при распространении света. | (Л). Доброжелательное отношение к окружающим. (Р). Принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров, планировать пути достижения целей. (П). Строить логическое рассуждение. Делать умозаключения. |
Актуализация знаний | Развивать у обучающихся познавательный интерес к предмету. | 02 мин | (Д). Напоминает обучающимся о рассмотренном материале ранее, и проводит параллель с новым объектом изучения. (С). Опытным путем было установлено, что свет нагревает тела, на которые он падает. Следовательно, он передает этим телам энергию. Вам уже известно, что одним из видов теплопередачи является излучение. Свет – это излучение, но лишь та его часть, которая воспринимается глазом. В этой связи свет называют видимым излучением. Поскольку свет – это излучение, то ему присущи все особенности этого вида теплопередачи. | (Д). Слушают учителя. Мысленно восстанавливают причинно-следственные связи. Возможно, задают вопросы учителю. | (Л). Становление познавательного мотива. (Р). Устанавливать целевые приоритеты. (П). Устанавливать причинно-следственные связи. |
Представление нового знания | Формировать у обучающихся представления об источниках света и законе прямолинейного распространения света в однородной прозрачной среде. Развивать у обучающихся логическое и образное мышление (умение анализировать, выделять главное, ставить и решать проблему), речь и познавательный интерес школьников к предмету. Воспитывать у обучающихся уважение к личности и ее достоинствам, умение вести диалог, чувства вежливости и дисциплинированности. | 15 мин | (Д). Помогает выявить причинно-следственные связи при ознакомлении с новым материалом. Организует групповую деятельность по работе с незнакомым текстом. Организует обсуждение выполнения задания. (С). Откуда берется свет? Тела, от которых исходит свет, являются источниками света, их подразделяют на естественные и искусственные. Естественные – это Солнце, звезды, жучки-светлячки, насекомые, медузы и другое. А вот искусственные источники света? Давайте разберемся. Опытным путем установлено, что свет дают атомы. Внутри атома света нет, подобно тому, как нет звука в сруне рояля. Струна начнет звучать лишь после удара молоточка. Так же и атомы рождают свет, только после того, как на них подействуют определенным образом. Ознакомимся с возможными вариантами искусственного излучения. Разобьемся на группы по 4 человека. Каждой группе дан текст о виде светового излучения. Ваша задача в течение нескольких минут ознакомиться с текстом и всем рассказать, о каком виде излучения шла речь, каков основной принцип этого излучения, привести примеры. | (Д). Выполняют в группе задание по карточкам с текстом. Анализируют предлагаемый текст. Выбирают из текста необходимую информацию. Формулируют конечный результат своей работы. (С). - Вариант 1. Тепловое излучение. При столкновении быстрых атомов друг с другом часть энергии превращается в энергию света. Пламя газовой горелки, свечи, костер… - Вариант 2. Электролюминесценция. При разряде в газах электрическое поле сообщает электронам большую кинетическую энергию. Быстрые электроны сталкиваются с атомами, часть энергии превращается в свет. Молния, северное сияние, рекламные трубы… - Вариант 3. Фотолюминесценция. Некоторые вещества поглощают свет и дают еще более яркое видимое излучение. Краски для елочных игрушек, дорожных знаков, нашивки на спецодежду. | (Л). Устойчивый познавательный интерес и становление смысл образующей функции познавательного мотива. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. (Р). Принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров. (К). Работая в группе, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. (П). Отрабатывать навыки работы с незнакомым текстом. |
(Д). Учитель излагает новый материал и отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке. (С). Мы видим не только источники света, но и другие тела – книгу, стол, деревья… эти предметы мы видим только тогда, когда они освещены. Излучение, идущее от источника света, попав на предмет, меняет свое направление и попадает в глаз. Для того, чтобы дать характеристику световым явлениям и наглядно их более просто представить, сформулируем следующие понятия – модели: Модель – точечный источник света. Если размеры светящегося тела, намного меньше расстояния, на котором мы оцениваем его действие, то светящееся тело можно считать точечным источником. Модель – световой луч. Это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света. Рассмотрим демонстрационный эксперимент (видеофрагмент о прямолинейном распространении света http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/88a9ee5e-0efd-4416-b0ee-935b34fb9372/9_128.avi ) Прямолинейное распространение света – факт, установленный в глубокой древности. Об этом писал еще основатель геометрии Евклид 300 дет до н.э.. | (Д). Фиксируют новую информацию в рабочей тетради, и отмечают в учебнике, на что следует обратить внимание при дальнейшей работе. Проговаривают мысленно определения, слушают и анализируют. Смотрят видеоролик по теме урока. | (Л). Устойчивый познавательный интерес и становление смысл образующей функции познавательного мотива. (Р). Прогнозирование будущих событий. (К). Отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме внутренней речи, так и в форме громкой социализированной. (П). Давать определение закону распространения света. |
Первичная проверка понимания. | Формировать навыки делать выводы на основе экспериментальных данных. Развивать у обучающихся логическое и образное мышление (умения анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, ставить и решать проблему), речь и познавательный интерес школьников к предмету. | 11 мин | (Д). Учитель подводит и организует групповую экспериментально-поисковую работу обучающихся, связывает имеющиеся знания с получением новых. Организует видео коррекцию работы школьников и подводит к логическим выводам. (С). Работа в парах. 1. Проведем эксперимент. Для этого возьмем фонарик, непрозрачное тело и экран. Закрепим предмет и экран на планшете, а свет от фонарика направим на предмет. Что мы обнаружили в результате эксперимента?... Внимание на экран - видеофрагмент об образовании тени http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/17b26d20-7a55-407b-ab9b-d3bd38d8c937/9_81.avi . 2. Продолжаем эксперимент. Осветите один предмет двумя фонариками. Что теперь вы обнаружили? … Внимание на экран - видеофрагмент об образовании полутени http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5b880614-6bad-4dcb-b09f-76127bab1fe8/9_84.swf . Зафиксируем результаты эксперимента в тетради по правилам построения, опираясь на закон прямолинейного распространения света…. Скажите, где в грандиозных масштабах вы можете наблюдать образование тени и полутени?... Внимание на экран - видеофрагменты Лунное затмение http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7e728dac-2da6-4674-9057-8c44cb524bc5/9_79.avi и Солнечное затмение http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2b351089-9434-416d-9ae5-413d228abdf3/9_82.avi . | (Д). Слушают задание учителя, участвуют в диалоге с учителем, проводят эксперимент в паре, фиксируют результаты эксперимента, анализируют полученные данные, выявляют закономерности, формулируют выводы по результатам эксперимента. (С). Результаты работы в парах (выводы): 1. Тень – это та область пространства, в которую не попадает свет от источника. 2. Образование в глобальных масштабах теней и полутеней – солнечное и лунное затмения… | (Л). Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. (Р). Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им. (К). Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и взаимный контроль, эффективно работать в сотрудничестве с партнером. (П). Проводит эксперимент и устанавливает причинно-следственные связи, строит логическое рассуждение. |
Первичное закрепление. | Формировать умения решать текстовые и графические задачи. Развивать у обучающихся логическое и образное мышление. Воспитывать у обучающихся уважения к личности и ее достоинствам, умение вести диалог. | 08 мин | (Д). Учитель организует обсуждение способов решения задач, побуждает к высказыванию собственного мнения, корректирует ответы обучающихся. (С). Качественные задачи: Как получить от одной палки тень разной длины? Во время хирургических операций тень от рук хирурга закрывает операционное поле. Как устранить такое неудобство? Может ли человек бежать быстрее своей тени? Графические задачи: На рисунке показано положение источника света S и четырех вертикально расположенных реек. Перечертив рисунок в тетрадь, покажите, где на стене (АВ) образуются узкие светлые полосы.  Над столом весит светильник. Как найти диаметр светлого пятна на столе под лампой? Сделайте в тетради чертеж. | (Д). Отвечают на вопросы учителя, обосновывая выбор своего решения («потому что…», «на основании…»), выполняют графические задания, корректируют ответ своих товарищей. (С) Качественные задачи: Необходимо наклонять палку под разными углами к направлению лучей Солнца. Надо установить несколько ламп. Может, если тень образуется на стене, параллельно которой бежит человек, а источник света движется быстрее в том же направлении, что и человек. Графические задачи:  | (Л). Потребность в самовыражении и самореализации, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. (Р). Адекватно оценивать объективную трудность. (К). Приобретение опыта использования речевых возможностей. (П). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей при получении информации; структурировать тексты, включая умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, последовательность описываемых событий. |
Рефлексия | Формировать у школьников умения анализировать свою деятельность, осуществлять самооценку, выявлять недостатки своей умственной работы. | 02 мин | (Д). Учитель побуждает обучающихся анализировать содержание и процесс собственной мыслительной деятельности и определить собственную оценку за урок. (С). Продолжи фразу: Я сегодня на уроке открыл для себя… Я удовлетворен своей работой, потому что… Мне хотелось бы порекомендовать… | (Д). Обучающиеся анализирую и формулируют результат своей деятельности на уроке, дают себе самооценку, объясняют свой выбор, отмечают проблемные моменты. | (Л). Устойчивый познавательный интерес и мотив, формирование адекватной позитивной самооценки. (Р). Учиться адекватно оценивать объективную трудность поступившей информации. (К). Умение выражать свои мысли, оценивать качество своей и общей работы. |
Итоги урока и информация о домашнем задании | Предоставить обучающимся возможность в домашних условиях осознать и закрепить изученный материал. | 2 мин | (Д). Учитель отмечает результаты работы обучающегося на уроке, дает комментарий к домашнему заданию. (С). Сегодня отметки за урок получают… § 63, упр. 44, вопросы для самоконтроля после параграфа (учебник А.В. Перышкин Физика, 8 класс - М.: Дрофа, 2014). | (Д). Обучающиеся слушают учителя, записывают домашнее задание, задают вопросы, если возникли непонятные моменты. | (Л). Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика. (Р). Планировать пути достижения целей. |