СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"ИСТОК (ИСТОрическое Краеведение)" дополнительная общеразвивающая программа

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования "ИСТОрическое Краеведение" рассчитана на то, чтобы школьники изучили и познали свою историю. Сущность исторического краеведения  заключается во всестороннем изучении обучающимися под руководством педагога в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края, традиции,обычаи и быт его населения, особенностей исторического развития.

Просмотр содержимого документа
«"ИСТОК (ИСТОрическое Краеведение)" дополнительная общеразвивающая программа»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества»

р.п.Варнавино Нижегородской области


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михаленинская основная школа


Утверждена на

Педагогическом совете

МБУДО ЦРТД и Ю

Протокол № ______

«____» _____________20____г.

Утверждаю:

________________

Л.С.Пастухова

Приказ по МБУДО

ЦРТД и Ю №______

«_____» __________20____г.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


(ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ)


Адресат программы: дети от 9 до 14 лет

Срок реализации программы: 1 год

Направленность программы:

туристско-краеведческая


Автор-составитель:

Сигаева Елена Валентиновна-

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории


-2021-

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа разработана и составлена в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статей: 2 (п.9, п.22), 12 (п.1ч.4; ч.5), 13 (ч.1,2), 28 (п.6 ч.3), 33 (ч.2), 55 (ч.2), 58 (ч.1), 59 (ч.1),75 (ч.1, ч.4);

  • СанПин 2.4.4.3172-14, утверждѐнный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41;

  • Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р).

  • Приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  • Устава МБУ ДО ЦРТД и Ю р.п.Варнавино Нижегородской области

Программа "Историческое краеведение"(далее – «ИСТОК») написана и составлена по единым требованиям к структуре и оформлению, а также регламентирующего порядка принятия и утверждения дополнительной общеразвивающей программы в МБУ ДО ЦРТД и Ю .

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места,

но и знать о них, приучает их интересоваться историей,

искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Это – самый массовый вид науки» Лихачев..Д .С

Дополнительное образование детей сегодня рассматривается как

неотъемлемая часть общего образования и предполагает свободный выбор

ребенком сфер и видов деятельности, направленных на развитие его

способностей, интересов, которые ведут к социально-культурной

самореализации, саморазвитию, самовоспитанию. Роль таких занятий

дополнительного образования необходима для усиления мотивации детей к

познанию и творчеству, дает возможность обучающимся быть гармонично

развитыми личностями, создает условия для самореализации.

Программа дополнительного образования курса «Историческое краеведение» рассчитана на то, чтобы школьники изучили и познали свою историю. Сущность исторического краеведения заключается во всестороннем изучении обучающимися под руководством педагога в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края, культуры и быта его населения, особенностей исторического развития. Краеведение развивает у обучающихся наблюдательность, мышление, воспитывает в обучающихся патриотизм, интерес к родной культуре, наследию своей семьи, своей малой родины. При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах. Тем самым, краеведческий принцип дает возможность строить преподавание согласно дидактическому правилу: «От известного к неизвестному, от близкого к далекому». Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема - соединение обучения с жизнью.

Краеведение - одно из средств осуществления межпредметных связей в преподавании различных предметов, таких как история, этнография, обществознание, литература. Это способствует осуществлению преемственности в знаниях учащихся, которая важна не только как возможность знакомить школьников с многообразными взаимосвязями явлений в природе и событий в обществе, но и как дидактическое правило обучения. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей - малой родины‖, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, обычаи. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине. Для этого была разработана данная программа.

1.2. Занятия в детском объединении по краеведению проводятся по дополнительной общеразвивающей программе "ИСТОК (Историческое краеведение)" туристско-краеведческой направленности.

1.3. Актуальность программы обусловлена новыми социально-экономическими условиями, требованиями к результатам образования в дополнительном образовании. Изменения последних лет в социально-экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что имеет ценность для десятков поколений людей, искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого. Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что при изучении истории России в школе малая родина зачастую выпадает из поля зрения педагога и учащихся. Программа призвана помочь расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны, приобщиться к исследованию родного края в разных формах – от простейших описаний до исследовательских и проектных работ.


1.4. Отличительные особенности данной программы:

Главной отличительной особенностью данной краеведческой программы, от уже существующих, является ее многофункциональность. Она может быть полностью реализована на базе конкретного образовательного учреждения МБОУ Михаленинской ОШ:

  • программа предназначена для дополнительного изучения истории малой родины;

  • занятия проводятся с использованием богатого материала школьного музея.

Использование экспонатов и документального материала из музея, собранных кружковцами в экспедициях ранее на уроках имеет огромную смысловую нагрузку для прикосновения к историческим событиям разных времен.

1.5. Адресат программы: дети 9-14 лет. Ученики 3-8 классов Прием детей осуществляется по желанию учащихся. Наполняемость детского объединения по краеведению «Память» до 12 человек.

1.6. Сроки освоения программы: 1 год обучения.

1.7. Форма обучения : программа предусматривает очную форму обучения.. Для этого применяются разнообразные формы работы с детьми – лекции, практические занятия, написание докладов - сообщений, исследовательская деятельность, участие в работе научно-практических конференций, контрольные зачеты, экскурсии, квест-игры, интеллектуально-познавательные игры и т.п..

1.8 Режим занятий: Главным условием реализации программы является наличие краеведческого музея, наличие краеведческой, библиографической литературы. Для решения познавательных и воспитательных задач важен правильный отбор материала, интересные формы работы, самостоятельное творческое отношение ребят к делу. Работая по программе, учащиеся учатся на практике применять знания, полученные на уроках, дополняют эти знания региональным компонентом. Программа состоит из 216 учебных часов всего.Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа (1 академический час равен 45 мин); между занятиями – перерыв в 10-15 мин. В период реализации программы работа направлена на сплочение коллектива, на создание доброжелательного, творческого микроклимата коллектива. Ребята познают себя, своих товарищей, изучают свой город , приобретают знания и умения по исследовательской и поисковой работе, формируется чувство гордости, личной причастности и причастности своей семьи, своей школы к жизни своего края. Ребята знакомятся с письменными и устными источниками, знаниями о прошлом, различные архивные документы, выявляют архивные документы, связанные с историей деревень, края в целом.



ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий для воспитания гражданина и патриота с личной ответственностью перед Родиной и за нее, высокой

культурой, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества, любящего свою семью, школу, город, Россию; обеспечение прав ребенка на творческое развитие, путем приобщения к духовным ценностям народа, личностным самоопределением и самореализацией.


ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:


Обучающие:

- систематизировать и расширить знания обучающихся об истории родного края,

- познакомить с приемами исследовательской и проектной деятельности по краеведению;

- обучить специальным навыкам сбора и оформления материалов по истории села и использования их в просветительской работе.


Развивающие:

- создать благоприятные условия для достижения результатов в познавательно- поисковой деятельности;

- развивать творческий потенциал личности средствами самореализации;

- развивать умение контактировать со сверстниками в совместной творческой деятельности;

-учить навыкам экскурсионной работы;

- применять мультимедийную технику в экскурсии и краеведческой работе;

-уметь выступать перед аудиторией.


Воспитательные:

-содействовать гармоничному развитию личности,

-совершенствовать нравственные потребности обучающихся;

-прививать уважительное отношение, интерес к культуре и истории своего края;

-формировать патриотическое отношение к своей малой родине и бережное отношение к этнокультурному наследию родного края, гражданское самосознание, чувство гордости за родной край.

2.1. Объѐм программы. Программа имеет базовый уровень. Дополнительная общеразвивающая программа "Историческое краеведение" – помогает приумножать ценности культуры, сохранять свою самобытность, приобрести развитое самосознание. Это возможно только тогда, когда каждый человек с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом.




ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Психолого-педагогические:

•  Индивидуально-личностный подход;

•  Коллективность;

•  Природосообразность (учет возрастных и физиологических особенностей детей);

•  Связь обучения с жизнью;

•  Активизация творческих и познавательных способностей детей.

Дидактические:

• Межпредметность в обучении (связь компонентов программы с различными науками и областями деятельности);

• Доступность и последовательность компонентов;

• Актуальность и научность (основанность на современных научных достижениях в изучаемых областях);

•  Наглядность;

• Связь теории с практикой;

• Превалирование практического компонента в обучении.


МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Словесный – рассказ, беседа, объяснение, убеждение, спор, диспут, поощрение и т.д.

Наглядный – демонстрация элементов работы, коллекций полевых материалов, показ технических рисунков, карт и планов, фотографий, аэрофотоснимков, дневниковых и отчётных записей, просмотр тематических видеофильмов, электронных презентаций и т.д.

Практический – закрепительные и практические упражнения по темам занятий, выполнение камеральных и полевых работ.

Аналитический – наблюдение, опрос, сравнение, самоконтроль, самоанализ.

Исследовательский – самостоятельная и групповая творческая работа учащихся в соответствии с методикой научно-поисковой и проектной деятельности.

Дистанционный – выполнение тестовых заданий и самообразование в режиме онлайн с использованием Интернет-ресурса.


ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

•  Теоретические занятия (беседы, лекции, семинары);

• Индивидуальные практические занятия (выполнение самостоятельных, проверочных, технических, творческих заданий);

• Групповые практические занятия (работа в звеньях или с полным составом объединений для формирования и закрепления туристских навыков, навыков краеведческих работ, для освоения и закрепления новой теоретической информации, для воспитания культуры взаимопомощи);

• Полевые работы (тренировочные походы, учебные экскурсии, картографическая и мониторинговая деятельность на локальных тренировочных краеведческих объектах, проведение маршрутных краеведческих наблюдений и экологических акций в природе и на территории населенных пунктов);

• Камеральные работы (обработка полевых краеведческих материалов, занятия со специальной литературой, коллекциями, рисунками, фотографиями, планами, картами, дневниками наблюдений, туристско-краеведческими отчетами и др.);

• Конкурсы творческих работ, викторины, соревнования и другие массовые мероприятия;

• Игровые формы (получение новой информации, её изучение и закрепление знаний, умений и навыков в процессе настольных, подвижных, интерактивных, ролевых игр, квестов).  


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Для проверки знаний, умений и навыков могут быть использованы следующие формы индивидуальной или групповой работы:

- письменные или устные контрольные задания описательного характера, позволяющие понять осмысления изученного материала;

- ролевые игры-погружения, игры-квесты;

- создание тематического проекта;

- собеседование для выявления уровня и качества освоения модулей программы либо ее полного курса;

- тестовые задания для проведения контрольных тестов по отдельным темам, модулям программы, для выявления результатов теоретического освоения всей программы;

- массовые мероприятия туристско-краеведческой тематики в соответствии с планом мероприятий (викторины, конкурсы творческих работ и др.);

- промежуточная и итоговая аттестация.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        В течение учебного года предполагается достижение следующих результатов:

  1. приобретение обучающимися основных знаний о природе, населении, его истории и культуре, о туристских возможностях родного края;

  2. ознакомление с  методикой изучения и описания природных и историко-культурных объектов;

  3. активизация творческой, поисковой, исследовательской деятельности обучающихся;

  4. осознанное использование обучающимися краеведческого материала в школьном образовательном процессе.

В результате освоения учебного курса и прохождения итоговой аттестации дети должны быть подготовлены к переводу в объединения, занимающиеся по углубленным и специализированным программам.

        Обучающиеся должны знать, понимать:

  • физико-географическую, территориально-административную карты Варнавинского района;

  • экономическую структуру и важнейшие объекты сельского хозяйства и промышленности района;

  • государственные символы Нижегородской области, Костромской области (в прошлом – губернии, к которой относился и Варнавинский уезд), символы Варнавинского района;

  • особенности растительности, флоры и фауны района;

  • ярких представителей Красной книги Нижегородской области, Варнавинского района;

  • принципы и значение экологических взаимосвязей в окружающем мире;

  • принципы природоохранной деятельности и условия рационального природопользования;

  • виды, местоположение и функции особо охраняемых территорий Варнавинского района;

  • основные экологические проблемы района;

  • способы и значение ведения наблюдений за живой природой;

  • основные этапы заселения ветлужского края;

  • основные события истории района и своего поселения;

  • типы археологических (исторических) артефактов;

  • имена известных учёных, путешественников, деятелей культуры, внесших вклад в открытие и освоение района;

  • виды и местоположение основных памятников истории и культуры края;

  • местный фольклор;

  • основные принципы составления коллекций краеведческих музейных экспонатов и их экспозиций.

Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться по географическим картам района;

  • ориентироваться на местности в пределах своего поселения;

  • распознавать, описывать растения и животных района;

  • характеризовать важнейшие события истории района;

  • составлять генеалогическое древо семьи;

  • осуществлять направленный поиск информации в печатных источниках и сети Интернет;

  • бережно относиться к природе, историко-культурному наследию родного края;

  • создавать и бережно хранить семейные архивы, простейшие коллекции краеведческих экспонатов для школьного музея.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ


№ п/п

Название раздела, темы

Теория

Практика

Всего часов

1.

Вводное занятие. Основные направления краеведения родного края

2

-

2


Географическое краеведение

10

14

22

.2

Географическое положение Варнавинского района

1

1

2

3.

Погода и климат края

1

1

2

4.

Водные ресурсы края

1

1

2

5.

Растительный мир края

1

1

2

6.

Животный мир края

1

1

2

7.

Полезные ископаемые

1

1

2

8.

Население края

1

1

2

9.

Особо охраняемые природные территории

1

1

2

10.

Достопримечательности Варнавинского края

-

2

2

11.

Топонимика края

1

1

2

12.

Лекарственные травы нашей местности

1

1

2


Историческое краеведение

11

13

24

13.

.Древнее заселение края

1

1

2

14.

Археология как историческая дисциплина

1

1

2

15.

Богородское городище

1

1

2

16.

Приход Варнавы на Красную гору

1

1

2

17.

Троице-Варнавинский мужской монастырь

1

1

2

18.

Разинское движение в Поветлужье

1

1

2

19.

Уездный город Варнавин

1

1

2

20.

Купечество уездного года Варнавина

1

1

2

21.

Дворянские дачи на варнавинской земле

1

1

2

22.

Учебные заведения в Варнавине

1

1

2

23.

Медицина в Варнавине

1

1

2

24.

Памятники истории и архитектуры

-

2

2


Революционные события края

11

13

24

25.

Варнавин в годы первой русской революции (1905-1907)

1

1

2

26.

Проявление большевизма в Варнавине

1

1

2

27.

Первые революционеры в Варнавине

1

1

2

28.

III-й уездный съезд Советов. Признание Советской власти

1

1

2

29.

Уренский мятеж

1

1

2

30.

Продразверстка. Работа продотрядов

1

1

2

31.

Память о продотрядниках

1

1

2

32.

Выпуск первой уездной газеты

1

1

2

33.

Становление Варнавинской народной милиции

1

1

2

34.

История создания сельсоветов.

(Лапшангский сельский Совет)

1

1

2

35.

История варнавинского комсомола

1

1

2

36.

По революционным местам Варнавина

-

2

2


Этнографическое краеведение

12

12

24

37.

Культура и быт населения в XVII-XIX вв.

1

1

2

38.

Что пела бабушка за прялкой…

1

1

2

39.

Предания и легенды края

1

1

2

40.

Колыбельной тихий свет

1

1

2

41.

Местные традиции, обычаи и обряды

1

1

2

42.

Промыслы и ремесла края

1

1

2

43.

Зов гончарного круга

1

1

2

44.

Одежда крестьян Лапшангской волости

1

1

2

45.

Ткачество. Технология обработки льна

1

1

2

46.

Что мы знаем о частушках…

1

1

2

47.

«У нас бывали, о нас писали…» (писатели о варнавинском крае)

1

1

2

48.

Промежуточная аттестация

1

1

2


Край в годы НЭПа и коллективизации

13

11

24

49.

Промысловая кооперация

1

1

2

50.

Коллективизация

1

1

2

51.

Раскулачивание

1

1

2

52.

История колхоза им. Карла Маркса

1

1

2

53.

История колхоза «Ленинский путь»

1

1

2

54.

Лампочка Ильича

1

1

2

55.

История Лапшангской МТС

1

1

2

56.

История рыбартели «Красный маяк»

1

1

2

57.

История Лапшангской химартели

1

1

2

58.

«Унжлаг» - территория скорби

1

1

2

59.

Лесной промысел. Сплав леса

1

1

2

60.

Приметы, предвещавшие войну…

2

-

2


Известные люди края

12

12

24

61.

Ветлужский летописец Дементьев-Бармин Д.П.

1

1

2

62.

М.А.Балдин -краевед Поветлужья

1

1

2

63.

Забытые имена менеценатов и благотворителей края

1

1

2

64.

Парень с Хмелевой – Смирнов А.Т., Герой Социалистического труда

1

1

2

65.

Герой России А Перов

1

1

2

66.

Варнавинские генералы

1

1

2

67.

Настоящие полковники

1

1

2

68.

Известные ученые края

1

1

2

69.

Колхозные орденоносцы

1

1

2

70.

Под грифом «Заслуженные…»

1

1

2

71.

Участники ВДНХ – наши земляки

1

1

2

72.

Участники штурма Зимнего…

1

1

2


История семьи – в истории страны

12

12

24

73.

Как составить родословную своей семьи

1

1

2

74.

«Дорожите именем своим!» Тайны наших имён.

1

1

2

75.

Моя фамилия.

1

1

2

76.

«Лента времени » моей жизни.

1

1

2

77.

Изучение семейных архивов

1

1

2

78.

Генеалогическое древо

1

1

2

79.

Традиции семьи

1

1

2

80.

Семейные реликвии

1

1

2

81.

Домострой (правила ведения дома)

1

1

2

82.

Семейные династии

1

1

2

83.

Вот моя деревня, вот мой дом родной…

(рассказ о деревне, родом из которой семья, описание родового дома)

1

1

2

84.

Мир семейных увлечений.

1

1

2


Летопись Великой Отечественной

12

12

24

85.

Варнавинский район в годы ВОВ

1

1

2

86.

Всё для фронта! Всё для Победы!

1

1

2

87.

Местная промышленность в годы войны

1

1

2

88.

Дети войны

1

1

2

89.

Герои Советского Союза – наши земляки

1

1

2

90.

Варнавинский узел связи в годы войны

1

1

2

91.

Они сражались за Родину!

(об участниках ВОВ – наших земляках)

1

1

2

92.

И горькое-горькое слово – вдова…

1

1

2

93.

Варновино - побратим Ленинграда

1

1

2

94.

Заговорили обелиски

(о памятнике погибшим воинам-землякам)

1

1

2

95.

Вклад варнавинцев в дело Победы!

1

1

2

96.

Война в истории моей семьи

1

1

2


Проектно-исследовательская деятельность

11

13

24

97

«Матренино окно» - поисково-исследовательский проект по истории деревень.

Работа над основой проекта

1

1

2

98.

История д.Тимариха ( в рамках реализации проекта «Матренино окно»)

1

1

2

99.

История д.Колосиха ( в рамках реализации проекта «Матренино окно»)

1

1

2

100

История д.Бажино ( в рамках реализации проекта «Матренино окно»)

1

1

2

101

История п.Глухое ( в рамках реализации проекта «Матренино окно»)

1

1

2

102

«Вместе» - поисково-исследовательский проект по сбору материалов об известных людях края

1

1

2

103

«История одной вещи» познавательно-исследовательский проект. Поиск предметов-тем

1

1

2

104

«Прост, как валенок…» (история валенка в рамках реализации проекта «История одной вещи»)

1

1

2

105

«Что за чудо - рукавичка!» (история варежки в рамках реализации проекта «История одной вещи»)

1

1

2

106

«Не лает, не кусает …» (история замка в рамках реализации проекта «История одной вещи»)

1

1

2

107

«Первая обувь Руси» (история лаптей в рамках реализации проекта «История одной вещи»)

1

1

2

108

Итоговая аттестация

-

2

2


ИТОГО

106

110

216

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1. Вводное занятие (2 ч.)

Что такое «краеведение». Почему нужно изучать историю родного края. Понятие «малая родина». Цели и задачи на новый учебный год. Инструктаж по ТБ.


2. Географическое краеведение (24 ч.)

Варнавинский район на карте. Растительный и животный мир края, Полезные ископаемые. Особоохраняемые территории и т.д.т. Учащиеся знакомятся с природой , растениями, которые растут в окрестностях. Лекарственные и ядовитые растения. Узнают о животных, обитающих в лесах. Вводятся понятия "флора" и "фауна", "заповедник". Формируется бережное отношение к окружающей среде.

Практические занятия. Практическая работа с физико- географическими картами края, области. Составление ребусов по географии края.


3. Историческое краеведение (24 ч.)

Знакомство с понятием археология и археологическими памятниками и находками на территории Варнавинского района. Развитие края в период XV-XIX вв. Дворянские усадьбы на территории края: памятники истории и архитектуры.

Практические занятие. Экскурсия в Варнавинский историко-художественный музей


4. Революционные события края (24 ч.)

Становление органов управления новой власти. Крестьяне и советская власть. Продразверстка. Уренское восстание. Организация сельсоветов, народной милиции, комсомола

Практическое занятие: пешая экскурсия по революционным местам Варнавина.


5. Этнографическое краеведение (24 ч.)

Обряды. Праздники. Одежда. Традиции. Ремесла.

Практические занятия. Собирание сведений о сказателях и народных умельцах родного края. Запись произведений устного творчества. Собирание образцов народного художественного творчества ( предметов домашнего быта, вышивок, изделия из глины) Анализ собранного.  Конструирование из бумаги макета крестьянской избы.


6. Край в годы НЭПа и коллективизации (24 ч.)

Создание коммун. Создание совхозов. Первые колхозы. Массовая коллективизация сельского хозяйства. Перегибы в ходе колхозного строительства. Руководители хозяйств.

Практическое занятиеРабота с краеведческой литературой.


7. Известные люди края (24 ч.)

Деятели науки, краеведы, генералы и полковники, заслуженные люди, лауреаты премии Варнавинского района, колхозные орденоносцы.

Практическая работа: оформление альбома «Знаменитые люди края»


8. История семьи - в истории страны (24 ч.)

Термины: род, родословие, родословная. Происхождение имени. Понятие генеалогического древа. Твоя родословная: ближайшие родственники и предки. Профессии твоих родителей и предков. Семейные традиции в твоей семье. Распределение обязанностей членов семьи. Старинные семейные вещи, фотографии. Семейные обряды.

Практические занятия. Составление своего генеалогического древа. Исследовательская работа по составлению летописи своей семьи. Выставка семейных поделок «У моих родителей золотые руки». Участие в районом конкурсе «История семьи - в истории страны».


9. Летопись Великой Отечественной (24 ч.)

Варнавинский район в годы Великой Отечественной войны. Земляки-участники войны и труженики тыла, дети войны.

Практические занятия. Знакомство с памятниками погбших земляков в годы Великой Отечественной войны.  Сбор информации о детях войны. Изучение их судьбы и составление альбома. Участие в акциях.


10. Проектно исследовательская деятельность (24 ч.)

Разработка и реализация проектов: «История одной вещи», «Матрёнино окно»



















УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Материально-технические условия

1. Кабинет, соответствующий требованиям:

-СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (температура 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха в пределах 40-60 %, мебель, соответствующая возрастным особенностям учащихся 12-15 лет);

-Госпожнадзора.


2. Оборудование и технические ресурсы:

  1. компьютер;

  2. медиа-проектор;

  3. принтер;

  4. сканер;

  5. видеодиски;

  6. фотоаппарат;


Методическое обеспечение


Диагностические материалы:

-Анкета для определения способностей ребенка;

-анкеты для родителей и учащихся «Удовлетворенность качеством образовательного процесса»;

-диагностика одаренности для педагогов и родителей;

-тест дивергентного (творческого) мышления (Ф.Е.Вильямс);

тест «Исключение лишнего» (Рогов Е.И.);

- тест «Потребность в достижении успеха».



Кадровое обеспечение


Педагог, руководитель детского объединения, работающий по данной программе, имеет высшее педагогическое образование , прошедшие специальное обучение на курсах повышения квалификации как педагог дополнительного образования. А также обладает необходимыми знаниями по детской психологии.








СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ


    1. А.И.Тюрина, Л.А.Чемоданов История Горьковской области/ Учебное пособие, Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1981

    2. В.Морозова И жизнь, и слезы, и любовь/ История Унжлага, Нижний Новгород, 2013

    3. В.Карпенко Уренский мятеж, Нижний Новгород, 2009

    4. В.Карпенко Варнава Ветлужский, Нижний Новгород, БИКАР, 2017

    5. Варнавинский район. Путеводитель, Нижний Новгород, 2017

    6. География Варнавинского района /Учебное пособие, Нижний Новгород, 2017

    7. М.А.Балдин Варнавинская старина /Очерки истории Поветлужья, Варнавин-Нижний Новгород, 1993

    8. М.А.Балдин На переломе /Из истории Варнавинского края 1917-1940, Варнавин-Нижний Новгород, 1994

    9. М.А.Балдин Варнавино: история и судьбы, Новгород, БИКАР, 2018

    10. Н.Оглоблин Речные проселки, Новгород, «КНИГИ», 2010

    11. Н.Морохин По реке Ветлуге / Природа, история, люди, Новгород, 2016

    12. П.П.Трубе География Горьковской области Учебное пособие, Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1978

    13. Поветлужье / Природа, население, хозяйство, экология, , Нижний Новгород, 2004

    14. Архивные материалы школьного музея