МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»
ТРУНОВА Л.К.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ИГРА
«РОССИЯ НИЧЕГО НЕ ЗАБЫВАЕТ.
ВСЁ ПОМНИТ НАША РУССКАЯ ЗЕМЛЯ!»
(в рамках тематического дня
«Ты и Отечество»
в оздоровительном лагере
с дневным пребыванием детей)
г. Рубцовск
ИСТОРИЧЕСКАЯ ИГРА
«РОССИЯ НИЧЕГО НЕ ЗАБЫВАЕТ.
ВСЁ ПОМНИТ НАША РУССКАЯ ЗЕМЛЯ!»
Введение
Патриотическое воспитание подрастающего поколения востребовано условиями нашей современности. На детей, юношество, их взгляды и убеждения оказывают влияние разные факторы: низвержение многих прежних, поистине бывших всенародно признанными патриотических образцов, неопределенность «политического поведения» нынешней разнопартийной системы, наступление коррупции, рост преступности, социальные болезни, деформация семейного уклада.
Создать позитивное духовно – нравственное пространство для формирования и развития сознания и поведения людей, а особенно детей и подростков, призвано гражданско – патриотическое воспитание, рассматриваемое нами как деятельность, объединяющая граждан, общество и государство вокруг нравственных и общих для всей страны базовых ценностей, гражданских идеалов, смысложизненных ориентиров. Целенаправленное создание условий для раскрытия потенциалов личностной активности, развития и саморазвития человека (группы, коллектива) необходимо детям и подросткам для успешной адаптации и самореализации в сегодняшней и будущей среде, достижения адекватной личностной и социальной позиции.
Интеллектуальная историческая игра «Россия ничего не забывает. Всё помнит наша русская земля!» предполагает в процессе совместной познавательной деятельности детей в оздоровительном лагере обогатить жизненный опыт воспитанников в сфере их представлений о Родине, знаменитых соотечественниках, стимулируя процессы самоактуализации и самопознания. Формируемые патриотические чувства – эмоциональный аспект, внешне – словами – не выражаемы, хотя и переживаемы внутренне. Но с годами и опытом они оформляются в нравственные ценности, побуждающие ориентиры, в осознанное отношение ребенка к окружающему миру и себе.
Предлагаемая игра способствует объединению школьников на основе любви к Отечеству, мотивирует их на активные созидательные деяния во имя его защиты и благополучия. При этом особо подчеркивается значение личных успехов каждого подростка, ведущих к развитию общественных инициатив, взаимодействию и взаимопониманию со сверстниками. Осознание причастности к делам и заботам Отечества рождает энергию, понимание возникающих проблем, желание принять участие в их решении, стремление больше знать и уметь, чтобы действовать на общее благо, получая от этого удовлетворение.
Цель: активизировать познавательную деятельность школьников, формировать гражданско-патриотическую позицию детей и подростков в ходе интеллектуального состязания.
Задачи:
повышение мотивации детей и подростков к познанию, расширение их кругозора и объема знаний по истории государства, побуждение к дальнейшему изучению прошлого и настоящего своего города, края, страны;
воспитание нравственных чувств школьников, гордости и любви к своему Отечеству, «малой» Родине;
развитие интеллектуальных способностей учащихся, их логического мышления, сообразительности, внимания,
формирование позитивного отношения к много знающему человеку, стремления к непрерывному дополнительному образованию.
Порядок проведения игры.
В состязании принимают участие 3 команды, в составе которых 6-8 школьников в возрасте 12-14 лет.
Участники располагаются за столами в зале, оформленном в соответствии с тематикой игры.
Игра состоит из 7 этапов. За каждый правильный ответ команда получает денежное вознаграждение – 1 «домовичок».
Победителя каждого этапа определяет жюри из 3 человек – воспитателей отрядов.
Необходимое оборудование и реквизит:
- столы – 3 шт.
- стулья – 18 шт.
- магнитофон,
- магнитная доска, магниты,
- плакат с названием игры,
- плакат «Знание своего Отечества необходимо каждому желающему с пользой для него трудиться. Д.И.Менделеев»,
- бумага, карандаши (для 1 и 6 этапов «По лабиринтам истории», «Знаменитые соотечественники»),
- карточки с названиями месяцев года (современный календарь) – 12 шт., карточки с названиями месяцев года (древнерусский календарь) – 12 шт. (для 2 этапа «Древнерусский календарь»),
- карточка с именами выдающихся деятелей России и возможными вариантами ответов – 3 шт., карандаши (для 3 этапа «Кто есть кто?»),
- бланки чайнворда «Загадочный» - 3 шт. (для 4 этапа «Народные загадки»),
- таблички с номерами «1», «2», «3», варианты ответов на вопросы 5 этапа «Мудрые мысли»,
- фотографии с видами достопримечательностей г. Рубцовска – 10 шт., бумага, карандаши (для 7 этапа «Моя малая Родина»).
1 этап «ПО ЛАБИРИНТАМ ИСТОРИИ»
Ведущий: История – удивительная наука, имеющая большое значение в современной жизни человека, его представлениях об окружающем мире, формировании мировоззрения, оценке значимости человеческой цивилизации.
Неотъемлемой частью мирового сообщества является Россия – самое большое по площади государство мира. Это наше Отечество, наш дом, здесь мы родились, живем, преобразуем окружающий мир.
Чтобы постоянно двигаться вперед, к новым достижениям, надо четко осознавать наше прошлое, анализировать настоящее, ставить реальные цели на будущее. В этом неоценима роль истории, которая предоставляет заинтересованному человеку образцы событий, поступков и характеров людей, исторических открытий и изобретений, природных явлений и аномалий. Это позволяет взглянуть на многие вещи по-иному, «не изобретать велосипед» дважды и «не наступать дважды на одни и те же грабли».
История дает нам знания, предостерегает от возможных ошибок, учит мудрости взаимоотношений, дает информацию для размышлений и осознания себя, своей роли в природе и мире.
Не зная прошлого, нельзя понять настоящее, заглянуть в будущее.
Проведем аукцион «По лабиринтам истории». Каждая команда по очереди называет возможные источники поступления информации об исторических событиях, жизни и быте наших предшественников, о природе, растениях, животных, ранее населявших нашу планету.
За каждый правильный ответ – 1 «домовичок». Тот, кто последним назовет способ познания истории дополнительно получает ещё 5 «домовичков».
ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
- летописи,
- берестяные грамоты,
- наскальные рисунки,
- карты местностей,
- археологические раскопки,
- памятники архитектуры,
- скульптуры,
- картины,
- сказки, загадки, пословицы, поговорки, былины,
- песни, танцы,
- игры,
- анализ состава горных пород, морских отложений, вечной мерзлоты, льда,
- останки растений и животных (вечная мерзлота, каменный уголь, янтарь).
2 этап «ДРЕВНЕРУССКИЙ КАЛЕНДАРЬ»
С древних времен человек вёл счет времени. Оно бывает звездным, солнечным, всемирным, местным, поясным. Система счета длительных промежутков времени ведется с помощью календарей. В основе их лежат единицы времени, данные самой природой, - сутки, месяцы, годы. Календарей существует великое множество. Сейчас мы живем по грегорианскому (календарный новый стиль). Оказывается, не всегда привычные нам январь или июль имели такие названия. Ранее на Руси их именовали иначе.
Напротив карточки с современным названием месяцев года положи карточку, где указано древнеславянское их наименование.
Число правильных ответов – количество баллов и «домовичков», заработанных на этом этапе игры.
Название месяца в современном календаре | | Название месяца в древнерусском календаре |
ЯНВАРЬ | | ПРОСИНЕЦ |
ФЕВРАЛЬ | СЕЧЕНЬ |
МАРТ | БЕРЕЗОЗОЛ |
АПРЕЛЬ | ЦВЕТЕНЬ |
МАЙ | ТРАВЕНЬ |
ИЮНЬ | ИЗОК |
ИЮЛЬ | ЛИПЕЦ |
АВГУСТ | ЗАРЕВ |
СЕНТЯБРЬ | РЮИН |
ОКТЯБРЬ | ЛИСТОПАД |
НОЯБРЬ | ГРУДЕНЬ |
ДЕКАБРЬ | СТУДЕН |
ОТВЕТЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Январь. Древнеславянское ПРОСИНЕЦ (просинь льда).
Февраль. СЕЧЕНЬ, когда-то был последним месяцем в году, «отсекал» новый год от старого.
Март. БЕРЕЗОЗОЛ. При раскорчевке леса, в основном березового, под будущие пашни, срубленный лес сжигался и превращался в золу.
Апрель. Древнерусское ЦВЕТЕНЬ. Согреваемый солнцем, открывающий начало весенне-полевых работ.
Май. ТРАВЕНЬ – обилие цветущих трав.
Июнь. ИЗОК – время трескотни кузнечиков. Другое толкование – ХЛЕБОРОСТ (время роста хлебов).
Июль. Древнеславянское ЛИПЕЦ происходит, по-видимому, от массового цветения лип. Другие названия – СТРАДНИК, СЕРПЕНЬ (время сенокоса)
Август. ЗАРЕВ. По одному предположению происходит от холодных зорь, а по другому – от начала рева оленей. Другое название – ЖНИВЕНЬ (жатва зерновых культур), РАЗНОСОЛ.
Сентябрь. РЮИН, что означает пожелтение (листьев и вообще растений).
Октябрь. ЛИСТОПАД. Массовое опадение листьев.
Ноябрь. В Древней Руси ноябрь назывался ГРУДЕНЬ – от слова «груда» - замерзшая колея на дороге.
Декабрь. Древнерусское СТУДЕН, т.к. в это время начинается холодная (студеная) пора года.
3 этап « КТО ЕСТЬ КТО?»
Множество великих людей прославили наше Отечество. Большинству людей планеты Земля известны знаменитые россияне: поэт Александр Сергеевич Пушкин, императрица Екатерина II Великая, художник Василий Михайлович Васнецов, иконописец Андрей Рублев, адмирал, руководитель первой русской кругосветной экспедиции Крузенштерн Иван Фёдорович, конструктор космических кораблей Сергей Павлович Королев, балерина Галина Уланова, футболист Лев Яшин, фигурист Евгений Плющенко, изобретатель радио Александр Попов, первая женщина космонавт Валентина Николаевна Терешкова, наши земляки – чемпионы и призеры Олимпийских игр Катя Лобазнюк (г. Сидней, Австралия) и Алексей Тищенко (г. Афины, Греция), и ещё сотни других имен.
На листе бумаги перечислены фамилии и имена 10 наших соотечественников, внесших большой вклад в российскую и мировую историю.
Ваша задача – выбрать из предложенного списка и подписать рядом с фамилиями, кем были эти выдающиеся люди.
Пётр I (Алексеевич) Великий
Михаил Сергеевич Горбачев
Лев Николаевич Толстой
Афанасий Никитин
Юрий Алексеевич Гагарин
Александр Васильевич Суворов
Владимир Владимирович Путин
Петр Ильич Чайковский
Михаил Юрьевич Лермонтов
Иван Владимирович Мичурин
Возможные варианты ответов: император Всероссийский, композитор, поэт, баснописец, мореплаватель, купец и путешественник, космонавт, скульптор, писатель, президент России, ученый – садовод, полководец, президент Союза Советских Социалистических Республик, скульптор, изобретатель, певец, художник, сказочник, архитектор.
ОТВЕТЫ:
Пётр I (Алексеевич) Великий – император Всероссийский,
Михаил Сергеевич Горбачев – президент СССР,
Лев Николаевич Толстой – писатель,
Афанасий Никитин – купец и путешественник,
Юрий Алексеевич Гагарин – космонавт,
Александр Васильевич Суворов – полководец,
Владимир Владимирович Путин – президент России,
Петр Ильич Чайковский – композитор,
Михаил Юрьевич Лермонтов – поэт,
Иван Владимирович Мичурин – ученый-садовод.
4 этап «НАРОДНЫЕ ЗАГАДКИ»
История бережно хранится и передается из поколения в поколение в народном фольклоре: песнях, сказках, былинах, народных играх, гаданиях, потешках, пословицах и поговорках, загадках.
Загадка – жанр устного народного творчества. Она иносказательно (не называя) описывает предмет или явление. Название жанра «загадка» происходит от слова «гадати» - «думать, рассуждать». «Гадание» - выяснение чего-то скрытого, затемненного.
Цель загадки – испытать ум, сообразительность, учить видеть мир по-новому. Её широко используют в сказках и в жизни как испытание мудрости. И везде, в самом будничном общении, загадка умеет что-нибудь интересное подметить, самое привычное сделать необычным, загадочным. Сейчас загадка перешла в мир детства, стала учить детей узнавать окружающее пространство, помогает лишний раз вокруг оглянуться, предоставляет возможность восхититься удивительным миром, в котором мы живем. Ведь загадывание загадок доставляет удовольствие и детям, и взрослым, а отгадка – радует и удивляет.
Правильно отгадав 19 загадок предлагаемого чайнворда, команда может заработать 19 «домовичков»
ЧАЙНВОРД «ЗАГАДОЧНЫЙ»
1 | | | 2 | | | 3 | | | | 4 | | | | 5 |
| | | | | 8 | | 7 | | | | 6 | | | |
9 | | | | | | 10 | | | | 11 | | 12 | | |
| 14 | | | | | | 13 | | | | | | | |
| 15 | | | | | | 16 | | | | 17 | | | |
| | | | 19 | | | | | | 18 | | | | |
Тысяча братьев одним поясом подпоясаны.
Кто ткет без станка и без рук?
Не куст, а с листочками; не рубашка, а сшита; не человек, а рассказывает.
Кафтан на мне зеленый, а сердце, как кумач; на вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч.
Черная собачка не лает, не кусает, а в дом не пускает.
С бородой родится – никто не дивится.
Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.
Из горячего колодца через нос водица льется.
Не стукнет, не брякнет, а в окно взойдет.
Кланяется, кланяется, придет домой – растянется.
Идет в баню черен, а выходит красен.
Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет.
Вы не трогайте меня, обожгу и без огня.
Это старый наш знакомый, он живет на крыше дома.
Какой конь землю пашет, а хлеба не ест?
На невидимой волне плывет музыка ко мне.
Зной в травинку подышал и надул воздушный шар, ветерок единым духом шар пустил по свету пухом.
За уши подвесят, за язык подергают – станет говорить.
Сидит на ложке, свесив ножки.
ОТВЕТЫ:
1 с | н | о | 2 п | а | у | 3 к | н | и | г | 4 а | р | б | у | 5 з |
а | в | о | м | а | 8 с | е | 7 л | ё | з | о | 6 к | о | м | а |
9 р | а | с | с | в | е | 10 т | о | п | о | 11 р | а | 12 к | о | л |
и | 14 а | в | и | п | а | р | 13 к | и | ч | ь | л | о | к | о |
с | 15 т | р | а | к | т | о | 16 р | а | д | и | 17 о | д | у | в |
а | ш | п | а | 19 л | о | к | о | л | о | 18 к | и | ч | н | а |
5 этап «МУДРЫЕ МЫСЛИ»
Русский народ всегда отличался мудростью, сметливостью, наблюдательностью, умением увидеть удивительное рядом, в своем непосредственном окружении. Наши соотечественники могли точно подобрать нужные слова и эпитеты для описания отдельных эпизодов своей жизни и деятельности, сформулировать полезные советы для молодого поколения в пословицах и поговорках, придумать и потешить своих соседей и родственников побасенками, небылицами, скороговорками.
Меткими словами они выражали мысли, чувства, настроения человека, рассказывали о его поступках, характере, размышлениях, переживаниях.
Высказывания многих великих людей мы практически каждый день используем для выражения своих мыслей. Такие краткие, меткие и точные суждения о жизни называют «крылатыми» выражениями или афоризмами (от греческого «краткое изречение»). Афоризмы имеют ту же задачу, что и пословица, но они принадлежат перу определенного автора, например:
Максим Горький: «Человек – это звучит гордо!» или Александр Сергеевич Пушкин: «Чтение – вот лучшее учение!».
Задача этого этапа – определить, кто является авторов следующих крылатых выражений, выбрав правильный, по вашему мнению, вариант из предложенных 3 ответов. По моему сигналу вам необходимо поднять табличку с номером правильного, на ваш взгляд, ответа.
«Кто к нам с мечом придет – от меча и погибнет».
- Александр Невский +
- Иван IV Грозный
- Ярослав Мудрый
«Тяжело в ученье, легко в бою»
- Дмитрий Донской
- Георгий Жуков
- Александр Суворов +
«Красота спасет мир»
- Фёдор Достоевский +
- Иван Тургенев
- Алексей Толстой
«В человеке всё должно быть прекрасно: и одежда, и душа, и поступки»
- Александр Блок
- Антон Чехов +
- Николай Островский
6 этап «ЗНАМЕНИТЫЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ»
Предлагаю выступить в роли детективов и попытаться по приведенным
описаниям определить имя нашего знаменитого соотечественника. Наибольшее количество баллов можно набрать, если угадать с 1 попытки, без получения дополнительной уточняющей информации.
1. Он родился в г. Гжатске, который теперь назван его именем. Учился в школе рабочей молодёжи и ремесленном училище № 14 (металлистов) в г. Люберцы. В Саратове закончил индустриальный техникум, регулярно посещал занятия аэроклуба. Позднее в Оренбурге окончил военное авиационное училище. Служил в Заполярье в истребительной авиации Краснознаменного Северного флота. 10 баллов
При совершении своего исторического полета, продолжительность которого была всего 108 минут, имел позывной «Кедр». 5 баллов
12 апреля 1961 года он впервые увидел Землю с высоты 327 км и благополучно приземлился близ деревни Смеловка Саратовской области.
1 балл
ОТВЕТ: Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт Земли.
2. Этот великий князь московский и владимирский возглавил борьбу русского народа против монголо-татар. Под его руководством была одержана первая победа русских войск над Золотой Ордой в битве на реке Вожа (1378).
10 баллов
8 сентября 1380 года возглавляемое им войско одолело ордынцев под командованием хана Мамая, где наш герой проявил незаурядный воинский талант. Эта победа стала началом освобождения Руси от монголо-татарского ига. 5 баллов
За эту победу великого князя прозвали именем большой реки на юге России. 1 балл
ОТВЕТ: Дмитрий (Иванович) Донской.
3. Во времена её правления значительно окрепло русское государство: были построены новые города, более чем в 3 раза увеличился флот, в четыре раза возросли государственные доходы. Были присоединены новые земли на юге и западе России. 10 баллов
Она оформила сословные привилегии дворян, усилила закрепощение крестьян, преследовала свободомыслие. Продала принадлежащую России Аляску США. 5 баллов
Будучи немецкой принцессой по имени Софья – Фредерика – Августа – Анхальт – Цербстская, став женой русского царя Петра III приняла православие и вошла в историю под именем …1 балл
ОТВЕТ: Екатерина II (Алексеевна) Великая
7 этап «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Мы гордимся тем, что живем в великой и самой большой стране мира – России. Она играла и играет большую роль в судьбах всего человечест-ва, в жизни планеты Земля. Каждый уголок этой необъятной страны, каждый человек, проживающий на её территории, вносят свою лепту в историю государства, увековечивание её славы для будущих поколений.
За уральским каменным поясом, за могучими сибирскими реками и обширными равнинами лежит Алтайский край, на территории которого могли бы разместиться многие государства мира, такие как Греция, Австрия, Нидерланды вместе взятые.
Третьим по величине городом Алтайского края является наш родной Рубцовск, получивший статус города в 1927 году. Он вошёл в историю страны как город машиностроителей, производителей сельскохозяйственных машин и военной техники. Славится на всю страну продукция рубцовских сыроделов, производителей мясных деликатесов, хлебо-булочных и кондитерских изделий. У города много славных традиций и достопримечательностей.
На столе разложены 10 фотографий с видами Рубцовска. Сделаны они более 15 лет назад, но все эти памятники и архитектурные сооружения есть в городе и сейчас (за исключением двух).
Внимательно рассмотрите фотографии и сделайте к ним подписи, обозначив, что это за памятные места нашего города.
Здание администрации г. Рубцовска
Стела на Бульваре Победы.
Памятник С.М.Кирову.
Дворец культуры «Тракторостроитель»
Памятник героям Великой Отечественной войны
Памятник у заводоуправления ООО «Алттрак»
Дом культуры АСМ
Памятник героям гражданской войны на пр.Рубцовском
500000 трактор, произведенный Алтайским тракторным заводом имени М.И.Калинина в честь юбилея образования СССР (в настоящее время демонтирован).
Здание драматического театра и памятника М.Горькому.
Подведение итогов. Награждение.
Ведущий: На свете много прекрасных земель. Но дороже и любимее места, где ты родился, живешь, нет. И чем больше люди затратили труда на обустройство своей земли, её сохранение, тем она становится ещё дороже и ближе! Любите и берегите нашу малую Родину, наше Отечество – Россию, преумножайте её богатство, обеспечивайте благополучие, защищайте и берегите!
Использованная литература:
Бобровников Л.А. Живые часы и барометры/ Л.А.Бобровникова. – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1989
Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие. – Рязань: ИЦ «Гарант», 1994
Ревякин В.С. География Алтайского края. Часть 1/ В.С.Ревякин. – Барнаул: ИД «Алтапресс», 2004
Энциклопедический справочник школьника. Том 1, Естественные науки. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003
Энциклопедический справочник школьника. Том 2, Гуманитарные науки. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2003