МКОУ «Хунгиянская ООШ»
Открытое мероприятие по истории
9класс
Историческая карусель
"Культура в годы Великой Отечественной войны"
Цель: способствовать ознакомлению с деятельностью представителей культуры в годы Великой Отечественной войны, содействовать формированию представления о значении культуры в годы Великой Отечественной войны, создать условия для развития умений извлекать необходимую информацию для выполнения познавательного задания, анализировать высказывания и использовать их для ответов на поставленные вопросы, оценивать события с позиций различных слоев населения ; содействовать формированию личностного отношения к изучаемому событию.
Задачи: способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, чувства гордости за богатое культурное наследие страны
Прогнозируемые результаты:
Предметные: овладеют целостным представлением о том , что во время Великой Отечественной войны культура не "замерла" , а продолжала развиваться и обогащаться новыми произведениями мирового значения, узнают о деятельности представителей культуры СССР в годы Великой Отечественной войны, смогут проявить способности применять исторические знания для раскрытия роли культуры в Победе советского народа над нацистской Германией.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: излагать свое мнение в монологе, диалоге, полилоге , аргументируя его, подтверждая фактами; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения), слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; планировать деятельность в учебной ситуации; работать по плану, сверяясь с целью; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях.
Познавательные: владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную информацию; анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; представлять информацию в разных формах (коллаж, схема , тезисы),
Личностные: формирование навыков анализа , сопоставления, сравнения; осознавать свои эмоции.
Ценностно -ориентированное содержание(в соответствии с темой, целями задачами ) - духовно- нравственные основы жизни человека и человечества,
Ресурсообеспеченность - экран, проектор, раздаточный материал (3-х цвета -материал о музыке, поэзии - на зеленых листах, о театре на красных листах, о науке - на белых) , материал для составления коллажа ( картон формата А4, маркеры, клей, изображения деятелей науки, музыки , поэзии, театра) презентация.
Музыкальный фон (взрывы, рев танков)
Слайд 1
Учитель:
-Добрый день, ребята!
ХХ век стал для всего мира и, в частности для нашей страны, стал веком великих испытаний и трагедий, самой страшной из которых - Вторая Мировая война, для нашей страны - Великая Отечественная война.
Нелепо даже напоминать о том, насколько актуальна и незабываема тема этой войны для нашего народа. Не перестают снимать фильмы и показывать документальные программы, в театрах то и дело появляются премьеры, затрагивающие тему ВОВ.
В то время вся жизнь страны в один миг оказалась во власти войны. Для нашего народа главной задачей являлось - разгромить врага.
Люди, боевая техника, оружие - все было мобилизовано на фронт.
Слайд 2
Учитель:
- А культура? Тема нашего внеурочного занятия "Культура в годы Великой Отечественной войны"
Слайд 3
-Есть такое крылатое выражение: "Когда грохочут пушки, музы молчат ..."
Сегодня на занятии нужно выяснить - действительно ли это так на самом деле?
Слайд 4
-Предположим - Культура играла роль боевого оружия в годы Великой Отечественной войны. Давайте с вами выяснять - так ли это на самом деле?
Слайд 5
-Речь пойдет о науке, театре, музыке и поэзии в годы Великой Отечественной войны. Ребята, у меня на столе находится материал, необходимый для подтверждения или опровержения нашей рабочей гипотезы. Возьмите, пожалуйста, каждый по 1 листу (листы 3-х цветов) с необходимой информацией и ознакомьтесь с ней так, чтобы можно было ее рассказать.
Индивидуальная работа - 5 минут
Учитель:
-А теперь, я прошу вас образовать 2 группы с равным количеством участников. Учащиеся одной группы встают так, чтобы образовался круг - это будет внутренний круг нашей карусели, а учащихся другой группы попрошу образовать внешний круг карусели - каждый учащийся из второй группы должен встать напротив участника внутреннего круга карусели лицом к лицу.
Внимательно послушайте задание. - Сейчас, по моей команде каждый из вас в течение 2 минут должен поочередно обменяться информацией, которую вы изучили, с учеником, стоящим перед вами. По истечении указанного времени учащиеся внешнего круга делают шаг вправо и переходят к следующему ученику, стоящему во внутреннем круге карусели (Обращаю ваше внимание на то, что вращается только внешний круг карусели) и продолжаем обмениваться информацией.
Карусель останавливается, когда учащиеся возвращаются в исходное положение.
Учитель:
-Ребята, разделитесь, пожалуйста, на три группы.
1 группа - в нее входят учащиеся, которые изучили материал на листах белого цвета (материал о науке),
2 группа - учащиеся, которые изучили материал на листах красного цвета (материал о театре),
3 группа - учащиеся, которые изучили материал на листах зеленого цвета (материал о музыке и поэзии)
Образовались 3 группы
Учитель:
-А сейчас я попрошу каждую из 3 образовавшихся групп пройти к своим рабочим столам согласно изученной тематике.
(3 стола с указателями - "Наука", "Музыка", "Театр").
На столах для каждой группы находится материал о деятелях науки и их изобретениях, открытиях, о выдающихся композиторах, их произведениях, исполнителей песен, о театральных деятелях времен Великой Отечественной войны. Изучите этот материал и представьте его в виде коллажа, презентации. Темы для презентаций - "Наука в годы войны", "Музыка, поэзия в годы войны", " Театр в годы войны" . Все необходимое для этого находится на этих столах.
Работа групп -10 минут
Учитель:
-Прошу групп презентовать свои работы.
Каждая группа защищает свою работу - 10-12 минут
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Учитель:
-А сейчас, давайте вернемся к рабочей гипотезе -
Слайд 9
Культура играла роль боевого оружия в годы Великой Отечественной войны.
Действительно ли это было так?
Учащиеся высказывают свои мнения.
Учитель:
Слайд 10
-Наша гипотеза становится фактом. Вы доказали, что культура играла роль боевого оружия в годы Великой Отечественной войны.
Хотелось бы закончить наше занятие строками стихотворения Ольги Евы-
Нет, Музы не молчат, они кричат.
У вдохновенья есть своя отвага -
оно порой войска сбивает с шага,
стреляя словом дальше, чем снаряд.
Нет, Музы не молчат, они кричат.
Кричат и плачут страшными слезами,
ища полуослепшими глазами
померкший свет и вдруг погибший сад.
Нет, Музы не молчат, они кричат.
Клянут свое Бессмертие и Силы.
Но если рухнет жизнь на дно могилы -
лишь музами будет новый мир зачат.
Слайд 11
Спасибо за внимание!