СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исторические источники для подготовки к ВПР, 5 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исторический источник - важный инструмент в изучении прошлого. В презентации собраны некоторые источники по изучаемым в рамках курса 5 класса государствам. При прочтении исторических источников необходимо обращать внимание детей на понятия и соотносить их со странами. 

Просмотр содержимого документа
«Исторические источники для подготовки к ВПР, 5 класс»

Задание 2 ВПР 5 класс

Задание 2

ВПР 5 класс

Прочитайте отрывок из исторического источника и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема. «Тарку, царь Египта и Эфиопии, услыхав о приближении моего похода, собрал своих бойцов на бой, на битву и сражение. С помощью Ашшура и Иштар, великих богов, моих владык, идущих на моей стороне, в битве в широком поле я нанёс поражение его воинам. Тарку в Мемфисе услыхал о поражении своих воинов, сияние Ашшура и Иштарохватило его, и он обезумел; блеск царственности моей покрыл его, коей украсили меня боги небес и земли. Мемфис он покинул и для спасенья души своей бежал в Фивы. Тот город (т. е. Мемфис) я взял, ввёл в него моих воинов и поселил там».

Прочитайте отрывок из исторического источника и определите, к какой из данных тем он относится. В ответе напишите букву, которой обозначена эта тема.

«Тарку, царь Египта и Эфиопии, услыхав о приближении моего похода, собрал своих бойцов на бой, на битву и сражение. С помощью Ашшура и Иштар, великих богов, моих владык, идущих на моей стороне, в битве в широком поле я нанёс поражение его воинам. Тарку в Мемфисе услыхал о поражении своих воинов, сияние Ашшура и Иштарохватило его, и он обезумел; блеск царственности моей покрыл его, коей украсили меня боги небес и земли. Мемфис он покинул и для спасенья души своей бежал в Фивы. Тот город (т. е. Мемфис) я взял, ввёл в него моих воинов и поселил там».

«…А для процветания миров он (Брахма) создал из своих уст, рук, бёдер и ступней брахмана, кшатрия, вайшью и шудру [соответственно].…А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый для происшедших из его уст, рук, бёдер и ступней, установил особые [обязанности и] занятия.…Таким образом, обучение Ведам и изучение их, принесение жертв за себя и за других, а также дачу и получение [милостыни] он установил для брахманов.…Охрану подданных, а также дачу милостыни, жертвоприношение, изучение Вед и умеренность в наслаждениях он указал для кшатриев.…Пастьбу скота, а также дачу милостыни, жертвоприношение, изучение Вед, торговлю и ростовщичество  — для вайшьи.…Но только одно занятие Владыка указал для шудры  — обслуживание этих каст со смирением».

«…А для процветания миров он (Брахма) создал из своих уст, рук, бёдер и ступней брахмана, кшатрия, вайшью и шудру [соответственно].…А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый для происшедших из его уст, рук, бёдер и ступней, установил особые [обязанности и] занятия.…Таким образом, обучение Ведам и изучение их, принесение жертв за себя и за других, а также дачу и получение [милостыни] он установил для брахманов.…Охрану подданных, а также дачу милостыни, жертвоприношение, изучение Вед и умеренность в наслаждениях он указал для кшатриев.…Пастьбу скота, а также дачу милостыни, жертвоприношение, изучение Вед, торговлю и ростовщичество  — для вайшьи.…Но только одно занятие Владыка указал для шудры  — обслуживание этих каст со смирением».

«Геронтов Ликург назначил сначала, как говорят, из лиц, принимавших участие в его замысле. Впоследствии же он установил порядок, чтобы на место умершего назначали из людей свыше 60 лет от роду, кто будет признан наилучшим по доблести. И это казалось величайшим и наиболее достойным соревнованием среди людей. Надо было быть признанным на суде не самым быстрым среди быстрых и не самым сильным среди сильных, но самым лучшим и самым благоразумным среди добрых и благоразумных, чтобы потом всю жизнь обладать в качестве победной награды всею, так сказать, силой в государстве, имея власть карать смертью и лишать гражданской чести и вообще решать самые важные дела. А происходил отбор следующим образом: когда собиралось народное собрание, избранные для произнесения суждения люди запирались в стоящем поблизости помещении, так что они не видели происходящего и сами оставались скрытыми, а только слышали крики участников народного собрания...».

«Геронтов Ликург назначил сначала, как говорят, из лиц, принимавших участие в его замысле. Впоследствии же он установил порядок, чтобы на место умершего назначали из людей свыше 60 лет от роду, кто будет признан наилучшим по доблести. И это казалось величайшим и наиболее достойным соревнованием среди людей. Надо было быть признанным на суде не самым быстрым среди быстрых и не самым сильным среди сильных, но самым лучшим и самым благоразумным среди добрых и благоразумных, чтобы потом всю жизнь обладать в качестве победной награды всею, так сказать, силой в государстве, имея власть карать смертью и лишать гражданской чести и вообще решать самые важные дела. А происходил отбор следующим образом: когда собиралось народное собрание, избранные для произнесения суждения люди запирались в стоящем поблизости помещении, так что они не видели происходящего и сами оставались скрытыми, а только слышали крики участников народного собрания...».

«Если в доме умрёт кошка, то все домашние обривают себе брови. Если же умрёт собака, то все стригут себе волосы на голове и теле.Трупы кошек отвозят в священный город, бальзамируют и погребают в священных гробницах.Жители Фив и области Меридова озера почитают священными крокодилов. Там в семье содержат по одному ручному крокодилу. В уши этому крокодилу вдевают серьги из стекла и золота, на передние лапы надевают кольца. Его кормят специально приготовленной, священной пищей. Пока он живёт, заботливо ухаживают за ним. После смерти бальзамируют и хоронят в священных покоях».

«Если в доме умрёт кошка, то все домашние обривают себе брови. Если же умрёт собака, то все стригут себе волосы на голове и теле.Трупы кошек отвозят в священный город, бальзамируют и погребают в священных гробницах.Жители Фив и области Меридова озера почитают священными крокодилов. Там в семье содержат по одному ручному крокодилу. В уши этому крокодилу вдевают серьги из стекла и золота, на передние лапы надевают кольца. Его кормят специально приготовленной, священной пищей. Пока он живёт, заботливо ухаживают за ним. После смерти бальзамируют и хоронят в священных покоях».

«В шестой год правления Салманасара месяца айяра 14-го дня я выступил из Ниневии; переправился через Тигр и приблизился к поселениям Гиамму у реки Балих. Они убоялись ужаса моего владычества, горечи моего яростного оружия и убили своим собственным оружием своего владыку Гиамму. Я вступил в Китлалу и Тиль-ша-марахи и во дворцы его поместил моих богов, во дворцах его устроил праздник. Я открыл хранилище, нашёл его сокровища, захватил его богатство и его имущество и доставил в мой город Ашшур».

«В шестой год правления Салманасара месяца айяра 14-го дня я выступил из Ниневии; переправился через Тигр и приблизился к поселениям Гиамму у реки Балих. Они убоялись ужаса моего владычества, горечи моего яростного оружия и убили своим собственным оружием своего владыку Гиамму. Я вступил в Китлалу и Тиль-ша-марахи и во дворцы его поместил моих богов, во дворцах его устроил праздник. Я открыл хранилище, нашёл его сокровища, захватил его богатство и его имущество и доставил в мой город Ашшур».

«Через час на верёвках для белья висели хитоны невиданных раскрасок. От них нельзя было отвести глаз. Некоторые были цвета вечернего, опускающегося в море солнца, другие, куда краски попало меньше, цвета фиалок. Вся деревня сбежалась посмотреть на работу мельника. Люди поняли, что он вовсе не безумец, а хитрец, научившийся делать краску из раковин.— Продай мне это,  — сказала младшая жена деревенского старейшины, показывая на хитон фиолетового цвета.— У тебя не хватит денег,  — отозвался мельник.  — Каждый из этих хитонов стоит столько сиклей золота, сколько весит.— Продай, глупец!  — воскликнула мельничиха.  — Кто тебе даст такие деньги?— Цари,  — ответил мельник улыбаясь.  — Цари Египта, Вавилона, цари хеттов и народа, называющего себя эллинами. Краска, секрет которой открыл мне сам Мелькарт, достойна одних царей».

«Через час на верёвках для белья висели хитоны невиданных раскрасок. От них нельзя было отвести глаз. Некоторые были цвета вечернего, опускающегося в море солнца, другие, куда краски попало меньше, цвета фиалок. Вся деревня сбежалась посмотреть на работу мельника. Люди поняли, что он вовсе не безумец, а хитрец, научившийся делать краску из раковин.— Продай мне это,  — сказала младшая жена деревенского старейшины, показывая на хитон фиолетового цвета.— У тебя не хватит денег,  — отозвался мельник.  — Каждый из этих хитонов стоит столько сиклей золота, сколько весит.— Продай, глупец!  — воскликнула мельничиха.  — Кто тебе даст такие деньги?— Цари,  — ответил мельник улыбаясь.  — Цари Египта, Вавилона, цари хеттов и народа, называющего себя эллинами. Краска, секрет которой открыл мне сам Мелькарт, достойна одних царей».

«Солон прежде всего отменил все законы Драконта кроме законов об убийствах; он сделал это ввиду жестокости их и строгости наказаний: почти за все преступления было назначено одно наказание  — смертная казнь; таким образом, и осуждённые за праздность подвергались смертной казни, и укравшие овощи или плоды несли то же наказание, как и святотатцы и человекоубийцы. Поэтому впоследствии славилось выражение Демада, что Драконт написал законы кровью, а не чёрной краской. Когда Драконта спросили, почему он за большую часть преступлений назначил смертную казнь, он, как говорят, отвечал, что мелкие преступления, по его мнению, заслуживают этого наказания, а для крупных он не нашёл большего».

«Солон прежде всего отменил все законы Драконта кроме законов об убийствах; он сделал это ввиду жестокости их и строгости наказаний: почти за все преступления было назначено одно наказание  — смертная казнь; таким образом, и осуждённые за праздность подвергались смертной казни, и укравшие овощи или плоды несли то же наказание, как и святотатцы и человекоубийцы. Поэтому впоследствии славилось выражение Демада, что Драконт написал законы кровью, а не чёрной краской. Когда Драконта спросили, почему он за большую часть преступлений назначил смертную казнь, он, как говорят, отвечал, что мелкие преступления, по его мнению, заслуживают этого наказания, а для крупных он не нашёл большего».

«Дарий установил 20 областей, которые сами жители называют сатрапиями, установив области и назначив их управителей, он приказал, чтобы подати поступали ему по народам: при этом он причислил к каждому из народов его ближайших соседей и, кроме того, пропуская непосредственных соседей, тот или другой из более отдаленных народов. Области же и ежегодное поступление податей он распределил сообразно следующим основаниям: тем из них, которые платили серебром, было сказано платить талант по вавилонскому весу, тем же, которые платили золотом,  — по эвбейскому весу, вавилонский же талант равен семидесяти эвбейским минам».

«Дарий установил 20 областей, которые сами жители называют сатрапиями, установив области и назначив их управителей, он приказал, чтобы подати поступали ему по народам: при этом он причислил к каждому из народов его ближайших соседей и, кроме того, пропуская непосредственных соседей, тот или другой из более отдаленных народов. Области же и ежегодное поступление податей он распределил сообразно следующим основаниям: тем из них, которые платили серебром, было сказано платить талант по вавилонскому весу, тем же, которые платили золотом,  — по эвбейскому весу, вавилонский же талант равен семидесяти эвбейским минам».

«Грозила война с вольсками а внутри самого государства шли раздоры, так как плебеи пылали ненавистью к патрициям главным образом из-за тех, кто шёл в кабалу за долги. Недовольные между плебеями роптали, что, сражаясь за пределами родины в защиту свободы и власти, дома они находятся в плену и угнетении у сограждан, что свобода плебеев подвержена большей безопасности во время войны, чем во время мира, и больше среди врагов, чем среди сограждан».

«Грозила война с вольсками а внутри самого государства шли раздоры, так как плебеи пылали ненавистью к патрициям главным образом из-за тех, кто шёл в кабалу за долги. Недовольные между плебеями роптали, что, сражаясь за пределами родины в защиту свободы и власти, дома они находятся в плену и угнетении у сограждан, что свобода плебеев подвержена большей безопасности во время войны, чем во время мира, и больше среди врагов, чем среди сограждан».

«Римуш, царь вселенной, сын Саргона, в битве Ур и Убме поверг и 8040 мужей уложил; 5460 пленных захватила его рука; и Какуга, царя Ура, захватила его рука: и (всех) его энси-патеси (правителей-жрецов) захватила его рука; и [... ] захватила его рука; и до самого Нижнего моря, и 5700 мужей из захваченных городов он вывел и на гибель отдал, и города их он поверг, и стены их он разрушил».

«Римуш, царь вселенной, сын Саргона, в битве Ур и Убме поверг и 8040 мужей уложил; 5460 пленных захватила его рука; и Какуга, царя Ура, захватила его рука: и (всех) его энси-патеси (правителей-жрецов) захватила его рука; и [... ] захватила его рука; и до самого Нижнего моря, и 5700 мужей из захваченных городов он вывел и на гибель отдал, и города их он поверг, и стены их он разрушил».

«Когда император объединил всю страну под своей властью, он решил построить стену вдоль всей границы, соединить между собой крепости, возведённые раньше разными князьями. Император поручил строительство стены своему военачальнику и приказал ему набрать триста тысяч человек для этой работы. И люди были собраны в короткий срок. Здесь были военнопленные рабы, захваченные во время войн. Из всех тюрем взяли осуждённых преступников. И всё же людей не хватало. Тогда из селений и городов собрали земледельцев и ремесленников, и всю эту огромную армию погнали надсмотрщики на границу строить стену».

«Когда император объединил всю страну под своей властью, он решил построить стену вдоль всей границы, соединить между собой крепости, возведённые раньше разными князьями. Император поручил строительство стены своему военачальнику и приказал ему набрать триста тысяч человек для этой работы. И люди были собраны в короткий срок. Здесь были военнопленные рабы, захваченные во время войн. Из всех тюрем взяли осуждённых преступников. И всё же людей не хватало. Тогда из селений и городов собрали земледельцев и ремесленников, и всю эту огромную армию погнали надсмотрщики на границу строить стену».

«Наёмный работник, который, не будучи больным, из наглости не исполнил установленную работу, должен быть оштрафован... и его жалованье не должно быть уплачено ему.Но если он болен и если, выздоровев, исполняет работу, как ранее было установлено, он может получить жалованье даже по прошествии очень долгого времени.Если кто-нибудь в этом мире, купив или подарив что-либо, раскаивается в этом, он может отдать или получить эту вещь в продолжении десяти дней.Кшатрий, обругав брахмана, подлежит штрафу в сотню пан; вайшия  — в две с половиной (сотни пан), но шудра подлежит телесному наказанию.При оскорблении кшатрия брахман должен быть оштрафован пятьюдесятью (панами); вайшия  — двадцатью пятью; шудры  — штрафом в двенадцать пан».

«Наёмный работник, который, не будучи больным, из наглости не исполнил установленную работу, должен быть оштрафован... и его жалованье не должно быть уплачено ему.Но если он болен и если, выздоровев, исполняет работу, как ранее было установлено, он может получить жалованье даже по прошествии очень долгого времени.Если кто-нибудь в этом мире, купив или подарив что-либо, раскаивается в этом, он может отдать или получить эту вещь в продолжении десяти дней.Кшатрий, обругав брахмана, подлежит штрафу в сотню пан; вайшия  — в две с половиной (сотни пан), но шудра подлежит телесному наказанию.При оскорблении кшатрия брахман должен быть оштрафован пятьюдесятью (панами); вайшия  — двадцатью пятью; шудры  — штрафом в двенадцать пан».

«Враждебно настроенные против лакедемонян илоты и мессенцы сперва держались спокойно, боясь могущества и силы Спарты. Когда же они увидели, что землетрясение погубило большую их часть, они с пренебрежением стали смотреть на оставшихся в незначительном числе живых и, объединившись между собой, начали войну против лакедемонян. Но царь лакедемонян Архидам благодаря своей предусмотрительности спас многих граждан из-под развалин и смело выступил на войну против нападающих. В то время, когда город подвергался ужасам землетрясения, он первый из всех лакедемонян, захватив полное вооружение, выбежал из города на открытое место и приказал другим гражданам сделать то же самое. Те спартиаты, которые его послушались, избежали опасности и остались в живых. Царь Архидам собрал их в боевой строй и приготовился к войне с повстанцами».

«Враждебно настроенные против лакедемонян илоты и мессенцы сперва держались спокойно, боясь могущества и силы Спарты. Когда же они увидели, что землетрясение погубило большую их часть, они с пренебрежением стали смотреть на оставшихся в незначительном числе живых и, объединившись между собой, начали войну против лакедемонян. Но царь лакедемонян Архидам благодаря своей предусмотрительности спас многих граждан из-под развалин и смело выступил на войну против нападающих. В то время, когда город подвергался ужасам землетрясения, он первый из всех лакедемонян, захватив полное вооружение, выбежал из города на открытое место и приказал другим гражданам сделать то же самое. Те спартиаты, которые его послушались, избежали опасности и остались в живых. Царь Архидам собрал их в боевой строй и приготовился к войне с повстанцами».

«Говоря коротко, я утверждаю, что всё наше государство – центр просвещения Эллады; каждый человек может, мне кажется, приспособиться у нас к многочисленным родам деятельности, и, выполняя своё дело с изяществом и ловкостью, всего лучше может добиться для себя независимого положения… Действительно, из нынешних государств только одно наше выдерживает испытание, чтобы стать выше толков о нём; только одно наше государство не возбуждает негодования в нападающих на него неприятелях в случае поражения их такими людьми (как мы), не вызывает упрека в подчинённых, что они будто бы покоряются людям, не достойным владычествовать. Создав могущество, подкреплённое ясными доказательствами и достаточно засвидетельствованное, мы послужим предметом удивления для современников и потомства, и нам нет никакой нужды ни в панегиристе Гомере, ни в ком другом, доставляющем минутное наслаждение своими песнями, в то время как истина, основанная на фактах, разрушит вызванное этими песнями представление».

«Говоря коротко, я утверждаю, что всё наше государство – центр просвещения Эллады; каждый человек может, мне кажется, приспособиться у нас к многочисленным родам деятельности, и, выполняя своё дело с изяществом и ловкостью, всего лучше может добиться для себя независимого положения… Действительно, из нынешних государств только одно наше выдерживает испытание, чтобы стать выше толков о нём; только одно наше государство не возбуждает негодования в нападающих на него неприятелях в случае поражения их такими людьми (как мы), не вызывает упрека в подчинённых, что они будто бы покоряются людям, не достойным владычествовать. Создав могущество, подкреплённое ясными доказательствами и достаточно засвидетельствованное, мы послужим предметом удивления для современников и потомства, и нам нет никакой нужды ни в панегиристе Гомере, ни в ком другом, доставляющем минутное наслаждение своими песнями, в то время как истина, основанная на фактах, разрушит вызванное этими песнями представление».

«При таком-то положении государства, когда большинство было в порабощении у немногих, народ восстал против знати. Когда восстание после продолжительной борьбы приняло острый характер, противники сообща избрали посредником и архонтом Солона и поручили ему управление государством... По происхождению и по известности Солон был среди первых, а по имуществу и по своей деятельности принадлежал к среднему разряду людей, как это признано другими, да и сам он свидетельствует об этом в своих элегиях, убеждая богачей не предаваться корысти».

«При таком-то положении государства, когда большинство было в порабощении у немногих, народ восстал против знати. Когда восстание после продолжительной борьбы приняло острый характер, противники сообща избрали посредником и архонтом Солона и поручили ему управление государством... По происхождению и по известности Солон был среди первых, а по имуществу и по своей деятельности принадлежал к среднему разряду людей, как это признано другими, да и сам он свидетельствует об этом в своих элегиях, убеждая богачей не предаваться корысти».

«Прежде всего ещё в городе он приносит жертву Зевсу-Водителю и божествам, спутникам Зевса. Если жертвы благоприятны, «носитель огня» берёт огонь с алтаря и несёт его впереди всех до границы государства. Здесь царь вновь приносит жертвы Зевсу и Афине. Только в том случае, если оба божества благоприятствуют начинанию, царь переходит границы страны. Огонь, взятый от жертвенного костра, несут всё время впереди, не давая ему угаснуть; за ним ведут жертвенных животных различных пород. Каждый раз царь начинает приносить жертвы в предрассветных сумерках, стремясь снискать благосклонность божества раньше врагов. При жертвоприношениях присутствуют полемархи, лохаги, пентекостеры, командиры наёмников, начальники обоза, а также те из стратегов союзных государств, которые пожелают этого. Также присутствуют два эфора, которые ни во что не вмешиваются, пока их не призовёт царь».

«Прежде всего ещё в городе он приносит жертву Зевсу-Водителю и божествам, спутникам Зевса. Если жертвы благоприятны, «носитель огня» берёт огонь с алтаря и несёт его впереди всех до границы государства. Здесь царь вновь приносит жертвы Зевсу и Афине. Только в том случае, если оба божества благоприятствуют начинанию, царь переходит границы страны. Огонь, взятый от жертвенного костра, несут всё время впереди, не давая ему угаснуть; за ним ведут жертвенных животных различных пород. Каждый раз царь начинает приносить жертвы в предрассветных сумерках, стремясь снискать благосклонность божества раньше врагов. При жертвоприношениях присутствуют полемархи, лохаги, пентекостеры, командиры наёмников, начальники обоза, а также те из стратегов союзных государств, которые пожелают этого. Также присутствуют два эфора, которые ни во что не вмешиваются, пока их не призовёт царь».

«Перикл объяснял народу, что он не обязан давать союзникам отчёта в употреблении их денег, раз ведёт войны для их защиты, сдерживает персов; что они дают не конницу, не флот или пехоту, а одни деньги и что, если получившие их употребляют их по назначению, они принадлежат не тем, кто их дал, а тому, кто их получил. Город, указывал Перикл, достаточно снабжён необходимым для войны, поэтому излишек в денежных средствах следует употребить на постройки, которые после своего окончания доставят гражданам бессмертную славу, во время же производства работы улучшат их материальное положение, так как при этом проявится разнообразная деятельность, удовлетворяющая различные потребности, все ремёсла придут в оживление...»

«Перикл объяснял народу, что он не обязан давать союзникам отчёта в употреблении их денег, раз ведёт войны для их защиты, сдерживает персов; что они дают не конницу, не флот или пехоту, а одни деньги и что, если получившие их употребляют их по назначению, они принадлежат не тем, кто их дал, а тому, кто их получил. Город, указывал Перикл, достаточно снабжён необходимым для войны, поэтому излишек в денежных средствах следует употребить на постройки, которые после своего окончания доставят гражданам бессмертную славу, во время же производства работы улучшат их материальное положение, так как при этом проявится разнообразная деятельность, удовлетворяющая различные потребности, все ремёсла придут в оживление...»

«К дому его подойдя, у дверных косяков на порог мыСели. В большое они изумленье пришли и спросили:—  Ты ль, Одиссей? Каким божеством ты попутан враждебным?Мы так заботливо в путь снарядили тебя, чтоб ты прибылВ землю родную, и в дом, и куда б ни явилось желанье!  —Так говорили они. И ответил я, сердцем печалясь:—  Спутники вызвали эту беду, и притом ещё сон мойГибельный. Но  — помогите! Ведь вы это можете сделать!  —С мягкими к ним обращаясь словами, я так говорил им.Все замолчали вокруг. Отец же ответил мне речью:—  Прочь уйди скорее, мерзейший муж среди смертных!».

«К дому его подойдя, у дверных косяков на порог мыСели. В большое они изумленье пришли и спросили:—  Ты ль, Одиссей? Каким божеством ты попутан враждебным?Мы так заботливо в путь снарядили тебя, чтоб ты прибылВ землю родную, и в дом, и куда б ни явилось желанье!  —Так говорили они. И ответил я, сердцем печалясь:—  Спутники вызвали эту беду, и притом ещё сон мойГибельный. Но  — помогите! Ведь вы это можете сделать!  —С мягкими к ним обращаясь словами, я так говорил им.Все замолчали вокруг. Отец же ответил мне речью:—  Прочь уйди скорее, мерзейший муж среди смертных!».

«В первый год царя Кира он отдал приказ относительно храма божьего в Иерусалиме: пусть этот храм будет отстроен на месте, где приносят жертвы; фундамент его должен быть прочным, высота  — шестьдесят локтей, ширина  — шестьдесят локтей. Рядов из неотёсанного камня  — три, и один ряд  — из нового дерева  — [на всё это] расходы будут выданы из царского дома. Также и золотые и серебряные сосуды храма божьего, которые Навуходоносор вынес из храма, который в Иерусалиме, и увёз в Вавилон, пусть вернут в Иерусалим и [пусть они будут] помещены на своё место в храме божьем».

«В первый год царя Кира он отдал приказ относительно храма божьего в Иерусалиме: пусть этот храм будет отстроен на месте, где приносят жертвы; фундамент его должен быть прочным, высота  — шестьдесят локтей, ширина  — шестьдесят локтей. Рядов из неотёсанного камня  — три, и один ряд  — из нового дерева  — [на всё это] расходы будут выданы из царского дома. Также и золотые и серебряные сосуды храма божьего, которые Навуходоносор вынес из храма, который в Иерусалиме, и увёз в Вавилон, пусть вернут в Иерусалим и [пусть они будут] помещены на своё место в храме божьем».