5 класс Всеобщая история
Тема: Исторические источники. Практическая работа №1.
Цели: формирование представлений на основе изучения разнообразных исторических источников; развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации, анализировать и оценивать события прошлого и определять своё отношение к ним; содействовать воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Задачи: создание условий для социализации личности; активизация учебной деятельности учащихся; критическое осмысление разнообразной информации; организация самостоятельной работы учащихся с учётом их индивидуальных особенностей и современных информационных технологий.
Основные понятия: исторические источники; группы источников: письменные, вещественные, устные;
документ, музей, архив, библиотека.
Ход урока
1.Вступление. Сообщение темы и целей урока.
Человечество издавна интересовало прошлое. Как жили наши предки? Где и как совершались великие события, повлиявшие на дальнейший ход истории? Люди всегда хранили сведения о прошлом. Нам с вами известно много сказаний, легенд о героях разных времен. Мы можем найти и прочитать сведения о важнейших событиях, так же просмотреть кинохроники и фильмы, чтобы конкретизировать и создать живые образы прошлых лет. Увидеть множество памятников на местах великих сражений. В каждой семье есть своя история: старые письма, документы, фотографии или кино- и видеозаписи. Неслучайно говорят, что история это прошлое, сохранившееся в памяти человечества.
Всё, что может рассказать нам о прошлом людей, называется ИСТОРИЧЕСКИМИ ИСТОЧНИКАМИ.
2.Работа с источниками
Задание 1
1.Давайте вспомним, какие исторические источники вам известны?
Ответы детей ( вещественный, письменный, устный)
2. Где хранятся исторические источники?
Ответы детей ( музеи, архивы, память)
-Сегодня на уроке мы научимся работать с историческими источниками и узнавать информацию о прошлом людей.
Задание 2
-Сейчас вам будет представлен исторический источник. Ваша задача определить тип источника. И ответить на вопросы, написанные на доске:
1.В каких заведениях учились в старину? (университет)
2.Трудным ли было обучение?
3.Как называет себя ученик? (мученик науки, горемыка -школяр)
3.Как назывались учителя? (профессора)
4.Как назывались обучающиеся? (студенты)
5.Кто сочинил тома (учебники) для университетов (римляне и греки)
Включить фрагменты песни «Во французской стороне, на чужой планете».
Для помощи в работе с источником можно раздать текст песни .
Во французской стороне, на чужой планете,
Предстоит учиться мне в университете -
До чего тоскую я, не сказать словами,
Плачьте ж, милые друзья,
Горькими слезами.
Hа прощание пожмем
Мы друг другу руки
И покинет отчий дом
Мученик науки.
Если не сведут с ума римляне и греки
Сочинившие тома для библиотеки,
Если те профессора, что студентов учат,
Горемыку-школяра насмерть не замучат,
Если насмерть не упьюсь
Hа хмельной пирушке -
Обязательно вернусь
К вам, друзья - подружки.
На основании полученных ответов и текста песни учащиеся индивидуально рассказывают мини-рассказ о жизни студентов. Рассказы заслушиваются (по желанию).
Задание 3
-Следующий исторический источник находится у каждого на парте. И так, как он в письменном виде, то называется он (как?)- письменный.
Предоставлено свидетельство об окончании школы 1964 года, выданное А.Б.Пугачевой.

На примере анализа документа нужно объяснить, какие знания, данные можно получить из письменного источника.
1.Название документа (Свидетельство о восьмилетнем образовании)
2.Название государства (РСФСР на печати)
3.На каком языке велись записи (русский)
4.Кому выдан документ (Пугачева А.Б.)
5.В каком году родилась певица (1949)
6.Когда выдавались документы такого образца (1964 г.)
7.Изображение герба.
8.Название изучаемых предметов и т.д.
Задание 3
- Сегодня, идя к вам на урок, я заметила старый лист бумаги возле дверей школы. Подумав, что это кто-то из наших учеников потерял важный документ, я его развернула и посмотрела. (Показывается потертый ,как можно старый лист бумаги, на котором изображена карта внутреннего двора школы. Главным изображением должно быть место «клада»)
-Смотрите! По-моему, это карта школы!!! Давайте найдем место, изображенное на ней!
Все вместе идут во двор школы и ищут место, изображенное на карте. ( Перед уроком, в определенном месте закапывается «клад»- монеты советского периода.)
Изучая вещественный источник в классе, ученики должны узнать:
1.Монеты какой страны ( СССР)
2. Какого номинала ( 1,2,3,10,15,20 копеек)
3.Из чего сделаны монеты (металл, в основном латунь)
4.Что изображено на гербе.
5.Монета какого года самая старшая. (1961 года)
6.Значит, клад был припрятан не раньше 1961 года
7.Монета какого года самая младшая . (1991 года)
8.Клад был заложен не раньше 1991года
9.Какова общая сумма денег. ( 3 руб. 46 копеек)
3. Закрепление материала.
Обучающие, используя тетрадь, отвечают на вопросы :
Что такое «история»?
С какими источниками вы познакомились?
Что можно узнать, изучая исторический источник?
4. Рефлексия.
Вопрос к обучающимся :
-Какой источник вам понравилось исследовать больше, чем другие?
-Что было самым интересным?
5.Подведение итогов. Оценивание ( каждый ответивший на вопрос, получает отличительные знаки (бумажные смайлики ) в течении урока) .Подсчитывается количество « смайликов»-выставляется оценка.
6.Домашнее задание. Узнать старших, живших в советское время , что можно было приобрести на 3 рубля 46 копеек в Советском союзе. Ответы записать в тетради.