Крутикова Е. В.
Исторические» записки объединения «Нериаж» (лепка из глины).
Записка 6.1 Отливка гипсовых изделий. Круглая скульптура.
Как не блуждать нам
Теми дебрями
Между озер Добра и Зла?
Мы создаем свои шедевры...
Л. Пахоменко
То же самое издание («Лепные работы для начинающих») подсказывает педагогу и учащимся и другие методы снятия как формы, так и кожуха с готовой скульптуры. Как и в первом случае копирование оригинала останавливается на количестве скульптуры в одном экземпляре. Но, как оказалось, это был наиболее оптимальный вариант получения конечного изделия.
Свои трудности оказались и здесь. В данном случае, они связаны, опять же, с отсутствием вспомогательных помещений.
При замесе раствора для формы, в неё добавлялась часть крахмала. Определённая пропорция позволяла форме и залитой в неё копии, при погружении в кипящую воду и дальнейшем кипячении, легко освободиться от кожуха и самой матрицы. Правда помещение, вернее отсутствие дополнительных метров гончарной мастерской, не позволяли происходить этому процессу в стенах кружка и педагогу приходилось этот этап работ производить в домашних условиях. Перемещение всей «гипсовой глыбы» (то есть самой будущей скульптуры в ещё неснятой форме) без привлечения грубой физической силы было проблематично, приходилось обращаться за помощью к «второй половине» педагога, то есть на тот момент супругу. На руку было только близкое расположение Центра Творчества от места жительства руководителя объединения.
Таким образом, этап снятия формы происходил вне помещения гончарной мастерской, превращая кухонную площадь жилой квартиры в площадь, напоминаемую отделения банных организаций. Процесс сопровождался постоянным удалением излишней гипсовой жидкости из ёмкости с будущей скульптурой. Сделавшая свою работу гипсовая масса благополучно, или не очень, перемещалась с третьего этажа жилой квартиры в лоно природы, вернее в лоно прилегающей дворовой территории, а ещё вернее к близлежащим посадкам деревьев и кустов. Таким образом, канализации жилого строения ничто не угрожало, так же, как не угрожало отработанное гипсовое сырьё зелёным насаждениям (хочется надеяться). Правда, весь этот процесс угрожал семейному спокойствию домочадцев руководителя мастерской, но это уже совсем другая история.
Благополучно разрешив проблему с помещением, успокаиваться, как оказалось было рано. При отливке гипсовых «произведений» предстояло столкнуться с собственной неграмотностью по знанию свойств и качеств этого воздушного вяжущего. Неудачи появились при снятии формы с глиняной модели. Несовершенное качество порошка, или же неподходящий по маркам используемый гипс (хотя в торговых точках тогда он не подразделялся), вёл за собой повреждение матрицы в том понимании, что количество поначалу предполагаемых её деталей (опять же после снятия с неё глиняной модели), могло увеличиться вдвое, втрое, а то и больше. Такое незапланированное «дробление» штампа вносило свои коррективы в работу; склеивание вяжущего материала было проблематично, приходилось выкручиваться другим способом. Для более статичного расположения всех частей матрицы необходимо было отлить кожух, причём не цельный, как диктует технология, а несколько. Определённая часть кожуха должна вмещать несколько деталей самой формы.
Таким образом, индивидуальный подход к изготовлению кожуха решил проблему несовершенства отлитой матрицы, ставя её на порядок выше по качеству и прочности.
Выше была поставлена проблема некачественного гипса. Но, как оказалось, при дальнейшей работе педагогу и учащимся пришлось столкнуться с этим вяжущим материалом и более высокого качества. «Приятное разочарование» от используемого материала возникло при попытке освобождения будущей статуэтки, опять же методом кипячения. Добавленный в нужной пропорции в гипсовый раствор крахмал не выполнил своей функции, то есть предполагаемого разрушения формы не произошло, чему причиной оказалось слишком высокое качество гипсового материала. Попытка снятия другим методом, то есть методом расколотки, тоже ни к чему не привела, то есть не привела к качественному результату. Конечное изделие вышло в разбитом виде, а местами и вовсе попытки снятия формы были тщетными, кусочки матрицы не пожелали никаким путями покинуть освобождаемую скульптуру, «прикипев» к ней навечно.
Нет слов, чтобы выразить разочарование при виде удручающего зрелища несостоявшейся статуэтки, ведь на составление эскиза и самого глиняного оригинала ушло не меньше времени, чем на отливку её формы, кожуха и самой гипсовой скульптуры.
Только столкнувшись с проблемой и наделав кучу ошибок, начинаешь задумываться над тем, нельзя ли было их предвидеть. Неудача в производстве вышеописанной Новогодней композиции сподвигла педагога и учащихся на предварительный эксперимент по проверке качества предполагаемого в отливке гипса. Имеющийся в наличии порошок заблаговременно перемешивался с крахмалом в небольшом количестве, после застывания этот пробный экземпляр подвергался кипячению. По результатам опыта пропорции крахмала и гипса можно изменить в ту или иную сторону, взяв требуемые ингридиенты в других пропорциях. Предварительное подвергание рабочего материала проверке его свойств стало стех пор неотъемлемой частью рабочего процесса.