Департамент образования, науки и молодёжной политики
Воронежской области
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Новогольеланская средняя общеобразовательная школа
Смотр – конкурс школьных музеев и экспозиций образовательных организаций, посвящённого 30-летию вывода войск из Афганистана
Исторический квест
«По страницам памяти.
Афганская война»
Разработала: Титова Ольга Петровна,
учитель географии и биологии
МКОУ Новогольеланская СОШ
Новогольелань
2019
ЦЕЛЬ: расширять знания учащихся об Афганской войне, формировать чувство патриотизма; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.
ЗАДАЧИ:
Воспитательные: воспитание любви и уважения к своему народу, истории страны, бережного отношения к ветеранам и воинам-интернационалистам; продолжать формировать у подростков активную гражданскую позицию;
Образовательные: познакомить учащихся с событиями афганской войны 1979-1989 гг.; помочь осмыслению событий афганской войны с общечеловеческой точки зрения;
Развивающие: продолжать развивать патриотические и гражданские чувства, сочувствие, сострадание, нетерпимость к любому виду насилия.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: квест – игра.
ОФОРМЛЕНИЕ: стенд «Живой голос», подборка книг, посвященных воинам, служившим в Афганистане, письма и фотография из семейного архива семьи Анохина В.В. и Ягодина С.И..
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная установка, компьютер, мультимедийная презентация «Живая память», карточки с заданиями, запись песен про Афганистан.
УЧАСТНИКИ ИГРЫ: учащиеся 8-11 классов.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: территория школы.
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 80 мин.
Данная игра предназначена для учащихся 8-11 классов. Она может быть использована для проведения уроков истории, классных часов, внеклассных мероприятий.
ПРАВИЛА ИГРЫ: По всей территории школы расположены импровизированные стоянки, на них находятся модераторы, которые озвучивают участникам игры задания. Задача каждой команды - в точности выполнить задания и пройти свой маршрут. За каждый правильный и полный ответ участники получают баллы и пазлы. Время пребывания на стоянке не более 15 минут.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: за 7 дней до игры проводится классный час с просмотром документальных фильмов: «Воины – интернационалисты», «Мы уходим».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: В наше непростое переломное время, когда происходит полная переоценка ценностей обществом, важно правильно оценивать уроки прошлого, принимать во внимание положительные моменты истории, так как процесс воспитания подрастающего поколения невозможен без обращения к историческим корням. Воспитание патриотизма, гордости за свое Отечество является краеугольным камнем педагогической работы современной школы.
ХОД ИГРЫ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Ведущий: Тридцать лет прошло со дня вывода Советских войск из Афганистана. 15 февраля закончилась война, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная. Эти события сыграли существенную роль в истории нашей страны. Наше поколение молодёжи мало знает об афганской войне, о солдатах погибших и живых, которые прошли через пекло боев, узнавших цену человеческой жизни. Для нас эта война - история. А знание истории необходимо, так как тот, кто не знает прошлого, осужден на повторение пройденных человечеством ошибок.
Афганская война - название одного из этапов гражданской войны в Афганистане, который ознаменовался присутствием на территории страны ограниченного контингента советских войск, введенного для поддержки кабульского режима, укрепления влияния СССР в этом регионе. Хорошо ли вы знаете историю этой войны?
Ведущий: Ребята, сегодня игра «По страницам памяти. Афганская война» пройдёт в форме квеста. А что такое квест?
«Квест - это невероятные приключения!».
«Квест - это практическая тренировка частного детектива!».
«Квест - это возможность проверить неординарность своего мышления!».
Ведущий: Вас поделили на команды. Каждой команде необходимо придумать название (военная тематика). Каждая команда получит свой маршрутный лист, вы должны пройти все стоянки, выполнить задания, за которые получите части пазла. Из пазлов соберёте плакат посвящённый знаменательной дате - это дополнительные баллы для команды. В конце мы встречаемся в актовом зале для подведения итогов и выявления победителей.
Ведущий: В добрый путь!!!
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Описание стоянок
№ | Название стоянок | Задание | Критерии | Модератор |
1 | Что скрывается под словами? | Объясните значение слов: чёрный тюльпан, груз 200, шурави, моджахед, царандой, ОКСВ (чёрный тюльпан - это радио позывной вертолёта, доставлявшего убитых и раненых, груз 200 – убитые солдаты, шурави - солдат, советский, моджахед – члены нерегулярных вооружённых формирований, царандой – народная полиция Афганистана, ОКСВ – ограниченный контингент советских войск) | За каждый ответ на вопрос получают 1 балл. При условии если набрали 3 балла, то получают часть пазла. | Модератор следит за правильностью выполнения задания, ставит баллы и выдаёт пазл. |
2 | Кинопоиск | Назовите художественные фильмы, посвящённые войне в Афганистане. («Сержант» 1988 г., Рэмбо 3 1988 г., «Груз 300» 1989 г., «Нога» Н. Тягунова, 1991 г., «Афганец» В. Мазура 1991 г., «Афганский излом» В. Бортко 1991 г., «Чтобы выжить» 1993 г., «Афганец-2» 1994 г., «Мусульманин» В. Хотиненко 1995 г., «Пешаварский вальс» Т. Бекмамбетова и Г. Каюмова, «9 рота» Ф. Бондарчука 2005 г., «Война Чарли Уилсона» 2007г., «Бегущий за ветром» 2007 г., «Афганская война» 2009г.). Затем модератор показывает отрывки из известных фильмов про Афганистан. | «5»- названо 5 фильмов «4» - названо 3-4 фильма «3» названо 2 фильма «2» - назван 1 фильм | Модератор следит за правильностью выполнения задания, ставит баллы и выдаёт пазл. |
3 | Азбука Морзе | Команда делится на две части. Первая часть команды зашифровывает данное выражение. Вторая часть команды расшифровывает его. Задание выполняется параллельно, чтобы обе команды одновременно и зашифровывали, и расшифровывали высказывание. Шифровка: (Мы не должны забывать Афганской трагедии и просто обязаны помнить о тех, кто честно исполнял свой долг, рисковал жизнью ради мира на земле). | «5» - команда правильно зашифровала и правильно расшифровала послание. «4» - команда допустила 1- 2 ошибки «3» - команда допустила 3 – 5 ошибок «2» - более 5 ошибок. | Модератор сравнивает ответы и, если задание выполнено правильно, ставит баллы и выдаёт пазл. |
4 | Дорогой Войны | На ткани нарисована дорога, по которой команда должна провести кружку. Алюминиевой кружкой необходимо пройти внутри дороги, за края материи держится вся команда и направляет кружку. Если кружка падает или сходит с дороги, то задание начинается сначала. | «5» -участвует вся команда, задание выполнено. «4» - участвует вся команда, кружка вышла за пределы дороги 2 раз. «3» - не вся команда участвует, задание выполнено. «2» - не вся команда участвует, кружка вышла за пределы дороги более 2 раз. Пазл не выдаётся. | Модератор следит за правильностью выполнения задания, ставит баллы и выдаёт пазл. |
5 | Вместе мы сила | Участвует вся команда, выполняются команды модератора: 1. Закрыв глаза и не разговаривая друг с другом, одновременно сделать шаг вперёд. 2. С закрытыми глазами образовать круг, квадрат и треугольник. Если команда ошибается, то задание начинается сначала. | «5» -единство команды «4» -допущена 1 ошибка «3» -допущено 2 ошибки «2» - допущено более 3-х ошибок | Модератор следит за правильностью выполнения задания, ставит балл и выдаёт пазл. |
6 | Знание – сила! | Проверяются знания об афганской войне, где будет задано 13 вопросов. (Приложение №1) | За каждый ответ на вопрос получают 1 балл. При условии если набрали от 11-13 баллов, то получают часть пазла. | Модератор следит за правильностью выполнения задания, ставит баллы и выдаёт пазл. |
7 | Перенос раненных | Два человека из команды переносят всю команду от одной стоянки до другой разными способами: при помощи носилок, на руках, с помощью плаща. | «5» -четкая слаженная работа, ни один из участников не упал с носилок «4» - четкая слаженная работа. «3» - команда растерянно проходила испытания «2» - были потеряны участники, не было командной работы | Модератор следит за правильностью выполнения задания, ставит баллы и выдаёт пазл. |
8 | История в фотографиях | Команде нужно сопоставить фото с событием, или фото с героями. (Приложение №2) | «5»- все выполнили верно «4» - 1 – 2 неверных ответа «3» - 2 – 4 неправильных ответа «2» - более 5 неверных ответов | Модератор следит за правильностью выполнения задания, ставит баллы и выдаёт пазл. |
9 | Собери пазлы | Пазлы нужно собрать в единую картину. (Приложение №3) | «5» - собрали всю картинку «4» - собрали не все пазлы | Модератор следит за правильностью выполнения задания, ставит баллы и выдаёт пазл. |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
После прохождения 8 заданий сбор модераторов стоянок и командиров команд для подсчёта баллов. В это время команды проходят последнюю 9 стоянку. После выполнения сразу же подводятся итоги.
Ведущий: мы поздравляем всех участников игры с удачным прохождением всех стоянок. Надеемся, что вам было интересно и познавательно. А теперь переходим к награждению команд.
Приложение №1
1. Какие части и соединения Советской армии принимали участие в боях в Афганистане?
Мотострелковые и воздушно-десантные дивизии; отдельные мотострелковые, десантно-штурмовые бригады и отдельные бригады спецназначения, парашютно-десантные и артиллерийские полки, полки боевой авиации, вертолётные полки, трубопроводные бригады, бригады материального обеспечения, части обеспечения и обслуживания.
2. Что должны были уметь делать жёны офицеров, которые в «советское, мирное» время поехали на войну вслед за мужьями в те «горячие точки», куда посылала их Родина выполнять «воинский интернациональный долг»?
Первое, чему учили офицеры своих жён, - стрелять по мишеням из автоматов и пистолетов
3. Какую работу выполняли десантники и мотострелки в Афганистане?
Десантники и мотострелки были самыми многочисленными в Афганистане. Они вели боевые действия против наиболее опасных и непримиримых отрядов и групп оппозиции. Охраняли коммуникации, различные военные и мирные объекты. Составляли основу тактических десантов, высаживались в горах, воевали в «зелёнке». Боролись с караванами противника, перевозившего оружие, боеприпасы, доставлявшиеся из-за рубежа.
4. Что вы знаете об афганской «дороге жизни»?
Афганской «Дорогой жизни» называли трассу, идущую от советской границы (Хайратона) до афганского Кабула.
5.Что оказалось страшнее пули для солдат и офицеров советской армии в Афганистане?
Попасть в плен, пытки, унижения, тяжёлый труд и голод, избиения за малейшую провинность.
6. Назовите дату вывода советских войск из Афганистана.
15 февраля 1989 г.
7. Когда советские войска были введены в Афганистан и когда покинули его?
25 декабря 1979 г. начался ввод советских войск.
8. Сколько месяцев длилась война в Афганистане?
Советские войска на территории Афганистана находились девять лет, один месяц и девятнадцать дней почти 110 месяцев.
9. С какой целью были введены советские войска в Афганистан?
Официальной версией ввода наших войск в Афганистан стала помощь дружественному афганскому народу и защита южных рубежей нашей Родины.
10. Не обошла стороной афганская война и жителей нашего села. Кто из земляков воевал в Афганистане?
Анохин В.В., Ягодин С.И. Ширинкин В.И.
11. Кто последним покинул Афганистан, когда все войска СССР были выведены с территории этого государства?
Последним пересекли границу, командующий контингентом Бори́с Все́володович Гро́мов и части пограничных войск, прикрывавшие вывод 40 – ой армии.
12. Где установлен памятник воинам- интернационалистам в нашем районе? В каком году?
В пгт Грибановский. В 1992 году.
13. Новым президентом Афганистана после ввода советских войск стал
Б. Кармаль
Приложение №2
| Вывод советских войск из Афганистана |
| Борис Всеволодович Громов |
| Ввод в Афганистан ограниченного контингента советских войск |
| Члены нерегулярных вооружённых формирований, мотивированных радикальной исламской идеологией, организованных в единую повстанческую силу в период гражданской войны в Афганистане в 1979 - 1992 годах. Набирались с 1979 года из местного населения с целью ведения вооруженной борьбы против военного присутствия СССР и афганских правительств. |
| Демаков Александр. Герой Советского Союза. Героически погиб, прикрывая отход сослуживцев. |
| Царандой (защитник) народная полиция Афганистана |
| Игольченко Сергей Викторович. Герой Советского Союза |
Приложение №3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Материал из школьного краеведческого музея.
2. Руденко В.Г. Особая миссия. Сотрудники КГБ СССР вспоминают об Афганской войне 1979-1989 гг. 2-е изд. – Воронеж, 2013 г.
3.
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Герои_Советского_Союза_(Афганская_война_1979—1989)
5. https://infourok.ru/viktorina-dorogami-afganskoy-voyni-1861771.html