Муниципальное общеобразовательное учреждение
Александрово - Заводская средняя общеобразовательная школа
ДОКЛАД
«Историческое сочинение - как новый вид экзамена»
Подготовила:
учитель истории Макарова Н.С.
2015-2016 год.
Цель: рассказать об историческом сочинении, как о новом виде экзамена.
Актуальность. Сейчас одной из главных целей обучения в школе является успешная сдача Единого Государственного экзамена. ЕГЭ по истории – сложный и специфический экзамен. В отличие от наиболее близкого ЕГЭ по обществознанию, история - более комплексный, объемный и информативный предмет, такая же сложная наука, как и все прочие. Ее сущность, как и других наук, — познание действительности, в данном случае исторической. Подготовка ЕГЭ по истории является актуальной задачей, как для учащихся, так и для учителей. ЕГЭ по истории России охватывает исторический материал с древности до наших дней.
Для успешной сдачи экзамена требуется знания огромного количества фактов, терминов, хронологии. При этом надо усвоить и уметь анализировать разные аспекты истории – экономика и социальные отношения, внутренняя и внешняя политика, история культуры.
За последние годы в структуре и содержании экзаменационной работы по истории произошли серьезные изменения. В этом году они коснулись всех частей экзаменационной работы, из неё исключены задания с кратким ответом. Ликвидация этих заданий с одной стороны, существенно уменьшило само количество заданий: теперь их 25 вместо 40, из четырёх (1–21 по нумерации 2015 г.) и задание на установление соответствия (24).
В часть 1 работы добавлены новые задания на установление соответствия: на знание дат (2 по нумерации 2016 г.); на знание основных фактов, процессов, явлений (5); на работу с текстовым историческим источником (6); на знание исторических деятелей (9); на знание основных фактов истории культуры (17); задание по истории Великой Отечественной войны на заполнение пропусков в предложениях (8), а также задание с кратким ответом на работу с историческим источником по XX в. (10).
Как видно из таблицы, только 5 заданий (6,7,8, 10 и 25) довольно новые (они отмечены красным). Остальные задания взяты из теста ЕГЭ 2015 года.
Вместо тестовых заданий части А, включено новое задание, обозначенное как «историческое сочинение», то есть исключено задание на проверку умения представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме (40 по нумерации 2015 г.) и добавлено задание 25( 2016 г), предполагающее написание исторического сочинения по определённому периоду истории России.
Историческое сочинение представляет собой творческое задание, в рамках которого обучающиеся смогут продемонстрировать не только знание исторических фактов, но и умение их анализировать, обобщать, делать выводы. Если раньше от выпускника требовалось охарактеризовать историческую личность, то теперь требуется написать историческое сочинение по определенному периоду отечественной истории, возможность выбрать один из трёх периодов истории России и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду. За историческое сочинение выпускник может получить теперь целых 11 первичных баллов. И критерии в нем увеличены до 7. В целом, тест усложнился и выпускнику придется знать не только события из истории и исторических личностей, но также термины, причинно-следственные связи и многое, многое другое. Это изменение повысит качество знаний выпускников, и исключит элемент случайного угадывания, позволит учащимся получить возможность выбрать одного из нескольких периодов истории.
РЕКОМЕНДАЦИИ по написанию исторического сочинения
Задание: 1645-1676 гг.
Дать общую характеристику историческому периоду
Пример ответа:
1654-1676- это период правления Алексея Михайловича Романова. Этот царь провёл много преобразований практически во всех сферах общественной жизни страны, подготовил основу для будущих реформ Петра 1.
Выделим наиболее важные из них. Была совершенствована законодательная система России, принят новый сборник законов — « Соборное уложение» в 1649 году. Этот документ стал юридической основой для закрепощения, так как по нему сыск беглых крестьян стал бессрочным (то есть отменены урочные лета) и они становились навечно собственностью владельца. Кроме того, уложение защищало собственность владельцев и определяло их права, устанавливало систему штрафов и наказаний. В уложении были сохранены религиозные основы общества.
Таким образом, принятие « Соборного уложения» Алексея Михайловича значительно укрепило власть царя, усилило роль дворян и помещиков, сохранило большое значение церкви в государстве.
Данный исторический период вошёл в историю и как период раскола Церкви. Начало ему было положено в 1654 году, когда патриарх Никон начал реформирование церкви. Нововведения не все восприняли положительно. Возникло такое явление, как раскольничество — оппозиция, не согласная с реформой Никона. Возглавлял её протопоп Аввакум. Значение реформы велико, так как она унифицировала религиозные обряды, каноны, укрепив власть и роль церкви в стране. Однако реформа надолго расколола христиан и привела к появлению староверов.
1019 – 1054.
В числе важнейших событий и процессов данного периода можно выделить следующие:
- защита население Древней Руси от внешней агрессии, защита и расширение границ государства;
- укрепление международного авторитета Древнерусского государства;
- создание письменного свода законов;
- культурный расцвет Древнерусского государства.
Остановимся подробнее на двух последних направлениях.
Задолго до указанного периода в Древней Руси существовало обычное право. В период правления Ярослава Мудрого по его приказу правовые обычаи были собраны и записаны в виде письменного свода - «Русской Правды». Создавая письменный свод законов, Ярослав ставил своей задачей дать всему населению своего государства, независимо от места проживания, одинаковые и справедливые (с точки зрения той эпохи) законы, объединяя тем самым подданных в единый народ. Другой задачей «Русской Правды» была защита знатных, имущих слоев населения от посягательств на их жизнь и собственность. «Русская Правда» ограничивала применение кровной мести, утверждала штраф (виру) за ряд преступлений. В «Русской Правде» содержатся статьи, которые можно считать статьями уголовного, гражданского, процессуального права. «Русская Правда» стала важной основой Древнерусского государства, способствовала безопасности населения, расцвету различных сторон жизни Древней Руси, в т.ч. развитию культуры.
Годы правления Ярослава Мудрого были годами расцвета древнерусской культуры. При покровительстве князя создавались школы, монастыри, храмы, поддерживались летописцы, богословы, мастера. В числе важнейших свершений на этом направлении следует отметить строительство важнейшего храма в отечественной истории – святой Софии киевской. Каменного храма, богато украшенного фресковой живописью и мозаиками, возведенного в ознаменование победы над печенегами. В годы правления Ярослава был заложен еще один важнейший архитектурный памятник Древней Руси – София Новгородская. Именно к этому периоду относится деятельность крупного церковного и культурного деятеля нашей истории митрополита Илариона. Первый киевский митрополит русского происхождения, был провозглашен митрополитом при содействии князя Ярослава. Иларион известен как автор «Слова о законе и благодати» - одного из древнейших произведений отечественной литературы. Он имеет отношение еще к одному важнейшему событию в культурной жизни отечественной истории, произошедшему в то время, - основанию Киево-Печерского монастыря. В числе его основателей были так же такие святые, как Феодосий Печерский, Антоний Печерский.
Оценивая данный период в нашей истории, следует отметить его исключительное значение как времени расцвета Древнерусского государства. Это период экономической и политической стабильности, внешнеполитической безопасности, время расцвета культуры. Создание единого письменного свода законов укрепило власть князя, обеспечило безопасность населения, защитила социальную структуру общества. Все это способствовало стабильности и процветанию.
Культура Древней Руси достигла невиданных доселе высот. Были созданы архитектурные шедевры и другие произведения материальной культуры. Небывалых высот достигла в своем развитии и духовная культура – развивалось летописание, литература, грамотность, процветали монастыри.