Цикл занятий: «Дни погружения в тему: Искусство Древней Руси»
Пояснительная записка
Материал подготовлен для учащихся 1 класса Детской художественной школы (11-12 – летнего возраста) и опирается на учебные пособия: Емохоновой, газету «Искусство», журнал «Искусство в школе»
В основе цикла лежат уроки по истории искусств, проходящие в различных формах с использованием методов информативных и эвристических бесед, художественно – творческой деятельности, игровых технологий с элементами театрализации.
Цель занятий – углубить восприятие и осмысление детьми изучаемых художественных произведений, памятников искусства и культуры.
Цель достигается благодаря методическому подходу к изучению материала в координации разных предметов, а так же связи с внеклассной работой.
Виды тем и занятий:
«Искусство Древней Руси. Начало»: урок – знакомство с культурой Древней (дохристианской) Руси: идолы, обереги, деревянное зодчество.
Русь христианская:
Киевская Русь. История Десятинной церкви X в.
Собор Святой Софии в Киеве I пол. XI в.
Спасо-Преображенский собор в Чернигове XI в.
Выполняем графическую зарисовку храма, обозначаем архитектурные детали.
«Новгородская архитектура IX – XII столетий»: урок – знакомство с Софийским собором в Новгороде.
Выявление особенностей в сопоставлении внешнего облика храмов: Софии Киевской и Софии Новгородской. Результаты заносим в таблицу.
Дополнительная информация: Георгиевский собор Юрьева монастыря.
«Малые храмы Новгорода»: беседа в театрализовано – игровой форме.
Дети, включая фантазию, представляют себя архитекторами, рассказывая о конкретных храмах (тексты ими заранее заготовлены).
Краткий обзор зрительного ряда фресок и иконописи.
«Своеобразие архитектуры Владимиро-Суздольской Руси»: урок – знакомство с архитектурными памятниками:
Золотые ворота г. Владимир
Успенский собор (1158-1160)
Церковь Покрова на Нерли (1165)
Дмитриевский собор (1193-1197)
«Строим храм»: практическая работа по материалам //Искусство.-2006.-№6.-С.19.
Разработка №2
«Новгородская архитектура IX – XII столетий»:
урок – знакомство с Софийским собором в Новгороде.
Тип урока: урок-знакомство.
Цель урока: формирование представлений об особенностях новгородской архитектуры
IX – XII веков.
Задачи урока:
образовательные:
-познакомить учащихся с главными храмами Новгорода: Софийским собором;
развивающие:
- формировать навыки самостоятельного исследования и публичного выступления;
- формировать навыки сравнительного анализа на примере двух Софий (Киевской и Новгородской)
воспитательные:
-воспитывать уважения к культурному наследию нашей Родины;
Оборудование: Мультимедийный проектор; презентация по теме; изображение храма Святой Софии в Новгороде.
Ход урока
1. Организационный момент
а) проверка готовности учащихся к уроку;
б) постановка цели и задач урока.
2. Формирование новых знаний
Учитель: В Киевском государстве образовалось несколько местных художественных школ: Чернигова, Смоленска, Полоцка и Новгорода.
Они сыграли большую роль в формировании искусства древнерусского государства.
Историки называют XI век – эпохой трёх Софий. Соборы возводились по системе выработанной киевскими зодчими, но чем дальше от южной России, тем они своеобразнее. «Младшие сёстры» Софии Киевской – София Новгородская и София Полоцкая.
Посмотрите внимательно, как они выглядят на этом слайде. Три крупных каменных собора выросли менее чем за тридцать лет (с 1037-го по 1066-й год) На землях во многом ещё языческой и, в основном, деревянной, одноэтажной Руси. В последующие четыреста (или даже пятьсот пятьдесят) лет не будет построено ни одного Софийского собора, как не существовало их и до тех пор. А киевский, новгородский и полоцкий храмы станут центрами религиозной, общественной и политической жизни.
На протяжении нескольких столетий Великий Новгород был второй столицей Руси после Киева. До середины XII века новгородский престол передавался по наследству от киевских князей. Обладая богатством и властью, они возводили великие храмы.
На прошлом уроке мы с вами рассматривали Великую Софию Киевскую. Когда Киевский собор был освящён, византийские мастера отправились во второй город страны, Великий Новгород. Согласно некоторым данным, здесь ещё в 989-м году была поставлена деревянная церковь Софии (существует также мнение, что княгиня Ольга в Киеве ещё в 960-м году основала деревянную Софийскую церковь). Церковь сгорела, и вместо неё на территории Детинца заложили собор, по велению князя Владимира Ярославовича – сына Ярослава Мудрого в 1045 – 1050 годах. София уже в 30-х годах ХII века перестала быть княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской вечевой республики. Вплоть до последних лет новгородской самостоятельности София была как бы символом Новгорода.
Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.
Монументальный массив храма увенчан пятью куполами. В древности собор был покрыт свинцовыми листами. Только средний купол уже в ХV веке был обит позлащенной медью.
Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м. Вместе с галереями длина составляет 34,5 м, а ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы - 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т.н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер.
На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур.
Я предлагаю вам для более зрительного запоминания начертить в тетради таблицу сравнения Софий Киевской и Новгородской.
/Дети сравнивают архитектурный вид соборов по репродукциям, результаты заносят в таблицу/
София Киевская | София Новгородская |
13 куполов, постепенно переходят в храмовый объём многовыступный роскошный и праздничный | 5 куполов, подняты над зданием, отделяясь от него почти лишён выступов суров и монолитен внутри энергия вертикального движения |
В заключение нашего урока мне хотелось бы рассказать вам интересную легенду связанную с голубем, который находится на кресте главного купола.
На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет, им храним.
Во время Великой Отечественной войны, 15 августа 1941 года, фашистские войска оккупировали Новгород. При одном из авианалётов или артобстрелов города крест с голубем был сбит и повис на крепёжных тросах, и комендант города распорядился его снять. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии, и как один из трофеев, крест главного купола был вывезен в Испанию.
По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.
16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007.
Рефлексия
Наш урок подошёл к концу. В чем вы увидели своеобразие Софийских соборов Древней Руси?
Какое открытие сделал каждый из вас?
Что особенно вас впечатлило?
/ответы детей/