СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История архитектуры Новгорода 9-12 вв.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал подготовлен для учащихся 1 класс ДХШ, но может быть интересен для учителей истории и МХК.

Просмотр содержимого документа
«История архитектуры Новгорода 9-12 вв.»

Цикл занятий: «Дни погружения в тему: Искусство Древней Руси»


Пояснительная записка



Материал подготовлен для учащихся 1 класса Детской художественной школы (11-12 – летнего возраста) и опирается на учебные пособия: Емохоновой, газету «Искусство», журнал «Искусство в школе»

В основе цикла лежат уроки по истории искусств, проходящие в различных формах с использованием методов информативных и эвристических бесед, художественно – творческой деятельности, игровых технологий с элементами театрализации.


Цель занятий – углубить восприятие и осмысление детьми изучаемых художественных произведений, памятников искусства и культуры.

Цель достигается благодаря методическому подходу к изучению материала в координации разных предметов, а так же связи с внеклассной работой.



Виды тем и занятий:

  1. «Искусство Древней Руси. Начало»: урок – знакомство с культурой Древней (дохристианской) Руси: идолы, обереги, деревянное зодчество.

Русь христианская:

  • Киевская Русь. История Десятинной церкви X в.

  • Собор Святой Софии в Киеве I пол. XI в.

  • Спасо-Преображенский собор в Чернигове XI в.

Выполняем графическую зарисовку храма, обозначаем архитектурные детали.



  1. «Новгородская архитектура IX – XII столетий»: урок – знакомство с Софийским собором в Новгороде.

Выявление особенностей в сопоставлении внешнего облика храмов: Софии Киевской и Софии Новгородской. Результаты заносим в таблицу.

Дополнительная информация: Георгиевский собор Юрьева монастыря.



  1. «Малые храмы Новгорода»: беседа в театрализовано – игровой форме.

Дети, включая фантазию, представляют себя архитекторами, рассказывая о конкретных храмах (тексты ими заранее заготовлены).

Краткий обзор зрительного ряда фресок и иконописи.



  1. «Своеобразие архитектуры Владимиро-Суздольской Руси»: урок – знакомство с архитектурными памятниками:

  • Золотые ворота г. Владимир

  • Успенский собор (1158-1160)

  • Церковь Покрова на Нерли (1165)

  • Дмитриевский собор (1193-1197)



  1. «Строим храм»: практическая работа по материалам //Искусство.-2006.-№6.-С.19.





Разработка №2

«Новгородская архитектура IXXII столетий»:

урок – знакомство с Софийским собором в Новгороде.


Тип урока: урок-знакомство.

Цель урока: формирование представлений об особенностях новгородской архитектуры

IX – XII веков.

Задачи урока:

образовательные:

-познакомить учащихся с главными храмами Новгорода: Софийским собором;

развивающие:

- формировать навыки самостоятельного исследования и публичного выступления;

- формировать навыки сравнительного анализа на примере двух Софий (Киевской и Новгородской)

воспитательные:  

-воспитывать уважения к культурному наследию нашей Родины;

Оборудование: Мультимедийный проектор; презентация по теме; изображение храма Святой Софии в Новгороде.



Ход урока

1. Организационный момент

а) проверка готовности учащихся к уроку;

б) постановка цели и задач урока.



2. Формирование новых знаний

Учитель: В Киевском государстве образовалось несколько местных художественных школ: Чернигова, Смоленска, Полоцка и Новгорода.

Они сыграли большую роль в формировании искусства древнерусского государства.

Историки называют XI век – эпохой трёх Софий. Соборы возводились по системе выработанной киевскими зодчими, но чем дальше от южной России, тем они своеобразнее. «Младшие сёстры» Софии Киевской – София Новгородская и София Полоцкая.

Посмотрите внимательно, как они выглядят на этом слайде. Три крупных каменных собора выросли менее чем за тридцать лет (с 1037-го по 1066-й год) На землях во многом ещё языческой и, в основном, деревянной, одноэтажной Руси. В последующие четыреста (или даже пятьсот пятьдесят) лет не будет построено ни одного Софийского собора, как не существовало их и до тех пор. А киевский, новгородский и полоцкий храмы станут центрами религиозной, общественной и политической жизни.


На протяжении нескольких столетий Великий Новгород был второй столицей Руси после Киева. До середины XII века новгородский престол передавался по наследству от киевских князей. Обладая богатством и властью, они возводили великие храмы.


На прошлом уроке мы с вами рассматривали Великую Софию Киевскую. Когда Киевский собор был освящён, византийские мастера отправились во второй город страны, Великий Новгород. Согласно некоторым данным, здесь ещё в 989-м году была поставлена деревянная церковь Софии (существует также мнение, что княгиня Ольга в Киеве ещё в 960-м году основала деревянную Софийскую церковь). Церковь сгорела, и вместо неё на территории Детинца заложили собор, по велению князя Владимира Ярославовича – сына Ярослава Мудрого в 1045 – 1050 годах. София уже в 30-х годах ХII века перестала быть княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской вечевой республики. Вплоть до последних лет новгородской самостоятельности София была как бы символом Новгорода.

Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Монументальный массив храма увенчан пятью куполами. В древности собор был покрыт свинцовыми листами. Только средний купол уже в ХV веке был обит позлащенной медью.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м. Вместе с галереями длина составляет 34,5 м, а ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы - 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т.н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер.

На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур.

Я предлагаю вам для более зрительного запоминания начертить в тетради таблицу сравнения Софий Киевской и Новгородской.



/Дети сравнивают архитектурный вид соборов по репродукциям, результаты заносят в таблицу/



София Киевская

София Новгородская

13 куполов,

постепенно переходят в храмовый объём


многовыступный


роскошный и праздничный

5 куполов,

подняты над зданием, отделяясь от него


почти лишён выступов


суров и монолитен


внутри энергия вертикального движения


В заключение нашего урока мне хотелось бы рассказать вам интересную легенду связанную с голубем, который находится на кресте главного купола.



На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет, им храним.

Во время Великой Отечественной войны, 15 августа 1941 года, фашистские войска оккупировали Новгород. При одном из авианалётов или артобстрелов города крест с голубем был сбит и повис на крепёжных тросах, и комендант города распорядился его снять. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии, и как один из трофеев, крест главного купола был вывезен в Испанию.

По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007.



Рефлексия


Наш урок подошёл к концу. В чем вы увидели своеобразие Софийских соборов Древней Руси?

Какое открытие сделал каждый из вас?

Что особенно вас впечатлило?

/ответы детей/