5 КЛАСС ИСТОРИЯ ВАРИАНТ I
БЛОК А
1 правильный ответ – 1 балл.
1. Современное летосчисление берёт своё начало с:
А) основания города Рима
Б) рождения Иисуса Христа
В) возникновения письменности
2. Земледелие – выращивание съедобных растений – развивается на основе:
А) охоты
Б) рыболовства
В) собирательства
3. Богом умирающей и воскресающей природы в Древнем Египте почитался:
А) Сет
Б) Осирис
В) Амон-Ра
4. При каком царе в Вавилонском царстве был составлен свод законов:
А) Хаммурапи
Б) Хеопс
В) Цинь Шихуанди
5. Что из перечисленного изобрели в Древнем Китае:
А) бетон для строительства
Б) клинопись для письма на глиняных табличках
В) ткани из шёлка
6. Общественно-политическую жизнь Римской республики НЕ характеризует понятие:
А) трибун
Б) архонт
В) сенатор
Г) консул
7. Незнатных жителей Древнего Рима называли:
А) патриции
Б) плебеи
В) консулы
8. Крупнейшим в истории римского государства восстанием стало восстание рабов в 74 г. до н.э. под предводительством:
А) Спартака
Б) Сципиона
В) Митридата
9. Первым металлом, который научились обрабатывать люди, является:
а) золото
б) медь
в) железо
10. Римская империя стала родиной формирования новой мировой религии:
А) буддизм
Б) ислам
В) христианство
11. Как в Древней Греции назывались самостоятельные города-государства:
а) метрополия
б) полис
в) провинция
12. Одним из выдающихся скульпторов Эллады, создателем статуи богини Афины на Акрополе в Афинах, был:
а) Фидий
б) Пракситель
в) Лисипп
13. Театр в Древней Греции зародился в связи с празднествами в честь:
а) бога морей Посейдона
б) бога подземного царства Аида
в) бога виноделия Диониса
14. Реформы этого законодателя назвали в Афинах «стряхивание бремени» (долговых камней):
а) Хаммурапи
б) Хеопс
в) Солон
15. Центром проведения всегреческих спортивных игр стал город, по названию которого стали называть эти игры и в наше время:
а) Олимпия
б) Афины
в) Спарта
16. Единственным полисом Древней Греции, не имевшим крепостных стен, так как жители считали лучшими стенами могучие тела своих воинов, была:
а) Олимпия
б) Спарта
в) Троя
17. По италийской легенде Рим был основан двумя братьями-близнецами:
а) Ромулом и Ремом
б) Орестом и Тесеем
в) Зевсом и Посейдоном
18. «Говорящими орудиями труда» в Древнем Риме называли:
а) варваров
б) рабов
в) плебеев
19. Главной площадью Рима и местом, где выступали ораторы, был:
а) форум
б) Пантеон
в) Колизей
20. Характерные черты чёрнофигурной росписи глиняных сосудов у греков:
а) рисунок наносился чёрным лаком по красноватой глине
б) рисунок наносился белым лаком по красноватой глине
в) чёрный лак был фоном для красноватых фигур
21. К истории Древнего Рима НЕ относится слово:
а) агора
б) фаланга
в) форум
22. Излюбленной жестокой забавой римлян стали заимствованные у племени этрусков:
а) поединки борцов
б) скачки лошадей на ипподроме
в) гладиаторские бои
23. Правитель Рима, обладающий неограниченной властью и никому не обязанный отчитываться в своих действиях, назывался:
а) диктатор
б) сенатор
в) консул
24. Кто такие гладиаторы:
а) незнатное население Древнего Рима
б) раб, который сражался на арене цирка
в) должностное лицо, защищавшее интересы плебеев
25. «Варварами» римляне называли:
а) тех, кто живёт вне Рима
б) народности, говорящие на непонятном языке
в) племена, не знавшие латинского языка
БЛОК В
правильный ответ – 5 баллов.)
1.Расположите в хронологическом порядке, начиная с самого раннего, следующие события. Укажите ответ в виде последовательности БУКВ выбранных элементов:
А) создание державы Александра Македонского
Б) правление вавилонского царя Хаммурапи
В) возникновение единого государства в Древнем Египте
Г) установление императорской власти в Риме
Ответы:______________________________
2. Установите соответствие между определениями и терминами по истории Древней Греции. Ответы в виде букв запишите в таблицу:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ: ТЕРМИНЫ:
1. Представители совета старейшин в Спарте а) ареопаг
2. Народ – граждане полиса б) илоты
3. Совет лучших людей, аристократов в Афинах. в) триумф
4. Рабы в Спарте. г) демос
5.Торжественный въезд в Рим полководца-победителя д) геронты
3. Запишите пропущенные имя и определение (вместо знаков вопроса):
| Олимпийские боги | |
_________________? | _____________________? | Бог Аид |
Бог молний и грома | Бог морской стихии | _____________________? |
4. Впишите пропущенные термины из истории Древнего Рима:
____________________, или общественные бани, были тем местом, где римляне проводили много свободного времени. В них они не только купались, но и занимались ______________________упражнениями, играли в________________________, читали книги в __________________________. Самыми большими из них были ______________ Каракаллы. Они обеспечивались водой из проведённых к ним из горных источников древних водопроводов - _________________. Общественные бани были доступны всем слоям населения. Они были красиво украшены __________________полами, росписями на стенах, скульптурами, мраморными колоннами.
5. Отметить знаком «+» утверждения, с которыми вы СОГЛАСНЫ:
а) Легендарной датой основания Рима считается 753 год до н.э.
б) Римской армией командовали фараоны.
в) При Юлии Цезаре Римское государство стали называть империей.
г) Основой греческой цивилизации был полис – город-государство.
д) Царь Леонид командовал греческими войсками при Марафоне.
е) Александр Македонский участвовал в сражении при острове Саламин.
ж) Материалом для письма в Междуречье служил папирус.
з) Главные реки Китая – Тигр и Евфрат.
6. В какой стране школьники должны были соблюдать перечисленные правила:
«Все воспитанники приходят в школу с рассветом. Войдя, они приветствуют сначала Конфуция, а потом учителя. При уходе из школы нужно поклониться Конфуцию и учителю так же, как и утром. Ученик должен сохранять свои книги от повреждения.
Выйдя из школы, каждый ученик идёт своей дорогой. Всякие сборища для игр запрещены. В школе используются учебные книги и принадлежности» бумага, тушь, кисточка и тушечница».
Ответ:_____________________________________________
7. Какие четыре сооружения из перечисленных относятся к Древнему Риму:
А) Акрополь Г) Пантеон
Б) Колизей Д) Форум Траяна
В) зиккурат Е) Термы Каракаллы
8. Напишите определения для следующих терминов:
А) Полис - ____________________________________________________________________________
Б) Империя - __________________________________________________________________________
В) Амфитеатр - ________________________________________________________________________
Г) Кариатида __________________________________________________________________________
Д) Колония ___________________________________________________________________________
9. По определению назовите термин:
А) Царь в Древнем Египте - _____________________________________________________________
Б) Письменность древних египтян - ______________________________________________________
В) Название рабов в Древней Спарте - ____________________________________________________
Г) Потомки знатных жителей древнейшего Рима - __________________________________________
Д) Правитель в Древнем Риме, обладающий неограниченной властью - _________________________
10. О каком сооружении Древнего Египта говорится в тексте:
«Грандиозной каменной глыбе был придан вид львиной фигуры, имеющей 57 метров длины и 20 метров высоты, с головой человека в головном уборе фараона – царском платке. Так возник символ стражи храма. Он обращён лицом к восходящему солнцу, загадочен и таинственен. Он многое знает, но хранит молчание».
БЛОК С
(25 баллов за полный ответ части С)
Задание № 1
Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему:
«Александр Македонский считал себя потомком Геракла и Ахилла. С детства его отличала смелость, гордость, вера в себя, упорство. Он мечтал покорить весь мир.
Но, завоевав многие народы, Александр сильно изменился. Сподвижники царя советовали ему не совершать новые походы, а сохранить завоёванные территории, в которых было неспокойно.
Александр не считался ни с чьим мнением и даже назначил африканский поход на самое жаркое время. Достигнув могущества, он стал подозрительным и жестоким. Честолюбие его перешло в тщеславие, смелость – в безрассудство, гордость – в манию величия.
На тридцать третьем году жизни Александр заболел и скончался.
Тотчас его сподвижники начали враждовать друг с другом, стремясь править от имени Александра. Огромная империя распалась на отдельные территории. Империя Александра была недолговечна потому, что объединяли её только сила и страх».
Вопросы:
В каком веке произошли описываемые события?
Перечислите территории, которые были завоёваны Александром Македонским.
Почему Александр изменился после своих завоеваний? Как это отразилось на отношении к нему окружающих?
Почему распалась держава Александра Македонского?
ЗАДАНИЕ № 2
Прочитайте текст «Позор римлян» - отрывок из сочинения древнеримского историка Аппиана ( II век н.э.) и ответьте на вопросы:
«На самом деле придётся перенести позор и вооружённого восстания рабов: хотя они по своей судьбе обречены на рабство и унижения во всех отношениях, всё же они люди как бы второго сорта и причастные благам нашей свободы. Каким именем назвать войну под начальством Спартака, я не знаю».
Вопросы: 1. Кем считали рабов в Древнем Риме? Какая судьба их ожидала?
2. Что имеет в виду автор, когда говорит о том, что рабы «причастны благам римской свободы»?
3. Почему восстание рабов было позором для римлян?
4. Почему автор не знает, «каким именем назвать войну под начальством Спартака»?
ЗАДАНИЕ № 3
Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
«Много было интересных «глиняных» книг в библиотеке Древнего Вавилона. Но не было ни одной такой большой и богатой, как библиотека царя Ашшурбанапала в Ниневии. Царь выучился в школе при храме, умел читать древние тексты, то есть был образованным.
Он дорожил книгами и берёг их от сырости. Во все концы страны он послал писцов, чтобы они списали все тексты из самых интересных книг. Некоторые таблички были очень древними и написаны на шумерском языке.
Книги были самого разного содержания: по медицине, математике, сельскому хозяйству, религии, культуре и многие другие. Библиотека сохранялась и после захвата страны Ассирией: книги были собраны в ящики по разделам. Во время пожара библиотека сгорела, книги рухнули вниз, но от обжига они стали только крепче и не боялись сырости. Засыпанные пеплом, песком и землёй, глиняные книги пролежали так более 2500 лет».
Вопросы:
Как называлось особое письмо Междуречья, на котором были написаны эти книги?
Почему Ашшурбанапал собирал книги, а не уничтожал их?
Какие знания из книг мог получить Ашшурбанапал?
Какая судьба постигла библиотеку? Почему книги уцелели при пожаре?
5