5 класс в.и. №25 05/12/2017
Тема Индийские касты
Цель: Цель: Познакомить обучающихся с индийскими кастами
Задачи урока:
-формирование представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии; познакомить с новыми терминами и понятиями
-развитие картографических умений, восприятия, внимания, расширение кругозора; продолжить работу по формированию умения работать с историческим источником и учебником
-воспитывать интерес к культуре и жизни народа другого государства.
2. Воспитывающие:
Формировать любовь к предмету;
Прививать интерес к мифологии
3. Развивающие:
Развивать наглядно-образное мышление учащихся;
Формировать умение работать с историческими документами;
Развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать, делать выводы.
Планируемые результаты.
Предметные:
- знает /понимает основные этапы и ключевые события Древнего Востока;
- перечисляет выдающихся деятелей;
- знает важнейшие достижения культуры и системы ценностей, религий (занятия, жилища, памятники
архитектуры);
- умеет показывать на исторической карте территории расселения народов в Африке, Азии, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывает о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
- объясняет смысл изученных исторических понятий и терминов.
Личностные: Формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению нового
Метапредметные УУД.
Коммуникативные: Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей.
Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала.
Регулятивные. Характеризовать исторические источники.
Познавательные: Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Определять причины падения древних государств.
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: рассказ, беседа
Оборудование: документы, учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2015г; карта Индии, Египта, Междуречья, Финикии, Палестины, магниты цветные; методическое пособие «Поурочное планирование. История Древнего мира. 5 класс» по учебнику А.Вигасина и др.
Основные термины и понятия: касты, брахманы, отшельники, Будда, «неприкасаемые»
Ход урока:
1. Организационный момент (2 мин)
2. Проверка домашнего задания (15 мин) – фронтально (вопросы на стр.100)
3. Объявление темы и цели урока.
4. Изучение нового материала по плану:
1. миф о происхождении 4-х каст.
2. Как брахманы приносили жертвы
3. Периоды жизни брахмана
4.Касты знатных воинов, земледельцев и слуг
5. Неприкасаемые.
6. Неравенство между кастами.
1.Каста - группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями, принадлежность к которой передавалась по наследству (жрецы, знатные воины, земледельцы, слуги). Касты произошли из частей тела бога Брахмы (см. рис. на стр. 101): рта, рук, , бедра, ступней ног (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры). Принцип: у коровы не может родиться жеребенок, так и ребенок жреца или воина не может стать земледельцем или слугой.
2. Брахманы – самые мудрые и почтенные люди в Индии. Их приглашали в дом, хозяева которого собирались принести жертву богам. За участие в этом брахману давали корову. Боги слетались на запах еды, брошенной в костер.
3. Жизнь брахмана состояла из трех частей: учение (7-16 лет), обзаведение семьей (с 16 л), отшельничество (когда появились внуки). Отшельник – человек, отказавшийся от общения с людьми, живущий уединенно.
4. Индийские цари принадлежали к касте воинов (воевали на слонах, колесницах, пировали, охотились, состязались в стрельбе).
Физкультминутка. Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:
заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);
идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);
увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);
впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);
раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);
вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).
5. Самыми несчастными были «неприкасаемые» из касты слуг. Они выполняли самую грязную работу, с ними нельзя было общаться, дабы не осквернить себя.
6. Касты узаканивали неравенство. Это подтверждали религиозные постулаты. Каждый должен быть поконрным, чтобы в следующей жизни родиться принадлежащим к более высокой касте.
- Прочитаем легенду о Будде самостоятельно (стр.103)
- Рассказ об индийских цифрах и шахматах.
5. Выводы.
6. Закрепление полученных знаний (5 мин)
6. Рефлексия (3 мин)
7. Аргументация и выставление оценок (2мин).
8. Домашнее задание (2 мин) параграф 21, отв. на вопросы.