Просмотр содержимого документа
«История фразеологизмов в соавторстве с Конаревой Т.Н»
Цели урока:
Образовательные:
закрепить понятие «фразеологизм», «лексическое значение фразеологизма»;
выявить эмоционально – выразительные достоинства фразеологизмов;
научить употреблять и узнавать фразеологизмы в речи.
Развивающие:
развивать речь учащихся, чтобы она была эмоциональной, логичной, лаконичной;
развивать устойчивый интерес к изучению языка;
развивать творческие способности и образное мышление школьников.
Воспитательные:
воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности;
воспитывать толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей;
воспитывать внимательное отношение к слову.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Эпиграф: (слайд 1)
Народ – властитель тайны слова
И всех сокровищ языка,
Им выткана его основа
Для поколений на века.
У: Сегодня на уроке мы будем говорить о словах, в которых содержится какая-то тайна. О выражениях, которые являются сокровищем русского языка. И о высказываниях, которые передаются поколениями.
III. Мозговой штурм
У: Дайте общее определение каждой группе слов. В каком значении употреблены дынные словосочетания? (Cлайды 2, 3, 4, 5)
У: Угадайте предмет по описанию и вспомните крылатое выражение с этим словом:
Его вешают, приходя в уныние. Его задирают, задаваясь. Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела. (Нос)
Не цветы, а вянут. Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают. Не бельё, а развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)
Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека. Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез. На него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер)
Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить. Он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко. За него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться. (Язык)
Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом. Её набирают в рот, когда молчат. Из неё иногда выходят сухими нечестные люди. (Вода)
IV. Актуализация знаний (слайд 6)
– Как же называется тема нашего урока?
– Что значит это слово?
– Что такое фразеологизмы?
– Как называется наука, изучающая эти выражения?
– Для чего мы используем их в речи?
V. Первичное закрепление
У: Составьте из карточек, которые находятся в конверте, фразеологизмы и вспомните их значение.
От нечего …(делать) Ни к селу …(ни к городу) Спустя …(рукава) Утереть …(нос) Пальчики …(оближешь) Зарубить на …( носу) С минуты …(на минуту) Прикусить …(язык) Яблоку негде …(упасть) Бросать деньги …(на ветер) В час по …(чайной ложке) Ни жив …(ни мёртв) Ни в зуб …(ногой) | Бить …(баклуши) С горем …(пополам) Как снег …(на голову) Писать с красной …(строки) Выйти сухим …(из воды) Концы …(в воду) В голове …(ветер) Не успел глазом …(моргнуть) Развесить …(уши) Как сквозь …(землю провалился) Язык без …(костей) Задрать …(нос) Набрать в рот …(воды) |
У: Дополните высказывания, вспомнив характерные признаки некоторых животных. (Cлайд 7)
VI. Изучение нового
У: Откуда пришли фразеологизмы в нашу речь? (Cлайд 8)
У: Угадай фразеологизм по рисунку. (Cлайды 9-18)
VII. Физминутка (слайд 19)
VIII. Аудиофрагмент (слайд 20)
У: Какие фразеологизмы звучали?
У: Какое они имеют значение?
IX. Творческая работа
У: Нарисуйте фразеологизм (работа в команде).
У: Найди фразеологизмы в тексте и подчеркни их. (Работа в парах)
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего “приятеля” дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.
– Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, – растерялись мы.
– Вот пустомеля, – возмутился дед, – всё время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
– Ничего, ребятишки, – успокоил нас дед, – со мной пойдёте.
И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. И уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.