СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История фразеологизмов в соавторстве с Конаревой Т.Н

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • закрепить понятие «фразеологизм», «лексическое значение фразеологизма»;
  • выявить эмоционально – выразительные достоинства фразеологизмов;

научить употреблять и  узнавать фразеологизмы в речи

Просмотр содержимого документа
«История фразеологизмов в соавторстве с Конаревой Т.Н»

Цели урока:

  • Образовательные:

    • закрепить понятие «фразеологизм», «лексическое значение фразеологизма»;

    • выявить эмоционально – выразительные достоинства фразеологизмов;

    • научить употреблять и  узнавать фразеологизмы в речи.

  • Развивающие:

    • развивать речь учащихся, чтобы она была эмоциональной, логичной, лаконичной;

    • развивать устойчивый интерес к изучению языка;

    • развивать творческие способности и образное мышление школьников.

  • Воспитательные:

    • воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности;

    • воспитывать толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей;

    • воспитывать внимательное отношение к слову.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Эпиграф: (слайд 1)

Народ – властитель тайны слова
И всех сокровищ языка,
Им выткана его основа
Для поколений на века.

У: Сегодня на уроке мы будем говорить о словах, в которых содержится какая-то тайна. О выражениях, которые являются сокровищем русского языка. И о высказываниях, которые передаются поколениями.

III. Мозговой штурм

У: Дайте общее определение каждой группе слов. В каком значении употреблены дынные словосочетания? (Cлайды 2, 3, 4, 5)

У: Угадайте предмет по описанию и вспомните крылатое выражение с этим словом:

  • Его вешают, приходя в уныние. Его задирают, задаваясь. Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела. (Нос)

  • Не цветы, а вянут. Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают. Не бельё, а развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)

  • Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека. Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез. На него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер)

  • Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить. Он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко. За него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться. (Язык)

  • Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом. Её набирают в рот, когда молчат. Из неё иногда выходят сухими нечестные люди. (Вода)

IV. Актуализация знаний (слайд 6)

– Как же называется тема нашего урока?
– Что значит это слово?
– Что такое фразеологизмы?
– Как называется наука, изучающая эти выражения?
– Для чего мы используем их в речи?

V. Первичное закрепление

У: Составьте из карточек, которые находятся в конверте, фразеологизмы и вспомните их значение.

  1. От нечего …(делать)

  2. Ни к селу …(ни к городу)

  3. Спустя …(рукава)

  4. Утереть …(нос)

  5. Пальчики …(оближешь)

  6. Зарубить на …( носу)

  7. С минуты …(на минуту)

  8. Прикусить …(язык)

  9. Яблоку негде …(упасть)

  10. Бросать деньги …(на ветер)

  11. В час по …(чайной ложке)

  12. Ни жив …(ни мёртв)

  13. Ни в зуб …(ногой)

  1. Бить …(баклуши)

  2. С горем …(пополам)

  3. Как снег …(на голову)

  4. Писать с красной …(строки)

  5. Выйти сухим …(из воды)

  6. Концы …(в воду)

  7. В голове …(ветер)

  8. Не успел глазом …(моргнуть)

  9. Развесить …(уши)

  10. Как сквозь …(землю провалился)

  11. Язык без …(костей)

  12. Задрать …(нос)

  13. Набрать в рот …(воды)

У: Дополните высказывания, вспомнив характерные признаки некоторых животных. (Cлайд 7)

VI. Изучение нового

У: Откуда пришли фразеологизмы в нашу речь? (Cлайд 8)

У: Угадай фразеологизм по рисунку. (Cлайды 9-18)

VII. Физминутка (слайд 19)

VIII. Аудиофрагмент (слайд 20)

У: Какие фразеологизмы звучали?

У: Какое они имеют значение?

IX. Творческая работа

У: Нарисуйте  фразеологизм (работа в команде).

У: Найди фразеологизмы в тексте и подчеркни их. (Работа в парах)

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего “приятеля” дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.
– Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, – растерялись мы.
– Вот пустомеля, – возмутился дед, – всё время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
– Ничего, ребятишки, – успокоил нас дед, – со мной пойдёте.
И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. И уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.