МБОУ ДО «Междуреченский ЦДО»
Открытое занятие объединения «Глиняная игрушка»
Тема: «История Глиняной посуды»
Педагог д.о.:
Митрушина С.В.
17.04.2022
Цели, задачи: Познакомить детей с историей глиняной посуды; закрепить знания о свойствах и качествах глины, о ее применении в жизни человека; учить составлять простой узор из элементов народного орнамента; воспитание интереса и уважения к русским народным промыслам.
Оборудование:
мультимедийный проектор,
деревянная посуда,
картинки «русский народный костюм»,
трафареты посуды,
краски, кисточки, баночки с водой,
ТРИЗ - игра «Как помочь Федоре»,
изделия из глины (керамическая плитка, косметическая глина, лечебная глина в коробочке)
Ход занятия:
(Детей встречает Марья рукодельница в русском народном сарафане).
Марья: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь! Вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да!
Марья: Сяду рядышком на лавку,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки-
Кто смышленей, погляжу.
1 Она бывает, глубока, она бывает мелка,
Однако это не река, ведь из нее едят всегда.
(тарелка)
2 Я пыхчу, пыхчу
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
Пейте чай, вода вскипела!
(чайник)
3 Носит воду
Хозяину в угоду;
При нем живет,
Пока не упадет.
(чашка)
4 У кого ответа нет-
В чем сварить себе обед?
На плите стоит чистюля.
Суп сварить - нужна
(кастрюля)
5 Оближи и снова положи.
(ложка)
Марья: Верно! Скажите, для чего нужна посуда?
Дети: Чтобы из нее кушать и пить.
Марья: Из чего ее делают?
Дети: Из металла, пластмассы.
Марья: Раньше на Руси посуду из чего изготавливали?
Дети: Из дерева.
Марья: Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идет.
Я приглашаю вас на выставку деревянной посуды.
Рассматривание деревянной посуды.
Марья: А еще посуду делали из глины.
(Показ слайда)
Марья: Используют глину – матушку люди давно. Однажды древние люди, наблюдая затем, как ласточка строит свое гнездо, заметили, что кроме былинок она использует и глину. Размягчая специальными железами ласточка как заправский мастер комочек за комочком лепит глубокую чашу и высыхая она становится такой прочной, что упав с высоты гнездо не разобьется.
Такие наблюдения навели человека на мысль использовать глину для жилища: хаты – мазанки, делали глиняные полы, а чтобы они были более прочными, поливали соленой водой. Так же люди вручную начали изготовлять из глины посуду: чашки, кувшины, миски.
(Показ слайда)
Ручное изготовление изделий называется ремеслом. Людей, которые своими руками изготавливали разнообразные изделия, называли ремесленниками, умельцами. Ремеслу учились с детства, передавая секреты мастерства своим детям и внукам. О людях, которые могут превращать самый обыкновенный материал в полезные и красивые вещи, говорят, что у них золотые руки. А как это понять? Они из золота сделаны?
Дети: Нет! Просто человек может многое делать своими руками.
Марья: А вы знаете пословицы об умелых руках?
Дети: 1 Умелые руки не знают скуки.
2 Одной рукой узла не завязать.
3 Говорить легко, делать трудно.
4 У работающего в руках дело огнем горит.
Марья: Молодцы! Но из глины делают не только посуду, но и разные другие предметы. В современном жилище глина присутствует в виде керамической плитки. А еще глину используют, как косметическое средство, на ее основе делают маски для лица. В лечебных целях – употребляют внутрь для лечения желудка и кишечника.
Я предлагаю вам друзья поиграть в русскую игру «Горшки» (появляется Федора)
Федора: Вот бедная я, одна,
И плачу, и плачу я.
Села бы я за стол,
Да стол за ворота ушел
Сварила бы я щи,
Да кастрюлю пойди – поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы
Ой- ой – ой! Ой- ой- ой!
Помогите вернуть мне
Посуду домой!
Марья: Ребята, поможем Федоре?
Дети: Да!
Марья: Назовите сказку, из которой к нам пришла бабушка Федора?
Дети: «Федорино горе».
Марья: Кто автор сказки?
Дети: К. Чуковский.
Марья: Почему посуда убежала от Федоры?
Дети: Потому, что она не заботилась о ней.
Марья: Я приготовила заготовки разной посуды, только вот расписать не успела. Поможете мне?
Дети: Да!
Марья: Для начала проведем физкультминутку.
Физкультминутка
Если б все на свете было
Одинакового цвета,
(вращательные движения головой)
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
(наклоны головы вперед – назад)
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным
(руки на поясе, наклоны туловища влево, вправо)
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!
(прыжки на месте)
Марья: Садитесь за столы и приступайте к работе.
(Дети из жгутиков делают кувшинчики)
Марья: Кто закончил, положите свои работы на поднос.
Организуется выставка работ.
Марья: А теперь вспомните, что больше всего вам понравилось?
Ответы детей
Марья: Давайте эту красивую посуду подарим Федоре.
Федора: Спасибо вам, ребята! Какие вы умельцы!
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать
Буду, буду я посуду
И любить и уважать,
Марья: Федорушку посуда прощает. И сладким чаем нас угощает.