СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История группа 1-14 на 13.04 и 14.04

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«История группа 1-14 на 13.04 и 14.04»

Цель урока: Образовательные: показать общие изменения, происходившие в странах Европы

и Северной Америки в начале XX в., и их последствия.

Развивающие: развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся. Развивать

умения пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы; способности к анализу;

картографические умения и навыки работы с текстом и историческими источниками.

Воспитывающие: воспитывать активную гражданскую позицию; чувство патриотизма;

поддерживать интерес к прошлому своей страны.

Тип урока: освоение новых знаний.

Вид урока: урок- лекция с элементами практической работы.

УМК: учебник по всеобщей истории, мультимедийная презентация

Тема: Введение. Мир в начале XX в.

Цель урока: Образовательные: показать общие изменения, происходившие в странах Европы

и Северной Америки в начале XX в., и их последствия.

Развивающие: развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся. Развивать

умения пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы; способности к анализу;

картографические умения и навыки работы с текстом и историческими источниками.

Воспитывающие: воспитывать активную гражданскую позицию; чувство патриотизма;

поддерживать интерес к прошлому своей страны.

Тип урока: освоение новых знаний.

Вид урока: урок- лекция с элементами практической работы.

УМК: учебник по всеобщей истории, мультимедийная презен

Урок по истории 

Преподаватель Мамамова З.А.

Предмет: история

Дата проведения 13.04.2020

Группа: 1-14

Раздел: №11 От новой истории к Новейшей.

Тема: Революция 1905 — 1907 гг. в России

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи:


Цель урока:  Раскрыть причины возникновения революции 1905-1907гг, охарактеризовать этапы  и основные события революции. Через просмотр видеоролика и работу с документами помочь учащимся прочувствовать настроения людей и способствовать сопереживать людям.


Лекция : Революция 1905 — 1907 гг. в России

В революции России участвовали крестьяне, рабочие, матросы, солдаты, интеллигенция.

Основные причины революции:
  1. Противостояние самодержавия и общества, вызванное отсутствием политических свобод и парламента как формы представительной власти

  2. Нерешенность аграрного вопроса: господство помещичьего землевладения, малоземелья крестьян, сохранение выкупных платежей

  3. Ухудшение положения рабочего класса вследствие обострения противоречий между трудом и капиталом

  4. Кризис имперской системы отношений между центром и провинцией, метрополией и национальными окраинами

  5. Неудачный ход русско-японской войны 1904-1905 гг.


Первая российская революция 1905 – 1907 гг.

Известно, что она была спровоцирована событиями, которые начались в январе 1905 г. в Петербурге. Выделяют такие основные этапы революции:

  • Первый этап — зима 1905 г. по осень 1905 г.

9 января 1905 г. дали наказ расстрелять мирную демонстрацию, которая получила название «Кровавое воскресенье». По этой причине начались забастовки рабочих почти по всех регионах государства.

Середина июня — восстание на крейсере «Потемкин», который показал правительству, что на вооруженные силы нельзя возлагать большие надежды.

Осенью 1905 года произошло важнейшее событие. Всероссийская Октябрьская стачка, инициированная профсоюзом печатников, была поддержана другими профсоюзами. Правитель издает манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Он дарует права на свободу собраний, совести, слова, печати «Союз 17 октября». Также конституционно-демократическая партия, меньшевики и эсеры заявляют о конце революции.

  • Второй этап — декабрь 1905 г. по июнь 1907 г.

В начале декабря происходит Московское вооруженное восстание, большевики попробовали поднять всеобщее вооруженное восстание, которое потерпело неудачу.

С марта по апрель 1906 года проходят выборы в I Государственную думу.

23 апреля — публикация новой редакции Основных законов Российской империи.

В конце апреля по июль 1906 г. — начало работы I Государственной думы.

С февраля по июнь 1907 г. — начало работы II Государственной думы. Она была распущена 3 июня 1907 года. В данный период еще были несколько забастовок, но вскоре они прекратились, и контроль над страной правительства был восстановлен.


Итоги революции
  1. Была полностью изменена форма правления в России. В то время она была конституционной монархией.

  2. Политические партии обрели возможность действовать на законных основаниях.

  3. Были отменены выкупные платежи, крестьянам было даровано право на вольное передвижение, а также выбор места жительства.

  4. Улучшение положения рабочих (увеличение заработной платы, установление пособий по болезни на некоторых предприятиях, сокращение рабочего дня).


Задания выполнить и сдать в месте с лекциями.

1 уровень

  1. Каковы причины первой русской революции?

  2. Какое событие послужило непосредственным поводом для начала революции?

  3. Какие социальные силы приняли участие в революции?

  4. Какие требования к власти предъявляла каждая из них?

  5. Какие методы борьбы использовала в революции интеллигенция?

  6. Что общего в методах борьбы интеллигенции и пролетариата?

  7. Каковы особенности крестьянского движения?

  8. Проследите, как радикализировались требования рабочих и крестьян в ходе революции.

  9. Расскажите о ходе революции весной — летом 1905 г. Какие по сравнению с зимой 1905 г. изменения произошли в революционном процессе?

  10. Какие новые формы организации народных масс появились в ходе революционных выступлений?

  11. Расскажите о ходе революции осенью 1905 г. Какие события стали кульминацией первой русской революции? Какие существовали возможные пути выхода из революции?

  12. Какую тактику избрало правительство и почему?

  13. Что такое Булыгинская дума?

  14. Каковы итоги революции и ее значение?


  1. уровень

  1. Какое явление в русской общественной жизни названо гапоновщиной?

  2. Есть ли различия между зубатовщиной и гапоновщиной?

  3. Как вы думаете, зависел ли ход революции от действий властей? Аргументируйте свой ответ.

  4. Анализируя уроки Московского восстания,

Г. В. Плеханов писал: «Пролетариат показал себя сильным, смелым и самоотверженным.

И все- таки сил оказалось недостаточно для победы. А потому не надо было браться за оружие».

  1. И. Ленин был другого мнения: «надо было браться — только более решительно и энергично».

А какой точки зрения придерживаетесь вы?

  1. Удалось ли в ходе первой русской революции разрешить существовавшие в стране противоречия?

  2. Можно ли согласиться с мнением, что первая русская революция потерпела поражение?

  3. Как оценивали итоги и значение первой русской революции различные политические силы страны?

3 уровень

  1.  Существует мнение, что первая русская революция была вызвана в большей степени субъективными, чем объективными причинами. Если бы русским императором были вы, то какие меры приняли, чтобы избежать революции?

Домашнее задание: выучить тему

zmamamova83@mail.ru





















Урок по истории 

Преподаватель Мамамова З.А.

Предмет: история

Дата проведения 14.04.2020

Группа: 1-14

Раздел: №11 От новой истории к Новейшей.

Тема: Россия в период Столыпинских реформ.

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи:

Цели:

  • Обучающая: сформировать у учащихся представление о реформах П. А. Столыпина как  об определенной трансформации революции «снизу» в революцию «сверху»;

  • Развивающая:  уяснить   политические,   экономические   и   социальные   задачи   столыпинского  аграрного законодательства; уяснить положительные и отрицательные результаты  аграрной реформы П.А.Столыпина.

  • Воспитательная: воспринимать опыт других эпох и поколений, уважать личности и права человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего и других народов:



Лекция: Россия в период Столыпинских реформ.

Петр Аркадьевич Столыпин (2(14) апреля 1862 – 5(18) сентября 1911) – видный государственный деятель в период правления Николая II. Автор ряда реформ, рассчитанных на ускорение экономического развития российской экономики при сохранении самодержавных устоев и стабилизации существующего политического и социального порядка. Разберем кратко по пунктам реформы Столыпина.

Причины проведения реформ

К ХХ веку Россия оставалась страной с феодальными пережитками. Первая Русская революция показала, что у страны имеются большие проблемы в аграрном секторе, обострен национальный вопрос и идет активная работа экстремистских организаций.

Кроме прочего, в России уровень грамотности населения оставался низким, а пролетариат и крестьянство были недовольны своим социальным положением. Слабая и нерешительная власть не хотела решать эти проблемы радикально, пока на пост премьер-министра не был назначен Петр Столыпин (1906-1911 гг.).

Он должен был продолжить экономическую политику С. Ю. Витте и вывести Россию в разряд капиталистических держав, завершив в стране эпоху феодализма.

Реформа

Суть

Дата

Аграрная

Решить крестьянский вопрос

1906-1911

Военная

Модернизация армии

1906-1907

Земская

Введение земств в западных губерниях

1911

Образования

Введено обязательное начальное образование

1908

Социальная

Формирования юридических взаимоотношений работника и работодателя

1908

Судебная

Учреждение военно-полевых судов

19.08.1906



Аграрная реформа

Самая главная и известная из реформ касалась крестьянской общины.
Ее целью являлись:

  • Повышение производительности труда крестьян

  • Ликвидация социальной напряженности в крестьянской среде

  • Вывод кулаков из общинной зависимости и конечное разрушение общины

Столыпиным был предпринят ряд мер по решению поставленных целей. Так, крестьянам разрешалось выходить из состава общины и создавать свои личные обособленные хозяйства, продавать или закладывать свои земельные наделы, а также передавать их по наследству.

Крестьяне могли получать кредит на льготных условиях под залог земли или получить ссуду для покупки земли у помещика сроком на 55, 5 лет. Предполагалась и переселенческая политика малоземельных крестьян в государственные земли на необжитых территориях Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Государство брало на себя обязательства поддержать агрономические мероприятия, которые могли бы повысить урожайность или улучшить качество труда в сельском хозяйстве.

Использование данных методов позволило вывести из общины 21% крестьян, ускорился процесс расслоения крестьян – росло число кулаков и повышалась урожайность полей. Однако, в этой реформе были плюсы и минусы.

Переселение крестьян не дало желаемого эффекта, так как больше половины быстро вернулись обратно, а кроме противоречий между крестьянами и помещиками добавился конфликт между общинниками и кулаками.

Военная реформа

Анализируя опыт русско-японской войны, Столыпин первым делом разработал новый Воинский устав. Был четко сформулирован принцип призыва в армию, регламент призывных комиссий, льготы призывников. Увеличивалось финансирование на содержание офицерского корпуса и была разработана новая военная форма, развернулось стратегическое железнодорожное строительство.

Иные реформы Столыпина

В 1908 году по указу Столыпина в России в течении 10 лет должно было ввестись обязательное начальное образование.

Столыпин был сторонником укрепления царской власти. Он был один из основных деятелей по установлению «Третьеиюньской монархии» в 1907 году. В этот период правления Николая II усилилась русификация западных территорий, таких как Польша и Финляндия. В рамках этой политики Столыпин провел земскую реформу, согласно которой в органы местного самоуправления выбирались таким образом, чтобы представителей национальных меньшинств было меньшинство.

В 1908 году в Государственной думе были приняты законы о предоставлении работникам врачебной помощи в случае травмы или болезни, а так же установлены выплаты утратившему трудоспособность кормильцу семьи.

Влияние революции 1905 года на обстановку в стране вынудило Столыпина ввести военно-полевые суды, а помимо этого началась разработка единого правового пространства Российской империи. Планировалось определить права человека и зоны ответственности чиновников. Это было своеобразным началом масштабной реформы управления страной.

Задание для студентов: Определить какие результаты имела данная реформа.

Вопросы и задания к таблице

- Сформулируйте результаты реформы. Соотнесите цели реформы и ее результаты. Сделайте вывод об успехе реформы.

Цели и итоги реформы П.А. Столыпина

Цели реформы

Итоги реформы

«Успокоение» страны

Добиться этой цели не удалось: сохранилось мало­земелье крестьян, противоречие между крестьяна­ми и помещиками; проявилась «вторая социальная война» в деревне; происходили конфликты между переселенцами и местными жителями.

Создание слоя земельных собственников — социаль­ной и экономической опоры монархии.

Этот процесс только начался и после смерти Сто­лыпина замедлился.

Продолжение процесса мо­дернизации.

Развитие аграрного сектора экономики в целом ускорилось.

Учащимся предоставляется возможность сопоставить свою точку зрения на итоги реформистской деятельности П.А. Столыпина и мнения его современников.

Мнения:

П. Н. Милюков:

«... в порядке чрезвычайного внедумского законодательства... был издан указ 9 ноября 1906 г., предопределивший направление аграрной политики в чисто дворянском духе... оставалось разрушение общины по принципу: богатым прибавится, у бедных отнимется. Этим, во- первых, отвлекалось внимание крестьян от раздела дворянских земель и вбивался клин между зажиточными и бедными крестьянами; во- вторых, создавался класс «крепких мужиков», кандидатов на попол­нение убывающих рядов «правящего класса»; и, в-третьих, приобре­талось либеральное прикрытие классовой реформы: освобождалась частная инициатива и частная собственность от принудительных тис­ков, в которых оставили крестьян освободители 1861 г.».

В. И. Ульянов (Ленин):

«Отсрочка старому порядку и старому крепостническому земледелию, данная Столыпиным, состоит в том, что открыт еще один и притом пос­ледний клапан, который можно было открыть, не экспроприируя всего помещичьего землевладения... Других клапанов у царизма нет».

III. Рефлексия

(Видео 3) П.А. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро “Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России”.

Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин фактически остался реформатором - одиночкой.

Ответы учащихся на проблему, поставленную к данному уроку. Скажите, как вы считаете, «Аграрная реформа в России: достижение или неудача».

В политическом плане реформа явно провалилась. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом. Для успеха реформы важной была готовность общества. Но правящая верхушка противилась нововведениям, интеллигенции и предприниматели, считали их недостаточными.

Д./з. выучить тему

zmamamova83@mail.ru