СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История храма Вознесения Господня в деревне Торбеево

Нажмите, чтобы узнать подробности

В центре нашей деревни сиротливо возвышаются остатки православного храма. Кто и когда его построил? Когда и почему он был разрушен? Какие легенды связаны с историей храма? - Вот те вопросы, на которые учащиеся 7 класса нашли ответы в ходе своего исследования. 

Просмотр содержимого документа
«История храма Вознесения Господня в деревне Торбеево»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Торбеевская основная школа имени А.И.Данилова»


Районная краеведческая конференция учащихся Новодугинского района «Исчезнувшее село.

История не сохранившихся до наших дней населенных пунктов»

«130-летие основания с. Новодугино»
















Учебный исследовательский проект

Выполнили учащиеся 7 класса

Беляева Ирина,

Иванов Артём,

Карпова Вероника,

Строгонов Антон

Руководитель: Жарикова Л.С.



д. Торбеево

2017

  1. Введение

народ, который не может сберечь свои святыни, превращается в навоз для другого народа.

П.А.Столыпин

В центре нашей деревни, на самом её высоком месте когда-то возвышался храм. Откуда бы ни подъезжали к Торбееву путники, он был виден издалека. И с востока от железной дороги, и с запада от «Александрино», и с севера от Новодугино, и с юга от Вязьмы. Сейчас от этого храма остались развалины. Но даже разрушенный, он поражает прочностью и красотой.

Когда и кто построил его? Кто и почему его разрушил? Когда и зачем? Почему он не разрушается сейчас и какой будет дальнейшая судьба храма?

Вот вопросы, на которые мы хотели ответить в своём исследовании. Исходя из поставленных вопросов, мы определили тему исследования «История разрушенного храма»

Цель работы: изучить историю храма в деревне Торбеево.

Задачи:

  • Узнать историю создания храма;

  • найти описание внешнего вида храма;

  • познакомиться с историческими событиями, связанными с храмом;

  • выяснить, когда и почему он был разрушен;

  • узнать, какие интересные истории, легенды связаны с храмом;

  • провести анкетирование жителей деревни.

  • оформить альбом «История разрушенного храма» и провести для обучающихся школы устный журнал «История разрушенного храма».

Объект исследования: развалины Торбеевского храма как исторический объект.

Предмет исследования: история создания и разрушения Торбеевского храма.

Значимость проекта заключается в расширении знаний о нашей малой Родине, о истории России, в возможности использования материалов работы на уроках истории, во внеклассной работе.

Методы исследования:

  • сбор информации,

  • анализ собранной информации,

  • анкетирование

  • сравнение,

  • обобщение.


  1. История разрушенного храма


II.1. Создание храма


В 16-17 веках земли, на которых сейчас располагается деревня Торбеево, принадлежали роду Салтыковых. В этом роду были воеводы смоленские, губернаторы казанские и другие достойные сыны России. Один из наследников рода генерал Николай Николаевич Салтыков в 1783 году выдал свою старшую дочь Александру за Якова Ивановича Лобанова-Ростовского, будущего Генерал-губернатора Малороссии (1808-1816), члена Государственного совета (1817), обер-камергера (1827). В качестве приданого Александра получила и Торбеевскую вотчину отца. Для молодой семьи в 5 км от Торбеева и почтовой дороги была построена усадьба «Александрино». В 1793-94 годах по заказу и на средства молодой княгини Александры Николаевны в селе Торбеево взамен деревянной церкви возвели величественный храм Вознесения Господня. Почему именно молодая княгиня обратила своё внимание и средства на возведение православного храма? Почему не её муж князь Яков Лобанов-Ростовский? Изучая генеалогическое древо Лобановых-Ростовских, мы увидели, что первые два ребёнка молодой княгини Александры умерли: первенец Иван умер в 3 года, второй сын Николай в 2 года. Пятый, шестой и восьмой ребёнок тоже умирают либо при родах, либо в возрасте от 2 до 6 лет. По нашему мнению, вполне вероятно, что именно поэтому, моля Бога о здоровье своих детей княгиня Александра и решает возвести величественный храм Вознесения Господня.

II.2. Архитектура храма


Полное описание и чертёж храма Вознесения Господня мы нашли в научном издании Российской Академии наук «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России»

К этому времени в архитектуре на смену вычурности и пышности барокко пришла простота и строгость классицизма: правильные линии, сдержанность в декоре, симметрия и гармония. По архивным данным в это время на Смоленщине многие храмы были построены архитектором Казаковым М.Ф. По некоторым стилистическим особенностям здания храма в с. Торбеево можно предположить, что его автором был либо сам Казаков М.Ф., либо один из его учеников (возможно, Баженов В.И.)

План церкви – равноконечный крест со скругленными концами и полукруглыми заполнениями между ветвями. Алтарная часть прямоугольная со скругленными углами.

Трапезная сравнительно узкая. Она имела в боковых стенах по два больших прямоугольных окна (почти до цоколя) и над ними по два круглых окна в неглубоких квадратных нишах. Вход в храм украшали две тосканские колонны из кирпича, между которыми была железная дверь. Над дверью было квадратное окно, а над ним – киот с храмовой иконой.

Колокольня не имела выделенного нижнего яруса и размещалась над входом в трапезную. Перед входом была широкая лестница из белокаменных блоков.

Северный и южный фасады церкви имели ризалиты с четырьмя пилястрами тосканского ордера, между которыми размещались по три окна-двери. Над дверями – круглые окна в неглубоких квадратных нишах. Венчали ризалиты низкие треугольные фронтоны. Над южным ризалитом возвышалась прямоугольная башня с четырьмя круглыми окнами в квадратных нишах. Нижний ярус башни с южной стороны был украшен небольшим треугольным фронтоном с круглым окном в центре. Возможно, на этой башне размещались часы. Полукруглые заполнения между ветвями креста были украшены неглубокими нишами, в которых размещались вверху круглые окна, под ними – окна почти до цоколя здания.

Центральное пространство храма перекрыто овальным куполом, в барабане которого чередуются 10 световых и 10 глухих окон. Над световыми окнами в куполе прорезаны люкарны. Так образовались два световых кольца, придававших перекрытию церкви лёгкость и привлекательность. Барабан купола внутри церкви не выделен.

Снаружи купольный барабан украшен зигзагообразным белокаменным поясом, что являлось излюбленным приёмом архитектора М.Ф. Казакова.

По описи 1910: каменная; окрашена известью; покрыта железом. Длина церкви 15 саж, ширина 13 саж, высота 4 саж 1 арш; на церкви 1 глава; больших окон с двойными рамами 16 шт и малых с двойными рамами 45 шт; дверей наружных створчатых обшитых железом 3 шт, внутренних створчатых столярной работы 3 шт. Церковь отапливается 6 печами из них 2 изразцовых. Иконостасы : главный – длиной 21 арш и высотой 5 арш, придельные каждый длиною 4,5 арш и высотою 4 арш. При церкви 2 колокольни в 3 яруса, общей высотой 10 саж

Данные о внутреннем интерьере и иконостасе не сохранились, хотя до недавнего времени внутри купола была заметна роспись и фрески.

По архивным данным мы установили священнослужителей Торбеевской церкви.

1-й благочинный округ:
Торбеево
1770 – 1780. Священники Мирон Афанасьев.
1780. Произведен церковник Иаков Смирягин в дьячки того же села.
1800. Священник Алексей Павлович Павлинов.
1800 – 1833. Священник Петр Протопопов.
1850. Священник Алексей Касаткин.
1878 - 1884. Священник Иоанн Романов.
1883 - 1888. Псаломщик Михаил Шанин.
1886. Священник Петр Алмазов.
1892 – 1911. Священник Петр Богдановский.
1892 - 1904. Псаломщик Александр Николаевич Оглоблин.
До 1901. Дьякон Карп Тарарин.
1901 - 1910. Дьякон Александр Понасечкин.
1904 - 1910. Псаломщик Петр Попов.
1910 - 1915. Дьякон Петр Попов.
1911 - 1917. Священник Николай Городский.
1911. Дьякон Павел Шелепневич.


II.3. Трагическая история храма

До 1927 года церковь была действующей, а затем до 1936 года стояла закрытой. Далее она была передана местному колхозу. Всё имущество церкви было либо расхищено, либо уничтожено, а иконы из иконостаса – сожжены. Был вскрыт и осквернён фамильный склеп князей Лобановых-Ростовских. По преданию, мародёры не обогатились найденным. «Драгоценности», найденные в гробе княгини, оказались простыми «стразами». Такие «драгоценности» специально изготовлялись для богатого погребального обряда. В гробе князя обнаружили кроме золочёного шитья парадного мундира князя с позолоченными пуговицами и его парадную шпагу с позолоченным эфесом. Говорят, что судьба осквернителей могил была печальна: один из них был убит именно шпагой князя в пьяной драке при дележе «добычи», и его убийца был казнен по приговору суда, третий, самый молодой, много лет провёл в тюрьме.

Ещё одна из легенд рассказывает о том, как в 37-ом году священника, совершившего венчание в церкви Вознесения в деревне Торбеево, на следующий день расстреляли, а из кирпича храма построили административное здание, но оно дало трещину.


До 1941 года храм использовался местным колхозом для обработки льна и его хранения. Во время войны здание пострадало, но окончательно оно погибло в 1957 году. В 1953-57 годах здание церкви стали разбирать «на кирпич » для строительства в Новодугино районного Дома культуры и четырёхколонной арки перед ним. С большим трудом кайлом, ломом и даже взрывчаткой разрушили все четыре фасада храма. Центральную часть храма разрушить так и не удалось.

Взрывали церковь на краю села,
Вздымая в воздух клубы красной пыли.
Как будто Знаменку в крови топили,
Как будто красная метель мела.

Алтарь зарядом мощным разнесло,
И отозвалось эхо горьким стоном.
Как колокольным погребальным звоном,
Свершённое оплакивая зло.

Она держалась долго, как могла,
Дрожа своим кирпичным крепким телом.
Но только колокольня уцелела,
Вонзившись в небо, будто бы игла.

Как Знамение Божье,  как наказ,
Напутствие грядущим поколеньям:
«Не позволяйте ставить на колени
Свою любовь. Придёт расплаты час».

А звонница поныне без креста
Свечой погасшей видится с дороги.
Кто совершил тот грех – душой убогий –
Горит в аду без веры во Христа.

И мне порою снится этот храм.
Вот я вхожу под праздничные своды.
И дай же Бог, чтоб страшные те годы
Вернуться не смогли бы больше к нам.

Геннадий Шеховцов




Сейчас одиноко и сиротливо возвышается посреди деревни барабан с куполом на выщербленных киркой, ломом и взрывчаткой арках как немой укор всем нам.

Изучая его, мы обнаружили, что в кирпичной кладке через каждые 30-40см проложены толстые железные скобы, что цементная кладка очень прочная, выковырнуть кирпич невозможно, на месте четырёх приделов находятся битый кирпич, поросший травой.

  1. Заключение

Изучив историю храма Вознесения Господня в деревне Торбеево, мы узнали, когда и кем был построен храм, описали его внешний вид, познакомились с историей храма, выяснили, когда и почему был разрушен этот памятник архитектуры, узнали некоторые истории и легенды, связанные с храмом.

Завершая работу, мы провели анкетирование жителей деревни. В опросе приняло участие 94 человека .


  1. Знаете ли Вы название Торбеевской церкви?


  1. Знаете ли Вы историю создания и разрушения Торбеевской церкви?


  1. Хитите ли Вы узнать историю Торбеевской церкви?


  1. Хотели бы Вы, чтобы церковь в нашей деревне восстановили?


Мы установили, что только примерно треть опрошенных знают название храма и чуть меньше - его историю. Практически все опрошенные жители проявили интерес к истории храма, хотели бы знать её подробнее. И практически все хотели бы, чтобы разрушенный храм со временем восстановили.

Проведя это исследование, мы поняли, жестоко и безнравственно разрушать красивейшие памятники архитектуры, а вместе с ними, традиции и устои русского народа.


Поруганная церковь. Это страшно.
Болят столбы поломанных крестов.
На куполе бессмысленно и важно
Грудятся космы спутанных кустов:

Поруганная церковь. Это стыдно.
Глядят глаза из сохнущих окон.
Куда глядят, зачем и что им видно?
Откуда этот тихий скорбный стон?

Поруганная церковь. Это больно.
Душевной боли хуже не найдешь:
Лишь ветер треплет листья здесь довольно,
И капли слез роняет летний дождь.

Наталия Ерошенко

И ещё мы пришли к выводу, что обязательно нашим сверстникам и нашим односельчанам важно и нужно знать историю своей малой Родины, поэтому мы планируем оформить альбом о Торбеевском храме и провести устный журнал «История разрушенного храма».

























  1. Источники

  1. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Научное издание. Российская Академия наук./Москва. «Наука». 2001

  2. Воспоминания жителей деревни Торбеево

Пушкина В.М.,

Игнатова В.М.,

Казаковой М.М.,

Игнатовой А.О.

  1. http://ru.rodovid.org/wk/ Запись:213417 Николай Николаевич Салтыков

  2. http://ru.rodovid.org/wk/Запись:114200 Александра Николаевна Салтыкова (Лобанова-Ростовская)

  3. https://www.geni.com/people/Александра-Николаевна-кн-Лобанова-Ростовская/6000000003139146601

  4. http://sobory.ru/article/?object=07024

  5. http://temples.ru/card.php?ID=5568

  6. http://ru-wiki.org/wiki/

















  1. Приложения

Александра Николаевна Лобанова-Ростовская

1764 рождение:

брак Яков Иванович Лобанов-Ростовский [Лобановы-Ростовские] р. 23 март 1760 ум. 18 январь 1831

рождение ребёнка:  Екатерина Яковлевна Лобанова-Ростовская [Лобановы-Ростовские]

4 ноябрь 1785 рождение ребёнка:  Иван Яковлевич Лобанов-Ростовский [Лобановы-Ростовские] р. 4 ноябрь 1785 ум. 1788

16 февраль 1786 рождение ребёнка:  Николай Яковлевич Лобанов-Ростовский [Лобановы-Ростовские] р. 16 февраль 1786 ум. 1788

19 июль 1788 рождение ребёнка:  Александр Яковлевич Лобанов-Ростовский [Лобановы-Ростовские] р. 19 июль 1788 ум. 16 ноябрь 1866

1789 рождение ребёнка:  Мария Яковлевна Лобанова-Ростовская (Нарышкина) [Лобановы-Ростовские] р. 1789 ум. 1854

11 март 1791 рождение ребёнка:  Дмитрий Яковлевич Лобанов-Ростовский [Лобановы-Ростовские] р. 11 март 1791 ум. 1797

22 июнь 1792 рождение ребёнка:  Владимир Яковлевич Лобанов-Ростовский [Лобановы-Ростовские] р. 22 июнь 1792 ум. 1797

8 январь 1795 рождение ребёнка:  Алексей Яковлевич Лобанов-Ростовский [Лобановы-Ростовские] р. 8 январь 1795 ум. 1848

20 январь 1796 рождение ребёнка:  Григорий Яковлевич Лобанов-Ростовский [Лобановы-Ростовские] р. 20 январь 1796 ум. 1796

4 май 1829 смерть:


По описи 1910: каменная; окрашена известью; покрыта железом. Длина церкви 15 саж, ширина 13 саж, высота 4 саж 1 арш; на церкви 1 глава; больших окон с двойными рамами 16 шт и малых с двойными рамами 45 шт; дверей наружных створчатых обшитых железом 3 шт, внутренних створчатых столярной работы 3 шт. Церковь отапливается 6 печами из них 2 изразцовых. Иконостасы : главный – длиной 21 арш и высотой 5 арш, придельные каждый длиною 4,5 арш и высотою 4 арш. При церкви 2 колокольни в 3 яруса, общей высотой 10 саж


1.

Длина церкви

15 саж

32 м

2.

Ширина церкви

13 саж

27,7 м

3.

высота церкви

4 саж 1 арш

9,5м

4.

Длина главного иконостаса

21 арш

15 м

5.

ширина главного иконостаса

5 арш

3,5м

6.

Длина иконостасов в приделах

4,5 арш

3,2м

7.

ширина иконостасов в приделах

4 арш

2,8м

8.

Высота колоколен

10 саж

21,3м





portrait of Alexandra Lobanova-Rostovskaya by Carl Timoleon von Neff , 1851



12