СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История Коромысла

Нажмите, чтобы узнать подробности

Атрибуция музейного предмета - коромысла. В творческой форме представлена история экспоната, исторические сведения, использование памятника в живописи, в фольклоре.

Просмотр содержимого документа
«История Коромысла»

МКОУ Чистопольская СОШ Уголок боевой и трудовой Славы «Край, в котором мы живем» Коромысло –  наше культурное наследие Автор: Касимова Анастасия, 11 класс Руководитель: Максименко Марина Геннадьевна, учитель истории 2019 г.

МКОУ Чистопольская СОШ

Уголок боевой и трудовой Славы

«Край, в котором мы живем»

Коромысло наше культурное наследие

Автор: Касимова Анастасия, 11 класс

Руководитель: Максименко Марина Геннадьевна, учитель истории

2019 г.

95-летию   Коченевского района  посвящается

95-летию Коченевского района посвящается

Наименование – Наименование –  Коромысло Дугообразное деревянное Экспонат подлинный, Инвентарный номер – Б-2 Оно, ложась на чьи-то плечи, Носило воду в дом из речки. Потом в один прекрасный год В дом провели водопровод.

Наименование –

  • Наименование –

Коромысло

Дугообразное деревянное

Экспонат подлинный,

Инвентарный номер – Б-2

Оно, ложась на чьи-то плечи,

Носило воду в дом из речки.

Потом в один прекрасный год

В дом провели водопровод.

Описание общего вида памятника Коромысло (коромысел) – это деревянное дугообразное приспособление, с крючками на концах, для переноса двух ведер воды или других тяжестей. Используется и в наше время в сельской местности, если нет водопровода.

Описание общего вида памятника

Коромысло (коромысел) – это деревянное дугообразное приспособление, с крючками на концах, для переноса двух ведер воды или других тяжестей. Используется и в наше время в сельской местности, если нет водопровода.

 На Руси были известны три типа коромысел : палкообразные, гнутые (дугообразные) и вырезные. Палкообразное коромысло Вырезное коромысло Раскрашенное коромысло Дугообразное коромысло

На Руси были известны три типа коромысел :

палкообразные, гнутые (дугообразные) и вырезные.

Палкообразное коромысло

Вырезное коромысло

Раскрашенное коромысло

Дугообразное коромысло

Памятник истории До сих пор во многих домах можно встретить вещи, которыми пользовались еще наши бабушки и прабабушки. Теперь эти вещи мы называем реликвии.      К. Маковский

Памятник истории

До сих пор во многих домах можно встретить вещи, которыми пользовались еще наши бабушки и прабабушки. Теперь эти вещи мы называем реликвии.

К. Маковский "Девушка

с коромыслом" 1874

Алексей Венецианов

"Встреча у колодца" 1843 г.

В. Васнецов "За водой"

КОРОМЫСЛО В ЖИВОПИСИ

При раскопках в Великом Новгороде в слоях XI – XIV вв. археологи нашли большое количество дугообразных коромысел. Они имели наибольшее распространение. Их выгибали из распаренной древесины в форме дуги. Ведра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе.  Коромысло (или, как говорили в старину, коромысел) впервые встречается в памятниках XVI века. Загадка: Сидят две галочки на палочке.  Это ведра с коромыслом.
  • При раскопках в Великом Новгороде в слоях XI – XIV вв. археологи нашли большое количество дугообразных коромысел. Они имели наибольшее распространение. Их выгибали из распаренной древесины в форме дуги. Ведра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качались при ходьбе.
  • Коромысло (или, как говорили в старину, коромысел) впервые встречается в памятниках XVI века.

Загадка:

Сидят две галочки на палочке.

Это ведра с коромыслом.

Использование коромысла в быту Важным предметом сельского быта считалось коромысло и у нас в Коченевском районе. В нашем селе Чистополье, по рассказам старожилов, пользовались им до начала 80 –х годов 20 века наши бабушки и прабабушки. Узнали мы о том, что существовало у нас в районе древнее ремесло – бондарное. В старые времена мастера, умевшие делать коромысла, были в каждой местности, в каждом селе. Называли такого мастера – бондарь . Подчас бондарь-ведерник сам изготовлял коромысла в комплекте с ведрами.

Использование коромысла в быту

Важным предметом сельского быта считалось коромысло и у нас в Коченевском районе. В нашем селе Чистополье, по рассказам старожилов, пользовались им до начала 80 –х годов 20 века наши бабушки и прабабушки.

Узнали мы о том, что существовало у нас в районе древнее ремесло – бондарное. В старые времена мастера, умевшие делать коромысла, были в каждой местности, в каждом селе. Называли такого мастера – бондарь . Подчас бондарь-ведерник сам изготовлял коромысла в комплекте с ведрами.

БОНДАРНОЕ РЕМЕСЛО – изготовление из деревянных досок (клёпок) ёмкостей для хранения и транспортировки жидких и сыпучих тел: бочек, утвари; традиционное занятие населения лесной зоны Вост. Европы.

БОНДАРНОЕ РЕМЕСЛО – изготовление из деревянных досок (клёпок) ёмкостей для хранения и транспортировки жидких и сыпучих тел: бочек, утвари; традиционное занятие населения лесной зоны Вост. Европы.

В 2003 году коромысло предоставлено в дар школе Тимохиной Л.Д. Произведено оно было в 50-е годы 20 века на заказ местным бондарем Ляпко Л.Г.  Люди с некоторым смыслом, всё творили на века.  Вот и баба с коромыслом, посильнее мужика...  Древогибкая  прилада, полумесяцем, дугой.  С ней, всегда ходила баба, до колодца, за водой…    В нашем селе в середине прошлого века  было два колодца: маленький - на берегу озера и  большой с журавлем в центре села.  По словам Тимохиной  Любови  Даниловны,     изготавливал коромысла и разную деревянную утварь  Ляпко Леонтий Григорьевич.     Даритель экспоната Тимохина Любовь Даниловна, 1938 года рождения Изготовитель экспоната  Ляпко Леонтий Григорьевич, 1882 года рождения бондарь 30-50-х годов 20 века  Архивные материалы. Данные о Ляпко Л.Г. из расчетно-платежных ведомостей нашего совхоза, 1950 г.

В 2003 году коромысло предоставлено в дар школе Тимохиной Л.Д.

Произведено оно было в 50-е годы 20 века

на заказ местным бондарем Ляпко Л.Г.

Люди с некоторым смыслом, всё творили на века. 

Вот и баба с коромыслом, посильнее мужика... 

Древогибкая  прилада, полумесяцем, дугой. 

С ней, всегда ходила баба, до колодца, за водой… 

В нашем селе в середине прошлого века  было два колодца: маленький - на берегу озера и  большой с журавлем в центре села.  По словам Тимохиной  Любови  Даниловны,     изготавливал коромысла и разную деревянную утварь  Ляпко Леонтий Григорьевич. 

 

Даритель экспоната

Тимохина

Любовь Даниловна,

1938 года рождения

Изготовитель экспоната

Ляпко

Леонтий Григорьевич,

1882 года рождения

бондарь 30-50-х годов

20 века

Архивные материалы. Данные о Ляпко Л.Г. из расчетно-платежных ведомостей нашего совхоза, 1950 г.

Мирончик  Иван Петрович, бондарь 40-60-х годов в селе «Новокарасево»  Коченевского района Польникова (Мирончик) Нина Филипповна, 1937 года рождения. Жительница села «Чистополье»    Детство Польниковой Н.Ф. проходило в селе Новокарасево Коченевского района. Там было несколько бондарей, в том числе ее дед Мирончик Иван Петрович.    Нине Филипповне приходилось наблюдать, как дедушка мастерил коромысло: распаривал древесину, придавал ей нужную форму, затем стягивал и оставлял сохнуть в таком положении. Делал он ведра, ушаты, кадушки, деревянные колеса для телег, прялки и многое другое. Это было в начале 40-х годов.  А в 70-годы 20-го века Нина Филипповна после замужества проживала в селе СИБНИЖ. Там она коромысло приобрела уже в магазине. Было оно лёгонькое с узорами.

Мирончик

Иван Петрович, бондарь 40-60-х годов в селе «Новокарасево»

Коченевского района

Польникова (Мирончик)

Нина Филипповна,

1937 года рождения.

Жительница села «Чистополье»

Детство Польниковой Н.Ф. проходило в селе Новокарасево Коченевского района. Там было несколько бондарей, в том числе ее дед Мирончик Иван Петрович.

 

Нине Филипповне приходилось наблюдать, как дедушка мастерил коромысло: распаривал древесину, придавал ей нужную форму, затем стягивал и оставлял сохнуть в таком положении. Делал он ведра, ушаты, кадушки, деревянные колеса для телег, прялки и многое другое. Это было в начале 40-х годов.

А в 70-годы 20-го века Нина Филипповна после замужества проживала в селе СИБНИЖ. Там она коромысло приобрела уже в магазине. Было оно лёгонькое с узорами.

Ношение воды на коромысле - целый ритуал.    И был у русского народа,   Свод правил, как носить им воду:   - Пустые ведра нужно нести в левой руке, в правой - коромысло.   - Набрав воды в ведра, сначала нужно было цеплять ведро за заднюю часть коромысла, а затем за переднюю. - Мужчины тоже воду носили , только не брались за коромысло, - не мужская задача. Ведра в руки и пошел! – вот это по-мужски.   - А еще была традиция, в день свадьбы девушка должна донести воду в ведрах на коромысле и не пролить ни капли.    

Ношение воды на коромысле - целый ритуал. 

 

И был у русского народа,  Свод правил, как носить им воду: 

- Пустые ведра нужно нести в левой руке, в правой - коромысло.

- Набрав воды в ведра, сначала нужно было цеплять ведро за заднюю часть коромысла, а затем за переднюю.

- Мужчины тоже воду носили , только не брались за коромысло, - не мужская задача. Ведра в руки и пошел! – вот это по-мужски.

- А еще была традиция, в день свадьбы девушка должна донести воду в ведрах на коромысле и не пролить ни капли.  

 

 Сохранность  коромысла  хорошая . Древесина прочная. Крючки прикреплены очень крепко. Единственным недостатком являются потертости и загрязнения на поверхности окрашивания.

Сохранность коромысла хорошая . Древесина прочная. Крючки прикреплены очень крепко. Единственным недостатком являются потертости и загрязнения на поверхности окрашивания.

 Коромысло, как и другие предметы сельского быта, используется при изучении определенной исторической эпохи, позволяет повысить понимание материала с помощью реального предмета. Всем хочется подержать его в руках, увидеть действительность навсегда ушедшего прошлого. Экспонат используется на уроках истории (краеведения) и во внеклассных мероприятиях. Фольклорный праздник «Петровские забавы»  Теперь ни в радости, ни в горе  уж коромысла не нужны.    Но живут они в фольклоре, в преданьях русской старины!   

Коромысло, как и другие предметы сельского быта, используется при изучении определенной исторической эпохи, позволяет повысить понимание материала с помощью реального предмета. Всем хочется подержать его в руках, увидеть действительность навсегда ушедшего прошлого. Экспонат используется на уроках истории (краеведения) и во внеклассных мероприятиях.

Фольклорный праздник «Петровские забавы»

Теперь ни в радости, ни в горе  уж коромысла не нужны. 

  Но живут они в фольклоре, в преданьях русской старины!