История международного гуманитарного права.
Гуманитарный поступок
Тип урока: комбинированный
Урок направлен на достижение следующих целей:
Образовательная: сформировать у обучающихся понимание исторического значения и развития международного гуманитарного права и гуманитарного поступка.
Развивающая: развивать эмоциональную отзывчивость, активизировать проблематику защиты прав человека применительно к международному гуманитарному праву.
Воспитательная: пробудить чувство уважения к наследию прошлого; формировать духовно-нравственные аспекты.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации данного урока предполагает решение следующих задач: формирование у обучающихся прочных знаний об истории возникновения и развитии международного гуманитарного права; осознание необходимости и практических навыков защиты человеческой жизни и достоинства в повседневной жизни.
Методы обучения: словесно-наглядный, практический, лекция-беседа, моделирование ситуации.
Использование новых технологий: технология активного обучения (лекция, анализ конкретных ситуаций, работа в группах, буклет.
Планируемые результаты: Личностные УУД:
воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметные УУД: Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; умение наблюдать, слушать, анализировать и обобщать полученную информацию;
Регулятивные: умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; владение основами самоконтроля, самооценки и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Коммуникативные: умение конструктивно вести диалог, аргументированно излагать свою точку зрения.
Литература:
Международное гуманитарное право. http://allrefs.net/c8/1g6rt/p1/; https://ru.wikipedia.org/wiki/История_международного_права
Международное гуманитарное право: Конспект лекций / Сост. А.Н. Афанасьев. – , 20011. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2974428/
История возникновения и развития международного гуманитарного права. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.oboznik.ru/?p=43858;
http://lib.sale/mejdunarodnoe-pravo-besplatno/istoriya-razvitiya-mejdunarodnogo.html
Структура урока
На доске записаны эпиграфы к уроку.
Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось только одно: научиться жить на земле, как люди.
Б. Шоу
Если ты за добро благодарности ждешь, ты не даришь добро – ты его продаешь. Омар Хайям.
Содержательно – поисковый этап – 35 мин. (Создание проблемной ситуации, усложнение ситуации переживания чувств)
Упражнение «Ассоциация». Педагог. - Ребята, скажите, с чем у вас ассоциируется слова «международное гуманитарное право» и «гуманитарный поступок», почему? Обсуждение.
Ознакомления учащихся с новой темой и целями урока.
Формирование новых знаний. Педагог. Еще до появления государств, в тех случаях, когда борьба между племенами, кланами или сторонниками тех или иных вождей не велась с целью полного уничтожения противника, возникали, зачастую, непреднамеренные правила, целью которых было уменьшить последствия насилия. Большой вклад в развитие права войны, ее гуманизацию был внесен в эпоху средневековья. Следует отметить влияние христианства и рыцарских традиций, с одной стороны, и усиление гуманистических и рационалистических настроений - с другой. Христианство провозгласило, что все люди созданы по образцу божьему. Христианский принцип любви к ближнему был поднят до уровня универсального. Человеческая любовь является отражением божественной. Она абсолютна, лишена каких-либо мотивов и должна распространяться на всех, даже на врагов.
Объединение в группы, по словам: 1.Эпоха. 2. Воины. 3. Племена.
Группа «Эпоха». Инструкция: прочитайте текст, предложенный, ниже и презентуйте его в виде таблицы или схемы (приложение)
Группа «Воины» Инструкция: прочитайте текст, предложенный, ниже подчеркните ключевые слова и презентуйте его (приложение).
Группа «Племена» Инструкция: прочитайте текст, предложенный ниже, презентуйте его в виде схемы или таблицы (приложение).
Презентация группами заданий. Обсуждение.
Педагог. В период военных конфликтов поступки людей были сопряжены с определенными трудностями, особенно, когда в защите нуждается человек с неприятельской стороны, это способствовало вероятности возникновения собственного риска, самопожертвования или потерь. Такой поступок называется гуманитарным. Люди, которые пережили войну, рассказывают о гуманитарных поступках, которые они совершили или были очевидцами. Например, источник «Люди о войне»:
1.В моем селе был дом, где жила семья со стороны врага. Люди хотели убить их, заставить уехать, но мой отец защитил их, и я горжусь этим. Мама.
2. Я пошел помогать мужчине, чей дом был разрушен во время бомбардировки, потому что мой внутренний голос подсказывал это сделать. Несмотря, но то, что он убил одного из моих родственников. Религиозный лидер
3. Мы захватили много раненных солдат противника, тех, кто убивал наших близких. Перенесли их в больницу и заботились о них. Вдова.
4. Мне было 14 лет, я патрулировала на одном из контрольно-пропускных пунктов. Остановился автомобиль. Проверяя документы, выяснилось, что один из пассажиров – мусульманин. Я быстро вернула удостоверения и разрешила им проехать. Я знала: если сообщу, что в машине есть мусульманин, его убью. Бывшая военнослужащая.
5.Мой сын взял в плен несколько заблудившихся солдат врага. «Я убью их, - сказал он, потому что, они убили моего отца. Но, на следующий день отпустил их. Мама.
6.Отступая, солдаты проходили через наше село. Несмотря на то, что они были с враждебной стороны, люди нашего села предоставляли им необходимую помощь. Вдова.
7.Когда враги забрали моего мужа и поместили его в лагерь для военно- пленных. Кто-то со стороны врага приносил ему еду, одежду. Кто-то не мог отпустить мужа из лагеря, но помогал ему всем, чем мог. Вдова
Адаптационно – преобразующий этап – 5 мин. Инструктаж: запишите на карточках комментарии, к уроку, по следующим пунктам: 1.Самая важная мысль урока. 2. Что больше всего запомнилось на уроке.
Оценочно – содержательный этап - 2 мин. (Развитие нормативно – регулирующей деятельности).
Ученики отвечают на вопрос. Какие выводы сегодня на уроке вы для себя сделали? Обсуждение. Подведение итогов урока.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Группа «Эпоха». Инструкция: прочитайте текст, предложенный, ниже и презентуйте его в виде таблицы или схемы.
Зарождение сегодняшнего универсального, международного гуманитарного права неразрывно связано с именами двух людей – Анри Дюнана и Френсиса Либера, - которые, не подозревая о существовании друг друга, внесли решающий вклад в концепцию и содержание современного международного гуманитарного права. Идею необходимости защитить жертвы войны, существовавшую и до них, они выразили в форме, соответствующей новому времени. Анри Дюнан выступил с двумя практическими предложениями, требующими конкретных действий: заключить международное соглашение о придании статуса нейтральности медицинскому персоналу на полях сражений и создать постоянную организацию для практической помощи раненым на войне. Первое предложение привело к принятию в 1864 году 1 Женевской конвенции, а второе – к основанию Красного Креста. Женевская конвенция от 22 августа 1864 года об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны заложила правовую основу деятельности армейских медицинских формирований на полях сражений.
Работа Либера ознаменовала начало двух важнейших процессов. С одной стороны, она явилась примером для создания руководств и инструкций по праву войны, а с другой – положило начало второму этапу развития современного международного гуманитарного права – появлению правил ведения войны как таковой. Первым свидетельством этого явилось краткое соглашение – Санкт-Петербургская декларация 1868 года, запрещавшая применять разрывные снаряды массой менее 400 граммов.
Группа «Воины» Инструкция: прочитайте текст, предложенный, ниже подчеркните ключевые слова и презентуйте его.
Международное гуманитарное право своими корнями уходит в глубокую древность. Образную и точную характеристику войнам рабовладельческой эпохи дал Ф. Ф. Мартене: "...Война в древности объявлялась не только неприятельскому государству и его вооруженным защитникам, но вообще всем лицам, которые находились на неприятельской территории. Жизнь и собственность мирного населения ... отдавались на произвол победителя. Захваченные в плен неприятельские лица без различия пола и возраста подлежали смертной казни или обращались в рабов. Они считались собственностью захватчиков".
Жан Жаком Руссо опубликовал в трактате «Об общественном договоре»: «с солдатами можно воевать только до тех пор, пока они сами воюют. А как только они сложили оружие, они становятся просто людьми. И их следует щадить». Таким образом, Руссо сформулировал основной принцип, на котором строится международное гуманитарное право, а именно: целью военного выступления никогда не должно быть физическое уничтожение противника. Этим он заложил основу для различия, которое следует делать между военнослужащими действующей армии – комбатантами, с одной стороны, и с остальными гражданами государства противника, не принимающими участия в военных действиях, - с другой.
Группа «Племена» Инструкция: прочитайте текст, предложенный ниже, презентуйте его в виде схемы или таблицы.
Проходившие на рубеже столетий две Гаагские мирные конференции стремились ввести более широкие международные правовые ограничения на средства и методы ведения войны. Наиболее существенным результатом этих усилий явились Гаагская конференция о законах и обычаях сухопутной войны от 18 октября 1907 года (Гаагская конференция 4) и прилагаемое к ней Гаагское положение. Гаагскому положению о законах и обычаях сухопутной войны предстояло пройти испытания двух мировых войн. В ходе судебного разбирательства дела главных нацистских военных преступников Нюрнбергский трибунал рассматривал Положение уже как часть международного обычного права, обязательного в силу этого для всех государств. Это остается справедливым и сегодня.
Вопросы, затрагиваемые в Гаагском положении, впоследствии получили различной степени развитие. Глава о военнопленных была развита в Женевской конвенции 1929 года, а в 4 Женевской конвенции 1949 года разработаны правовые нормы, относящиеся к оккупированным территориям. Дополнительный протокол 1 1977 года развивает, по существу, право о порядке ведения военных действий. Серьезным испытанием для Женевского права явилась первая мировая война, после которой в 1929 году Конвенция была вновь пересмотрена. Через четыре года после завершения второй мировой войны была принята 1 Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (от 12 августа 1949 года). Она действует, и по сей день.
КАРТОЧКИ ЗАДАНИЯ. Инструктаж: запишите на карточках комментарии к уроку по следующим пунктам.
Вопросы | Ответы |
Самая важная мысль урока? | |
Что больше всего запомнилось на уроке? | |