В 40 километрах от столицы Татарстана по автомагистрали Казань - Набережные Челны, на левом берегу реки Мёши, возле соснового леса раскинулась большое живописное село. Это и есть село Шали, которое имеет многовековую историю.
Перелистывая страницы истории, невольно поражаешься, что это село всегда отличалась своей большой территорией и многочисленным населением. В 1897 году по результатам первой переписи населения здесь проживало 2217 человек, из них: 1134 мужчин и 1083 женщин. А к 1 январю 1908 года численность населения достигла до 2562 человек. В селе насчитывалось 447 хозяйств, имелись две мечети, два медресе, две водяные, одна ветряная мельницы, одна кузница, шесть маленьких торговых точек, одна лавка, где торговали зерном, а также организовалась кредитное товарищество. В медресе обучалось 70 детей.
Село Шали упоминается в письменных воспоминаниях многих людей и в художественных произведений описывает участие жителей села Шали на празднике “Сабантуй” в городе Казани. Село славилось своими скакунами. На знаменитых конских скачках на празднике шалинцы часто занимали призовые места.
В 1774 году из шалинских крестьян был создан отряд для участия в военных действиях в защиту народного царя “Петра Фёдоровича” - Емельяна Пугачёва. Этот отряд участвовал при взятиии Казани. Но крестьянское восстание 1774-1775 года было жестоко подавлено царским самодержавием. Екатериной II были созданы карательные отряды, которые ходили по деревням и вешали всех, кто так или иначе был связан с Емельяном Пугачёвым. Такая участь постигла и некоторых жителей села Шали.
В 1921 году в Поволжье случилась сильная засуха, что привело к голоду и смерти многих людей. В Селагешской волости 5831 человек распухли от голода. Эта напасть не обошла и Шали.
По архиву с 20 февраля по 1 марта 1931 года в районе создаются 6 новых колхозов. 24 февраля 1931 года в Шали создаётся сельскохозяйственная артель, которой даётся имя революционера Мулланура Вахитова.
В 1930 году в Шали впервые появилось радио. Слушать его народ собирался в школе.
Образование татарского республиканского передвижного академического театра связано также с историей села Шали. Творческий путь передвижного татарского государственного академического театра начинается с постановки в Шалинском клубе спектакля «Семья Булат бабая», авторами которого были К. Тинчурин и К. Наджми. Спектакль был поставлен 6 ноября 1933 года при свете керосиновых ламп и имел огромный успех среди сельского населения.
После объявления о начале Великой Отечественной войны всё пригодное к службе население села Шали было призвано на войну. 26 июня 1941 года за один день из села Шали на фронт проводили 93 человека. Чтобы защитить Родину от лютого врага, взяли в руки оружие 481 шалинец, из них сложили головы в бою 272 человек.
В послевоенные годы Шали растёт и благоустраивается. Пришедшие с войны мужчины прикладывают все силы, чтобы поднять колхоз. Колхозы укрупняются. Чтобы возглавить крупное хозяйство требуются инициативные энергичные люди, обладающие организаторскими способностями. Таким человеком стал Гатаулла Тазиев.
1
7 лет проработал он руководителем большого хозяйства. За годы неустанного труда колхоз имени Вахитова получил звание колхоза- миллионера и был награждён золотой, серебряной, бронзовой медалями ВДНХ. Каждый год колхоз участвовал на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке по животноводству и овощеводству. Председатель колхоза Тазиев Г.Т. за свой плодотворный труд во имя Отечества награждён многочисленными грамотами и медалями, стал многократным призёром социалистического соревнования между колхозами. Тазиев Г.Т. оставил в душе народа только светлую память. Его вспоминают с большим уважением и благодарностью.
Многие колхозники посвятили свою жизнь восстановлению и процветанию родного колхоза. Одной из них является знаменитая доярка Шайхиева Марфуга Шайхиевна.
Шайхиева Марфуга Шайхиевна 40 лет проработала дояркой, вручную доила коров. Она отличалась большим трудолюбием, скромностью, человечностью. Сколько тонн молока надоила эта женщина своими нежными руками! Сначала от одной коровы в год надоила по 1 тыс. кг молока, затем н
адаивала до 3 тыс. кг молока в год! Марфуга Шайхиева всегда была в передовых рядах. Она стала наставницей многих доярок колхоза имени Вахитова. Государство высоко оценило самоотверженный труд Шайхиевой Марфуги Шайхиевны. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1975 года она получила почётное звание Героя Социалистического Труда, была награждена орденом Ленина, золотой медалью “Серп и молот”.
Её грудь украсили два ордена Ленина, медали и золотая звезда. Она стала примером для многих поколений тружеников села.
Жителям села Шали посвятил своё творчество знаменитый художник Харис Якупов. Он создал серию картин под названием: “Сильные люди”, где изобразил передовых тружеников села Шали.
В
начале шестидесятых годов он жил и творил в селе Шали.
“Шалинские картины” принесли ему огромный успех. Где только не побывали его картины о доярках, пастухах? Героини картины “Сильные люди” Марзыя апа, Фаузия апа и Сакина апа через полвека вспоминают, как Харис Якупов писал с них картину.
«Мы ругали художника за то, что он отрывал нас от работы», - вспоминают они. Фаузия апа вспоминает: «Нельзя же целый день позировать, некоторое время вместо меня позировала моя сестра, надев моё платье». Героини Хариса Якупова являются подругами и в настоящее время. Самоотверженный труд увековечил этих замечательных женщин в бессмертных картинах Хариса Якупова.
В 1960- 1970 годах в селе Шали появляется больница, пекарня, филиал Казанской швейной фабрики и другие предприятия.
Расположение колхоза имени Вахитова в пригороде являлось стимулом для выращивания там картофеля и других овощей. Несмотря на погодные условия, не прекращалось обеспечение города продуктами сельского хозяйства.
Село наше день ото дня растёт и благоустраивается. Оно славится красивыми, украшенными орнаментом, домами.
Наша земля гордится своими сыновьями. Всему миру известен председатель Духовного управления мусульман Европейской части России, председатель Совета муфтиев России, муфтий- шейх Равиль Гайнутдин.
Наш земляк - Равиль Гайнутдин родился 26 августа 1959 года в обычной советской семье. Отец работал в райпотребсоюзе, мать — в Казанском кожобъединении. В школе Равиль проявил себя примерным учеником, был пионером и комсомольцем. После окончания поступил в Казанское театральное училище, которое закончил с отличием по специальности «актер татарского драматического театра». Работал ассистентом режиссера литературно-драматических передач на казанском телевидении. Поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии на факультет режиссуры, где учился заочно.
Мусульманскую ступень он начал в 1979 году, когда Равиль Гайнутдинов по рекомендации Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири в Уфе поступил в медресе «Мир-Араб» в Бухаре, которое закончил в 1984 году. После этого он был избран настоятелем второй Казанской соборной мечети «Нур Ислам».
Он в 1985 году был избран ответственным секретарём Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири в Уфе.
В 1987 году Равиль Гайнутдин был утверждён на должность имама - хатыба Московской соборной мечети.
В 1991 году Равиль Гайнутдин был избран президентом Исламского центра города Москвы. Одновременно при непосредственном участии Равиля хазрата в Москве был открыт Исламский культурный центр, который со временем превратился во влиятельную общественно-молодёжную организацию.
Равил Гайнутдин в 1994 году на учредительном Меджлисе мусульманских религиозных объединений и общин Европейской части России избирается муфтием, а также председателем Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона, преобразованного в 1998 году в Духовное управление мусульман Европейской части России.
В 1996 году муфтий шейх Равиль Гайнутдин был избран председателем Совета муфтиев России.
Наш земляк часто посещает свое село и дом матери. 7 сентября 2007 года муфтий Равиль Гайнутдин участвовал в торжественной церемонии открытия новой мечете на селе. После официальных мероприятий муфтий тепло пообщался с местными жителями.
В октябре 2009 года нашей школе состоялось открытие музея истории села Шали. Здесь участвовал и Равиль хазрат Гайнутдин. В подарок для открывающегося музея он подарил свою форму священнослужителя, в которой он возглавляет праздничные намазы - платье арабского покроя, накидку-чапан и чалму, а также изданный к 50-летнему юбилею фотоальбом "Летопись славных лет". Это для нашего музея – очень ценные вещи.
Наша земля гордится выдающимися писателями, поэтами, артистами: М.Гараев, М.Садыков, М.Адгамова, А.Хасанова, И.Мухаметшин, А.Загфарова, Г.Сафина и другие.
Камиль Каримов (1950) - прозаик. Член Союза писателей СССР (РТ) с 1983 года. Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан. Автор десятка книг повестей и рассказов, а также романов "Песочные часы". Лауреат Тукаевской премии 2018 года.
Р
инат Аюпов - главный режиссер Казанского татарского государственного театра юного зрителя имени Г. Кариева
Ренат Шамсутдинов – актер театра имени К. Тинчурина, Заслуженный артист Республики Татарстан
Ильнур Нуриев - солист Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан, Заслуженный артист Республики Татарстан
Есть книга, посвящённая нашему селу – «Шалинские зори», а известный писатель Камиль Каримов написал песню «Шалинские окна».
Доброго предвестья ждет душа лесная,
Раздается песня соловья живая.
Пой, родная птица, в ивняках над Мешей,
Я хочу напиться песенкой хорошей.
Но утрам мне слышатся птичьи песни снова,
Край мой, край мой, соловьиный!