Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Заинская средняя общеобразовательная школа №7 с углубленным изучением отдельных предметов» Заинского муниципального района Республики Татарстан Исследовательский проект «История появления женского татарского костюма» Выполнили ученицы 7 «А» класса Александрова Олеся, Храмова Дарья, Шемановская Валерия Учитель технологии: Антонова О.В. Заинск, 2017 Содержание проекта 1. Обоснование выбора темы проекта 2. Цели и задачи проекта 2. История возникновения женского татарского костюма 3. Модели женских костюмов 4. Костюмы, сшитые в школе 4. Фотографии из школьной истории 5. Самооценка проекта 6. Используемая литература Обоснование выбора темы проекта На школьном кружке кройки и шитья «Рукодельница» мы шьем много разных костюмов для танцевального коллектива «Элегия», для проведения различных мероприятий, концертов, новогодних праздников. Также выпускницы школы шили татарские костюмы и нам стало интересно, когда впервые появились национальные костюмы, из чего они состояли? И нам на следующий год предстоит шить татарские костюмы для учащихся начальной школы. И мы решили узнать, как можно больше об истории татарского костюма. Цель проекта: изучить историю появления женского татарского национального костюма. Задачи: изучить историю возникновения татарского костюма; собрать материал об особенностях татарского костюма, цветовой гамме; изучить материал глазами детей и писателей о костюме. История возникновения татарского костюма История возникновения татарского национального костюма берет свое начало с середины XVIII века, но тот наряд, который дошел до наших дней, был сформирован чуть позже, приблизительно в XIX веке. Влияние на татарский наряд оказали поволжские татары и традиции народов Востока. Поскольку татарские женщины с малого возраста обучались шитью, вышиванию, то изготавливая одежду, они вкладывали в нее все свое умение, терпение и в итоге получались очень красивые и женственные костюмы.  Во времена средневековья традиционным нарядом женщин считалось платье, головной убор и характерная обувь. Независимо от статуса, одежда во многом совпадала, но различия, будь это родовые, социальные или клановые, выражались лишь в используемых тканях, их цене, обилию декоративных элементов и количеству надеваемой одежды. Одежда, которая создавалась веками, выглядела не просто красиво, а нарядно, и это благодаря украшениям, изысканной отделке и традиционной вышивке.  Исторически сложилось так, что у татарского народа не было своего изобразительного искусства. Это связано с особенностями исторического и религиозного развития. Происхождение татарского костюма, как и любого народного костюма, развивается под влиянием экономики, социально уклада, религиозной культуры, национальной психологии и обычаев. Окончательно он формируется и превращается в единое целое только к середине ХIХ века. К этому времени в одежде татарского народа окончательно закрепляются уникальные, свойственные только ему декоративные разработки и пластические приемы. Поверх рубахи обычно надевался халат или кафтан, кстати, само слово халат имеет арабские корни и очевидное сходство со словом хильгат – элемент арабской одежды. Также татары часто использовали чобу – легкую верхнюю одежду без подкладки длиной немного ниже колен, которая обычно изготавливалась из конопляных и льняных тканей. Женщины же зачастую использовали фартуки и жилеты. Передовая молодежь стала носить штиблеты, брюки на выпуск, пиджаки и жилеты европейского покроя. У женщин в декоративном оформлении большую популярность приобретают мелкие сборки – это веяние Запада. Нередко всю поверхность подола женской рубахи украшали горизонтальными рядами оборок.   Национальный татарский костюм прошел длинный путь исторического развития. Сливаясь с физическим обликом, он рассказывает об индивидуальные особенности человека, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах.   Наша школа раньше была школой-интернатом и с тех времен учащиеся посещают кружок кройки и шитья. Представляем Вам костюм, сшитый в 1995 году: состоит из платья, жилета и шапочки - калфака. Жилет полуприлегающего силуэта, с закругленными внизу бортами. Платье состоит из лифа, конической юбки «полусолнце», втачных, расширенных к низу, рукавов и воротника – стойки. По верхнему срезу стойки, низу рукавов и низу юбки пришиты оборки.  А этот костюм сшит уже в этой школе: состоит из платья, брюк, камзола и тюбетейки. Платье прямого покроя, расширенное по боковым срезам, по низу пришита оборка. Платье с втачными рукавами, расклешенная, по линии низа рукава настрочена оборка. Горловина обработана воротником – стойкой с застежкой на петлю-пуговицу. Брюки широкие, по линии низа пришита резинка для сборки. Камзол удлиненный, приталенного силуэта, с закругленными внизу бортами. И, конечно, все украшено декоративными лентами, что придает костюму красоту и дороговизну.  Эти костюмы мы одеваем для проведения различных мероприятий в школе и в городе      При работе над проектом мы достигли своей цели: многое узнали о татарском костюме, расширили свой кругозор, научились работать в группе. Литература Технология. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 7 класс. Под редакцией В.Д. Симоненко.-М.: Вентана-Граф, 2015.- 204 с. Технология. Проектная деятельность учащихся, 5-11 класс. Авторы –составители Л.Н. Морозова, Н.Г. Кравченко, О.В. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2007.-204 с. Технология. Научно-методический журнал. Национальные татарские костюмы (Электронный ресурс) – Режим доступа: http://nazaccent.ru/content/5373-tatarskij-nacionalnyj-kostyum.html. |